Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1057/2012 ~ М-411/2012 от 31.01.2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 февраля 2012г. <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Борисовой Е.А.,

при секретаре Крайковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александровой Л. А. к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании права собственности в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Александрова Л.А. обратилась в суд с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании права собственности в порядке приватизации, указав, что на основании договора найма жилого помещения в муниципальном общежитии от 12.07.2005г. ей и ее дочери было предоставлено для проживания жилое помещение – комната площадью 13,5 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, комн. 78. Согласно выписке из реестра муниципального имущества <адрес> жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, комната 78, было передано в муниципальную собственность на основании Постановления Главы <адрес> от 04.10.2001г. Право собственности муниципального образования – г.о. Самара подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.10.2009г. В настоящее время в квартире зарегистрированы и проживают истица с дочерью Александровой А.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р.

На обращение истицы в Департамент по вопросу разрешения приватизации занимаемой комнаты Департамент ответил отказом, ссылаясь на то, что приватизация жилого помещения невозможна, т.к. данное жилое помещение состоит в специализированном жилищном фонде.

Ссылаясь на то, что истица с октября 1994г. проживает в <адрес>, что подтверждается паспортом гражданина СССР, архивными справками и выписками с медицинской карты пациента о прохождении медицинских осмотров, право на приватизацию она не использовала, ее дочь выразила согласие на приватизацию без ее участия в пользу истицы, Александрова Л.А. просила суд признать за ней право собственности в порядке приватизации на комнату, общей площадью 13,50 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, д. литера В/<адрес>, комната

В судебном заседании представитель истицы Ерошкин С.В., действующий на основании доверенности от 23.11.2011г., поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара Пюльзю А.К., действующая на основании доверенности от 26.12.2011г., возражала против удовлетворения исковых требований.

Представитель 3 лица – ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что комната, расположенная по адресу: <адрес>, комната является муниципальной собственностью городского округа Самара, включена в реестр муниципального имущества 04.10.2001г. за номером 013682-78 на основании Постановления Главы <адрес> от 04.10.2001г., что подтверждается Выпиской из реестра, выданной Департаментом управления имуществом г.о. Самара от 19.05.2009г.

Согласно техническому паспорту Самарского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по состоянию на 29.05.2009г. данная комната имеет общую площадь 13,50 кв.м., жилую площадь 13,50 кв.м. и расположена по адресу: <адрес>, д. литера В/<адрес>, комната

17.10.2009г. муниципальному образованию – городскому округу Самара было выдано свидетельство о государственной регистрации права на указанную комнату.

Александрова Л.А. обратилась в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением по вопросу исключения занимаемого жилого помещения из состава муниципального специализированного жилищного фонда, на что 10.11.2011г. Департамент в своем письме сообщил, что указанный дом состоит в реестре муниципального имущества, включен в состав муниципального специализированного жилищного фонда со статусом «общежитие» и в целях сохранения мест в комплексе общежитий городского округа Самара для обеспечения жильем работников муниципальных учреждения, предприятий, граждан, чьи жилые помещения пострадали в результате пожара, других категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях в общежитиях в связи с их работой, службой или обучением, исключение из состава муниципального специализированного жилищного фонда занимаемого истицей жилого помещения нецелесообразно.

Также Александрова Л.А. обращалась в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением по вопросу приватизации спорного жилого помещения, на что 16.12.2011г. в своем письме Департамент сообщил о том, что рассматриваемый объект недвижимости относится к специализированному жилищному фонду, использовался и используется в качестве общежития и в соответствии со ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991г. жилые помещения, находящиеся в общежитиях, приватизации не подлежат, в связи с чем, истице было отказано в передаче ей комнаты в собственность.

Справками МП ЭСО г.о. Самара от 17.11.2011г., о составе семьи от 03.12.2009г., лицевым счетом , договором найма жилого помещения в муниципальном общежитии от 12.07.2005г., заключенного между МП ЭСО <адрес> и истицей, подтверждается регистрация и проживание с 26.11.1999г. Александровой Л.А. совместно с дочерью Александровой А.А. в спорном жилом помещении. Справками также подтверждается, что истица с дочерью проживают в <адрес> с 1995г.

Согласно выписке, выданной Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 21.12.2009г., Александрова Л.А. до 05.08.1998г. строений и жилья на территории <адрес> и <адрес> не имела, право на приватизацию на территории <адрес> и <адрес> не использовала.

В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.

Статья 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991г. предусматривает, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних

По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.

В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

Согласно статьям 17 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.

Следовательно, если жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма до ДД.ММ.ГГГГ, фактически не переданы в муниципальную собственность, то право собственности на указанные жилые помещения может быть признано за гражданином в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения.

В силу статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Учитывая, что общежитие, которое было передано в ведение органов местного самоуправления, утратило статус общежитий в силу закона, к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Кроме того, в Постановлении -П от 15.06.2006г. Конституционный суд РФ в п. 2.2. указал, что гарантируемое статьей 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения не имеет конституционного закрепления и не подпадает под характеристики основных прав и свобод человека и гражданина (статья 17, часть 2, Конституции Российской Федерации). Данное право - исходя из того, что приватизация жилья определяется в статье 1 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" как бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, - появляется, существует и реализуется как субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде. Таким образом, право на бесплатную приватизацию конкретного жилого помещения приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения.

В п. 3.1. Конституционный суд указал, что установив в статье 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" запрет на бесплатную передачу в собственность граждан жилых помещений, предоставленных им после ДД.ММ.ГГГГ по договорам социального найма из государственного и муниципального жилищных фондов, и обосновав это тем, что с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации договоры социального найма жилых помещений заключаются на новых условиях, федеральный законодатель фактически поставил таких граждан в неравное положение с гражданами, получившими жилье до указанной даты и, следовательно, сохранившими право на приватизацию в пределах общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда.

Между тем единственным различием в условиях заключения договоров социального найма до и после ДД.ММ.ГГГГ является форма административного решения о предоставлении нуждающемуся гражданину жилого помещения: до ДД.ММ.ГГГГ оно предоставлялось на основании ордера, а после этой даты - на основании решения органа местного самоуправления. Данное различие носит формально-юридический характер и не является существенным, оно не влияет на правовой режим жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, и потому не предопределяет каких-либо его особенностей. Следовательно, и после ДД.ММ.ГГГГ правомочия по владению, пользованию и ограниченному распоряжению жилым помещением, занимаемым по договору социального найма, осуществляются на единых условиях для всех нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов независимо от времени их предоставления.

В п. 3.2. Конституционный суд указал, что таким образом, установление в части первой статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" запрета на бесплатную приватизацию жилых помещений, предоставляемых гражданам по договору социального найма после ДД.ММ.ГГГГ в пределах общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда, не имеет конституционного обоснования и противоречит статье 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что спорное жилое помещение утратило статус специализированного, на основании ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», дочь истицы выразила согласие на приватизацию без ее участия в пользу матери, требования истицы о признании права собственности в порядке приватизации подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Александровой Л. А. удовлетворить.

Признать за Александровой Л. А. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – комнату, общей площадью 13,50 кв.м., жилой площадью 13,50 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, д. литера В/<адрес>, комната

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца через Ленинский районный суд <адрес> со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 14.02.2011г.

Судья (подпись) Е.А. Борисова

Копия верна

Судья

2-1057/2012 ~ М-411/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Александрова Л.А.
Ответчики
Департамент управления имуществом г.о.Самара
Другие
ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ"
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Борисова Е. А.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
31.01.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.01.2012Передача материалов судье
01.02.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.02.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.02.2012Подготовка дела (собеседование)
08.02.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.02.2012Судебное заседание
27.02.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2014Дело оформлено
04.03.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее