Дело № 2-347/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 апреля 2019 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Кулинича Д.Н.,
при секретаре Шавенковой Е.Ю.,
с участием представителя истца Агентство по имуществу Калининградской области Шеколидо О.А., ответчицы Сергеевой Ю.В. и её представителя Котельниковой С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Агентства по имуществу Калининградской области к Сергеевой ФИО1 об изъятии земельного участка и расположенного на нем жилого дома,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Агентство по имуществу Калининградской области обратилось в суд с иском к Сергеевой Ю.В. об изъятии принадлежащих ответчице 2/12 долей в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 39:15:132702:83 и 2/12 долей в праве собственности на жилой дом с кадастровым номером 39:15:132702:623, расположенных по адресу г. <адрес> с выплатой ответчице возмещения за изымаемые для государственных нужд объекты в размере 1 027 500 рублей за долю земельного участка и 3 452 333,32 рубля – за долю жилого дома. С прекращением права собственности ответчицы на указанные объекты.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что Сергеевой Ю.В. на праве долевой собственности в 2/12 доле принадлежат земельный участок с кадастровым номером 39:15:132702:83 и находящийся на нём жилой дом с кадастровым номером 39:15:132702:623, расположенные по адресу г<адрес>
Постановлением Правительства Калининградской области от 23 июня 2017 года №318 « Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Калининградской области» с последующими изменениями принято решение об изъятии для государственных нужд Калининградской области вышеуказанного земельного участка и жилого дома для строительства эстакады «Восточная» от ул. Молодой Гвардии (через Московский проспект и улицу Емельянова) до улицы Муромской с мостами через реки Старая и Новая Преголя в городе Калининграде.
Агентство по имуществу Калининградской области направило в адрес ответчицы проект соглашения об изъятии жилого помещения, а также отчет об оценке №2018.04-45 от 28 апреля 2018 года, составленный ИП Ореховским В.Ю., которым установлен размер возмещения в связи с изъятием жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу г. <адрес>, в размере 26 879 000 рублей, из которых размер возмещения за земельный участок с кадастровым номером 39:15:132702:83 составляет 6 165 000 рублей, а за жилой дом с кадастровым номером 39:15:132702:623 – 20 714 000 рублей. С учетом размера долей в праве ответчицы на изымаемые объекты, ей предложено возмещение в размере 4 479 833,33 рубля, из которых размер возмещения за 2/12 доли земельного участка с кадастровым номером 39:15:132702:83 составляет 1 027 500 рублей, а за 2/12 доли жилого дома с кадастровым номером 39:15:132702:623 – 3 452 333,32 рубля.
Ответчица Сергеева Ю.В., не согласившись с размером предложенного ей возмещения отказалась от заключения соглашения.
Ссылаясь на то, что до настоящего времени проект соглашения ответчицей не подписан, установленные законом сроки для заключения сторонами соглашения об изъятии истекли, истец обратился в суд с заявленными требованиями.
После проведенной по делу судебной оценочной экспертизы, согласившись с её результатами, истец Агентство по имуществу Калининградской области уточнило исковые требования в части определения размера возмещения за изымаемые у ответчицы объекты. С учетом уточнения требований истец просил определить возмещение в размере 4 361 200 рублей, из которых размер возмещения за 2/12 доли земельного участка с кадастровым номером 39:15:132702:83 составляет 1 078 000 рублей, а за 2/12 доли жилого дома с кадастровым номером 39:15:132702:623 – 3 283 200 рублей.
В судебном заседании представитель истца Агентства по имуществу Калининградской области Шеколидо О.А., действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержала. Привела доводы, аналогичные указанным в иске. Дополнительно пояснила, что иные лица, которым принадлежат 9/12 долей в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 39:15:132702:83 и находящийся на нём на жилой дом с кадастровым номером 39:15:132702:623, расположенные по адресу <адрес>, уже заключили соглашения об изъятии принадлежащих им долей, согласившись с размером предложенного им возмещения, определенного на основании отчета об оценке №2018.04-45 от 28 апреля 2018 года, составленного ИП Ореховским В.Ю.
