Дело 2-529/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2013 г. г.Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Цэдашиева Б.Г., при секретаре Казаковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мыксинской И.В. к Мыксинскому В.М. об устранении препятствий в пользовании земельным участком, признании утратившим право пользования временным строением, встречному исковому заявлению Мыксинского В.М. к Мыксинской И.В. о разделе совместно нажитого имущества,
установил:
Мыксинская И.В. обратилась в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, в обоснование которого указывает, что у нее на праве собственности имеется земельный участок, расположенный по <адрес>, площадью 543 кв.м. с кадастровым номером участка 03:23:010520:93 с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, который она приобрела по договору купли-продажи 28.12.2012 года. Однако пользоваться земельным участком она не может, поскольку ее бывший муж Мыксинский В.М., брак с которым расторгнут 26.11.2011 года препятствует ей в этом. На данном земельном участке имеется временное строение, самовольно построенное в период строительства БАМ и предназначенное для временного проживания строителей БАМа, которые не были снесены своевременно, не отвечают санитарным и техническим нормам, предъявляемым к жилым помещениям, и является непригодным для проживания. Это строение было приобретено ею в 2003 году по приезду в г.Северобайкальск, и приспособлено для временного проживания. После расторжения брака, она с несовершеннолетним сыном съехали оттуда, следовательно не может использовать земельный участок. Договора социального найма на помещение не имеется, в собственность строение также не оформлялось. Поскольку строение расположено на ее земельном участке, то следовательно, все строения на участке также принадлежат ей. Ссылаясь на нормы ч.4 ст.31 ЖК РФ указывает, что между ними с ответчиком соглашения о праве пользования данным временным жильем не имеется. Ввиду того, что строение является ветхим и становится непригодным для проживания, она желает на месте этого строения, которое подлежит сносу, возвести новое пригодное для проживания строение в установленном законом порядке для обеспечения их несовершеннолетнего сына нормальным жилым помещением. Для этого ей необходимо, чтобы бывший муж не препятствовал ей в этом и освободил временное строение, приспособленное под жилое помещение, снялся с регистрационного учета, не мешал ей распоряжаться своей собственностью. На основании указанного, просит устранить препятствия в пользовании земельным участком со стороны ответчика, признать ответчика утратившим право пользования временным строением, приспособленным под жилое помещение по <адрес>.
В встречном исковом заявлении Мыксинский В.М. указывает, что в период с 24.12.1994 года по 26.08.2011 год он находился в браке с Мыксинской И.В. Во время брака ими был приобретен земельный участок и балок, расположенный по <адрес>. До расторжения брака они с Мыксинской проживали вместе, земельный участок был в аренде, оформленный на Мыксинскую И.В. После развода, Мыксинская оформила участок в собственность, при этом его в известность не поставила. До настоящего времени он зарегистрирован и проживает по указанному адресу, иного жилья не имеет, возможности приобретси другое жилье также не имеет. Считает, что передача земельного участка в единоличную собственность Мыксинской нарушает его права и проведена незаконно, так как он официально зарегистрирован по указанному адресу и фактически имущество было приобретено ими в период брака. Ссылаясь на нормы ст.ст.38, 39 СК РФ, просит разделить совместно нажитое имущество: земельный участок и балок по <адрес> в равных долях.
В судебном заседании, истец Мыксинская И.В. исковые требования поддержала, при этом пояснила, что земельный участок она выкупила после того, как он был выделен ей на основании договора аренды. Строение, в котором зарегистрирован ответчик, является ветхим, не приспособленным для постоянного проживания, не жилым. Приобретено было строение ею у физического лица путем простой передачи денежных средств. Право собственности на балок не оформляли. Ответчик препятствует ей пользоваться земельным участком, наличие регистрации ответчика в строении мешает сносу строения. Она желает снести строение, и поставить две теплицы, вести огород. Между тем, ответчик препятствует ей в этом, и не допускает на земельный участок. Встречное исковое заявление она не признает, поскольку земельный участок был приобретен ею в собственность после расторжения брака. Строение также не подлежит разделу, поскольку не находится в собственности у них, на балансе администрации также не состоит. Просит удовлетворить ее иск в полном объеме, встречное исковое заявление просит оставить без удовлетворения.
Представитель истца по доверенности Плаксина М.Л. также исковые требования своего доверителя поддержала в полном объеме, по доводам изложенным в иске. Дополнительно в обоснование исковых требований пояснила, что земельный участок предназначен для ведения подсобного хозяйства, следовательно, строений на участке быть не может. Строение было приобретено Мыксинской в 2002 году у Черниговской, но данная сделка является незаконной, поскольку у Черниговской также не имелось право собственности на эту самовольную постройку. Регистрация по месту проживания во временном приспособленном для проживания строении не предполагает право собственности на это строение. Подключение к электроснабжению не порождает признание строения жилым помещением. Встречное исковое заявление просила оставить без удовлетворения, поскольку строение – балок на земельном участке не может быть. Собственником земельного участка является Мыксинская. Право собственности никем в установленном законом порядке не оспорено. Поскольку имущество, указанное к разделу со стороны Мыксинского не является имуществом, приобретенным в браке, оно не подлежит разделу.
