Дело №2-701/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 октября 2015 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи И.С.Леккеревой,
при секретаре А.О. Александровой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Прионежского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия, Министерству природопользования и экологии Республики Карелия о ликвидации несанкционированной свалки,
установил:
Прокурор Прионежского района РК обратился с указанными исковыми требованиями к администрации Прионежского района Республики Карелия о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, с координатами ..., расположенной на территории ... сельского поселения Прионежского района вдоль обочин на участке грунтовой дороги, ведущей в ....
В ходе разбирательства дела к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, КУ РК Управление автомобильных дорог Республики Карелия, ООО «Ремстройкомплект».
Прокурором Прионежского района РК заявленные требования неоднократно уточнялись, окончательно прокурор просил возложить обязанность на администрацию Прионежского муниципального района, Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории лесного фонда вдоль участка грунтовой дороге ...; возложить обязанность на КУ РК «Управление автомобильных дорог РК», ООО «Ремстройкомплект» ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в полосе отвода на ..., ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в ....
Определением Прионежского районного суда от хх.хх.хх г. требования прокурора к КУ РК «Управление автомобильных дорог РК», ООО «Ремстройкомплект» о ликвидации несанкционированных свалок, расположенных в ... выделены в отдельное производство. В качестве соответчика привлечено ООО «Служба заказчика»
Прокурор Иванова О.Л. в судебном заседании исковые требования к администрации Прионежского района РК, Министерству по природопользованию и экологии РК о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, с координатами ...
Представитель ответчика администрации Прионежского муниципального района РК, действующая по доверенности, в судебном заседании иск не признала.
Представитель ответчика Министерства природопользования и экологии РК, действующий по доверенности, возражал по заявленным требованиям, указал на то, что несанкционированная свалка не располагается на землях лесного фонда.
Представитель третьего лица ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество», действующий по доверенности, пояснил, что несанкционированная свалка не располагается на землях лесного фонда.
Другие участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
В ст. 42 Конституция Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право граждан на благоприятную окружающую среду также закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
В силу статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Частью 1 ст. 55 Федерального закона "Об охране окружающей среды" органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.
Согласно ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» объектами размещения отходов являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, и регулироваться законодательством Российской Федерации, при этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с п. 18 ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (в редакции закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ) с 01.01.2015 полномочие по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов.
В ходе осуществления прокуратурой Прионежского района проверки соблюдения требований природоохранного законодательства на территории ..., обнаружена несанкционированная свалка.
Факт наличия данной свалки подтвержден материалами дела и не оспаривался в судебном заседании. В ходе разбирательства дела прокурором указывалось, что свалка расположена на территории лесного фонда в пределах ... сельского поселения. Однако, из представленных доказательств, в том числе выкопировки из публичной кадастровой карты, лесоустроительного планшета, усматривается, что участок, на котором расположена указанная свалки, не относятся к землям государственного лесного фонда. Указанные обстоятельства стороной истца при рассмотрении дела не опровергнуты. Данных о том, что участок, на котором расположена свалка, находится в чьем-либо частном пользовании, владении, суду не представлено. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что свалка находятся в границах муниципального образования - Прионежский муниципальный район, в пределах которого орган местного самоуправления решает вопросы местного значения.
Установленные обстоятельства дела указывают на то, что органом местного самоуправления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего надлежащего содержания территорий и поддержания чистоты и порядка. При этом системный анализ приведенных положений действующего законодательства свидетельствует о том, что неисполнение обязанности по фактической ликвидации несанкционированной свалки (организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора) на территории муниципального района со стороны администрации района нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, имеющих конституционно установленное право на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и считает необходимым возложить на администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия обязанность ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории ...
Руководствуясь положениями статей 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковое заявление прокурора Прионежского района удовлетворить частично.
Возложить на администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия обязанность ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории ....
В удовлетворении иска к Министерству природопользования и экологии Республики Карелия отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца через Прионежский районный суд со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.С.Леккерева
Мотивированное решение составлено 09 ноября 2015 года.