Дело № 2а-621/2024
73RS0002-01-2024-000170-17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ульяновск 12 февраля 2024 года
Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе судьи Зубрилиной Е.А.,
при секретаре Комаровой К.А.,
с участием административного истца Прокопенко И.В.,
с участием представителя административного ответчика Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Плашенковой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокопенко Ильи Вячеславовича к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, заместителю министра имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Таушкиной А.Н., Управлению Росреестра по Ульяновской области о признании распоряжения об утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ №-од и схемы расположения земельного участка, исключении сведений о земельном участке из ЕГРН,
УСТАНОВИЛ:
Прокопенко И.В. обратилась в суд с административным иском к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, заместителю министра имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Таушкиной А.Н., Управлению Росреестра по Ульяновской области о признании распоряжения об утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ №-од и схемы расположения земельного участка, исключении сведений о земельном участке из ЕГРН.
Требования мотивированы тем, что он обратился в Министерство с заявлением о предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка на срок 3 года с условным кадастровым номером 73:19:071701:3У1 площадью 1 160 кв.м. Ответчик отказал ему в утверждении схемы и предварительном согласовании. На месте испрашиваемого земельного участка Ответчик своим Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №-од сформировал земельный участок площадью 1160 кв.м, который был по заявлению Ответчика поставлен Росреестром на государственный кадастровый учет с присвоением с кадастрового номера 73:19:071701:2254.
В силу пункта 20 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, исполнительный орган государственной власти, принявший решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязан направлять в срок не более чем 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения в орган регистрации прав указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.
Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-од и утвержденная им Схема Ответчиком в Росреестр не направлялось.
Распоряжение об утверждении Схемы с указанными недостатками является не законным (недействительным) с момента принятия, не подлежит применению и не порождает правовых последствий.
Образование земельного участка площадью 1160 кв.м и его последующий государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера № осуществлены на основании незаконных Распоряжении и Схемы.
Таким образом из ЕГРН полагает, что подлежат исключению сведения о земельном участке площадью 1160 кв.м с кадастровым номером №
В связи с чем, просит суд, признать незаконным (недействительным) «Распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ №-од» и приложенной к нему «Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории» и исключить (аннулировать) из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером №
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечен заместитель министра имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Таушкиной А.Н., в качестве заинтересованных лиц администрация г. Ульяновска, Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, ОГКУ «Региональный земельно – имущественный информационный центр».
Административный истец Прокопенко И.В. в судебном заседании требования поддержал, изложил доводы аналогичные исковому заявлению. Дополнил, обратился в Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка на срок 3 года с условным номером № площадью 1 160 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал ему в утверждении схемы и предварительном согласовании, поскольку ответчик на месте испрашиваемого участка ДД.ММ.ГГГГ своим Распоряжением №-од уже утвердил Схему расположения земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ на месте испрашиваемого земельного участка ответчик Распоряжением от №-од сформировал земельный участок площадью 1 160 кв.м., которому после кадастрового учета присвоен с кадастровый №. Решением Засвияжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отказ ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы и предварительном согласовании признан незаконным, и ответчик обязан рассмотреть повторно его заявление. И пока не разрешится судьба первоначального заявления Министерство не может утверждать схему земельного участка и ставить его на кадастровый учет. Кроме того указал, что в распоряжении и в самой утвержденной схеме имеются неточности, что говорит о их недействительности.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Плашенкова К.А. в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась в полном объеме по доводам, изложенным в письменном письменный отзыв. Дополнила, что у Министерства имеются права на образование земельного участка, Министерством подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на основании служебной записки отдела торгов от ДД.ММ.ГГГГ №-ИОГВ-08-ПО- 04.05/24вн «О подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» на площадь 1385 кв.м. Распоряжением Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-од «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» была утверждена схема площадью 1385 кв.м.