Ответчик Мыксинский В.М. исковые требования Мыксинской И.В. не признал, при этом пояснил, что балок ими был приобретен во время их брака, где они и зарегистрированы. В балке проведены тепло и водоснабжение. Он в настоящее время проживает там, оплачивает коммунальные услуги, осуществляет его содержание, выехать ему не куда, другого жилья у него не имеется. Договора социального найма на строение нет, однако договора с энергоснабжающими организациями заключен. Земельный участок также был арендован во время брака. Мыксинская после развода оформила участок в собственность, при этом он также имел с ней равные права на его приобретение. Земельный участок Мыксинская приобрела, не ставя его в известность. Просит в удовлетворении иска Мыксинской отказать, его встречное исковое заявление удовлетворить.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Мыксинская И.В. и Мыксинский В.М. состояли в зарегистрированном браке с 24.12.1994 года, который был прекращен 05.09.2011 года на основании решения мирового судьи судебного участка №3 Северобайкальского района Республики Бурятия от 26.08.2011 года. В период нахождения в браке, 22.10.2002 года Мыксинская И.В. приобрела у Ч. строение – балок по <адрес>. На основании Постановления администрации МО «г.Северобайкальск» «О предоставлении в собственность за плату земельного участка» №1642 от 25.12.2012 года, и договора купли-продажи земельного участка №202 от 28.12.2012 года, Мыксинская И.В. приобрела земельный участок по <адрес>, на котором расположено спорное строение – балок.
Часть 1 статьи 56 ГПК РФ устанавливает процессуальную обязанность стороны спора доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст.209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Часть 2 ст.209 ГК РФ предусматривает, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно ст.304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Принадлежность земельного участка, расположенного по <адрес> – в Мыксинской И.В. подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Земельный участок был предоставлен Мыксинской И.В. на основании Постановления администрации МО «г.Северобайкальск» от 25.12.2012 года. Разрешенный вид использования – ведение личного подсобного хозяйства. Законность права собственности на земельный участок в установленном законом порядке ответчиком не оспорено, незаконным не признано. При указанных обстоятельствах, суд полагает обоснованными требование истца Мыксинской о понуждении ответчика устранить препятствия в пользовании земельным участком.
Вместе с тем, суд полагает несостоятельными требования истца Мыксинской о признании ответчика Мыксинского утратившим права пользования строением – балком, расположенном на указанном земельном участке. В обоснование заявленного требования, истец Мыксинская ссылается на нормы ч.3 ст.261 ГК РФ, который предусматривает, что собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц, а также ст.222 ГК РФ, регламентирующего вопросы о сносе самовольной постройки. Между тем, в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъясняется, что применяя статью 222 ГК РФ, судам необходимо учитывать, что собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки. С указанными исковыми требованиями, истец в судебном порядке не обращался. В свою очередь, из справки Комитета по управлению городским хозяйством администрации МО «г.Северобайкальск», балки на территории г.Северобайкальск являются самовольными строениями граждан, возведенными в период строительства БАМа, требованиям жилого помещения не отвечают, являются непригодными для постоянного проживания.
Кроме того, из пояснений участников процесса следует, что спорный балок был приобретен Мыксинской в 2002 году, что не отрицается сторонами. Ответчик Мыксинский проживает в спорном балке, имеет регистрацию, оплачивает коммунальные услуги. Балок обеспечен тепло-водоснабжением, электроэнергией, другого жилья не имеет. При указанных обстоятельствах, суд полагает, что признание ответчика утратившим права пользования временным строением жилым помещением, нарушает права ответчика. Суд полагает, что истцом не доказано наличие оснований для удовлетворения заявленного требования, а именно нарушение правомочия истца по пользованию принадлежащим ей земельным участком в связи с нахождением балка.
Разрешая встречные исковые требования Мыксинского В.М., суд исходит из следующего.
Согласно части 1 ст.34 СК РФ, имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
Абзац 3 п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 N 15 (ред. от 06.02.2007) "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака" разъясняет, что в состав имущества, подлежащего разделу, включается общее имущество супругов, имеющееся у них в наличии на время рассмотрения дела либо находящееся у третьих лиц.
Между тем, установлено, что земельный участок по <адрес> приобретен Мыксинской И.В. на основании постановления администрации МО «г.Северобайкальск» от 25.12.2012 года, и оформлена в собственность 30.01.2013 года. Брак между Мыксинскими расторгнут 26.08.2011 года, следовательно, спорный земельный участок не может быть признано общим имуществом, подлежащим разделу.
Часть 1 ст.38 СК РФ предусматривает, что раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов, а также в случае заявления кредитором требования о разделе общего имущества супругов для обращения взыскания на долю одного из супругов в общем имуществе супругов.
Согласно ч.1ст.39 СК РФ, при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.
Между тем, установлено, что спорный балок в собственности ни у Мыксинской, ни у Мыксинского не оформлено, является самовольной постройкой. Оплата коммунальных услуг не предусматривает возникновение права собственности, в связи с чем, разделу также не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 24.05.2013 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░