Дело № 10RS0011-01-2020-012113-45 (2а-6201/2020)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 декабря 2020 года город Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Картавых М.Н., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Республике Карелия к Бойе Татьяне Николаевне о взыскании обязательных платежей,
установил:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что административный ответчик, являясь в 2014-2015 годах собственником земельного участка и жилого дома в Прионежском районе, не уплатила в установленный законом срок соответствующие налоговые платежи. Административный истец просит взыскать с ответчика задолженность по земельному налогу за 2014 год в сумме 23 рубля, начисленные на нее пени за период с 02.10.2015 по 26.10.2015 в сумме 0,20 рублей, задолженность по земельному налогу за 2015 год в сумме 23 рубля, и пени, начисленные на указанную задолженность за период с 02.12.2016 по 22.11.2017 в сумме 2,54 рубля, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 171 рубль, начисленные на нее пени за период с 02.10.2015 по 26.10.2015 в сумме 1,50 рублей, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 196 рублей, и пени, начисленные на указанную задолженность за период с 02.12.2016 по 22.11.2017 в сумме 21,67 рублей.
Одновременно административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока для подачи административного иска в суд, мотивированное большим объемом претензионно-исковой работы, а также во избежание потерь бюджета. При этом административный истец указывает на то, что процессуальный срок пропущен налоговым органом только по требованию № 47657 от 27.10.2015.
Определением от 05.10.2020 судом принято решение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства по правилам главы 33 КАС РФ путем исследования письменных доказательств без вызова сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно с. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно требованиям ч.1 ст.3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Частью 1 ст. 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу ст.45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
Согласно ст.19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии с главой 31 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Статьей 400 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно статье 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:
1) жилой дом;
2) квартира, комната;
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пункт 1 статьи 402 НК РФ устанавливает, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Положениями п. 1 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с п. 2 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Из материалов дела следует, что административный ответчик имел в собственности в 2014-2015 гг. земельный участок и жилой дом, расположенные в Прионежском районе п. Пяжиева Сельга.
В адрес административного ответчика налоговым органом были направлены налоговые уведомления №375886 от 02.06.2015 об уплате земельного налога на вышеуказанный участок за 2014 год в сумме 23 рубля и налога на имущество физических лиц на жилой дом за 2014 год в сумме 171 рубль в срок до 01.10.2015, №71832574 от 05.08.2016 об уплате земельного налога на вышеуказанный земельный участок за 2015 год в сумме 23 рубля и налога на имущество физических лиц за 2015 год в отношении жилого дома в сумме 196 рублей в срок до 01.12.2016.
В установленный законом срок административный ответчик налоги не уплатил.
Согласно статье 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Взыскание пеней производится в том же порядке, что и изыскание недоимки.
В соответствии с п.1 ст.69 НК требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Согласно ч. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В связи с неуплатой налоговых платежей в установленные налоговыми уведомлениями сроки налоговым органом в адрес административного ответчика направлены требования об уплате недоимок по налогам и пени:
№47657 от 27.10.2015 об уплате задолженности по земельному налогу за 2014 год в сумме 23 рубля, и пени в сумме 8,51 рублей, задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 171 рубль и пени в сумме 62,87 рублей, сроком уплаты до 29.01.2016;
№3787 от 23.11.2017 об уплате задолженности по земельному налогу за 2015 год в сумме 23 рубля, и пени в сумме 2,54 рубля, задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 196 рублей и пени в сумме 21,67 рублей, сроком уплаты до 31.01.2018.
Указанные требования административным ответчиком исполнены не были. В настоящее время за административным ответчиком сохраняется задолженность по земельному налогу за 2014 год в сумме 23 рубля, начисленным на нее пеням за период с 02.10.2015 по 26.10.2015 в сумме 0,20 рублей, задолженность по земельному налогу за 2015 год в сумме 23 рубля, и пеням, начисленным на указанную задолженность за период с 02.12.2016 по 22.11.2017 в сумме 2,54 рубля, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 171 рубль, начисленным на нее пеням за период с 02.10.2015 по 26.10.2015 в сумме 1,50 рублей, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 196 рублей, и пеням, начисленным на указанную задолженность за период с 02.12.2016 по 22.11.2017 в сумме 21,67 рублей.
В силу п. 2 ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога производится в судебном порядке.
В силу взаимосвязанных положений п. 3 ч. 3 ст. 1, ст. 17, ч. 2 ст. 286, чч. 4, 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении судом общей юрисдикции административных дел о взыскании обязательных платежей, административное исковое заявление подается в течение шести месяцев со дня отмены судебного приказа, при этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца, а на суде лежит обязанность по проверке полномочий органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, соблюдение срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, наличие оснований для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверка правильности осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Применительно к взаимосвязанным положениям ч. 2 ст. 286, ч. 6 ст. 289 КАС РФ проверяя срок обращения с требованиями о взыскании обязательных платежей, суд отмечает, что проверке подлежит как срок на обращение с административным исковым заявлением, установленный п. 3 ст. 48 НК РФ, ч. 2 ст. 286 КАС РФ, так и срок на подачу заявления о взыскании, установленный п. 2 ст. 48 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ, В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
По общему правилу, в соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Судом установлено, что административный истец обратился в суд о взыскании недоимки по налогам по двум требованиям, общая задолженность по которым в течение трех лет с момента истечения срока исполнения самого раннего из них не превысила 3000 рублей.
Следовательно, в данном случае срок обращения с заявленными требованиями составляет шесть месяцев с момента истечения трехлетнего срока с даты исполнения самого раннего требования – то есть с 29.01.2019 (29.01.2016 + 3 года).
Срок обращения в суд истек 29.07.2019 (29.01.2019 + 6 мес.).
Между тем, административный истец обратился с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Бойе Т.Н. указанной недоимки 22.01.2020, то есть со значительным пропуском процессуального срока на обращение в суд.
Определением мирового судьи судебного участка №8 г. Петрозаводска от 24.01.2020 налоговому органу отказано в выдаче судебного приказа по основаниям, предусмотренным п.3 ч.3 ст.123.4 КАС РФ (в связи с пропуском процессуального срока обращения).
С настоящим административным иском налоговый орган обратился 01.10.2020.
Таким образом, очевидно, что предусмотренные налоговым законодательством сроки привлечения ответчика к уплате налогов, указанных в вышеназванном требовании, заявителем не соблюдены, поскольку налоговым органом пропущена совокупность сроков, предусмотренных налоговым законодательством для принудительного взыскания задолженности.
В связи с истечением срока для принудительного взыскания недоимки, право на такое взыскание налоговым органом утрачено, взыскание недоимки по налогам и пени является неправомерным.
Довод административного истца о том, что в данном случае возможность взыскания утрачена только по одному требованию №47657 от 27.10.2015, а по второму недоимка подлежит взысканию, поскольку срок предъявления требований по нему не пропущен, по мнению суда, является несостоятельным, основанном на ошибочном толковании нормы права ввиду следующего:
В данном случае предметом иска являются два требования, по которым на момент обращения в суд истек срок исполнения.
Статьей 48 НК РФ в отношении данного случая определен конкретный пресекательный срок в совокупности по всем требованиям, по которым административный истец обратился за взысканием, и он составляет шесть месяцев со дня истечения трехлетнего срока с даты исполнения самого раннего требования. Рассмотрение процессуальных сроков отдельно для каждого из требований, заявленных ко взысканию в совокупности, законом не предусмотрено.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.59 НК РФ в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам, недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, признается безнадёжной ко взысканию.
В силу п.1 ч.2 ст.59 НК РФ налоговые органы являются органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании.
Учитывая, что на момент обращения к мировому судье налоговому органу уже было достоверно известно об истечении процессуального срока обращения по совокупности данных требований, налоговый орган, будучи лицом, уполномоченным на принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, не был лишен права на обращение в суд за признанием недоимки по требованию №47657 от 27.10.2015 безнадежной ко взысканию в связи с истечением установленного срока для их взыскания. При таких обстоятельствах возможность взыскания недоимок по более поздним требованиям сохранилась бы за налоговым органом.
Указанным правом налоговый орган не воспользовался.
Административный истец свободен в выборе способа защиты нарушенного права, он также самостоятельно определяет объем исковых требований.
Ходатайство административного истца о восстановлении срока на обращение в суд удовлетворению не подлежит ввиду отсутствия к тому законных оснований. Причины пропуска срока суд уважительными не признает. Суд полагает, что истец имел возможность обратиться в суд в установленный законом срок.
При этом учитывается, что к уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.
Доводы, изложенные административным истцом в обоснование пропуска срока обращения в суд с настоящими требованиями, к таким уважительным причинам не относятся.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что уважительных причин, препятствовавших своевременному обращению налогового органа в суд с требованиями о взыскании с налогоплательщика недоимки и пени не имеется, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 48 НК РФ, 175-180, 286, 289, 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
По ходатайству заинтересованного лица решения может быть отменено, если после его принятия поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда.
Судья М.Н. Картавых