Ответчица Сергеева Ю.В. и её представитель Котельникова С.И. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований. Не оспаривая требования об изъятии спорных объектов и соблюдения истцом процедуры их изъятия, соглашаясь с определенной истцом стоимостью изымаемого земельного участка, ответчица и её представитель не согласны со стоимостью принадлежащего ответчице жилого помещения, определенной истцом. Полагали заключение судебной экспертизы недостоверным, а экспертом приняты некорректные аналоги для сравнения и применены не правильные методики. Считали, что экспертом при сравнительном методе исследования в качестве аналогов избраны ненадлежащие объекты для сравнения, реальное существование которых не проверено экспертом. Считали, что доля ответчицы в изымаемом жилом доме выделана в натуре и надлежащими для сравнения аналогами должны были приниматься квартиры, а не таунхаусы, как в экспертном заключении. Пояснили, что ответчицей на приобретение указанных объектов затрачены собственные средства, существенно большие, чем ей предложено в возмещение.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд регламентирован главой VII. 1. Земельного кодекса РФ, статьями 56.2 -56.11.
В случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения, изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
В течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение: осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обеспечивает опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а при отсутствии указанных адресов по почтовым адресам правообладателей изымаемой недвижимости, указанным в государственном кадастре недвижимости, направляют копию решения об изъятии в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ "О почтовой связи" заказного письма. После уведомления правообладателя изымаемой недвижимости он вправе направить в орган, принявший решение об изъятии, сведения о почтовом адресе для: направления данному правообладателю проекта соглашения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в судебном порядке.
Согласно статье 56.9 Земельного кодекса РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества.
Соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом, принявшим решение об изъятии. Проект такого соглашения направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельный участок и расположенные на них объекты недвижимого имущества.
Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости либо направить уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.
В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Как установлено судом, Постановлением Правительства Калининградской области от 17 февраля 2014 года № 65 была утверждена Государственная, программа Калининградской области «Развитие транспортной системы».
27 августа 2015 года было принято постановление Правительства Калининградской области от № 511 «Об утверждении документации по планировке территории»
23 июня 2017 года Правительством Калининградской области для государственных нужд Калининградской области, а именно для строительства эстакады «Восточная» от улицы Молодой Гвардии (через московский проспект и улицу Емельянова) до улицы Муромской с мостами через реки Старая и Новая Преголя в городе Калининграде, было принято постановление № 318, согласно которому, помимо прочих, подлежит изъятию для государственных нужд Калининградской области земельный участок с кадастровым номером 39:15:1302702:83, площадью 1 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов – под строительство индивидуального жилого дома, а также находящийся на нём жилой дом, площадью 565,9 кв.м., с кадастровым номером 39:15:132702:623, расположенные по адресу: Россия, <адрес>.
Указанный дом и земельный участок принадлежат на праве долевой собственности 6-м правообладателям, в том числе 2/12 доли принадлежат ответчице Сергеевой Ю.В.
Из дела видно, что 20 июля 2017 года Агентством по имуществу Калининградской области ответчице Сергеевой Ю.В. было направлено уведомление об изъятии для государственных нужд принадлежащих ей долей в праве на земельный участок и жилой дом с проектом соответствующего соглашения об изъятии с выплатой ответчице возмещения за изымаемые для государственных нужд объекты в размере 1 027 500 рублей за долю земельного участка и 3 452 333,32 рубля – за долю жилого дома. Также, к уведомлению прилагалась копия отчета об оценке размера возмещения №2018.04-45 от 28 апреля 2018 года, составленного ИП Ореховским В.Ю. До настоящего времени соглашение ответчицей Сергеевой Ю.В. не подписано.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Агентство по имуществу Калининградской области указало на истечение установленного девяностодневного срока для заключения сторонами соглашения о выкупе объекта, и фактический отказ ответчицы заключать какие-либо сделки в отношении изымаемой недвижимости на предлагаемых Агентством условиях.
Судом установлено, что основанием к принятию Правительством Калининградской области решения об изъятии земельного участка с кадастровым номером 39:15:1302702:83, и находящегося на нём жилого дома, площадью 565,9 кв.м., с кадастровым номером 39:15:132702:623, расположенных по адресу: <адрес>, явилась необходимость использования такого земельного участка для строительства эстакады «Восточная» от улицы Молодой Гвардии (через московский проспект и улицу Емельянова) до улицы Муромской с мостами через реки Старая и Новая Преголя в городе Калининграде, то есть для нужд Калининградской области.
Необходимость и обоснованность изъятия указанного земельного участка для государственных нужд Калининградской области при разрешении настоящего спора стороной ответчицы не оспаривалось.
В соответствии со статьей 281 Гражданского кодекса РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
Согласно статье 56.8 Земельного кодекса РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЭ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Пунктом 5 указанной выше статьи установлено, что определение выкупной цены земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, производится исходя из вида разрешенного использования, установленного в отношении такого участка до начала процедуры его изъятия для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 56.10 Земельного кодекса РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом, принявшим решение об изъятии.
Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости либо направить уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условии данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения.
Согласно частям 1 - 4, 6, 7, 9, 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. Частями 2 - 4 указанной статьи предусмотрена обязательная процедура, предшествующая изъятию жилого помещения у собственника. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.
В случае если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
В соответствии с ч. 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
При обращении в суд Агентством по имуществу Калининградской области был представлен отчет об оценке размера возмещения №2018.04-45 от 28 апреля 2018 года, составленный ИП Ореховским В.Ю.(т. 1 л.д. 23-120), согласно которому размер возмещения в связи с изъятием жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу <адрес> <адрес>, составляет 26 879 000 рублей, из которых размер возмещения за земельный участок с кадастровым номером 39:15:132702:83 составляет 6 165 000 рублей, а за жилой дом с кадастровым номером 39:15:132702:623 – 20 714 000 рублей. С учетом размера долей в праве ответчицы на изымаемые объекты, ей предложено возмещение в размере 4 479 833,33 рубля, из которых размер возмещения за 2/12 доли земельного участка с кадастровым номером 39:15:132702:83 составляет 1 027 500 рублей, а за 2/12 доли жилого дома с кадастровым номером 39:15:132702:623 – 3 452 333,32 рубля.
Также, истцом представлено Экспертное заключение №12/2018/Калининград/1 от 04.08.2018г. изготовленное экспертным советом ООО «Российское общество оценщиков»(т. 1 л.д. 121-140), согласно которому выводы отчета об оценке размера возмещения №2018.04-45 от 28 апреля 2018 года, составленного ИП Ореховским В.Ю. о величине рыночной стоимости объектов оценки следует признать обоснованными.
Проведенная в ходе рассмотрения дела по ходатайству ответчицы судебная оценочная экспертиза не опровергла выводы отчета об оценке размера возмещения №2018.04-45 от 28 апреля 2018 года, составленного ИП Ореховским В.Ю. Более того, как следует из Заключения эксперта №ЗЭ-0161-2019 от 22 февраля 2019 года(т.2 л.д. 1-52), изготовленного в соответствии с определением суда ООО «НЦ «Балтэкспертиза», размер возмещения за изымаемые у ответчицы доли в праве на жилой дом и земельный участок составляет 4 361 200 рублей, из которых размер возмещения за 2/12 доли земельного участка с кадастровым номером 39:15:132702:83 составляет 1 078 000 рублей, а за 2/12 доли жилого дома с кадастровым номером 39:15:132702:623 – 3 283 200 рублей.
Стороной ответчицы не приведено доказательств, опровергающих определенную экспертом стоимость изымаемого объекта. Доводы ответчицы о допущенных экспертом нарушениях также не опровергают правильность его выводов.
