Дело № 2-861/2013
Решение
Именем Российской Федерации
г. Невинномысск 28 мая 2013 год
Невинномысский городской суд Ставропольского края под председательством судьи Головко М.В.,
при секретаре Ткачевой Л.В.
с участием истцов Мальцева В.В., Мальцевой Г.В.,
представителя истца Мальцева В.В. – Седышевой О.В.,
представителя соответчика ГБОУ СПО «Невинномысский энергетический техникум» - Петрищевой О.В.,
представителя третьего лица Министерства образования Ставропольского края Петросян М.С.,
представителя третьего лица министерства жилищно-комунального хозяйства Ставропольского края Ермаковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Мальцева В.В., Мальцева С.В., Мальцевой Г.В., к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании права собственности в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Мальцев В.В., Мальцева Г.В., Мальцев С.В. обратились в Невинномысский городской суд с исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании права собственности в порядке приватизации.
Свои исковые требования мотивирует тем, что жилое здание в <адрес> принадлежит на праве собственности Ставропольскому краю, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <данные изъяты> выданное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю. Они постоянно проживают в квартире <адрес> вселись 13 января 1997 года. Сначала им были выделены жилые комнаты <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м. Затем они с согласия наймодателя провели перепланировку жилых помещений с образованием отдельного жилого помещения квартирного типа. Им в постоянное пользование передана квартира № площадью <данные изъяты> кв.м. Они хотят приобрести указанную квартиру в собственность в порядке приватизации. Мальцев Е.В. отказался от участия в приватизации в их пользу, о чем имеется нотариальное согласие. Согласно ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ». Ранее они свое право на приватизацию не реализовали. Они обратились в Министерство имущественных отношений Ставропольского края по вопросу приватизации квартиры, им письменно разъяснили, что согласно реестра государственного имущества Ставропольского края (далее - реестр) жилой дом значится на балансе государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Невинномысский энергетический техникум» (далее соответственно - жилой дом, балансодержатель) как единый объект, общей площадью 4 <данные изъяты> кв.м, в котором квартиры не выделены. Для передачи квартиры в собственность в порядке приватизации балансодержателю следует выполнить ряд действий. Они обратились в государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Невинномысский энергетический техникум» по данному вопросу, им пояснили, что денежные средства на это не заложены. Это нарушает их права на получение ее в собственность в порядке приватизации, в связи с чем они вынуждены обратиться в суд. Спорное жилое помещение отвечает требованиям закона, является изолированным и согласно ст. 52 ЖК РСФСР и ст. 62 ЖК РФ может быть как предметом договора найма, так и предметом договора приватизации (ст.1, 2, 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ»).
В судебном заседании истцы Мальцев В.В. и Мальцева Г.В., поддержали исковые требования в полном объеме, по доводам, изложенным в иске.
Истец Мальцев С.В., в судебное заседание не явился, предоставив телеграмму, в которой указано, что просит рассмотреть дело в свое отсутствие и удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель истца Мальцева В.В. – Седышева О.В., в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в иске и в пояснениях по гражданскому делу, оглашенных в судебном заседании.
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Ставропольского края, в судебное заседание не явился, предоставив заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, при этом в представленных возражениях в частности отмечается следующее в реестре государственного имущества <адрес> значится объект недвижимого имущества - жилое здание, общей площадью <данные изъяты> кв.м, <данные изъяты>. Указанное здание было передано в государственную собственность Ставропольского края в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. № 2413-р «О передаче субъектам Российской Федерации федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования», по акту приема-передачи имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за федеральным государственным бюджетным учреждением среднего профессионального образования «Невинномысский энергетический техникум», передаваемого в государственную собственность от 20.03.2012 г. и в настоящее время закреплено на праве оперативного управления за государственным бюджетным образовательным учреждением среднего профессионального образования «Невинномысский энергетический техникум». Согласно п.1 ст.296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. В соответствии с п.3 ст.39 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности. В соответствии с положениями Устава государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Невинномысский энергетический техникум» (далее — учреждение) оно находится в ведомственном подчинении министерства образования Ставропольского края, которое осуществляет функции и полномочия учредителя (п. 1.6 Устава). Учреждение самостоятельно в осуществлении функций, отнесенных к его компетенции. Контроль за соответствием деятельности Учреждения задачам, предусмотренным его уставом, осуществляет его учредитель (п. 1.11 Устава). Министерство образования согласовывает распоряжение Учреждением особо ценным и недвижимым имуществом, в том числе путем его передачи в аренду или безвозмездное пользование, а также иное распоряжение имуществом, предусматривающим переход прав владения, пользования или распоряжения на данное имущество третьим лицам (пп.11 п.3.1 ст.3 Устава). В связи с тем, что министерство образования Ставропольского края осуществляет функции и полномочия учредителя государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Невинномысский энергетический техникум» и осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, принятое по настоящему делу решение суда может повлиять на права и обязанности указанного министерства. Из содержания искового заявления видно, что истцу первоначально были предоставлены в пользование 3 комнаты в общежитии техникума №, находящиеся в здании, расположенном по адресу <адрес> Позже (до 14.09.2011 г.) с согласия наймо-дателя, была произведена перепланировка указанных помещений. Учитывая, что до 2012 года указанный объект недвижимого имущества находился в федеральной собственности Российской Федерации, в распоряжении министерства имущественных отношений Ставропольского края отсутствуют документы, подтверждающие законность перепланировки. Основываясь на вышеизложенном просят отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель соответчика ГБОУ СПО «Невинномысский энергетический техникум» - Петрищева О.В., в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований Мальцева В.В., Мальцевой Г.В., Мальцева С.В., в полном объеме, сославшись на возражения, в которых в частности отмечается, что в реестре государственной собственности Ставропольского края и на балансе государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Невинномысский энергетический техникум» жилой дом № по <адрес> значится как единый объект, общей площадью <данные изъяты> кв.м, в котором квартиры не выделены. Перепланировка помещений жилого здания (общежития № по адресу <адрес> была произведена в 2010 году, когда собственником спорного объекта было Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее - Росимущество). Согласия на перепланировку Росимущество не давало. ГБОУ СПО «НЭТ» принадлежит право оперативного управления данным объектом. Спорный объект недвижимости необходимо рассматривать и как объект социальной инфраструктуры для детей с назначением жилых помещений для временного проживания граждан в период их обучения, работы или службы. В жилом здании д.4 по ул. Северная проживают 33 семьи, из них 17 семьи сотрудников техникума и 72 студента. В установленном законом порядке, в соответствии с Жилищным кодексом РФ, Уставом техникума, Положением об общежитии между образовательным учреждением и гражданами заключается договор найма специализированного жилого помещения, предусматривающий временное проживание. Доводы истица о признании права собственности на жилое помещение в указанном общежитии на условиях законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы приватизации государственного имущества, не допустимы. Истец проживает в жилом помещении общежития предоставленного ему для временного проживания по договору найма специализированного жилого помещения по основаниям и на условиях, определенных разделом IV Жилищного кодекса Российской Федерации и Законом Ставропольского края от 05.07.2007 г. № 28-кз.(трудовые отношения с государственным образовательным учреждением). Спорный объект недвижимости (общежитие) в муниципальную собственность г. Невинномысска не передавался. В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» жилые помещения, находящиеся в общежитии приватизации не подлежат. Статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что специализированные жилые помещения отчуждению не подлежат. Законодательный запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях связан с их специальным, целевым назначением как жилья для временного проживания и особым правовым режимом (невозможность обмена, раздела, поднайма и т.д.), что не нарушает конституционных прав граждан, закрепленных в статьях 40 и 35 Конституции Российской Федерации, положения которых не препятствуют отнесению жилых помещений, расположенных в общежитиях, к не подлежащим приватизации (мнение Конституционного Суда Российской Федерации в определениях от 02.11.2000 г., от 03.07.2007 г.). Установленные статьей 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» запреты, тем самым, способствуют оставлению в государственной собственности доли жилищного фонда с целью сохранения и пополнения жилищного фонда социального использования, позволяющей Российской Федерации как социальному государству и ее субъектам выполнять свою социальную функцию в области жилищных отношений (мнение Конституционного Суда Российской Федерации в определении от 15.06.2006 г.) Требование о признании права собственности истца на жилое помещение в порядке приватизации, согласно фактическому пользованию и наличия постоянной регистрации по адресу общежития не основано на законодательстве Российской Федерации и также не подлежит удовлетворению.
Третье лицо Мальцев Е.В., будучи уведомленным судом о слушании дела, в судебное заседание не явился, сведения о причинах неявки не предоставил, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Мальцева Е.В.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Невинномысский отдел в судебное заседание не явился, предоставив заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю, в судебное заседание не явился, предоставив возражение, в котором просит рассмотреть дело в свое отсутствие. Кроме того, в возражениях указано, что в соответствии с п. 4.9 раздела II Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Ставропольском крае, утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 г. № 278 (Положение), Территориальное управление осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта. Четырехкомнатная квартира 5, общей площадью <данные изъяты> кв. м, жилой площадью <данные изъяты> кв. м, расположенная по адресу: <адрес> в реестре федерального имущества отсутствует. Распоряжением Территориального управления Росимущества № 142 от 14.02.2012 дом 4, расположенный по адресу: <адрес> передан как жилое здание в собственность Ставропольского края. В соответствии с п. 1 Положения о Территориальном управлении, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 № 278, Территориальное управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом.
Представитель третьего лица Министерства образования Ставропольского края Петросян М.С., в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, пояснив при этом, что решением исполнительного комитета Невинномысского городского Совета депутатов трудящихся от 15.11.73 г. № 739 разрешено строительство общежития на 360 мест энергетического техникума в микрорайоне № 15 г. Невинномысска. Объектом проектно-сметной документацией от 1975 года выполненной Кисловодским институтом «Ставропольгражданпроект», является общежитие на 360 мест. 15 декабря 1981 года рабочей комиссией подписан акт о готовности к приемке в эксплуатацию объекта завершенного строительства с наименованием и назначением - общежитие энерготехникума, мощностью на 340 мест. Согласно справке № 21 Невинномысского бюро технической инвентаризации на 24.12.81 г., вновь выстроенное здание в <адрес> имеет следующие технико-экономические показатели: количество этажей - 5, секций - 2, общая полезная площадь жилых помещений - <данные изъяты> жилая площадь - <данные изъяты>, однокомнатных помещений - 136, двухкомнатных и более - нет. В соответствии с требованиями законодательства под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов (часть 2 статьи 94 ЖК РФ). Спорный объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Невинномысск, ул. Северная, 4, был построен специально под общежитие. После чего указанный объект недвижимого имущества (общежитие) использовался и используется по настоящее время в целях образования. Жилые помещения используются с их специальным, целевым назначением как жилья для временного проживания. В общежитии всегда временно проживали и продолжают проживать обучающиеся, а также работники учреждения. В техническом паспорте, составленном по состоянию на 27.08.85 г. количество комнат в общежитии остается неизменным - 136, остальные технико-экономические показатели изменены: общая площадь - <данные изъяты>, жилая площадь - <данные изъяты>, что свидетельствует о перепланировке помещений внутри здания. После выполнений перепланировок, в новом техническом паспорте № 15015 от 31.03.11 г. появляются следующие технико-экономические показатели: общая полезная площадь жилых помещений - <данные изъяты>, жилая площадь - <данные изъяты>. В настоящее время, в соответствии с кадастровым паспортом объекта <данные изъяты> наименование с «общежитие» изменено на «жилой дом», с назначением «многоквартирный дом». Изменение назначения спорного объекта в технической документации осуществлено с нарушением. Указанные действия были осуществлены умышлено, поскольку квартирой в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации может быть признано структурно обособленное помещение в многоквартирном доме. Как вследствие появляются кадастровые паспорта на квартиры в многоквартирном доме. В месте с тем, в соответствии с записью об описании объекта недвижимого имущества в разделе единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, назначением спорного объекта недвижимости является - жилое здание, что также следует из свидетельства о государственной регистрации прав собственности. Государственные учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законодательством Российской Федерации порядке, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Перепланировка жилых помещений относится к реализации права собственника по распоряжению своей собственностью. В компетенцию государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Невинномысский энергетический техникум» решение указанных вопросов в отношении имущества, используемого на праве оперативного управления в соответствии Уставом и локальными актами учреждения, не входит. Возникает вопрос о наличии согласия собственника (Росимущества) на перепланировку жилых помещений специализированного жилищного фонда спорного объекта недвижимости в жилые помещения квартирного типа. Факты (документы), подтверждающие правомерность действий бывшего руководства государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Невинномысский энергетический техникум» в изменении наименования и назначения указанного (спорного) объекта недвижимости, отсутствуют. Отсутствует экспертная оценка последствий изменения назначения объекта социальной инфраструктуры, предусмотренная ст. 13 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». Нарушены правила, устанавливающие порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к определенному виду жилых помещений, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 г. № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений». Указанные факты, нарушения, которые в последствие будут устранены и приведены в соответствие, не являются предметом рассмотрения данного гражданского дела, вместе с тем можно сделать вывод, что спорный объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> необходимо рассматривать исключительно как общежитие с использованием жилых помещений в качестве специализированных жилых помещений. В настоящее время, отношения собственности в системе образования законом определены четко и другого не предусмотрено: за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом, учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности (ст. 39 Закона РФ «Об образовании»).Статьей 1 Федерального закона № 124-ФЗ определено, что социальная инфраструктура для детей это система объектов (зданий, строений, сооружений, оборудование и иное имущество), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям. Таким образом, указанный объект недвижимого имущества, кроме того, необходимо рассматривать и как объект социальной инфраструктуры для детей с назначением жилых помещения для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
Общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, в установленном законодательстве Российской Федерации порядке зарегистрирован, на что имеются соответствующие свидетельства о государственной регистрации прав собственности Ставропольского края, значится в реестре государственного имущества Ставропольского края, относится к специализированному жилищному фонду и на основании правоустанавливающих документов находится на праве оперативного управления у подведомственного министерству государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Невинномысский энергетический техникум» (далее - техникум) для использования по целевому назначению (обеспечение иногородних обучающихся местами в общежитии). В установленном законодательстве Российской Федерации между техникумом и истцом заключен соответствующий договор найма специализированного жилого помещения, предусматривающий временное проживание.
Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации позволяют учреждению заключить договор найма специализированного жилого помещения, в соответствии с которым: одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем (ст. 100 ЖК РФ).
Согласно п. 1 ст. 94 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Также в соответствии со ст. 5 Закона Ставропольского края от 05 июля 2007 г. № 28-кз «О специализированном жилищном фонде Ставропольского края» жилые помещения в общежитиях отнесены к специализированному жилищному фонду и предоставляются для временного проживания гражданам в период их работы и службы в органах государственной власти Ставропольского края, государственных учреждениях Ставропольского края и обучения в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования Ставропольского края.
Доводы истица о признании права собственности на жилое помещение в указанном общежитии на условиях законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы приватизации государственного имущества, не допустимы. Законом Российской Федерации от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлено, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
Законодатель выделяет государственный и муниципальный жилищный фонд, а также необходимые для приватизации условия социального найма.
В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:
- жилищный фонд социального использования - предоставляется гражданам по договорам социального найма помещений жилищных фондов;
- специализированный Жилищный фонд - предназначается для временного проживания отдельных категорий граждан.
По общему правилу ч. 1 ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений. Типовой договор найма специализированного жилого помещения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42, предусматривает срок его действия. Тогда как в соответствии с п. 2 ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации, договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия и применим исключительно к жилищному фонду социального использования.
Истец проживает в жилом помещении общежития предоставленного ему ранее для временного проживания по договору найма специализированного жилого помещения по основаниям и на условиях, определенных разделом IV Жилищного кодекса Российской Федерации и Законом Ставропольского края от 05.07.2007 г. № 28-кз (трудовые отношения с государственным образовательным учреждением).
Кроме того, ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям, учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Спорный объект недвижимости (общежитие) в муниципальную собственность г. Невинномысска не передавался. В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» жилые помещения, находящиеся в общежитии приватизации не подлежат. Статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что специализированные жилые помещения отчуждению не подлежат.
В силу ч. 13 ст. 39 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» государственные и муниципальные образовательные учреждения, закрепленные за ними на праве оперативного управления или находящиеся в их самостоятельном распоряжении объекты производственной и социальной инфраструктуры, в том числе жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, общежития, а также клинические базы учреждений медицинского образования, находящиеся в оперативном управлении образовательных учреждений или в ином ведении, приватизации (разгосударствлению) не подлежат.
Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» установлено, что имущество, которое является государственной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения), которое относится к объектам социальной инфраструктуры для детей и возникновение, обособление или приобретение которого предназначено для целей образования, может использоваться только в данных целях. Законодательный запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях связан с их специальным, целевым назначением как жилья для временного проживания и особым правовым режимом (невозможность обмена, раздела, поднайма и т.д.), что не нарушает конституционных прав граждан, закрепленных в статьях 40 и 35 Конституции Российской Федерации, положения которых не препятствуют отнесению жилых помещений, расположенных в общежитиях, к не подлежащим приватизации (мнение Конституционного Суда Российской Федерации в определениях от 02.11.2000 г., от 03.07.2007 г.).
Установленные статьей 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» запреты, тем самым, способствуют оставлению в государственной собственности доли жилищного фонда с целью сохранения и пополнения жилищного фонда социального использования, позволяющей Российской Федерации как социальному государству и ее субъектам выполнять свою социальную функцию в области жи-лищных отношений (мнение Конституционного Суда Российской Федерации в определении от 15.06.2006 г.).
Требование о признании права собственности истца на жилое помещение в порядке приватизации согласно фактическому пользованию и наличия постоянной регистрации по адресу общежития не основано на законодательстве Российской Федерации и также не подлежит удовлетворению. Поскольку п. 31 раздела 5 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту прибивания и по месту жительства в пределах РФ утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713, позволяет снятие граждан с регистрационного учета в случаи выселения из занимаемого помещения или признании утратившим право пользования жилым помещением на основании вступившего в законного силу решения суда.
Представитель третьего лица министерства жилищно-комунального хозяйства Ставропольского края Ермакова И.А., в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме, дав при этом аналогичные по сути пояснения, пояснениям представителя третьего лица - Министерства образования Ставропольского края Петросян М.С.
Допрошенный специалист Государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Краевая техническая инвентаризация» ФИО1 после обозрения инвентарного дела № по <адрес> в судебном заседании пояснила, что при проведении первичной технической инвентаризации перед вводом в эксплуатацию вышеуказанного здания, это было общежитие. На сегодняшний день данное здание, согласно свидетельства о гос.регистрации - жилое. Перепланировка произошла на каждом этаже, в здании появилось 16 квартир. В настоящий момент как технический объект общежитие, которое сдавалась в эксплуатацию, не существует. Назначение помещения изменилось на жилое.
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" под приватизацией жилого помещения понимается бесплатная передача в собственность гражданина РФ на добровольной основе занимаемого им жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Статьей 2 данного Закона установлено, что граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или в оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.
В силу статьи 11 указанного Закона Российской Федерации каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно п. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В силу п. 1 ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов гражданского дела семья Мальцев В.В. и Мальцева Г.В. с 18 июня 1993 года были зарегистрирована в жилом доме по <адрес> пом. 424, 422, 423, 424. С согласия наймодателя была проведена перепланировка жилых помещений с образованием отдельного жилого помещения квартирного типа. Истцам в постоянное пользование передана квартира №, площадью <данные изъяты> кв.м. Кроме того, материалами дела подтверждается, что истцы ранее в приватизации не участвовали.
Из содержания заключенного с Мальцевым В.В. договора и дополнительного соглашения к нему, имея в виду бессрочный характер этого договора, условия оплаты жилья и коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации по ценам и по тарифам, с учетом перечня прав нанимателя, несмотря на отсутствие в наименовании договора сведений о социальном характере найма, правоотношения между сторонами по поводу заключенного договора по правилам главы 8 "Социальный наем жилого помещения" Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. 60-91 ЖК РФ) следует квалифицировать как отношения, характеризующие именно договор социального найма жилого помещения.
Согласно ст. 2 Положения о студенческом общежитии, жилой дом по ул. Северной, 4 частично и временно используется в качестве общежития.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Из материалов дела следует, что в 2007 и 2011 году была проведена перепланировка помещений, в результате которых образовались отдельные жилые помещения - квартиры. Указанные перепланировки произведены на основании разрешения Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Невинномысска, после ее проведения принята указанным органом.
В силу ст. 8 Градостроительного Кодекса РФ, выдача разрешений на ее осуществление и ввод в эксплуатацию относится к полномочиям органа местного самоуправления.
Таким образом, в результате проведенной перепланировки, образовались отдельные квартиры, которые поставлены на кадастровый учет как отдельные объекты недвижимости, за ответчиками зарегистрировано право собственности и право оперативного управления на многоквартирный жилой дом.
Согласно сведениям, содержащимся в кадастровом паспорте, квартира имеет назначение: жилое. Из характеристики жилой площади усматривается, что квартира имеет четыре жилые комнаты, кухню, туалет сан. узел, душевую, коридор.
Принадлежность спорного жилого помещения указанным ответчикам на праве собственности и на праве оперативного управления подтверждена материалами дела, при этом предоставленная истцу квартира не отнесена к какому-либо специализированному фонду.
Жилой дом по ул. Северной, 4 стоит на кадастровом учете, право собственности и право оперативного управления на него в установленном законом порядке зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК. Назначение указанного жилого дома - многоквартирный жилой дом. Указание на специализированный жилой фонд, общежитие отсутствует.
Занимаемые истцами жилые помещения не являются общежитием, а потому на их приватизацию не распространяются ограничения, установленные ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда" соответствуют закону и подтверждается материалами дела.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 24 октября 2000 г. N 13-П по делу о проверке конституционности положений пункта 13 статьи 39 Закона Российской Федерации "Об образовании", статьи 1 Федерального закона "О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию" и пункта 7 статьи 27 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", определение статуса жилого помещения и возможности его приватизации, находится в компетенции суда, который, не ограничиваясь лишь формальным подтверждением целевого назначения жилого помещения, с учетом представленных сторонами доказательств осуществляет проверку обоснованности доводов об ограничении права граждан на приватизацию жилого помещения.
В соответствии с п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 24.08.1993 года, требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Доказательств того, что целевое назначение спорного жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключающие возможность передачи его в частную собственность, а также доказательств, свидетельствующих о том, что спорное жилое помещение относится к жилым помещениям, приватизация которых запрещена, в материалах дела отсутствует.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным удовлетворить исковые требования Мальцева В.В., Мальцевой Г.В., Мальцева С.В. в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясьст.ст. 194-199 ГПКРФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Мальцевым В.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Мальцевой Г.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Мальцевым В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право общей долевой собственности в порядке приватизации по 1/3 доли в праве за каждым на жилое помещение - четырехкомнатную квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Невинномысский городской суд в течение 30 дней, со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 31.05.2013 года.
Судья М.В. Головко
Не вступило в законную силу
Исполнила пом. судьи Грудиева Ж.М.