В связи с чем, заявление Прокопенко И.В. (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) было рассмотрено и заявителю был отказ (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №), в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок с условным номером № полностью совпадает с местоположением земельного участка в отношении которого утверждена схема. Дополинла, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек, является основанием для отказа в утверждения схемы.
У Министерства отсутствовали основания для утверждения Схемы административного истца и в предварительном согласовании предоставления земельного участка. В связи с выявленной ошибкой, распоряжением Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-од признано утратившим силу распоряжение Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-од. Служебной запиской от ДД.ММ.ГГГГ отдел торгов направил в отдел землеустройства запрос о постановке на кадастровый учет земельного участка и проведение его межевания. В связи с чем, распоряжением Министерства №-од от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» утверждена схема расположения земельного участка с условным номером 73:19:071701 :ЗУ 1, площадью 1160 кв.м, после чего земельный участок был поставлен на кадастровый учет.
Распоряжение Министерства №-од от ДД.ММ.ГГГГ имеет уникальный номер, дату, в нем содержится указание на кадастровый квартал, площадь формируемого земельного участка, в распоряжении отсутствуют помарки, исправления, подчистки, что говорит о распоряжении как о документе, обладающем юридической силой. Регистрация распоряжений проходит в электронной системе ОРД (организационно-распорядительная документация), в связи с чем, издание распоряжения отражает реализуемые Министерством полномочия и является законным. Кроме того указывала на пропуск срока для обращения в суд.
Административный ответчик заместитель министра имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Таушкиной А.Н., заинтересованные лица администрация г. Ульяновска, Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, ОГКУ «Региональный земельно – имущественный информационный центр» в судебное заседание не явились, судом извещались надлежащим образом.
Руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть административное дело по существу в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав пояснения административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующему выводу.
Согласно ст. 219 КАС административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
По вопросу о восстановлении административному истцу процессуального срока на подачу административного иска суд приходит к следующему.
С настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ (согласно почтового штемпеля на конверте), оспариваемое Распоряжение вынесено ДД.ММ.ГГГГ.
Довод административного истца о том, что Распоряжение №-од он не получал, о том, что данное Распоряжение является препятствием для рассмотрения его заявления он узнал из апелляционной жалобы административного ответчика по административному делу №, подтверждаются материалами дела.
Доводы ответчика о том, что поскольку указанное распоряжение было приобщено к материалам административного дела ДД.ММ.ГГГГ Прокопенко И.В. имел возможность ознакомиться с ним не могут быть основанием для отказа в восстановлении срока на обращение в суд, так как материалы дела были исследованы в ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ.
Обязанность доказывания уважительности причин пропуска процессуального срока лежит на административном истце.
В связи с чем суд приходит к выводу о необходимости восстановления Прокопенко И,В. срока для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Рассматривая требования Прокопенко И.В. по существу суд приходит к следующему.
Согласно ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав и законных интересов гражданина.
Согласно ч.1 ст.62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Пунктом 1 ст.11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п.1 ст.11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (п.4 ст.11.10 ЗК РФ).
Согласно п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.п.2 ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с Законом Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований ФИО2 <адрес> и органами государственной власти ФИО2 <адрес>», вступившим в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, Указом Губернатора Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти», пп. 1 и пп. 20 п. 2.5 Положения о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 27.01.2022 № 1/51-П, с 01.04.2022 Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области переданы полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Ульяновской области, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах МО «город Ульяновск».
Судом установлено, что Прокопенко И.В. в адрес административного ответчика было подано заявление от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве аренды сроком на 3 года, цель использования огородничество, основания предоставления земельного участка без проведения торгов пп.19 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ.
К заявлению была приложена схема расположения земельного участка на кадастром плане территории кадастрового квартала 73:19:071701, расположенного по адресу: <адрес>, условный номер земельного участка №, площадь 1160 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, территориальная зона – Ж8С, вид разрешенного использования – ведение огородничества; с указанием системы координат.
ДД.ММ.ГГГГ письмом за № Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в соответствии с пп. 2 п. 8 ст. 39.15 и пп. 2 ст. 39.16, пп. 2 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации отказало Прокопенко И.В. в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления земельного участка. В обоснование отказа указано что испрашиваемый земельный участок с условным номером № полностью совпадает с местоположением земельного участка в отношении которого утверждена Схема.
Решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования Прокопенко Ильи Вячеславовича удовлетворено частично.
Указанным решением постановлено:
Признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственная собственность на который не разграничена, площадью 1160 кв. м. с условным номером 73:19:071701:ЗУ1, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ N 4547.
Возложить обязанность на Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области по устранению допущенных нарушениях прав и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения заявления Прокопенко Ильи Вячеславовича от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1160 кв. м. с условным номером №, в течении 10 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу, без учета оснований отказа, указанных в решениях Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда в законную силу не вступило.
Разрешая требования Прокопенко И.В. о признании распоряжения об утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ №-од и схемы расположения земельного участка, исключении сведений о земельном участке из ЕГРН суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации субъектов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права на основании и во исполнение Земельного кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации (п. 3. ст. 5 Земельного кодекса Российской Федерации).
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования являются участниками земельных отношений (п. 1 ст. 5 Земельного кодекса Российской Федерации).
С момента вступления в силу Закона Ульяновской области «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области» № 85-30 от 03.07.2015 к Департаменту государственного имущества м земельных отношений Ульяновской области (в настоящее время - Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области) перешли права уполномоченного органа в силу ст. 2 вышеуказанного Закона.
В настоящее время органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории г. Ульяновска является Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.
Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области является исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим от имени Ульяновской области полномочия собственника по управлению и распоряжению имуществом, в том числе земельными участками, находящимся в государственной собственности Ульяновской области, управление и распоряжение иным имуществом в случаях, установленных законодательством, а также осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности, согласно Положения о Министерстве утвержденном Постановлением Правительства ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П.
В соответствии с п. 1.1 Положения о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, утвержденным Постановлением Правительства Ульяновской области от 27.01.2022 N 1/51-П "О Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области" (вместе с "Положением о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области"), Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее - Министерство) является исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим от имени Ульяновской области полномочия собственника по управлению и распоряжению имуществом, в том числе земельными участками, находящимся в государственной собственности Ульяновской области, управление и распоряжение иным имуществом в случаях, установленных законодательством, а также осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности.
В соответствии с п. 1.2 вышеуказанного Положения Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, актами федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Ульяновской области, законами Ульяновской области, правовыми актами Губернатора Ульяновской области, постановлениями и распоряжениями Правительства Ульяновской области, а также настоящим Положением и приказами Министерства.
В соответствии с п. 2.5. Положения в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами осуществляет Министерство следующие полномочия: управляет и распоряжается земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Ульяновской области (пп.1); в соответствии с Законом Ульяновской области от 03.07.2015 N 85-ЗО "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области" распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (пп.20).
Статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации установлена процедура подготовки и организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 4 названной статьи проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке: обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка; обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 приводимой статьи; проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 указанной статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
Процедура предварительного согласования предоставления земельного участка установлена статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
В случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка (пункт 11 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, у Министерства имеются права на образование земельного участка.
Как установлено материалами дела, Министерством подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на основании служебной записки отдела торгов от ДД.ММ.ГГГГ № «О подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» на площадь 1385 кв.м.
Распоряжением Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-од «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» была утверждена схема площадью 1385 кв.м.
Как указывалось выше, заявление Прокопенко И.В. (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) было рассмотрено и заявителю был дан отказ (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №), в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок с условным номером № полностью совпадает с местоположением земельного участка в отношении которого утверждена схема.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек, является основанием для отказа в утверждения схемы.
В связи с выявленной ошибкой, распоряжением Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-од признано утратившим силу распоряжение Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-од.
Служебной запиской от ДД.ММ.ГГГГ отдел торгов направил в отдел землеустройства запрос о постановке на кадастровый учет земельного участка и проведение его межевания.
