28RS0017-01-2019-004490-14
№ 2-1487/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
25 сентября 2019 г. г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Матвеевой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Заболотиной В.М.,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных сведений, на стороне истца, - Нечаева А.В., действующего в своих интересах и на основании доверенности как представитель истца - Нечаевой А.А., представителя ответчика - Администрации ЗАТО Циолковский Амурской области - Ивковой С.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нечаевой Анны Алексеевны к Администрации ЗАТО Циолковский Амурской области об обязании заключить договор социального найма жилого помещения, признании незаконным и отмене решения жилищной комиссии Администрации ЗАТО Циолковский Амурской области,
установил:
Нечаева А.А. обратилась в Свобдненский городской суд с исковым заявлением, в котором просила суд обязать Администрации ЗАТО Циолковский Амурской области заключить с ней и членами её семьи договор социального найма жилого помещения по адресу: --, --, признать незаконным решение жилищной комиссии Администрации ЗАТО Циолковский Амурской --.
Свои требования мотивировали тем, что данное жилое помещение было выделено -- нуждающемуся в улучшении жилищных условий в 2005 году, поскольку она состояла на учете как нуждающаяся с 2004 года, но была оформлена на её мужа Нечаева А.В. по договору служебного найма. На неоднократные обращения с просьбой перевести данное жилое помещение в социальный найм ответов не получали, а с 2015 года им стали отказывать в связи с мораторием на выделение квартир по социальному найму (мораторий распространяется на 2015-2020 г.г.), а также в связи с тем, что размер получаемой ею пенсии и дохода супруга как пенсионера МВД выше прожиточного минимума.
Уточнив исковые требования представитель истца в судебном заседании просил признать незаконным и отменить решения жилищной комиссии Администрации ЗАТО Циолковский Амурской -- -- от --.
Определением суда от -- к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных сведений, на стороне истца, привлечен Нечаев А.В.
Истец Нечаева А.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещалась надлежащим образом, реализовав свое право на участие через своего представителя.
В судебном заседании Хвостенко А.В. на исковых требованиях настаивал в полном объёме. Пояснил, что в состав семьи истца входит лишь он как супруг, детей и иных зарегистрированных в квартире в качестве членов семьи граждан нет. На период 2004 года у жены был уже -- В своем отзыве ответчик указал, что квартира была получена по ходатайству ОВД, такое ходатайство могло быть, так как руководство знало, -- Он в декабре 2004 года писал заявление на предоставление дополнительного жилья -- Никаких документов не собирали, так как не требовалось. Если бы это было заявление об улучшении условий, им бы жилого помещения не представили, так как на тот момент у них была однокомнатная квартира. Других оснований для предоставления дополнительного жилья нет. Из ОВД он уволен в декабре 2011 года, затем работал в охране, с апреля 2014 года работаю в МУПе на территории ЗАТО. Спорное жилое помещение предоставлено после личного приема у главы администрации ЗАТО с нарушением закона, поскольку оно было представлено по договору служебного найма заключенного с ним, а не по договору социального найма, заключенного с женой, -- на тот момент она служила в органа внутренних дел. Ответчик ссылается на ст. 49 ЖК РФ, дополнительное жилое помещение представляется признанными нуждающимися и малоимущими. Однако, согласно ЖК предоставляется жилое помещение также и иным лицам в предусмотренных законодательными актами случаях. На данный момент - Федеральный закон № 181 «О социальной защите инвалидов и их семей», ст. 17. В 2012 году подавали заявление о заключении с нами договора социального найма, предоставляли документы, справки, в том числе медицинские, органов БТИ. Их не признали малоимущими. В решении жилищной комиссии сказано, что мы не является малоимущими, но мы являемся нуждающимися. Однако на учет нас как нуждающихся не поставили. Ранее, в 2006 году они с женой подавали в администрацию заявление об отселении из ЗАТО, но данное право до настоящего времени не реализовано.
Представитель ответчика - администрации ЗАТО Циолковский Амурской области в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, приведенным в письменном отзыве. Дополнительно пояснив, что норма предоставления жилья по муниципальному образованию составляет 12 кв.м. В 2006 году семья истца состоит на учете на отселение из ЗАТО, но данное право до настоящего времени не ими реализовано, поскольку носит заявительный характер, а с соответствующим заявлением они не обращались.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.
Выслушав и изучив доводы участников процесса, допросив свидетеля по делу, исследовав материалы дела и оценив доказательства по делу, проанализировав нормы права, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.12, ч.1 ст.56, ч.1 ст.57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений; доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
На основании ст.60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Согласно ч.1 ст.68 ГПК РФ объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у неё доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
В силу ч.2 ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст.17 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств (ч. 5).
При этом инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 6 ст.17 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 №181-ФЗ).
Аналогичные положения (положениям, указанным в части 6 указанного Закона) содержатся в части 2 статьи 58 ЖК РФ, предусматривающей соответствующую льготу для граждан, страдающих одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 названного Кодекса перечне.
В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч.1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно п.3 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения предоставляются по договорам социального найма гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ перечне.
Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утверждённый Приказом Минздрава России от 29.11.2012 №987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» (зарегистрирован в Минюсте России 18.02.2013 №27154) (далее - Перечень), и содержит в том числе указание на коды заболеваний по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем.
В предшествующий период Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире был утверждён Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 №378, утратившим силу с 1 января 2018 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21.07.2017 №859.
Перечень же заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь утвержден Приказом Минздрава России от 30.11.2012 N 991н.
Таким образом, обстоятельствами, имеющими существенное значение и подлежащими выяснению являются факт наличия тяжёлой формы хронического заболевания и признания нуждающейся в жилом помещении, предоставляемых по договорам социального найма вне очереди.
Необходимыми условиями для положительного решения вопроса о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, лицу, страдающему тяжёлой формой хронического заболевания из вышепоименованного Перечня тяжелых форм хронических заболеваний являются подтверждённый факт признания нуждающейся в жилом помещении лица, претендующего на получение жилья вне очереди.
При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в перечне, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не предусмотрено.
Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из данной нормы необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в перечне.
Таким образом, реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Как указано в Определении Верховного Суда РФ от 10.12.2014 №59-АПГ14-10 «Об оставлении без изменения решения Амурского областного суда от 06.08.2014, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими подпунктов "б" и "в" пункта 3 части 1 статьи 10 Закона Амурской области от 01.09.2005 №38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области» принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25 февраля 2005 г. №18 утверждены Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма.
В соответствии с указанными рекомендациями к заявлению рекомендовано приложить следующие документы: выписку из технического паспорта БТИ с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией; справку органов государственной регистрации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, предоставляемую каждым дееспособным членом семьи заявителя, при необходимости иные документы.
Перечень документов для принятия гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма установлен ч.1 ст. 10 Закона Амурской области от 01.09.2005 №38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области» (далее - Закон Амурской области).
Подпунктом «а» п.4 ч.1 той же статьи Закона Амурской области в качестве документов, подтверждающих право заявителя быть признанным малоимущим поименованы документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи за двенадцать последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления, в соответствии с Законом Амурской области «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и о порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда».
Статья 4 Закона Амурской области гласит, что органы местного самоуправления ведут учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п.5); ведут учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (п.6); устанавливают порядок учета наймодателями заявлений граждан, принятых на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, в случаях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации (п.7).
На основании ч.8 ст.10 Закона Амурской области принятых на учет граждан включают в книгу учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по дате и времени подачи заявления. Учет ведется по одному списку, из которого одновременно в отдельный список включаются граждане, имеющие право на внеочередное получение жилого помещения, предоставляемое по договору социального найма.
Согласно ч.4 ст.57 ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований указанного Кодекса, является основанием для заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
В соответствии со ст.60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Кодексом.
В силу ст.63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Порядок вселения и приобретения права пользования жилым помещением на условиях социального найма членов семьи нанимателя и других граждан, проживающих совместно с ним в качестве членов своей семьи, установлен ст.ст.69, 70 ЖК РФ.
Статьей 69 ЖК РФ также предусмотрено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 70 ЖК РФ наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи.
Из положений вышеприведенных правовых норм следует, что лицо приобретает право пользования жилым помещением в случае его вселения в качестве члена семьи нанимателя с соблюдением предусмотренных законом условий.
В соответствии со ст.1 ЖК РФ граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права и законные интересы других граждан. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании ЖК РФ либо другого федерального закона.
Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом путём признания жилищного права, восстановления положения, существующего до нарушения жилищного права и пресечения действий, нарушающих это право, прекращения или изменения жилищного правоотношения.
Статья 69 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).
Пунктом 31 указанного Постановления Пленума особо отмечено, что судам необходимо иметь в виду, что Жилищный кодекс РФ не содержит норм о праве члена семьи нанимателя жилого помещения потребовать от наймодателя изменения договора социального найма путем заключения с ним отдельного договора социального найма.
В связи с этим требование члена семьи нанимателя о заключении с ним отдельного договора найма жилого помещения (в том числе с учетом положений ст. 5 Вводного закона и в отношении жилого помещения, предоставленного по договору социального найма до 1 марта 2005 г.), исходя из объема жилищных прав нанимателя и членов его семьи, определенных ст. 67 ЖК РФ и п. 6 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 г. N 315, удовлетворению не подлежит.
Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным.
В связи с этим, как разъяснено в Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ» (далее - Постановление Пленума ВС РФ №14), судам следует исходить из того, что нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений п.2 ч.3 ст.11 ЖК РФ и ч.4 ст.57 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц (пункт 23).
Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что: а) гражданами были предоставлены не соответствующие действительности сведения, послужившие основанием для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (например, о составе семьи, об источниках и уровне доходов, а также об имуществе членов семьи, подлежащем налогообложению); б) нарушены права других граждан на указанное жилое помещение (например, нарушена очередность предоставления жилого помещения); в) совершены неправомерные действия должностными лицами при решении вопроса о предоставлении жилого помещения; г) имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта Российской Федерации.
Поскольку недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и она недействительна с момента ее совершения (п.1 ст.167 ГК РФ), то в случае признания недействительным решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма признается недействительным также и заключенный на основании данного решения договор социального найма, а лица, проживающие в жилом помещении, подлежат выселению из него в ранее занимаемое ими жилое помещение, а в случае невозможности выселения в ранее занимаемое жилое помещение исходя из конкретных обстоятельств дела может быть предоставлено жилое помещение, аналогичное ранее занимаемому (п.2 ст.167 ГК РФ).
Таким образом, аналогичным образом может быть разрешен спор о правомерности соответствующего решения о предоставлении жилого помещения на основании договора служебного найма и заключенного на его основании договора.
В соответствии с п. 2.1. ст. 4 Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» в случае передачи в установленном порядке в муниципальную собственность жилых помещений государственного жилищного фонда, в том числе построенных или капитально отремонтированных за счет средств федерального бюджета, органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования после отнесения таких помещений к специализированному жилищному фонду в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, имеют право предоставлять такие помещения гражданам, проходящим службу или состоящим в трудовых отношениях с организациями и (или) объектами.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что жилой фонд, расположенный на территории пос. Углегорск (в настоящее время г.Циолковский), в том числе и --, в числе прочих объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от -- ---р передан Министерством обороны РФ в муниципальную собственность посёлка Углегорск.
Дом включён в реестр муниципальной собственности.
Постановлением Главы администрации ЗАТО п. Углегорск от -- -- (Приложение --) в соответствии с ч.1 ст.101 ЖК РСФСР утверждён перечень служебных квартир ЗАТО п. Углегорск. В это число вошла и -- свой статус служебного жилого помещения (до сегодняшнего дня) эта квартира не утрачивала, что подтверждают ежегодно принимаемые в порядке ст.ст. 92, 99 ЖК РФ главой администрации ЗАТО постановления о внесении изменений и дополнений в состав служебного жилищного фонда, в том числе постановление главы администрации ЗАТО от -- --.
-- между Администрацией ЗАТО пос. Углегорск Амурской области и Нечаевым Александром Владимировичем заключен договор служебного найма жилого помещения -- в отношении жилья, расположенного по адресу: --, площадью 42 кв.м.
Как признавалось Нечаевым А.В. на тот момент он действительно работал в органах внутренних дел и обращался к своему руководству, а также главе администрации ЗАТО пос. Углегорск с просьбой предоставить им жилье большей площади, поскольку с женой, которой в 2004 году -- проживали в однокомнатной квартире.
На момент заключения вышепоименованного договора действовало постановлением Главы администрации ЗАТО п. Углегорск от -- -- (Приложение --) спорное жилье было отнесено к специализированному жилому фонду, жилым помещениям, предоставляемым по договорам найма служебного жилого помещения.
Указанный договор от -- как признавалось сторонами в ходе судебного разбирательства не оспаривался, не расторгался, недействительным в установленном прядке не признан. Соответствующих требований в рамках рассматриваемого спора не заявлялось.
Надлежащих доказательств того, что Нечаева Анна Алексеевна с 2004 года, то есть до -- (даты введения в силу Жилищного кодекса Российской Федерации), состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, материалы дела не содержат, сторонами в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено. В связи с чем соответствующие доводы стороны истца суд признает голословными и отклоняет.
В связи с чем суд не соглашается с доводами стороны истца о том, что договор найма служебного жилого помещения был заключен ошибочно и уже в 2005 году с истцом должен был быть заключен договор социального найма.
Как установлено в судебном заседании решением жилищной комиссии Администрации ЗАТО Циолковский Амурской области №7 от 19.06.2019 отказано в предоставлении спорной квартиры по договору социального найма на основании ст.17 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и фактически они признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий именно в связи -- дающей право на получение дополнительной жилой площади, но отказано в признании заявителей малоимущими.
При этом как следует из системного толкования вышеприведенных норм законодательства, регламентирующего спорные правоотношения, наличие обстоятельств, свидетельствующих о нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий, само по себе не служит достаточным основанием заключения с ними договора социального найма.
В судебном заседании представителем истца признавалось, что доходы семьи истца превышают размер прожиточного минимума на каждого члена семьи, оснований признания их малоимущими не имеется.
В деле отсутствуют доказательства наличия оснований исключения занимаемого истцом жилого помещения из специализированого жилого фонда в целях дальнейшего предоставления по договору социального найма, предусмотренных Решением Совета народных депутатов ЗАТО Углегорск Амурской области от 29.07.2015 года №21, предусматривающим такую возможность для предоставления таких жилых помещений этим же нанимателям в случае признания в установленном жилищным законодательством порядке отдельных категорий нанимателей этих жилых помещений малоимущими и постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении для ряда категорий, в том числе граждан, являющихся инвалидами I или II группы.
При этом согласно имеющимся в деле письменным доказательствам и пояснениям сторон действовавший ранее акт, приостанавливавший применение указанного решения от -- --, отменен -- решением Совета народных депутатов ЗАТО Углегорск Амурской области --.
Допустимых надлежащих доказательств наличия у Нечаевой А.А. заболеваний, включенных в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, по материалам дела не установлено.
В связи с чем доводы Нечаева А.В. о достаточности наличия у истца -- право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Приказом Минздрава России от -- N 991н, служит достаточным основанием изменения основания проживания в занимаемом ими жилом помещении, а именно договора служебного найма на договор социального найма, суд признает ошибочным как основанном на неправильном толковании закона, поскольку указанный стороной истца Перечень, не является в силу вышеприведенных норм основанием предоставления жилого помещения на условиях социального найма в порядке ст. 57 ЖК РФ вне очереди.
Кроме того, ссылка стороны истца на законодательство, регламентирующее право инвалидов на получение дополнительной жилой площади при предъявлении требований в отношении уже занимаемого жилого помещения, размеры которого позволили жилищной комиссии признать проживающих в нем граждан признать нуждающимися в жилом помещении, исходя в данном случае из норм, предусмотренных ст.17 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по мнению суда также обусловлена неправильным толкованием стороной истца закона, поскольку в случае удовлетворения заявленных исковых требований у ответчика не возникнет обязанность по предоставлению жилого помещения отвечающего требованиям о праве истца как инвалида на дополнительную площадь.
В связи с этим оснований признания данного решения незаконным и его отмены суд не усматривает.
Таким образом, в удовлетворении иска надлежит отказать в полном объёме.
На основании, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований Нечаевой Анны Алексеевны к Администрации ЗАТО Циолковский Амурской области об обязании заключить договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: --, признании незаконным и отмене решения жилищной комиссии Администрации ЗАТО Циолковский Амурской -- от -- -- отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: Т.Н. Матвеева
Мотивированное решение принято судом в окончательной форме в пятидневный срок, 30.09.2019. Судья Т.Н. Матвеева____________________
28RS0017-01-2019-004490-14
№ 2-1487/2019
Р Е Ш Е Н И Е
(вводная и резолютивная части)
именем Российской Федерации
25 сентября 2019 г. г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Матвеевой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Заболотиной В.М.,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных сведений, на стороне истца, - Нечаева А.В., действующего в своих интересах и на основании доверенности как представитель истца - Нечаевой А.А., представителя ответчика - Администрации ЗАТО Циолковский Амурской области - Ивковой С.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нечаевой Анны Алексеевны к Администрации ЗАТО Циолковский Амурской области об обязании заключить договор социального найма жилого помещения, признании незаконным и отмене решения жилищной комиссии Администрации ЗАТО Циолковский Амурской области,
руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований Нечаевой Анны Алексеевны к Администрации ЗАТО Циолковский Амурской области об обязании заключить договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: --, признании незаконным и отмене решения жилищной комиссии Администрации ЗАТО Циолковский Амурской -- от -- -- отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: Т.Н. Матвеева
Мотивированное решение будет принято судом в окончательной форме в пятидневный срок, 30.09.2019. Судья Т.Н. Матвеева____________________