Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1092/2012 ~ М-1012/2012 от 28.08.2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 октября 2012 года судья Зеленогорского городского суда Красноярского края Марковкина Н.А.

при секретаре Астапенко А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьменко И.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Зеленогорск об обязании зачета льготного стажа и назначении досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Истица Кузьменко И.В. обратилась в суд с иском к ответчику Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Зеленогорск /далее УПФ/ с исковыми требованиями об обязании зачета льготного стажа и назначении досрочной трудовой пенсии. Мотивирует тем, что работала в должности логопеда с 18.08.1987 г. по 01.07.1992 г., с 02.07.1992 г. по 05.10.1992 г., с 02.08.1993 г. по 05.08.1997 г., с 23.08.1997 г. по 22.09.1997 г., с 19.01.1998 г. по 31.12.1999 г. в детских учреждениях. С 06.10.1992 г. по 01.08.1993 г. находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет и до 3-х лет в период работы в должности логопеда детского учреждения № 51 Управления образования г. Ангарска и в должности логопеда Муниципального образовательного дошкольного учреждения № 53 «Серебряный колокольчик» Отдела дошкольного воспитания Администрации г. Ангарска. Ответчик незаконно отказал в назначении досрочной трудовой пенсии, не зачтя вышеуказанные периоды.

Затем истица уточнила исковые требования в части даты назначения пенсии, просит обязать ответчика назначить пенсию с 02.05.2012/л.д.70/.

В судебном заседании истица поддержала исковые требования в полном объеме по изложенным выше основаниям. Пояснила, что работала в ведомственном детском учреждении № 51 ОДУ Ангарского управления строительства № 16, которое стало муниципальным, и в детском учреждении № 28 Отдела детских дошкольных учреждений Администрации г. Зеленогорска. Ребенок родился 19.05.1992 г. до вступления в силу закона, исключившего право на включение периодов отпуска по уходу за ребенком в специальный стаж. Характер работы был связан с педагогической деятельностью, с детьми, их воспитанием, обучением и развитием. Никаких других функций не выполняла, детские учреждения в которых она работала, являются детскими дошкольными учреждениями с функциями детского сада. Работа в них ни чем не отличается от работы воспитателей детских садов государственных и муниципальных учреждений. Поэтому отказ во включении этих периодов в стаж работы для назначения пенсии ранее установленного возраста существенно ущемляет ее права.

Представитель ответчика Анфиногенов А.В./полномочия проверены/ исковые требования не признал по основаниям, изложенным в протоколе заседания комиссии по назначению пенсий от 11.05.2012 г. Пояснил, что отказ в зачете периодов работы логопедом связан с отсутствием в наименовании детских учреждений названия –детский сад. При зачете требуемых истицей периодов у нее возникнет право на досрочную пенсию с 02.05.2012 г.

Выслушав истицу, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 80 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет.

В соответствии с пп.10 п.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции на день принятия УПФ решения), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Ч.2 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» определено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР № 463 от 6 сентября 1991 г. в редакции от 22 сентября 1993 г. № 953, которыми утвержден «Список профессий и должностей, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет…» в Списке действительно отсутствовали такие учреждения как детское учреждение и детское дошкольное учреждение.

Указанные учреждения также не были предусмотрены в «Списке профессий и должностей…, дающих право на пенсию за выслугу лет», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждений для детей, в соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрена должность учитель-логопед и такие дошкольные образовательные учреждения как детский сад и детские сады всех наименований.

В судебном заседании установлено, что Кузьменко И.В. в период с 18.08.1987 г. по 01.07.1992 г., с 02.07.1992 г. по 05.10.1992 г. работала в должности логопеда детского учреждения № 51 ОДУ Ангарского управления строительства № 16, которое впоследствии вошло в структуру Управления образования г.Ангарска что следует из трудовой книжки, архивной справки/л.д.11-15,21/. Деятельность детского учреждения № 51 всегда была связана с воспитанием детей дошкольного возраста. В учреждении имелись группы ясельного и дошкольного возраста, что подтверждается штатными расписаниями/л.д.16-20/. Предмет и деятельность данного учреждения нашли отражение в Уставе муниципального образовательного учреждения № 51 «Улыбка»/л.д.22/. Целью учреждения являлись воспитание детей дошкольного возраста, охрана и укрепление их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития.

В период работы истицы с 02.08.1993 г. по 05.08.1997 г., с 23.08.1997 г. по 22.09.19997 г. в детском учреждении № 53 оно входило в структуру Отдела дошкольного воспитания Администрации города Ангарска. 17.08.1993 г. постановлением мэра г. Ангарска детское учреждение № 53 было включено в муниципальную собственность, переименовано в Муниципальное образовательное дошкольное учреждение № 53 «Серебряный колокольчик», целью создания которого также являлись воспитание детей дошкольного возраста, охрана и укрепление их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития/л.д.31-33,34-42,44/. Впоследствии постановлением мэра г.Ангарска от 17.07.2000 г. оно было переименовано в муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 53» /л.д.44/.

Детские учреждения № 51 и 53 фактически являлись детскими дошкольными учреждениями, основным видом деятельности которых было воспитание детей, при этом название учреждений неоднократно менялось.

В период с 19.01.1998 по 31.12.1999 г. истица выполняла работу учителя-логопеда в детском дошкольном учреждении № 28 Отдела детских дошкольных учреждений администрации города Зеленогорска.

В ОДДУ администрации города имелось единое штатное расписание всех работников детских дошкольных учреждений города. Детские дошкольные учреждения, в том числе учреждение № 28, самостоятельного статуса не имели, не являлись юридическими лицами и были структурными подразделениями ОДДУ. ОДДУ администрации города действовало на основании Положения, утвержденного 18.10.1995г., которым предусматривалось, что оно осуществляет общее руководство и координирует деятельность всех детских дошкольных учреждений/л.д.45-54/.

Постановлением администрации г.Зеленогорска от 22.04.2003 г. в связи с упразднением в структуре администрации ОДДУ было создано Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад»/л.д.73/, утвержден его устав/л.д.80-104/.

19.05.1991 г. у истицы родился сын Кузьменко Д.А./л.д.10/. С 06.10.1992 г. по 01.08.1993 г. она находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет и до 3-х лет в период работы в должности логопеда детского учреждения № 51 Управления образования г. Ангарска и в должности логопеда Муниципального образовательного дошкольного учреждения № 53 «Серебряный колокольчик» Отдела дошкольного воспитания Администрации г. Ангарска.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ России в г.Зеленогорске N 18-11-116/42 от 11.05.2012 г. в назначении досрочной трудовой пенсии истице отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа 25 лет. При этом комиссией был определен специальный стаж заявителю 13 лет 8 месяцев 20 дней. В специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, комиссией не были включены периоды работы: с 18.08.1987 по 01.07.1992 г. в должности логопеда детского учреждения № 51 ОДУ Ангарского управления строительства № 16; с 02.07.1992 г. по 05.10.1992 г. в должности логопеда детского учреждения № 51 Управления образования г. Ангарска; с 02.08.1993 г. по 05.08.1997 г., с 23.08.1997 г. по 22.09.1997 г. в должности логопеда Муниципального образовательного дошкольного учреждения № 53 «Серебряный колокольчик» Отдела дошкольного воспитания Администрации г. Ангарска; с 19.01.1998 г. по 31.12.1999 г. учителем-логопедом детского учреждения № 28 Отдела детских дошкольных учреждений Администрации г. Зеленогорска, а также период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 г. по 01.08.1993 г./л.д.9/.

В соответствии ст.56 ГПК РФ бремя доказывания возложено на стороны.

Согласно Списку профессий и должностей...., утвержденному Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, от 22 сентября 1999 года N 1067, действующего в спорный период, право на досрочную пенсию давала работа в детских дошкольных учреждениях всех типов.

То обстоятельство, что истица в спорные периоды занималась педагогической деятельностью, нашло свое подтверждение в суде совокупностью вышеуказанных доказательств и не оспаривается представителем ответчика.

Судом установлено, что в спорные периоды истица осуществляла педагогическую деятельность, независимо от наименования детских учреждений, их последующих изменений, следовательно, требуемый ею периоды работы подлежат включению в педагогический стаж для назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Отсутствие наименования «детский сад» в Списке… не может служить основанием для отказа о зачете в стаж указанных периодов, поскольку по характеру и роду работы истица осуществляла одну и ту же педагогическую деятельность.

Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам подлежит назначению именно в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, в которых они осуществляли трудовую деятельность.

    Кроме того, согласно свидетельству о рождении истица имеет сына Кузьменко Д.А. 19.05. 1991 года рождения, в связи с рождением которого истице предоставлялся частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года) предусматривала, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Лишь с принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РСФСР была изложена в новой редакции.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи, детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствии с данным Законом.

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Согласно правовой позиции, изложенной в п.15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, если отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) начался у матери в период действия названных нормативных актов, то с учетом положений статей 6 ч. 2, 15 ч. 4, 17 ч. 1, 18, 19 и 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, весь период отпуска по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Поскольку федеральным законом не было предусмотрено введение ограничительных условий на социальное обеспечение по возрасту для граждан, работающих в сфере образования, отказ Кузьменко И.В. во включении указанного периода работы в должности логопеда детского учреждения в специальный стаж работы, требуемый для назначения пенсии, является необоснованным и ведет к ущемлению ее конституционного права.

В силу ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы подлежат и взысканию понесенные ей расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб., подтвержденные материалами дела/л.д.4/.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Кузьменко И.В. удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации /Государственное учреждение/ в г. Зеленогорске Красноярского края включить Кузьменко И.В. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды ее работы с 18.08.1987 г. по 01.07.1992 г. – 4 года 10 месяцев 14 дней, с 02.07.1992 г. по 05.10.1992 г. – 3 месяца 4 дня, с 02.08.1993 г. по 05.08.1997 г., с 23.08.1997 г. по 22.09.1997 г. – 4 года 1 месяц 4 дня, с 19.01.1998 г. по 31.12.1999 г. – 1 год 11 месяцев 13 дней, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 г. по 01.08.1993 г. – 9 месяцев 26 дней, и назначить Кузьменко И.В. трудовую пенсию ранее установленного возраста со дня ее обращения в УПФ РФ в г. Зеленогорске Красноярского края с 02.05.2012 года.

    Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации /Государственное учреждение/ в г. Зеленогорске Красноярского края в пользу Кузьменко И.В. расходы по оплате государственной пошлины 200 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Зеленогорский городской суд.

Судья                            Марковкина Н.А.

2-1092/2012 ~ М-1012/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кузьменко Ирина Владимировна
Ответчики
Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Зеленогорске Красноярского края
Суд
Зеленогорский городской суд Красноярского края
Судья
Марковкина Н.А.
Дело на странице суда
zelen--krk.sudrf.ru
28.08.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.08.2012Передача материалов судье
29.08.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.08.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.09.2012Подготовка дела (собеседование)
13.09.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.10.2012Судебное заседание
24.10.2012Судебное заседание
20.11.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.11.2012Дело оформлено
30.11.2012Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее