Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 октября 2013 года Центральный районный суд г. Тольятти, в составе:
председательствующего Бородиной Л.А.
при секретаре Лариной О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Прокурора Центрального района г. Тольятти к Ваисову А.З., Отделу УФМС России по Самарской области в Центральном районе г. Тольятти о признании постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания недействительной, обязании снять иностранного гражданина с миграционного учета по месту пребывания,
установил:
Прокурор Центрального района г. Тольятти обратился в суд с иском к Ваисову А.З., Отделу УФМС России по Самарской области в Центральном районе г. Тольятти о признании постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания недействительной, обязании снять иностранного гражданина с миграционного учета по месту пребывания.
В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г. Тольятти ФИО8. исковые требования поддержала, пояснив суду, что Прокуратурой Центрального района г. Тольятти проведена проверка исполнения миграционного законодательства. В ходе проверки было установлено, что Ваисов А.З. 01.08.2013 года встал на учет по месту пребывания на территории РФ по адресу: г. Тольятти, <адрес> посредством направления в отдел УФМС России по Самарской области в Центральном районе г.Тольятти почтового уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания от 01.08.2013 года. Принимающей стороной иностранного гражданина Ваисова А.З. на территории РФ выступила гражданка РФ Агаева А.Ш., которая является собственником жилого помещения расположенного по адресу: г. Тольятти, <адрес>. Согласно рапортов инспектора ОУФМС ФИО9. им осуществлялся выезд по указанному адресу, однако Ваисов А.З. по данному адресу отсутствовал. Ваисов А.З. право пользования жилым помещением по адресу: г. Тольятти, <адрес> не приобретал, в данное жилое помещение никогда не вселялся. Указанный адрес был использован им исключительно для подачи сведений в орган, осуществляющий миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства. Агаева А.Ш. информацию о жилом помещении предоставила Ваисову А.З. только для постановки последнего на миграционный учет, без права пользования, пребывания или проживания в нем. Предоставление адреса жилого помещения позволило иностранному гражданину легализовать свое пребывание на территории Самарской области и Российской Федерации. Таким образом, в ходе проверки было установлено, что Ваисов А.З. по указанному адресу не проживает, место его нахождения не известно. Ваисов А.З. встал на миграционный учет по адресу: г. Тольятти, <адрес>, заведомо зная, что не будет проживать по указанному адресу в течение всего периода учета по месту пребывания. Вместе с тем, данный адрес является последним известным на территории РФ местом жительства Ваисова А.З. Сведения о постановке его на учет по новому месту пребывания в органы миграционного учета не поступали. Просит признать постановку иностранного гражданина Ваисова А.З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет по месту пребывания по адресу: г. Тольятти, <адрес>, на период с 01.08.2013 года по 25.10.2013 года недействительной, обязать Отдел Управления Федеральной Миграционной Службы России по Самарской области в Центральном районе г. Тольятти снять Ваисова А.З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с миграционного учета по месту пребывания по адресу: г. Тольятти, <адрес>.
Ответчик Ваисов А.З. в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом по последнему известному месту жительства.
Представитель ответчика ОУФМС России по Самарской области в Центральном районе г. Тольятти в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений на иск не представил.
Третье лицо Агаева А.Ш. в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом, возражений на иск не представила.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя истца, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно п.2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, орган местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статья 4 Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» (далее ФЗ №109) определяет следующие цели, основные принципы и содержание миграционного учета: формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.
Согласно статье 2 ФЗ №109, место пребывания иностранного гражданина или лиц без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в установленном порядке.
В соответствии со статьей 7 ФЗ №109, при осуществлении миграционного учета граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 21 ФЗ №109 установлено, что основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Статья 23 ФЗ №109 содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым иностранный гражданин может быть снят с учета по месту пребывания: постановка иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания; выезд иностранного гражданина из Российской Федерации; смерть иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступления в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находящегося в РФ, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.В соответствии с п. 37 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 года № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», регламентирующего порядок постановки на миграционный учет по месту пребывания и снятия с него, - снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется: после получения от территориального органа Федеральной миграционной службы по новому месту пребывания иностранного гражданина сведений о его постановке на учет по новому месту пребывания; после получения от органа пограничного контроля в соответствующем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации сведений о выезде иностранного гражданина из Российской Федерации; после получения от органов записи актов гражданского состояния либо от заинтересованного физического или юридического лица документа, подтверждающего смерть иностранного гражданина, либо после получения от заинтересованного физического или юридического лица заверенной в установленном порядке копии вступившего в законную силу решения суда о. признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.
Пункт 40 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 года № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» предусматривает, что при получении документов, предусмотренных пунктом 37 настоящего Постановления, должностное лицо территориального органа Федеральной миграционной службы в течений 3 рабочих дней фиксирует в своих учетных документах сведения о снятии иностранного гражданина с учета в месте пребывания и в установленном порядке вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
При отсутствии сведений, указанных в п. 23 Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» и п. 37 Постановления Правительства РФ от 15.01.1007 года № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», органы миграционного учета лишены возможности самостоятельно снимать иностранных граждан с учета по месту пребывания, а также вносить необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета, что искажает достоверность статистической информации и о миграционном учете по месту пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства.
Судом установлено, что Прокуратурой Центрального района г. Тольятти проведена проверка исполнения миграционного законодательства. В ходе проверки было установлено, что Ваисов А.З. 01.08.2013 года встал на учет по месту пребывания на территории РФ по адресу: г. Тольятти, <адрес> посредством направления в отдел Управления Федеральной Миграционной Службы России по Самарской области в Центральном районе г.Тольятти почтового уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания от 01.08.2013 года. Принимающей стороной иностранного гражданина Ваисова А.З. на территории РФ выступила гражданка РФ Агаева А.Ш.
Ваисов А.З. зарегистрирован по месту пребывания, а его персональные данные внесены в государственную информационную систему миграционного учета.
Собственником жилого помещения расположенного по адресу: г.Тольятти, <данные изъяты> является Агаева Алия <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно рапортов инспектора ФИО10. от 19.09.2013 года, 24.09.2013 года им осуществлялся выезд по адресу: г.Тольятти, <адрес>. Было установлено, что по указанному адресу иностранный гражданин Ваисов А.З. отсутствует.
Ваисов А.З. право пользования жилым помещением по адресу: г. Тольятти, <адрес> не приобретал, в данное жилое помещение не вселялся. Указанный адрес был использован им исключительно для подачи сведений в орган, осуществляющий миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства.
Агаева А.Ш. информацию о жилом помещении по адресу: г. Тольятти, <адрес> предоставила Ваисову А.З. только для постановки последнего на миграционный учет, без права пользования, пребывания и проживания в нем. Предоставление адреса жилого помещения позволило иностранному гражданину легализовать свое пребывание на территории Самарской области и Российской Федерации.
Из объяснений Агаевой А.Ш. следует, что она является собственником жилого помещения по адресу г. Тольятти <адрес>. По указанному адресу она предоставила регистрацию для иностранного гражданина Ваисова А.З., однако он в квартире не проживает и не вселялся.
Таким образом, в ходе проверки было установлено, что Ваисов А.З. по указанному адресу не проживает, место его нахождения не известно. Ваисов А.З. встал на миграционный учет по адресу: г. Тольятти, <адрес>, заведомо зная, что не будет проживать по указанному адресу в течение всего периода учета по месту пребывания. Вместе с тем, данный адрес является последним известным на территории РФ местом жительства Ваисова А.З. Сведения о постановке его на учет по новому месту пребывания в органы миграционного учета не поступали.
Суд считает, что Ваисов А.З. предоставил в орган миграционной службы заведомо несоответствующие действительности сведения о месте своего проживания, что препятствует исполнению им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
В связи с изложенным, требования истца о признании постановки Ваисова А.З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на учет по месту пребывания по адресу: г. Тольятти, <адрес> на период с 01.08.2013 года по 25.10.2013 года недействительной, а также об обязании Отдела Управления Федеральной Миграционной Службы России по Самарской области в Центральном районе г. Тольятти снять Ваисова А.З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с миграционного учета по месту пребывания по адресу: г. Тольятти, <адрес>, суд считает правомерными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.12,45, 192-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Центрального района г. Тольятти удовлетворить.
Признать постановку иностранного гражданина Ваисова <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет по месту пребывания по адресу: г. Тольятти, <адрес>, на период с 01.08.2013 года по 25.10.2013 года, недействительной.
Обязать Отдел Управления Федеральной Миграционной Службы России по Самарской области в Центральном районе г. Тольятти снять иностранного гражданина Ваисова <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с миграционного учета по месту пребывания по адресу: г. Тольятти, <адрес>
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный райсуд г. Тольятти в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: