Дело № 2-6464/2016
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 сентября 2016 года город Пермь
Свердловский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Мангасаровой Н.В.,
при ведении протокола секретарем Молодовой Н.С.,
при участии представителей истца – помощника прокурора Свердловского района <адрес> Поносова А.В. и представителя третьего лица – -ОРГАНИЗАЦИЯ3- – ФИО1, представителя третьего лица - -ОРГАНИЗАЦИЯ2- – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
Прокурора Свердловского района <адрес> к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Моторостроителей» о признании действий незаконными и возложении обязанности заключить договор электроснабжения,
установил:
Истец, <адрес>, обратился в Свердловский районный суд <адрес> с иском к ответчику, ООО «Управляющая компания «Моторостроителей», с требованием о признании незаконными действий ответчика, направленных на отказ от исполнения пунктов 1.1., 2.1., 4.1.3., 4.5., 5.1.8, 5.4. договора управления многоквартирным домом в части предоставления услуг электроснабжения, обязании ответчика заключить договор электроснабжения по домам, находящимся в управлении ответчика.
В обоснование исковых требований истец ссылается на следующие обстоятельства: в результате проведенной проверки соблюдения жилищного законодательства при предоставлении гражданам, проживающим в многоквартирных жилых домах жилищно-коммунальных услуг по холодному водоснабжению и электроснабжению истцом установлен факт не заключения ООО «Управляющая компания «Моторостроителей», осуществляющим управление жилыми многоквартирными домами на основании договоров с собственниками жилых помещений, договоров на электроснабжение в этих домах с ресурсоснабжающей организацией. Начисление платежей, выставление квитанций и приём платежей за электроснабжение, в том числе на общедомовые нужды, собственникам помещений осуществляет ресурсоснабжающая организация, что является нарушением федерального законодательства.
Представитель истца в судебном заседании на исковых требованиях настаивал в полом объёме, не возражал против вынесения по делу заочного решения.
Представитель ответчика в судебном заседании не присутствовал, извещался в порядке, предусмотренном законом, каких-либо возражений не представил.
Представитель третьего лица – -ОРГАНИЗАЦИЯ3- в судебном заседании исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в письменных пояснениях, не возражал против вынесения по делу заочного решения.
Представитель третьего лица – -ОРГАНИЗАЦИЯ2- в судебном заседании выражал против предъявленных исковых требования по основаниям изложенных в письменном отзыве, утверждая, что законом не запрещено выставление счетов ресурсоснабжающей организацией напрямую потребителям, не возражал против вынесения по делу заочного решения.
Представитель третьего лица – -ОРГАНИЗАЦИЯ1-, в судебном заседании не присутствовал, извещался в порядке, предусмотренном законом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, представив письменные пояснения по иску с приложением документов проверок в результате которых были выявлены нарушения со стороны ответчика выразившиеся в не заключении договора электроснабжения с целью предоставления собственникам помещений в многоквартирных домах по адресам: <адрес>. (протоколы об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ).
Суд считает возможным вынести заочное решение по делу (гл. 22 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Заслушав пояснения сторон, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком ООО «Управляющая компания «Моторостроителей» осуществляет управление № многоквартирными домами на основании договоров управления заключенных в период с ДД.ММ.ГГГГ, перечень домов приведён в приложении к исковому заявлению (л.д. 6-10).
Между ответчиком и -ОРГАНИЗАЦИЯ2- договоры электроснабжения многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, не заключены. Начисление платы за электроснабжение, в том числе на общедомовые нужды, собственникам помещений домов осуществляется -ОРГАНИЗАЦИЯ2-
Представитель -ОРГАНИЗАЦИЯ2- в судебном заседании пояснил, что по заявлению ответчика на заключение договоров электроснабжения многоквартирных домов от ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д. 21) тексты договоров направлены ответчику, но от ответчика в оформленном виде они обратно не поступали.