Кроме того, выводы эксперта не опровергаются и представленным ответчицей заключением ООО «СНОБ» от 05.09.2018г.(т. 1 л.д. 226), в соответствии с которым, рыночная стоимость 2/12 долей в праве на жилой дом с кадастровым номером 39:15:132702:623 определена в размере 4 404 000 рублей. При этом, в качестве аналогов 2/12 долей в праве на жилой дом специалистом-оценщиком выбраны отдельные квартиры, сопоставимые по составу помещений с определенными в пользование ответчице в изымаемом доме. То есть специалист-оценщик в указанном отчете определял стоимость 2/12 долей на жилой дом площадью 565,9 кв.м с квартирами площадью от 70 до 105 кв.м При этом, специалистом-оценщиком не учтено, что в стоимость квартир, избранных им в качестве объектов – аналогов, уже включена стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Каких либо поправок, связанных с исключением стоимости такого земельного участка из стоимости объектов – аналогов в заключении ООО «СНОБ» от 05.09.2018г. специалистом-оценщиком не приведено. Таким образом, в заключении ООО «СНОБ» от 05.09.2018г. при оценке стоимости изымаемых объектов дважды посчитана стоимость доли земельного участка. Отдельно стоимость 2/12 долей в праве на земельный участок определены в заключении ООО «СНОБ» от 05.09.2018г. в размере 1 053 000 рублей, что не опровергает и находиться в пределах погрешности стоимости того же земельного участка, определенной истцом. И повторно специалистом-оценщиком ООО «СНОБ» стоимость доли земельного участка, входящего в состав общего имущества, а соответственно и в цену квартир (объектов-аналогов) включена в стоимость 2/12 долей в праве на дом. Исключив повторно посчитанную стоимость земельного участка из определенной специалистом-оценщиком ООО «СНОБ» стоимости 2/12 доли в праве на дом, размер возмещения за 2/12 доли в праве на дом составят 3 351 000 рубль (4 404 000 - 1 053 000), что также находится в пределах погрешности стоимости указанной доли, определенной в отчете об оценке размера возмещения №2018.04-45 от 28 апреля 2018 года, составленном ИП Ореховским В.Ю.(3 452 333,32 рубля) и Заключении судебной экспертизы №ЗЭ-0161-2019 от 22 февраля 2019 года (3 283 200 рублей).
С учетом описанных пороков заключения ООО «СНОБ» от 05.09.2018г., связанных с включением в стоимость квартир, как объектов-аналогов, стоимости земельного участка под многоквартирным домом, при сравнительном подходе, вопреки доводам ответчицы, принятие судебным экспертом в качестве объектов-аналогов таунхаусов более целесообразно и более адекватно рынку позволяет определить истинную стоимость объекта оценки, являющегося не квартирой, а долей в жилом доме. Доводы ответчицы о том, что ей принадлежит выделенная в натуре доля, соответствующая квартире, ничем не подтвержден и опровергается материалами дела. Более того, из пояснений ответчицы, данных в судебном заседании, следует, она длительное время, более десяти лет, занимается риэлтерской деятельностью, в связи с чем, по мнению суда, не могла не знать правовых последствий приобретения ею доли в праве на жилой дом, расположенный на земельном участке для индивидуального жилищного строительства, а не квартиры в многоквартирном доме.
Содержание представленных ответчицей объявлений о продаже аналогичных квартир, оформленных как доли в домах(т. 2 л.д. 82-99), помимо того, что также включает в стоимость предлагаемых к приобретению «квартир» стоимость земельных участков, на которых расположены дома, не позволяют определить площадь всего дома, в которых они находятся, размер доли в доме, соответствующей предлагаемым квартирам, в связи с чем, указанные объявления не имеют правового значения для дела и не опровергают выводов судебной экспертизы.
В то же время, истцом представлена суду копия соглашения №798/и от 14.09.2018г.(т. 1 л.д. 141-146) подписанное лицами, которым принадлежат 9/12 долей в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 39:15:132702:83 и находящийся на нём на жилой дом с кадастровым номером 39:15:132702:623, расположенные по адресу <адрес>. Размер возмещения в указанном соглашении определен в соответствии с отчетом об оценке размера возмещения №2018.04-45 от 28 апреля 2018 года, составленным ИП Ореховским В.Ю. Таким образом, правообладатели 9 из 12 долей в праве собственности на изымаемый объект, подписанием соглашения подтвердили правильность определения стоимости изымаемого объекта, принадлежащего им на праве долевой собственности.
Доводы ответчицы о том, что на приобретение изымаемых у неё объектов недвижимости ею было затрачено больше денежных средств, чем сумма предложенного ей возмещения, не имеют правового значения, поскольку возмещению подлежит объективно установленная рыночная стоимость изымаемых объектов на дату их изъятия, а не субъективно определенная сторонами сделки цена на момент их приобретения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что размер возмещения Сергеевой Ю.В. в связи с изъятием 2/12 долей в праве на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу г<адрес> следует определить в соответствии с Заключением судебной экспертизы №ЗЭ-0161-2019 от 22 февраля 2019 года, изготовленным ООО «НЦ «Балтэкспертиза», согласно которого, размер возмещения за изымаемые у ответчицы доли в праве на жилой дом и земельный участок составляет 4 361 200 рублей, из которых размер возмещения за 2/12 доли земельного участка с кадастровым номером 39:15:132702:83 составляет 1 078 000 рублей, а за 2/12 доли жилого дома с кадастровым номером 39:15:132702:623 – 3 283 200 рублей.
Из фотоматериалов, содержащихся в указанных выше заключениях специалистов и судебной экспертизе следует, и не оспаривалось сторонами, что в доме, расположенном по адресу г. <адрес> какая-либо мебель отсутствует, косметический ремонт не выполнен, признаки проживания кого-либо в доме отсутствуют. Учитывая, что в качестве жилого помещения изымаемые у ответчицы объекты не использовались, основания для включения в размер возмещения убытков, которые она могла бы понести в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенной выгоды не имеется.
В соответствии со статьей 56.11. Земельного кодекса РФ вступившее в законную силу - решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности.
В результате изъятия земельного участка, принадлежащих гражданину на праве собственности, для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина на такое имущество.
При таких обстоятельствах, учитывая, что между сторонами в досудебном порядке не достигнуто соглашение о размере возмещения в связи с изъятием земельного участка и расположенного на нём дома, у суда имеются достаточные основания для удовлетворения уточненных исковых требований истца в части изъятия принадлежащих ответчице 2/12 долей в праве на жилой дом и земельный участок, расположенных по адресу г<адрес> с определением размера возмещения в связи с изъятием, равной 4 361 200 рублей, из которых размер возмещения за 2/12 доли земельного участка с кадастровым номером 39:15:132702:83 составляет 1 078 000 рублей, а за 2/12 доли жилого дома с кадастровым номером 39:15:132702:623 – 3 283 200 рублей.
Решение суда является основанием для внесения изменений в сведения о земельном участке и его правообладателях.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Агентства по имуществу Калининградской области, - удовлетворить.
Изъять у Сергеевой ФИО2 в собственность субъекта Российской Федерации Калининградская область для государственных нужд Калининградской области 2/12 доли в праве собственности на жилой дом с кадастровым номером 39:15:132702:623 и 2/12 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 39:15:132702:83, расположенные по адресу <адрес>.
Определить размер возмещения в связи с изъятием указанных выше объектов недвижимости 4 361 200 рублей, в том числе за 2/12 доли земельного участка с кадастровым номером 39:15:132702:83 - 1 078 000 рублей и за 2/12 доли жилого дома с кадастровым номером 39:15:132702:623 – 3 283 200 рублей, подлежащие уплате Сергеевой ФИО3.
Прекратить право долевой собственности Сергеевой ФИО4 на 2/12 доли в праве собственности на жилой дом с кадастровым номером 39:15:132702:623 и 2/12 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 39:15:132702:83, расположенные по адресу <адрес>.
Решение суда является основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН об изымаемых объектах недвижимости и их правообладателях.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Судья: Д.Н. Кулинич
Мотивированное решение изготовлено 09 апреля 2019 года.