Распоряжением Министерства №-од от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» утверждена схема расположения земельного участка с условным номером 73:19:071701 :ЗУ 1, площадью 1160 кв.м, после чего земельный участок был поставлен на кадастровый учет.
Указанное распоряжение имеет уникальный номер, дату, в нем содержится указание на кадастровый квартал, площадь формируемого земельного участка, в распоряжении отсутствуют помарки, исправления, подчистки, что говорит о распоряжении как о документе, обладающем юридической силой.
Судом установлено, что Распоряжением Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области №-од от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 73:19:071701 согласно приложению к настоящему распоряжению: с условным номером 73:19:071701:ЗУ1, площадью 1 160 кв.м., местоположением: <адрес> образуемого из земель, государственная собственность на которые не разграничена. Категория земель образуемого земельного участка – земли населенных пунктов. Территориальная зона образуемого земельного участка – Ж8С. Вид разрешенного использования образуемого земельного участка – для индивидуального жилищного строительства.
Земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером №, площадью 1160 кв.м.
Довод истца о том, что утвержденная схема идентична схеме им предоставленной, в которой указан вид разрешенного использования – для огородничества, не может говорить о недействительности утверждённой Распоряжением схеме.
Кроме того Распоряжением Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-од «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» была утверждена схема площадью 1385 кв.м.
Вышеуказанная схема Министерства имеет характерные точки границ земельного участка: 1№ имеют такие же координаты, как точки № которые были указаны административным истцом в схеме, но не ранее как он указывает, а позднее: ДД.ММ.ГГГГ при подаче заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ).
В связи с чем, довод административного истца о том, что Министерство сформировало земельный участок по координатам истца, не может быть принят судом во внимание, и не может являться основанием для признания Распоряжения и схемы недействительными.
Также, как установлено в суде и не оспаривалось сторонами вышеуказанное распоряжение было отменено распоряжением Министерства от 23.03.2023 № 885-од «О признании утратившим силу распоряжения Министерства от 17.02.2023 № 492-од», в связи с тем, что при формировании земельного участка был занят пожарный проезд.
После исправления ошибки, служебной запиской от ДД.ММ.ГГГГ отдел торгов направил в отдел землеустройства запрос о постановке на кадастровый учет земельного участка и проведение его межевания.
В связи с чем, издано распоряжение Министерства №-од от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» и утверждена схема расположения земельного участка с условным номером № 1, площадью 1160 кв.м, после чего земельный участок был поставлен на кадастровый учет.
Как усматривается из материалов дела координаты характерных точек границ земельного участка: 1, 2, 3, 4 не изменились и остались такими же, как были в распоряжении Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-од.
В распоряжении Министерства №-од от ДД.ММ.ГГГГ имеется указание на норму пп. 2 п. 7 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, однако в судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что заявлений граждан о предоставлении спорного земельного участка в Министерство не поступало, указание нормы пп. 2 п. 7 ст. 39.18 ЗК РФ является технической ошибкой (опиской) сотрудника, который готовил распоряжение.
Доводы Прокопенко И.В. о том, что спорные документы должны быть признаны недействительными в виду многочисленных описок в них не может быть принят судом во внимание, поскольку неточности и технические ошибки (описки) в распоряжении Министерства от 26.06.2023 № 2645-од не лишают документ юридической силы, и не дают оснований административному истцу для признания вышеуказанного распоряжения незаконным (недействительным).
Несоответствие вида разрешенного использования в схеме и распоряжении также не может быть основанием для признания спорных документов недействительными.
Из содержания подпункта 4 пункта 14 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в решении об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, являющегося одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета, указываются территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка.
В соответствии с положениями Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляется одновременно.
Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на земельный участок является, в частности, межевой план. Требования к межевому плану содержатся в статье 22 Федерального закона N 218-ФЗ.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08 декабря 2015 г. N 921 утверждены форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке.
Как указано в пункте 51 Приказа N 921 сведения о выбранных или установленных видах (виде) разрешенного использования указываются в графе "3" реквизита "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках", в частности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Кроме того, вид разрешенного использования в межевом плане указан как «для ИЖС», что соответствует виду разрешенного использования земельного участка утвержденного Распоряжением № – од от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п. 1 ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Оспариваемое Распоряжение издано в рамках, имеющихся у административного ответчика полномочий, согласно предусмотренной процедуре, уполномоченным на то должностным лицом. Указанное Распоряжение не порождает прав и обязанностей для административного истца.
В последующем Прокопекно И.В. не лишен права подать заявление о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды указанного земельного участка.
На момент утверждения схемы земельного участка Распоряжением №-од от ДД.ММ.ГГГГ в отношении спорного земельного участка на рассмотрении административного ответчика не находилось поданного другим лицом заявления, в том числе заявления административного истца. Преимущественное право на получение земельного участка в предусмотренных законом случаях у административного истца отсутствует.
Как указано выше, отказ в утверждении схемы земельного участка по заявлению ФИО1 был дан Министерством ДД.ММ.ГГГГ.
Спор относительно неправомерности отказа оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ между сторонами возник с момента принятия административного иска ФИО1 Засвияжским районным судом <адрес> – ДД.ММ.ГГГГ, то есть позже издания оспариваемого Распоряжения.
Довод административного истца о том, что изданием Распоряжения Министерством нарушен порядок рассмотрения заявлений, поскольку его заявление от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени не рассмотрено, и наличие спорного распоряжения и схемы препятствует положительному рассмотрению заявления от ДД.ММ.ГГГГ, является необоснованным.
Возложение решением суда на административного ответчика обязанности по повторному рассмотрению заявления административного истца, а равно довод истца о том, что спорное распоряжение препятствует рассмотрению его заявления, не является основанием для признания Распоряжения №-од от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и недействительным.
При этом возложение судом обязанности по повторному рассмотрению заявления истца, без учета оснований отказа, указанных в решениях Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, не устанавливает первоочередность заявления Прокопенко И.В. от ДД.ММ.ГГГГ.
Так, обязанность Министерства повторно рассмотреть заявление Прокопенко И.В. от ДД.ММ.ГГГГ повторно, на день рассмотрения настоящего иска еще не возникла, поскольку решение Засвияжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в законную силу не вступило.
В связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии основания для признания распоряжения об утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ №-од и схемы расположения земельного участка незаконными и как следствие отсутствие оснований для исключения сведений о земельном участке из ЕГРН оставить без удовлетворения.
Злоупотребления правом со стороны административного ответчика судом не установлено.
При этом суд отмечает, что такого злоупотребления правом со стороны административного истца также не установлено. Само по себе наличие не единичного количества земельных участков, как на праве собственности, так и на праве аренды, получение доходов от организации, которая в том числе осуществляет вид разрешенной деятельности как аренда недвижимым имуществом, полученными истцом на законных основаниях, не может свидетельствовать злоупотреблением правом административным истцом в настоящем споре.
В силу ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения ли права, свободы и законные интересы административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Вопреки вышеуказанным положения процессуального законодательства административным истцом не доказано нарушение его прав, свобод и законных интересов со стороны административного ответчика.
Исходя из буквального толкования п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Между тем, совокупность названных условий для удовлетворения требований истца в данном случае не установлена.
Принимая во внимание, что нарушений требований законодательства со стороны административного ответчика не допущено и каких-либо препятствий к осуществлению прав и свобод не создано, то суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. 176-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административные исковые требования Прокопенко Ильи Вячеславовича к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, заместителю министра имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Таушкиной А.Н., Управлению Росреестра по Ульяновской области о признании распоряжения об утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ №-од и схемы расположения земельного участка, исключении сведений о земельном участке из ЕГРН оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Судья Е.А. Зубрилина
Мотивированное решение изготовлено 26.02.2024