На требование Прокураторы Свердловского района <адрес> о предоставлении информации (л.д. 19) ответчиком ДД.ММ.ГГГГ дан ответ, что договор электроснабжения домов, находящихся в управлении ответчика, не заключён, так как по сложившимся фактическим отношениям такой вид коммунальной услуги как электроснабжение собственникам помещений многоквартирных домов предоставляется напрямую -ОРГАНИЗАЦИЯ2- тем более, что в соответствии с договорами управления данный вид коммунальных услуг управляющей компанией не предоставляется. При этом протоколов общих собраний собственников помещений многоквартирных домов по вопросу осуществления прямых платежей в ресурсоснабжающую организацию в управляющей компании отсутствует (л.д. 20).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском.
Согласно ст.161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (ч.1); способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч.3); управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 данного Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (ч.12).
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пункту 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее – Правила) условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
Как следует из пункта 13 Правил, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 03.05.2007 N 8326-РМ/07 разъяснено, что при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя на основании подпунктов 2, 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно, исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 №124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» (далее - Правила №124) исполнитель в лице управляющей организации не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения.
Согласно пункту 7 Правил №124 документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются для управляющей организации: если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен).
Таким образом, ответчик на основании указанных норм права обязан заключать договоры ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений.
С момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций).
Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Таким образом, сложившиеся фактические отношения между потребителями и ресурсоснабжающей организацией на основании открытых лицевых счетов не снимает с общества, как исполнителя коммунальных услуг, обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения.
Согласно п.15 Правил №124 договор ресурсоснабжения вступает в силу со дня его подписания последней из сторон договора.
На основании изложенного, требования истца о признании незаконными действий ответчика направленных на отказ в предоставлении услуг электроснабжения и возложении обязанности заключить договор электроснабжения с ресурсоснабжающей организацией в письменной форме являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Факт нахождения многоквартирных домов в количестве 147, согласно списку, указанному на стр. 6-10, в управлении ответчика, участвующими в деле, мотивированно не оспорен. Обстоятельства сложившихся фактически отношений выставления счетов на прямую потребителям ресурсоснабжающей организацией – третьим лицом, -ОРГАНИЗАЦИЯ2- признаётся.
Представленный в материалы дела текст договора управления с многоквартирным домом (л.. 22-29) содержит в себе пункты: 1.1., 2.1., 4.1.3., 4.5., 5.1.8., 5.4. которые соответствуют нормам права, перечисленным по тексту настоящего решения, и возлагают на ответчика обязанность по заключению агентского договора на обеспечение многоквартирного дома коммунальными услугами, в том числе – электроснабжением, организации начисления коммунальных услуг в соответствии с заключенными договора и сбором указанных платежей, действуя при этом в интересах собственников помещений многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению, действия ответчика направленные на отказ от исполнения пунктов 1.1, 2.1., 4.1.3., 5.1.8., 5.4. договоров управления многоквартирными домами в части предоставления услуг электроснабжения и на ответчика следует возложить обязанность по заключению договоров электроснабжения для общедомовых нужд и индивидуального потребления в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика.
С ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере -СУММА-. в порядке ст.101, 103 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ.
Руководствуясь ст.. 194-199, гл. 22 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконными действия ООО «Управляющая компания «Моторостроитель», направленные на отказ от исполнения пунктов 1.1., 2.1., 4.1.3, 4.5, 5.1.8, 5.4 договоров управления многоквартирными домами в части предоставления услуги электроснабжения.
Возложить на ООО «Управляющая компания «Моторостроитель» обязанность заключить договор электроснабжения для общедомовых нужд и индивидуального потребления в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «Управляющая компания «Моторостроитель».
Взыскать с ООО «Управляющая компания «Моторостроитель» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере -СУММА-
Ответчик вправе подать в Свердловский районный суд г. Перми заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами так же в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления - в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми.
Судья: Н.В. Мангасарова
Решение в полном объеме изготовлено 20.10.2016.