Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-169/2015 (2-4271/2014;) ~ М-4288/2014 от 02.12.2014

Мотивированное решение изготовлено 26 января 2015 года.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 января 2015 года город Первоуральск Свердловская область

Первоуральский городской суд Свердловской области

в составе председательствующего судьи Опалевой Т.А.,

при секретаре судебного заседания Куренных А.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-169 по иску Латыповой Ольги Владимировны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда в городе Первоуральске Свердловской области о признании и включении в стаж периодов работы, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязании назначить трудовую пенсию по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Латыпова О.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда в городе Первоуральске Свердловской области (далее - ГУ УПФ) о признании и включении в стаж периодов работы, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязании назначить трудовую пенсию по старости.

В обоснование требований в исковом заявлении указано, что с 21.08.1985 истец работает в образовательных учреждениях на педагогических должностях. 29.05.2014 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением от 04.07.2014 за ей было отказано в назначении пенсии, поскольку ответчик принял к зачёту для определения права на досрочную пенсию только 22 года 01 месяца 12 дней, не включив ряд периодов, из которых истец оспаривает не включение следующих периодов её работы:

- с 01.09.1987 по 15.08.1990 не указанный в решении об отказе период ее обучения в Свердловском педучилище;

- с 01.09.1999 по 31.08.2000 в должности социального педагога в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1».

Считает, что данные периоды должны быть включены в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии.

Истец Латыпова О.В. в судебном заседании поддержала требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ УПФ ФИО4, действующая на основании доверенности (л.д. 32), в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве, в котором указано, что время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, засчитывалось в стаж работы учителей и других работников просвещения, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии за выслугу лет, в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет. С 01.10.1993 данное постановлением не применяется на территории РФ в соответствии с постановлением Совета Министров-Правительства РФ № 953 от 22.09.1993. Таким образом, вышеуказанные периоды, указанные в пунктах 1-3 Положения, в стаж на соответствующих видах работ включаются при условии наличия не менее 2/3 требуемого стажа на СВР на день отмены постановления, то есть на 01.10.1993. На эту дату у истца отсутствует требуемый стаж 16 лет 8 месяцев в должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Положением. Таким образом, данный период не может быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. По периоду с 01.09.1999 по 31.08.2000 работа в должности социального педагога включается в стаж на СВР в образовательных учреждениях, указанных в пунктах 1.3, 1.5, 1.6, 1.11, 1.13 раздела «Наименование учреждений» Списка, что предусмотрено п. 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. Что касается выполнения истцом работы в должности учителя ОБЖ в период с 01.09.1999 по 31.08.2000, то согласно уточняющей справке МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» от 11.06.2014 № 61, в данный период истец работала в должности социального педагога и выполняла работу на условиях почасовой оплаты в должности учителя ОБЖ с нагрузкой 12 часов. Работа на условиях почасовой оплаты, осуществляемая без оформления трудового договора, в основное рабочее время с согласия работодателя, может быть принята во внимание при исчислении стажа педагогической деятельности по нормам Постановления от 22.09.1999 № 1067 при соблюдении условий: если работа осуществлялась за период работы до 01.11.1999 или с 01.09.2000 по 12.11.2002, если выполнялась норма рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). В соответствии с Информационным письмом Минтруда РФ от 10.07.2001 № 2878-16, ПФ РФ от 16.07.2001 № 16-25/5837 «Об исчислении выслуги лет в связи с педагогической деятельностью» условие, связанное с выполнением нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленным объемом преподавательской работы, предусмотренное абзацем первым пункта 1 и абзацем первым пункта 2 Правил, распространяется на все периоды работы до 01.11.1999, избранные заявителем для исчисления своей выслуги с применением Правил.

Представитель третьего лица Управления образования городского округа Первоуральск ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что трудовая педагогическая деятельность истца началась 21.08.1985 в должности старшей пионервожатой в школе № 8 Первоуральского Гороно. 31.08.1987 она была уволена в связи с поступлением в учебное заведение. С 01.09.1987 по 15.08.1990 Латыпова О.В. обучалась в Свердловском педагогическом училище. 21.08.1987 была принята в школу № 1 учителем начальных классов и по настоящее время продолжает свою трудовую деятельность. Таким образом, периоду обучения истца в учебном заведении предшествовала педагогическая деятельность, и после окончания училища истец работала в учреждениях для детей на педагогической деятельности. С учетом п. 4 Положения периоды обучения в педагогических учебных заведениях засчитываются в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Обучение Латыповой О.В. в училище составляет 2 года 11 месяцев 16 дней. Принятые ответчиком 22 года 01 месяц 16 дней составляют более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии. И приходится на работу в учреждениях и в должности, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).

Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, действовавшим до 01.10.1993, предусмотрено, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в п. 1 Положения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность (п. 2 Положения).

При этом в силу п. 4 указанного Положения время работы, указанной в п.п. 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

На момент обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости специальный стаж истца составил 22 года 01 месяц 12 дней, засчитанный ответчиком в бесспорном порядке, что свидетельствует о выполнении условия о наличии стажа не менее 2/3, требуемого для назначения пенсии.

Довод ответчика о том, что период обучения подлежит включению в специальный стаж при наличии не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение досрочной пенсии, на момент утраты силы Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, а не на момент обращения гражданина за пенсией не обоснован.

Пунктом 1 разъяснения № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий», утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 17.10.2003 № 70, на которое ссылается ответчик, установлено следующее. При исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались в специальный стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством. Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин до дня отмены закона или соответствующего нормативно-правового акта полностью выработал необходимый специальный стаж, дававший право на пенсию по старости (за выслугу лет). В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.

Таким образом, из разъяснений следует, что за гражданами, приобретшими пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшими на момент приобретения права. Это полностью согласуется с правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлении от 24.05.2001 N 8-П и Определении от 05.11.2002 № 320-О.

Право на включение периодов работы в любом случае признается в соответствии с ранее действовавшим законодательством, а непосредственно сам порядок исчисления специального стажа зависит от того, выработал или нет гражданин необходимый специальный стаж для назначения пенсии за выслугу лет на момент отмены ранее действовавшего закона или иного нормативного правового акта, предусматривавшего включение соответствующей работы в специальный стаж.

Поскольку истец на день отмены Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 953 не выработала необходимый стаж для назначения пенсии за выслугу лет, продолжала осуществлять педагогическую деятельность в качестве учителя начальных классов - порядок исчисления специального стажа в отношении нее должен производиться в соответствии с законодательством, действующим на день установления досрочной трудовой пенсии по старости.

Кроме того в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П, введение Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» с 01.01.2002 нового правового регулирования, не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично). В отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

С учетом указанной правовой позиции при рассмотрении дела подлежат также применению нормы пенсионного законодательства, действовавшие в спорный период работы (учебы) истца, в случае если они предоставляли льготы и гарантии, не предусмотренные Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ».

Анализ такого разъяснения позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на введение нового правового регулирования, к периодам работы до указанной даты следует применять нормативные правовые акты, которые регулировали порядок исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет в каждом конкретном периоде. Принцип правовой определенности, в данном случае, состоит в возможности применения к спорным правоотношениям тех нормативных актов пенсионного законодательства, которые действовали в соответствующий период трудовой деятельности.

Таким образом, суд пришел к выводу, что значение имеет, чтобы на момент обращения в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, истцом было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в которых дает право на эту пенсию.

Принимая во внимание стаж работы истца, засчитанный ответчиком в бесспорном порядке, который составляет не менее 2/3 стажа от необходимых 25 лет на момент обращения за назначением пенсии, а так же то, что период и факт обучения истца, не оспариваются ответчиком, соблюдение условий о том, чтобы периоду обучения должна непосредственно предшествовать и непосредственно за ним следовать педагогическая деятельность, подлежит удовлетворению требование истца о включении в стаж, требуемый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, периода ее обучения в Свердловском педучилище с 01.09.1987 по 15.08.1990, что в календарном исчислении составит 2 года 11 месяцев 15 дней.

Истцом так же заявлено требование о включении в специальный стаж периода с 01.09.1999 года по 31.08.2000 года в должности социального педагога в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1».

В удовлетворении данного требования суд считает необходимым отказать, исходя из того, что работа в должности социального педагога включается в стаж на СВР в образовательных учреждениях, указанных в пунктах 1.3, 1.5, 1.6, 1.11, 1.13 раздела «Наименование учреждений» Списка, что предусмотрено п. 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.

Что касается выполнения истцом работы в должности учителя ОБЖ в период с 01.09.1999 по 31.08.2000, то согласно уточняющей справке МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» от 11.06.2014 № 61 (л.д.31) в данный период истец работала в должности социального педагога и выполняла работу на условиях почасовой оплаты в должности учителя ОБЖ с нагрузкой 12 часов. Работа на условиях почасовой оплаты, осуществляемая без оформления трудового договора, в основное рабочее время с согласия работодателя, может быть принята во внимание при исчислении стажа педагогической деятельности по нормам постановления от 22.09.1999 № 1067 при соблюдении условий: если работа осуществлялась за период работы до 01.11.1999 или с 01.09.2000 по 12.11.2002, если выполнялась норма рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). В соответствии с Информационным письмом Минтруда РФ от 10.07.2001 № 2878-16, ПФ РФ от 16.07.2001 № 16-25/5837 «Об исчислении выслуги лет в связи с педагогической деятельностью» условие, связанное с выполнением нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленного объема преподавательской работы, предусмотренное абзацем первым пункта 1 и абзацем первым пункта 2 Правил, распространяется на все периоды работы до 01.11.1999, избранные заявителем для исчисления своей выслуги с применением Правил.

Учитывая стаж, подтверждённый в ходе судебного заседания 2 года 11 месяцев 14 дней, а также стаж 22 года 01 месяц 12 дней, принятый к зачёту ответчиком, общий специальный педагогический стаж истца на день её обращения за установлением пенсии составляет 25 лет 00 месяцев 26 дней, что даёт истцу право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения к ответчику, то есть с 29.05.2014.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

Р Е Ш И Л:

иск Латыповой Ольги Владимировны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда в городе Первоуральске Свердловской области о признании и включении в стаж периодов работы, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязании назначить трудовую пенсию по старости удовлетворить в части.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области включить в стаж Латыповой Ольги Владимировны, дающий право на назначение пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением педагогической деятельности, период обучения в Свердловском педучилище с 01.09.1987 по 14.08.1990.

Признать за Латыповой Ольгой Владимировной право на назначение пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области назначить и выплачивать Латыповой Ольге Владимировне пенсию по старости досрочно в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения за её назначением, то есть с 29.05.2014.

В остальной части иск оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловском областном суде путём подачи жалобы через Первоуральский городской суд Свердловской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Судья: Т.А. Опалева

2-169/2015 (2-4271/2014;) ~ М-4288/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Латыпова Ольга Владимировна
Ответчики
ГУ Управление пенсионного фонда РФ в городе Первоуральске
Другие
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 2"
Управление образования ГО Первоуральск
Суд
Первоуральский городской суд Свердловской области
Судья
Опалева Татьяна Александровна
Дело на сайте суда
pervouralsky--svd.sudrf.ru
02.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.12.2014Передача материалов судье
03.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.12.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.12.2014Судебное заседание
19.01.2015Судебное заседание
26.01.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.01.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.03.2015Дело оформлено
11.10.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее