Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-35/2020 (2а-1728/2019;) от 08.11.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 июня 2020 года Самарский районный суд г. Самара в составе председательствующего Кривицкой О.Г.,

при секретаре Селютиной Ю.В.,

с участием

от административного истца и заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «Лангольер» Астахова Н.А. по доверенности,

от административного ответчика Правительства Самарской области и заинтересованного лица Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области Рудомакина О.П., административных соответчиков Администрации городского округа Самара по доверенности Нилова О.В., Департамента градостроительства городского округа Самара Агаповой О.С.,

заинтересованного лица Министерства строительства Самарской области Сидоренко С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-35/2020 по иску Левкова Андрея Алексеевича к Правительству Самарской области, Администрации городского округа Самара, Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании незаконными ненормативных актов органа государственной власти и органа местного самоуправления,

у с т а н о в и л:

Левков А.А. обратился в суд с административным иском о признании Распоряжения Правительства Самарской области №604-р от 13.08.2014г., Распоряжения Правительства Самарской области №-440-р от 27.05.2016г., Постановления Администрации городского округа Самара №290 от 18.04.2017г. недействительными в части отнесения принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером к территории общего пользования и исключении принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером из состава территории общего пользования с возможностью его дальнейшего использования согласно требованиям карты правового зонирования городского округа Самара, в обоснование заявленных требований, указав, что согласно полученной административным истцом выписки из ИСОГД ( информационная система обеспечения градостроительной деятельности) г.о. Самара от 13.08.2018г. земельный участок, принадлежащий на праве собственности, в том числе административному истцу, относится к территории общего пользования на основании вышеуказанных ненормативных актов органов государственной и муниципальной власти.

Полагая данные акты незаконными и нарушающими его права и законные интересы в части отнесения принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, Левков А.А. просил суд признать Распоряжение Правительства Самарской области №604-р от 13.08.2014г., Распоряжение Правительства Самарской области №-440-р от 27.05.2016г., Постановление Администрации городского округа Самара №290 от 18.04.2017г. недействительными в части отнесения принадлежащего Левкову А.А. земельного участка с кадастровым номером к территории общего пользования и исключить принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером из состава территории общего пользования с возможностью его дальнейшего использования согласно требованиям карты правового зонирования городского округа Самара.

В судебном заседании представитель административного истца Астахова Н.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования уточнила, просила суд признать Постановление Администрации городского округа Самара № 290 от 18.04.2017г. недействительным в части отнесения принадлежащего Административному истцу земельного участка с кадастровым номером к территории общего пользования; признать незаконными действия Департамента градостроительства городского округа Самара по внесению в ИСОГД сведения о земельном участке с кадастровым номером в части отнесения его к территории общего пользования; исключить из ИСОГД сведения о земельном участке с кадастровым номером в части отнесения его к территории общего пользования на основании; обязать Департамент градостроительства городского округа Самара внести в ИСОГД соответствующие изменения, исключив сведения о земельном участке с кадастровым номером в части отнесения его к территории общего пользования. ( л.д.16 т.3).

Представитель административного ответчика Администрация городского округа Самара Нилова О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в ранее представленных в материалы дела возражениях на административное исковое заявление, дополнительно пояснив, что оспариваемым постановлением Администрации городского округа Самара правовое положение земельного участка с кадастровым номером не изменялось.

Заинтересованное лицо Общество с ограниченной ответственностью «Лангольер» в лице представителя Астаховой Н.А., действующей на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержала, просили суд их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного соответчика Департамента градостроительства городского округа Самара Агапова О.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление.

Представитель Правительства Самарской области и привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области Рудомакина О.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административный иск не признала по основаниям, изложенным в ранее представленных суду возражениях на административное исковое заявление, дополнительно пояснив, что принятыми Правительством Самарской области распоряжениями №№ 604-р от 13.08.2014г., а также 440-р от 27.05.2016г. земельный участок с кадастровым номером к категории земель общего пользования отнесен не был.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Министерства строительства Самарской области Сидоренко С.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала по основаниям, аналогичным основаниям, изложенным представителем Правительства Самарской области.

Решением Самарского районного суда г.Самары от 07.02.2019г. административные исковые требования Левкова А.А. о признании незаконными ненормативных актов органов государственной власти и органа местного самоуправления удовлетворены; признаны недействительными Распоряжение Правительства Самарской области № 604-р от 13.08.2014г., Распоряжение Правительства Самарской области № 440-р от 27.05.2016г., Постановление Администрации городского округа Самара № 290 от 18.04.2017г. в части отнесения принадлежащего Административному истцу земельного участка с кадастровым номером к территории общего пользования; принадлежащий Административному истцу земельный участок с кадастровым номером исключен из состава территории общего пользования.

Апелляционным определением судебной коллеги по гражданским делам Самарского областного суда от 09.04.2019г. решение Самарского районного суда оставлено без изменения.

Определением судьи Самарского областного суда от 28.06.2019г. в передаче кассационных жалоб Администрации г.о. Самара и Департамента градостроительства г.о. Самара на решение Самарского районного суда г. Самары от 07.02.2019г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 09.04.2019г. для рассмотрения в судебном заседании Президиума Самарского областного суда отказано.

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 31.10.2019г. решение Самарского районного суда г. Самары от 07.02.2019г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 09.04.2019г. отменены с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.

Определением судьи Верховного суда Российской Федерации от 26.12.2019г. в передаче кассационной жалобы Департамента градостроительства г.о. Самара на решение Самарского районного суда г. Самары от 07.02.2019г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 09.04.2019г. для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации отказано.

Определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 10.03.2020г. отказано в удовлетворении заявления Левкова А.А. о пересмотре по новым обстоятельствам кассационного определения судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 31.10.2019г.

Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд полагает требования Левкова А.А. подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии с частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания соблюдения требований нормативно-правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения и обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения нормативно-правовым актам, регулирующим спорные отношения, возложена на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия.

Согласно п.8 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при проверке законности решения, действия (бездействия) органа, наделенными властными полномочиями, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

В соответствии с пп.1 п.3 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

07.02.2019г. Левков А.А. обратился в Департамент градостроительства городского округа Самара 06.08.2018г. для выдачи выписки из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее по тексту ИСОГД) г.о. Самара. 13.08.2018г. выписка из ИСОГД г.о. Самара была получена административным истцом. Согласно разделу 8 выписки из ИСОГД земельный участок, принадлежащий административному истцу и заинтересованному лицу ООО «Лангольер» в общей долевой собственности, относится к территории общего пользования.

Границы территории общего пользования в районе земельного участка, сведения о котором испрашивались, установлены в соответствии с утверждённой документацией по планировке территории, принятой Правительством Самарской области от 13.08.2014г. №604--р «Об утверждении документации по планировке территории в целях реконструкции автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области, расположенной в границах городского округа Самара, <адрес> (от <адрес> до <адрес>)», от 27.05.2016г. № 440-р «Об утверждении документации по планировке территории в границах городского округа Самара для реконструкции трамвайной линии от площади Урицкого до улицы <адрес> со строительством новой трамвайной линии от <адрес> до стадиона к чемпионату мира по футболу 2018года в городском округе Самара», а также в соответствии с утверждённой документацией по планировке территории, принятой администрацией Городского округа Самара от 18.04.2017г. №290 «Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории) в городском округе Самара в целях размещения линейного объекта «Реконструкция Северо-Восточной магистрали от <адрес> до автобусного проезда» ( л.д. 28, 31, 16, 17-20 т.1).

Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит на праве общей долевой собственности (доля в праве 1/10) земельный участок площадью 1099 кв.м с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, о чем Едином государственном реестре недвижимости произведена запись регистрации от 17.04.2017.что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости ( л.д.21-26 т.1).

