Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«04» февраля 2019 года Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего Гараевой Р.Р.,
при секретаре Валагура Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
№а-201/19 по административному исковому заявлению У.А. к МКУ «УМИЗО» Администрации муниципального района <адрес> и Управлению Росреестра по <адрес> об обязании исправить реестровую ошибку и признании незаконным отказа о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности.
у с т а н о в и л:
У.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к МКУ «УМИЗО» Администрации муниципального района <адрес> и Управлению Росреестра по <адрес> об обязании исправить реестровую ошибку и признании незаконным отказа о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности, в котором просила обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> исправить реестровую или иную ошибку, устранив пересечение границ земельных участков с кадастровыми номерами №, сохранив при этом границы земельного участка с кадастровым номером № установленные <дата> Признать незаконными отказ Муниципального казенного учреждения «Управления муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района <адрес>», выраженный в ответе от <дата> № по заявлению У.А. от <дата> о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Обязать Муниципальное казенное учреждение «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района <адрес>», государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности, по заявлению У.А. от <дата>
В обосновании административного искового заявления указано, что У.А. являясь собственником земельного участка, с кадастровым номером: №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 638 кв.м., обратилась <дата> через МБУ «МФЦ» муниципального района <адрес> с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности, в котором просил осуществить перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности, в отношении земельного участка, находящегося в ее собственности. Вместе с тем, ответами от <дата> № и от <дата> №, У.А. было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков на основании подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ, в связи с пересечением границ земельного участка, находящегося в ее собственности, с земельным участком с кадастровым номером №, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости, что в соответствии с пунктом 12 статьи 10.<адрес> от <дата> №-ГД «О земле» является дополнительным основанием для принятия до <дата> решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в целях образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наряду с предусмотренными п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основаниями. У.А. считает отказ в заключении указанного соглашения незаконным и необоснованным, поскольку согласно заключению кадастрового инженера от <дата> образование ее земельного участка произошло <дата>, границы которого были уточнены и внесены в государственный кадастр <дата> Земельный участок с кадастровым номером №, был образован <дата> из земельного участка с кадастровым номером №. В свою очередь, согласно межевому плану от <дата>, земельный участок с кадастровым номером № был образован на основании Постановления Администрации муниципального района <адрес> от <дата> № без учета, ранее поставленного на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на праве собственности У.А. В настоящее время земельный участок с кадастровым номером № не существует, так как из него, несмотря на пересечение границ с земельным участком с кадастровым номером №, образованы земельные участки с кадастровым номерами №. В настоящее время имеется наложение границ земельного участка с кадастровым номером № на границы земельного участка с кадастровым номером №, площадь наложения составляет 31 кв.м., У.А. неоднократно обращалась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, с целью устранения наложений границ вышеуказанных земельных участков и исправлении технической ошибки. Однако в исправлении технической ошибки ей было отказано, с пояснениями, что устранение реестровой ошибки возможно по согласованию с владельцем земельного участка, с кадастровым номером № или на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Вместе с тем, собственник земельного участка, с кадастровым номером № игнорирует У.А., на связь с ней не выходит. Поскольку принадлежащий на праве собственности У.А. земельный участок был поставлен на кадастровый учет с учтенными границами ранее вышеуказанных земельных участков, вышеуказанные действия вышеуказанных уполномоченных органов не обоснованы и незаконны.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация г.о. Самара и Администрация муниципального района <адрес>.
В судебное заседание административный истец и его представитель не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
Представители административных ответчиков МКУ «УМИЗО» Администрации муниципального района <адрес>» и Управления Росреестра по <адрес> в судебное заседание не явились по неизвестным причинам. О дне слушания извещались надлежащим образом. МКУ «УМИЗО» Администрации муниципального района <адрес> представил отзыв, согласно которого в удовлетворении административных исковых требований просил отказать.
Представитель заинтересованного лица – Администрации муниципального района <адрес>, в судебное заседание не явился по неизвестным причинам. О дне слушания извещался надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В статье 46 Конституции Российской Федерации закреплено право гражданина на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматривается в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ следует, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земельных участков перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (статьи 39.27 - 39.29) настоящего Кодекса.
Статья 39.1 Земельного кодекса РФ содержит перечень оснований возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
В обобщенном виде перераспределение можно охарактеризовать как совокупность действий, направленных на преобразование смежных земельных участков, осуществляемых на основании соглашения между правообладателями данных объектов, в результате которых образуются один или несколько других смежных земельных участков, но с иными индивидуализирующими признаками (площадью, границами).
Анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что перераспределение земель является способом образования земельных участков, но не отнесено законодателем к самостоятельным основаниям для предоставления земельного участка и не заменяет порядка и оснований их предоставления.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в частности если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Исходя из анализа пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ можно сделать вывод, что одним из принципов перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, является приведение границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ и чересполосицы.
Согласно пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим, препятствующим рациональному использованию и охране земель, недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Таким образом, для признания оспариваемого решения незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, и установлено судом У.А. является собственником земельного участка, с кадастровым номером: №, расположенным по адресу: <адрес>, площадью 638 кв.м.
<дата> У.А. обратилась в МБУ «МФЦ» муниципального района <адрес> с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности, в котором просил осуществить перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности, в отношении земельного участка, находящегося в ее собственности.
Согласно сообщениями МКУ «УМИЗО» Администрации муниципального района <адрес> от <дата> № и от <дата> №, У.А. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков на основании подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ, в связи с пересечением границ земельного участка, находящегося в ее собственности, с земельным участком с кадастровым номером № сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости, что в соответствии с пунктом 12 статьи 10.<адрес> от <дата> №-ГД «О земле» является дополнительным основанием для принятия до <дата> решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в целях образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наряду с предусмотренными п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основаниями.
Исходя из обстоятельств дела, суд считает, что отказ административного ответчика МКУ «УМИЗО» Администрации муниципального района <адрес>» в перераспределении земельного участка, соответствует действующему законодательству, в связи с пересечением границ земельного участка, находящегося в собственности У.А., с земельным участком с кадастровым номером №, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости. По указанным основаниям правомерны оспариваемые административным истцом действия Управления Росреестра по <адрес>.
Таким образом, административный иск У.А. удовлетворению не подлежит в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления У.А. к МКУ «УМИЗО» Администрации муниципального района <адрес> и Управлению Росреестра по <адрес> об обязании исправить реестровую ошибку и признании незаконным отказа о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности - отказать.
Решение может быть обжаловано Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11.02.2019 г.
Судья Р.Р. Гараева