УИД 39RS0001-01-2020-002378-52
Дело № 2-3020/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 декабря 2020 г. г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Паршуковой Н.В.,
при секретаре Стрыгиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нигматуллиной С. Р. к Калининградской региональной общественной организации инвалидов «Ковчег» о признании решения правления недействительным,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратилась в суд с названными выше исковыми требованиями, указав, что является членом КРОО инвалидов «Ковчег» с момента учреждения данной организации, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ о КРОО инвалидов «Ковчег». В ДД.ММ.ГГГГ по почте была получена копия протокола заседания Правления КРОО инвалидов «Ковчег» от ДД.ММ.ГГГГ №, на котором был рассмотрен вопрос «Об исключении из Организации Нигматуллиной С. Р. и ФИО1». Как следует из текста протокола, по результатам рассмотрения указанного вопроса Правление КРОО инвалидов «Ковчег» приняло решение исключить ФИО2 и ФИО1 из членов Организации в связи со систематической неуплатой членских взносов за последние 3 года. Считает, что решение Правления КРОО инвалидов «Ковчег» принято с нарушением требований законодательства Российской Федерации, Устава КРОО инвалидов «Ковчег» и подлежит отмене. КРОО инвалидов «Ковчег» является корпоративным юридическим липом. Согласно ч. 1 ст. 65.2 Гражданского кодекса РФ участники корпорации (участники, члены, акционеры и т.п.) вправе обжаловать решения органов корпорации, влекущие гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом. В пункте 3.6. статьи 3 Устава КРОО инвалидов «Ковчег» предусмотрены случаи прекращения членства в Организации:
по желанию члена Организации на основании личного письменного заявления, поданного в Правление Организации;
по решению Правления Организации.
В соответствии с пунктом 3.8. статьи 3 Устава КРОО инвалидов «Ковчег» член Организации, в отношении которого принимается решение об исключении, должен быть приглашен на заседание Правления Организации. В случае его повторной неявки без уважительной причины на собрание Правления Организации, решение об исключении может быть принято в отсутствие указанного члена Организации.
Таким образом, она должна была быть приглашена (дважды) на заседание Правления Организации, на котором решался вопрос об ее исключении из членов организации. Однако, она таких приглашений не получала, о проведении заседания Правления с указанной повесткой дня ей было ничего неизвестно, протокол заседания Правления КРОО инвалидов «Ковчег» от ДД.ММ.ГГГГ № не содержит сведений об ее извещении о проведении заседания.
Кроме того, протокол №, датированный ДД.ММ.ГГГГ, был направлен в ее адрес спустя более года с момента принятия обжалуемого решения. Никаких иных уведомлений, сообщений, писем от КРОО инвалидов «Ковчег», до получения указанного протокола, в ее адрес также не поступало.
То есть, ответчиком не соблюден порядок принятия решения об исключении члена из КРОО инвалидов «Ковчег», предусмотренный Уставом организации, что повлекло нарушение ее прав. В связи с этим просит признать недействительным решение правления КРОО инвалидов «Ковчег» об исключении ее из КРОО инвалидов «Ковчег» (протокол заседания правления КРОО Инвалидов «Ковчег» от ДД.ММ.ГГГГ №). В связи с этим просит признать недействительным решение Правления КРОО инвалидов «Ковчег» об исключении из КРОО инвалидов «Ковчег» Нигматуллиной С. Р., выраженное в протоколе заседания Правления КРОО инвалидов «Ковчег» от ДД.ММ.ГГГГ №.
В судебном заседании истец ФИО2 и ее представитель Трус Ю.С., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, настаивая на их удовлетворении.
Представитель Калининградской региональной общественной организации инвалидов «Ковчег» – Черноголова М.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Нигматуллиной С.Р. не признала, дав пояснения, аналогичные указанным в письменном отзыве. Просила в удовлетворении исковых требований Нигматуллиной С.Р. отказать.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели). Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица – общественные объединения (статья 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).
В соответствии со статьей 8 названного Закона общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица – общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.
В соответствии с Уставом, Калининградская региональная общественная организация инвалидов «Ковчег» является некоммерческой корпоративной организацией, созданной для защиты прав и законных интересов инвалидов и маломобильных групп населения, а также в целях осуществления деятельности в области разработки программ защиты инвалидов и интеграции инвалидов в общество и осуществляющей свою деятельность на территории Калининградской области.
Общество осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «Об общественных объединениях», другими законодательными актами и Уставом.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что истец до ДД.ММ.ГГГГ являлась членом Общества.
Согласно статье 6 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» члены общественного объединения имеют права и несут обязанности в соответствии с требованиями норм устава общественного объединения и в случае несоблюдения указанных требований могут быть исключены из общественного объединения в порядке, указанном в уставе.
Согласно пункту 3.7. Устава членство в Организации может быть прекращено за нарушение Устава и законов Российской Федерации, невыполнение указаний руководящих органов Организации, неучастия без уважительных причин в общих собраниях членов Организации более одного года, дискредитации деятельности Организации, систематическую неуплату членских взносов.
