№
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
18 октября 2019 года п. Игра Удмуртской Республики
Судья Игринского районного суда Удмуртской Республики Рекк И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ФИО1 на решение начальника Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта от ДД.ММ.ГГГГ и на постановление государственного инспектора Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта от ДД.ММ.ГГГГ.
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта(далее МУГАДН) № по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.3 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей. Не согласившим с данным постановлением ФИО1 обжаловал данное постановление вышестоящему должностному лицу, решением начальника Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта от ДД.ММ.ГГГГ жалоба была оставлена без удовлетворения, постановление от ДД.ММ.ГГГГ без изменения.
Не согласившись с указанным постановлением и решением ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой указал, что постановление, решение вынесено незаконно и необоснованно, ДД.ММ.ГГГГ между заявителем и ИП ФИО5 был заключен договор аренды транспортного средства марки «7953ММ грузовой самосвал, государственный регистрационный знак У <данные изъяты>\18(С№), по условиям которого, указанное транспортное средство было передано ИП ФИО5, в связи с чем, он не может нести ответственность по вмененной ему статье КоАП РФ, просит отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ и отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела в суде был извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
Представитель ФИО1 - ФИО3, действующая на основании доверенности, поддержала доводы, отраженные в жалобе, просила ее удовлетворить.
Должностные лица – государственный инспектор Центрального МУГАДН, начальник Центрального МУГАДН, извещенные о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, а также разрешение его в соответствии с законом.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 12:25:08 по адресу: 264 км. 692 м. автомобильной дороги общего пользования федерального значения М7 «Волга», Республика Удмуртия, собственник (владелец) транспортного средства ФИО1 – марки «7953ММ грузовой самосвал, государственный регистрационный знак У <данные изъяты>\18(С№), в нарушение требований п.1 ст.31.1 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «О дорогах и дорожной деятельности» допустила осуществление движения транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством.
Данные обстоятельства подтверждаются фотоматериалом, полученным с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства АПК фото видео фиксации Платон, идентификатор №, свидетельство о поверке № СП 1703042, поверка действительна до ДД.ММ.ГГГГ.
Действия ФИО1 квалифицированы по части 2 ст.12.21.3 КоАП РФ.
Административная ответственность по части 2 статьи 12.21.3 КоАП РФ наступает за повторное движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если внесение такой платы является обязательным.
Положениями части 1 статьи 2.6.1 КоАП РФ установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
В соответствии с частью 1 статьи 31.1 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.
Порядок взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года N 504.
Согласно п. 12 названных правил, движением без внесения платы считается: а) движение транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения при выключенном или неисправном бортовом устройстве или стороннем бортовом устройстве либо при отсутствии таких устройств и без оформления при этом маршрутной карты в порядке, предусмотренном пунктом 10 вышеуказанных Правил; б) движение транспортного средства, за которым не закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без оформления при этом маршрутной карты в порядке, предусмотренном пунктом 10 вышеуказанных Правил; в) движение транспортного средства, в отношении которого оформлена маршрутная карта, в дату, время или по маршруту, которые не соответствуют указанным в этой маршрутной карте; г) продолжение движения транспортного средства при израсходовании денежных средств, внесенных собственником (владельцем) транспортного средства оператору в качестве платы в соответствии с пунктом 7 вышеуказанных Правил; д) движение транспортного средства, собственнику которого предоставлена отсрочка по внесению платы, без уплаты отсроченного платежа в полном объеме до последнего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором сформирован такой платеж.
Согласно п. 10 Правил, в целях получения собственником (владельцем) транспортного средства маршрутной карты в случаях, установленных настоящими Правилами, оператор на основании представленной собственником (владельцем) транспортного средства информации о планируемом маршруте движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, дате и времени начала такого движения и размере платы, установленном Правительством Российской Федерации, доводит до сведения собственника (владельца) транспортного средства расчет размера денежных средств (с указанием протяженности планируемого маршрута движения транспортного средства), которые ему необходимо внести в качестве платы, а также номер маршрутной карты, присвоенный оператором.
Подпунктом 2 п. 1 ст. 29 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пользователям автомобильных дорог запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
Как следует из материалов дела основанием для привлечения собственника вышеуказанного транспортного средства – ФИО1 к административной ответственности послужил факт выявления ДД.ММ.ГГГГ в 12:25:08 на 264 км. 692 м. автомобильной дороги общего пользования федерального значения М7 «Волга», Республика Удмуртия нарушения требований законодательства в области безопасности дорожного движения, выразившегося в движении принадлежащего ему вышеуказанного транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
В п. 7 Правилам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 504 указывается, что до начала движения транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения собственник (владелец) такого транспортного средства обеспечивает установку и включение этих устройств на транспортном средстве, а также внесение платы оператору в размере, определенном исходя из протяженности планируемого маршрута движения транспортного средства и размера платы, установленного Правительством Российской Федерации.
Система взимания платы - это совокупность технически и технологически связанных объектов, обеспечивающих для целей взимания платы сбор, обработку, хранение и передачу в автоматическом режиме данных о движении транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (п. 2 вышеупомянутых Правил).
Объектом системы взимания платы является бортовое устройство, представляющее собой техническое устройство, позволяющее при помощи технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS определять маршрут движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
В обосновании своих доводов заявитель указал, что между ним и ИП ФИО4 на вышеуказанное транспортное средство был заключен договор аренды сроком до ДД.ММ.ГГГГ с автоматической пролонгацией на следующий календарный год. Согласно условиям данного договора арендодатель – ФИО1 передает, а арендатор – ИП ФИО5 принимает во владение и пользование указанное транспортное средство, в материалах дела имеет акт приемки передачи данного транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно акту приема – передачи по договору аренды транспортных средств ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 передал ИП ФИО5 документы на вышеуказанное транспортное средство: паспорт ТС, свидетельство о регистрации, страховой полис ОСАГО. Имеются платежные документы, подтверждающие оплату по вышеуказанному договору аренды.
Согласно п. 3.1.2 вышеуказанного договора аренды ИП ФИО5, принимая в аренду, управляя вышеуказанным транспортным средством обязан соблюдать правила дорожного движения, правила движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, правила перевозок грузов автомобильным транспортом, требования к использованию автомобильных дорог и иные требования действующего законодательства в части управления, эксплуатации и обслуживания ТС. Ответственность, предусмотренную вследствие нарушения арендатором вышеуказанных требований в полном объеме несет ИП ФИО5
Согласно пунктам 3, 4 вышеуказанных Правил взимание платы осуществляется с использованием системы взимания платы. Оператор осуществляет регистрацию транспортного средства и его собственника (владельца) в реестре системы взимания платы, представляющим собой информационный регистр, содержащий сведения о транспортных средствах и собственниках (владельцах) транспортных средств.
Пунктом 42 указанного постановления № установлено, что лицо, владеющее транспортным средством на ином, чем право собственности, законном основании, должно быть зарегистрировано в центре информационной поддержки пользователей системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. При этом информация о законных основаниях владения транспортным средством указывается таким лицом в заявлении о регистрации в реестре.
В судебном заседании из представленного ответа с ООО «РТИТС» установлено, что на ДД.ММ.ГГГГ транспортное средство с ГРЗ <данные изъяты> было зарегистрировано в реестре системы взимания платы «Платон» с ДД.ММ.ГГГГ за владельцем транспортного средства ФИО5 на основании заявления на регистрацию и договора аренды, имеется расчетная запись. В соответствии с договором безвозмездного пользования № и актом передачи за указанным транспортным средством с ДД.ММ.ГГГГ закреплено бортовое устройство №.
При этом, сведений о том, что ФИО1 в соответствии с указанными Правилами зарегистрирован в системе взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам, как владелец транспортного средства на праве аренды, не имеется, владельцем данного транспортного средства на момент фиксации являлся ФИО5, который и был зарегистрирован в системе взимания платы «Платон».
В ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ закреплено следующее: собственник (владелец) освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу, вынесенное в соответствии с ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
Эта норма корреспондирует с положением ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, согласно которому в случае подтверждения содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства упомянутых данных постановление по делу выносится без участия нового лица, в отношении которого возбуждено дело. Следовательно, алгоритм привлечения к ответственности повторяется.
Собственник (владелец) транспортного средства несет ответственность за достоверность, полноту и актуальность данных (сведений), представленных оператору, а также за своевременность внесения в них изменений.
Как следует из материалов дела, оператору, осуществляющему регистрацию транспортного средства и его собственника (владельца) в реестре системы взимания платы, были предоставлены сведения о заключении договора аренды вышеуказанного транспортного средства, таким образом, ФИО1 не является субъектом в рассматриваемом административном правонарушении.
Именно зарегистрированный владелец транспортного средства на основании доведенной до него оператором информации вносит денежные средства оператору, получает от оператора документ, подтверждающий внесение платы, и осуществляет движение по запланированному маршруту. Денежные средства оператор ежедневно единым платежом перечисляет в доход федерального бюджета в размере суммы, рассчитанной путем сложения всех платежей, произведенных владельцами транспортных средств за прошедшие сутки в целях внесения платы.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 3 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
Примечанием к указанной норме предусмотрено, что положение части 3 статьи 1.5 КоАП РФ не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 КоАП РФ, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото-и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
При таких обстоятельствах, решение начальника Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта от ДД.ММ.ГГГГ и на постановление государственного инспектора Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.3 КоАП РФ, подлежит отмене.
В соответствии с требованиями ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья может отменить постановление и прекратить производство по делу при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
жалобу ФИО1 на решение начальника Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта от ДД.ММ.ГГГГ и на постановление государственного инспектора Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта от ДД.ММ.ГГГГ - удовлетворить.
Постановление государственного инспектора Центрального МУГАДН № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности и наложении административного взыскания в виде штрафа в размере 10000 рублей в отношении ФИО1, отменить решение начальника Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта от ДД.ММ.ГГГГ отменить и производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней с момента его получения путем подачи жалобы через Игринский районный суд Удмуртской Республики.
Судья: И.А. Рекк