Собственником 9/10 долей в праве общей долевой собственности на вышеуказанный земельный участок является ООО «Лангольер», что подтверждается выпиской из ЕГРН и свидетельством о праве собственности. Общество привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица, его права и законные интересы также нарушены оспариваемыми ненормативными правовыми актами.

Установление границ территорий общего пользования в соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного Кодекса Российской Федерации осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе, красные линии (часть 3). Согласно части 6 статьи 43 Градостроительного Кодекса на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 этой статьи.

Согласно ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и утверждение документации по планировке территории осуществляется в соответствии с документами территориального планирования.

Решения по территориальному планированию, предусмотренные в генеральных планах, в рамках реализации подлежат отражению и соблюдению в документации по планировке территории. В дальнейшем в рамках реализации генерального плана, законодательством предусмотрено право органов власти на резервирование и изъятие земельных участков для муниципальных нужд, в частности в рамках конкретного спора, под строительство (реконструкцию) автомобильной дороги.

Согласно ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение трех лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 56.5 Земельного кодекса Российской Федерации собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы земельных участков, подлежащих изъятию, собственники расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, лица, которым такие объекты недвижимого имущества принадлежат на иных правах (далее также - правообладатели изымаемой недвижимости) и права которых на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, в течение шестидесяти дней со дня опубликования сообщения, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, подают заявления в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, об учете их прав (обременений прав) на земельные участки и (или) объекты недвижимости (далее также - заявления об учете прав на недвижимость) с приложением копий документов, подтверждающих эти права (обременения прав).

Каких-либо решений относительно изъятия земельного участка с кадастровым номером 63:01:0607007:1104 уполномоченными органами государственной либо муниципальной власти не принималось, решения о резервировании указанного земельного участка также не принималось.

Доказательств в опровержении указанного довода истца компетентными органами не предоставлено, иного вывода из письменных доказательств по делу не следует.

Согласно сведениям Министерства транспорта и автомобильных дорог Самаркой области от 18.09.2018г. № 28/6984 указанный земельный участок не входит в хону реконструкции автомобильной дороги общего пользования регионального и муниципального значения Самарский области, расположенной в границах городского округа Самара, <адрес> (от <адрес>) (т. 1 л.д. 32).

Из сообщения Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области от 07.09.2017г. № 28/5903 также следует, что в соответствии с документацией по планировке территории в целях реконструкции автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области, расположенной в границах городского округа Самара, <адрес> (от <адрес> до <адрес>), утвержденной распоряжением Правительства Самарской области от 13.08.2014 № 604-Р, объекты недвижимости – земельный участок с кадастровым номером и нежилое здание с кадастровым номером , расположенное на данном участке, не входят в границы зоны планируемого размещения указанной дороги и соответственно не подлежат изъятию для государственных нужд Самарской области (т.1 л.д. 33).

Из сообщения Департамента градостроительства городского округа Самара от 17.09.2018г. № Д05-01-01/9794-01 следует, что согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, испрашиваемый земельный участок не входит в границы разработки документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) в городском округе Самара в целях размещения линейного объекта «Реконструкция Северо-Восточной магистрали от <адрес> до автобусного проезда» от 18.04.2017г. № 290. Таким образом, испрашиваемый земельный участок не входит в полосу отвода автомобильной дороги Северо-Восточная магистраль. ( т.1 л.д. 65-66).

Таким образом, согласно представленным в материалы дела отзыву Правительства Самарской области и Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, а также позиции представителя, выраженной в судебном заседании, изменение красных линий в отношении земельного участка, принадлежащего административному истцу, распоряжениями № 604-р и 440-р не предусмотрено.

В соответствии со сведениями, представленными Администрацией городского округа Самара изменение либо установление новых красных линий, а также изменение категории земельного участка и отнесение его к землям общего пользования в отношении земельного участка, принадлежащего административному истцу, оспариваемым постановлением № 290 от 18.04.2017г. не предусмотрено.

Департамент градостроительства городского округа Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделяемый Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности. На основании Решения Думы городского округа Самара от 03.12.2015 г. № 34 «О внесении изменений в Устав городского округа Самара Самарской области» Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара (сокращенное наименование-Департамент строительства и архитектуры г. о. Самара, ДСА г. о. Самара) переименован в Департамент градостроительства городского округа Самара (сокращенное наименование – Департамент градостроительства г. о. Самара, ДГС г. о. Самара).

Согласно распоряжению Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 11.11.2011 № Д05-01-06/93 «Об утверждении Положения об информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара и установления размера платы за предоставление сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара», (принятому в соответствии с в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 N 363 "Об информационном обеспечении градостроительной деятельности", приказом Минэкономразвития РФ от 26.02.2007 N 57 "Об утверждении Методики определения размера платы за предоставление сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности" и Уставом городского округа Самара) Департамент градостроительства обеспечивает ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД).

Согласно п. 1.3. Положения об информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, утвержденной распоряжением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 11.11.2011 № Д05-01-06/93 ИСОГД является единственным официальным источником сведений о градостроительных регламентах общего и особого вида, иной регламентной информации об объектах градостроительной деятельности.

Согласно п. 2.12. указанного Положения внесение изменений в сведения, содержащиеся в основных разделах ИСОГД и подразделах раздела VIII ИСОГД, осуществляется на основании информации, поступившей от органов государственной власти или органов местного самоуправления либо полученной Департаментом из иных источников, путем анализа имеющейся информации (в отношении сведений подразделов раздела VIII ИСОГД).

Как установлено судом в ходе судебного заседания и подтверждается представленными сторонами документами, основания для внесения сведений в ИСОГД о принадлежности принадлежащего административному истцу земельного участка к территории общего пользования в соответствии с утверждённой документацией по планировке территории, принятой Правительством Самарской области от13.08.2014г. №604-р «Об утверждении документации по планировке территории в целях реконструкции автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области, расположенной в границах городского округа Самара, <адрес> (от <адрес> до <адрес>)», от 27.05.2016г. № 440-р «Об утверждении документации по планировке территории в границах городского округа Самара для реконструкции трамвайной линии от площади Урицкого до улицы <адрес> со строительством новой трамвайной линии от <адрес> до стадиона к чемпионату мира по футболу 2018года в городском округе Самара», а также в соответствии с утверждённой документацией по планировке территории, принятой администрацией Городского округа Самара от 18.04.2017г. №290 «Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории) в городском округе Самара в целях размещения линейного объекта «Реконструкция Северо-Восточной магистрали от <адрес> до автобусного проезда» у Департамента градостроительства городского округа Самара отсутствовали.

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 31.10.2019г. решение Самарского районного суда г. Самары от 07.02.2019г. отменено, вышестоящим судом указано, что при рассмотрении настоящего административного иска необходимо установить первоисточник, явившийся основанием для внесения в ИСОГД сведений об отнесении спорного земельного участка к территории общего пользования.

Согласно положениям ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

Судом неоднократно истребовались доказательства и документы, подтверждающие правомерность оспариваемых актов и действий административных ответчиков.

В ходе судебного разбирательства никаких дополнительных документов и нормативных либо ненормативных актов, обосновывающих правомерность отнесения принадлежащего административному истцу земельного участка к территории общего пользования, кроме уже имеющихся в материалах дела, ответчиками и заинтересованными лицами представлено не было. Как следует из пояснений представителей административного ответчика и заинтересованных лиц документы не могут быть представлены в связи с их отсутствием у сторон.

Исследовав материалы дела, представленные административным истцом, административными ответчиками, а также графические материалы, предоставленные административными ответчиками, с учетом норм действующего законодательства, регулирующего градостроительную деятельность в Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению частично.

В силу части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

В соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

Подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такое установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.

Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 стати 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), которые утверждаются в составе проекта планировки территории (подпункт а пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также проекта межевания территории (пункты 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно представленному в материалы дела отзыву Правительства Самарской области и Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, а также позиции их представителя, выраженной в судебном заседании, изменение красных линий в отношении земельного участка, принадлежащего административному истцу, распоряжениями №-604р и 440-р не предусмотрено. В связи с чем, вывод Департамента градостроительства о том, что указанными документами земельный участок отнесен к территории общего пользования, не соответствует действительности.

Статьей 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено создание информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, представляющей собой систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участка, об объектах капитального строительства и иных сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.

Полномочия по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Самара, наделен Департамент градостроительства городского округа Самара в соответствии с пунктом 3 статьи 28 Устава городского округа Самара.

В соответствии с представленным в материалы дела отзывом, а также пояснениями представителя Департамента, данных в ходе судебного заседания, согласно сведениям, содержащимся в ИСОГД, принадлежащий административному истцу земельный участок принадлежит к территории общего пользования, поскольку расположен в красных линиях.

Вместе с тем, согласно разбивочному чертежу красных линий в составе проектной документации, утвержденной постановлением Администрации городского округа Самара от 18.04.2017 № 290 «Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории) в городском округе Самара в целях размещения линейного объекта «Реконструкция Северо-Восточной магистрали от <адрес> до <адрес>а» в районе земельного участка с кадастровым номером новые красные линии не установлены ( л.д.79-82 т.1).

Кроме того, согласно позиции Департамента градостроительства, а также Администрации городского округа Самара согласно выкопировке из ИСОГД указанный земельный участок не находится на территории, в отношении которой постановлением Администрации городского округа Самара от 18.04.2017 № 290 утвержден проект планировки территории в целях размещения линейного объекта: «Реконструкция Северо-Восточной магистрали от <адрес> до автобусного проезда», что подтверждается графическим материалом вышеуказанной документации по планировке территории (Чертеж планировки территории. Утверждаемая часть, Чертеж межевания территории. Утверждаемая часть, Схема использования территории в период подготовки ППТ-ПМТ, Разбивочный чертеж красных линий), согласно которому земельный участок кадастровым номером не входит в границы разработки документации по планировке территории ( л.д.94-95 т.1).

Таким образом, административный ответчик и заинтересованные лица, а также представленные в материалы дела документы опровергают доводы иска о том, что Распоряжение Правительства Самарской области №604-р от 13.08.2014г., Распоряжение Правительства Самарской области №-440-р от 27.05.2016г., Постановление Администрации городского округа Самара №290 от 18.04.2017г. определяют правовой статус принадлежащего административному истцу земельного участка как земель общего пользования.

Следовательно, основания для удовлетворения требований о признании незаконным Постановления Администрации городского округа Самара №290 от 18.04.2017г. не имеется, поскольку указанный нормативный акт не нарушает и не оспаривает права и законные интересы истца ( статья 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Суд также принимает во внимание, что согласно материалам гражданского дела распоряжением Департамента управления имуществом городского округа Самара от 13.03.2015г. № 257 утверждена схема расположения принадлежащего истцу земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала . Земельный участок поставлен на кадастровый учет 05.05.2015г., в Государственный кадастр недвижимости внесены сведения о вновь образованном земельном участке с кадастровым номером .

Каких-либо сведений о том, что земельный участок находится в границах красных линий и принадлежит к территории общего пользования, а также о наличии любых иных ограничений в отношении земельного участка, документы, на основанных которых была произведена постановка на кадастровый учет, не содержат. Таких же сведений не содержится и в выписке из Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Установление границ территорий общего пользования в соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного Кодекса Российской Федерации осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются в том числе красные линии (часть 3). Согласно части 6 статьи 43 Градостроительного Кодекса Российской Федерации на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 этой статьи.

Согласно ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и утверждение документации по планировке территории осуществляется в соответствии с документами территориального планирования.

Решения по территориальному планированию, предусмотренные в генеральных планах, в рамках реализации подлежат отражению и соблюдению в документации по планировке территории. В дальнейшем в рамках реализации генерального плана, законодательством предусмотрено право органов власти на резервирование и изъятие земельных участков для муниципальных нужд, в частности в рамках конкретного спора, под строительство (реконструкцию) автомобильной дороги.