В пункте 3.6. Устава Организации предусмотрены случаи прекращения членства в Организации:
- по желанию члена Организации на основании личного письменного заявления, поданного в Правление Организации;
- по решению Правления Организации.
В соответствии с пунктом 3.8. Устава член Организации, в отношении которого принимается решение об исключении, должен быть приглашен на заседание Правления Организации. В случае его повторной неявки без уважительной причины на собрание Правления Организации, решение об исключении может быть принято в отсутствие указанного члена Организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:
1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;
2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;
3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;
4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).
В соответствии с пунктом 3 статьи 181.4 ГК РФ решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании и принятии оспариваемого решения.
Согласно разъяснениям, данным Верховным Судом Российской Федерации в пункте 103 Постановления Пленума от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - Постановление Пленума № 25), по смыслу пункта 1 статьи 2, пункта 6 статьи 50 и пункта 2 статьи 181.1 ГК РФ под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, т.е. определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
В частности, к решениям собраний относятся решения коллегиальных органов управления юридического лица (собраний участников, советов директоров и т.д.), решения собраний кредиторов, а также комитета кредиторов при банкротстве, решения долевых собственников, в том числе решения собственников помещений в многоквартирном доме или нежилом здании, решения участников общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения. При этом данный перечень гражданско-правовых сообществ не является исчерпывающим.
Из материалов дела, в частности из Протокола № заседания Правления КРОО инвалидов «Ковчег» от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что общий списочный состав членов Правления общества составляет <данные изъяты>, на заседании Правления присутствовало <данные изъяты>, по вопросу повестки дня об исключении ФИО7 и ФИО1 из членов Общества в связи со систематической неуплатой членских взносов в последние <данные изъяты> проголосовали <данные изъяты> члена Правления из <данные изъяты> присутствующих.
При этом из указанного протокола не следует, что ФИО2 присутствовала на заседании Правления организации, давала объяснения по вопросу об исключении ее из членов Общества.
Обществом также не представлено доказательств того, что ФИО2 была приглашена на заседании Правления КРОО инвалидов «Ковчег» на котором рассматривался вопрос об ее исключении из Общества.
Таким образом, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, а также принципов состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон (ст. 12 ГПК РФ), в силу которых каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, представитель ответчика не представил суду допустимых и достаточных доказательств, свидетельствующих о приглашении истца на заседание Правления КРОО инвалидов «Ковчег» от 17 сентября 2018 г. по вопросу повестки дня: Об исключении из Организации Нигматуллиной С.Р. и ФИО1
При изложенных обстоятельствах решение о прекращении членства Нигматуллиной С.Р. в КРОО инвалидов «Ковчег» нельзя признать законным в силу нарушения ее права знать о рассмотрении в отношении нее данного вопроса и защищать свои права способами, не запрещенными законом (статья 45 Конституции Российской Федерации).
При этом, как следует из Протокола № общего собрания членов Калининградской региональной общественной организации инвалидов «Ковчег» от ДД.ММ.ГГГГ в организации сбор членских взносов не осуществлялся до настоящего момента. На обсуждение членам Организации был предложен проект «Положения о порядке уплаты взносов членами Калининградской региональной общественной организации инвалидов «Ковчег». Члены общего собрания членов Калининградской региональной общественной организации инвалидов «Ковчег» решили начать сбор годовых членских взносов согласно принятому «Положению о порядке уплаты взносов членами Калининградской региональной общественной организации инвалидов «Ковчег», начиная с ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Доказательств того, что ФИО2 была уведомлена о принятом решении о начале сбора годовых членских взносов, начиная с ДД.ММ.ГГГГ включительно, представителем ответчика также не представлено.
При этом суд считает необходимым указать и на тот факт, что протокол № заседания Правления КРОО инвалидов «Ковчег» от ДД.ММ.ГГГГ об исключении Нигматуллиной С.Р. из членов общества был направлен в ее адрес только ДД.ММ.ГГГГ
В результате исключения из членов общества ФИО2 лишилась содействия общества в реализации законодательно установленных прав инвалидов, защиты своих прав и интересов как член общества, что является главными задачами и целями деятельности КРОО инвалидов «Ковчег» согласно Уставу.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Нигматуллиной С.Р. о признании недействительным решения Правления КРОО инвалидов «Ковчег» об исключении из КРОО инвалидов «Ковчег» Нигматуллиной С. Р., выраженное в протоколе заседания Правления КРОО инвалидов «Ковчег» от ДД.ММ.ГГГГ №.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Нигматуллиной С. Р. к Калининградской региональной общественной организации инвалидов «Ковчег» о признании решения правления недействительным – удовлетворить.
Признать недействительным решение Правления КРОО инвалидов «Ковчег» об исключении из КРОО инвалидов «Ковчег» Нигматуллиной С. Р., выраженное в протоколе заседания Правления КРОО инвалидов «Ковчег» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 17 декабря 2020 г.
Судья Н.В. Паршукова