Согласно ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение трех лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 56.5 Земельного кодекса Российской Федерации собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы земельных участков, подлежащих изъятию, собственники расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, лица, которым такие объекты недвижимого имущества принадлежат на иных правах (далее также - правообладатели изымаемой недвижимости) и права которых на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, в течение шестидесяти дней со дня опубликования сообщения, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, подают заявления в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, об учете их прав (обременений прав) на земельные участки и (или) объекты недвижимости (далее также - заявления об учете прав на недвижимость) с приложением копий документов, подтверждающих эти права (обременения прав).

Между тем, как установлено судом, каких-либо решений относительно изъятия земельного участка с кадастровым номером уполномоченными органами государственной либо муниципальной власти не принималось, решения о резервировании указанного земельного участка также не принималось.

При отсутствии законных оснований, актов государственных либо муниципальных органов об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, суд полагает, что основания для включения Департаментом градостроительства сведений в ИСОГД об отнесении земельного участка с кадастровым номером в состав территории общего пользования отсутствуют.

Суд находит неубедительными доводы представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц о том, что отнесение земельного участка, принадлежащего истцу к землям общего пользования, не нарушает каких-либо прав и законных интересов административного истца.

Согласно положениям ч.12. ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территория общего пользования – земельные участки, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (и к числу которых в силу закона отнесены, например, площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары), в связи с чем, на данных земельных участках запрещается ведение какой-либо градостроительной деятельности, а также введен прямой запрет на предоставление данных земельных участков в частную собственность.

Такая ситуация не может не нарушать права истца, который имеет в собственности земельный участок, и вправе рассчитывать на реализацию своих прав как собственника ( статья 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно кадастровому паспорту земельного участка ( выписка от 15 мая 2015), вид разрешенного использования земельного участка определен как «занимаемый гостиницей с прилегающей территорией». Такой вид разрешенного использования предполагает возможность осуществления строительной деятельности на земельном участке, тогда как отнесение земельного участка истца без законных к тому оснований к территории общего пользования противоречит виду разрешенного использования земельного участка.

Оценив все представленные в материалы дела доказательства, устные и письменные пояснения участников процесса, суд приходит к выводу о незаконности действий Департамента градостроительства городского округа Самара по внесению в ИСОГД сведений о земельном участке с кадастровым номером в части отнесения его к территории общего пользования

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Левкова Андрея Алексеевича к Администрации городского округа Самара, Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании незаконным ненормативного акта органа местного самоуправления, признании незаконными действий органа местного самоуправления, о совершении действий удовлетворить частично.

Признать действия Департамента градостроительства городского округа Самара по внесению в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) сведений о земельном участке с кадастровым номером в части отнесения его к территории общего пользования незаконными.

Исключить из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) сведения о земельном участке с кадастровым номером в части отнесения его к территории общего пользования.

Обязать Департамент градостроительства городского округа Самара внести в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) соответствующие изменения, исключив сведения о земельном участке с кадастровым номером в части отнесения его к территории общего пользования.

В удовлетворении остальной части заявленных административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 08 июня 2020г.

2а-35/2020 (2а-1728/2019;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Левков А.А.
Ответчики
Департамент градостроительства г.о.Самара
Правительство Самарской области
Администрация городского округа Самара
Другие
ООО "Лангольер"
Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области
Министерство строительства
Суд
Самарский районный суд г. Самары
Судья
Кривицкая О.Г.
Дело на странице суда
samarsky--sam.sudrf.ru
08.11.2019Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
08.11.2019Передача материалов судье
11.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.11.2019Судебное заседание
26.12.2019Судебное заседание
30.01.2020Судебное заседание
13.02.2020Судебное заседание
20.04.2020Производство по делу возобновлено
06.05.2020Судебное заседание
01.06.2020Судебное заседание
08.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.10.2020Дело оформлено
02.10.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее