Дело № 2-3983/16
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 августа 2016 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе
председательствующего судьи Климонтовой Е.В.,
при секретаре Довгань А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лифановой В.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Заволжском районе г. Ульяновска о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Лифанова В.Н. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Заволжском районе г. Ульяновска о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии, мотивируя свои требования следующим.
23.05.2016 она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Заволжском районе г. Ульяновска с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью. Однако решением комиссии от 24.06.2016 № 1318 в назначении пенсии ей было отказано, из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.
При этом в ее специальный стаж Управлением Пенсионного фонда РФ в Заволжском районе г. Ульяновска не был засчитан период с 18.08.1988 по 01.12.1992, когда она работала в должности педагога-организатора в ЖЭУ № 19 и в ЖЭУ № 15 Производственного Управления жилищного хозяйства Ульяновского горисполкома, в том числе период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с 25.04.1990 по 28.02.1993, так как эта должность (педагог-организатор) и организация (ЖЭУ) не предусмотрены Перечнем, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 04.09.1991 № 463, и Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.
С данным решением УПФР она не согласна, поскольку в спорный период времени до 01.10.1993 действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, согласно которым в стаж работы работников просвещения засчитывается также работа по специальности во внешкольных учреждениях и детских комнатах.
Согласно п. 1 Распоряжения Совета Министров РСФСР от 30.08.1973 № 1389-р в целях усиления воспитательной работы с детьми и подростками по месту жительства Советам Министров автономных республик, крайисполкомам и облисполкомам разрешено ввести с IV квартала 1973 года в штаты управлений домами и жилищно-эксплуатационных контор должность педагога-организатора для проведения воспитательной работы с детьми и подростками по мусту жительства.
В силу приказа Министерства просвещения СССР от 14.11.1986 № 227 в номенклатуру внешкольных учреждений входили детский и подростковый клуб, созданный профсоюзными, общественными организациями, органами жилищно-коммунального хозяйства, культуры и спорта.
В соответствии с разделом VII Перечня учебных заведений, учреждений, организаций и должностей, время работы в которых засчитывается в педагогический стаж работников просвещения, утвержденного Приказом Министерства просвещения СССР от 16.05.1985 № 94, работа педагогов-организаторов в жилищно-эксплуатационных организациях засчитывалась в педагогический стаж.
Считает, что поскольку характер ее трудовой деятельности в период с 18.08.1988 по 01.12.1992 был подчинен целям и задачам педагогики и образования, на дату обращения в Пенсионный фонд у неё имелся необходимый для назначения пенсии специальный стаж.
В период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с 25.04.1990 по 28.02.1993 действовал КЗоТ РСФСР, согласно положениям ст. 167 которого, отпуск по уходу за ребенком также засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях.
Просила признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Заволжском районе г. Ульяновска от 24.06.2016 № 17860/16 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии недействительным; обязать ответчика включить в специальный стаж период работы с 18.08.1988 по 01.12.1992, когда она работала в должности педагога-организатора в ЖЭУ № 19 и в ЖЭУ № 15 Производственного Управления жилищного хозяйства Ульяновского горисполкома; признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и назначить ей пенсию с момента обращения в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Заволжском районе г. Ульяновска – с 23.05.2016.
В судебном заседании истица Лифанова В.Н. уточненные исковые требования поддержала по доводам, подробно изложенным в иске.
Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г. Ульяновска Дубрикова А.Б. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Из представленного отзыва следует, что исковые требования Лифановой В.Н. не признают, мотивируя тем, что период с 18.08.1988 по 01.12.1992 в должности педагога-организатора в ЖЭУ № 19 и в ЖЭУ № 15 Производственного Управления жилищного хозяйства Ульяновского горисполкома не подлежит зачету в специальный стаж. Время работы в должности педагога-организатора в учреждении жилищно-коммунального управления ни ранее действующим пенсионным законодательством, ни ныне действующим не предусматривается. ЖЭУ не относится к образовательным учреждениям для детей, работа в которых давала бы право на досрочное назначение пенсию. Данная организация не предусмотрена в перечне учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж, должность педагога-организатора по работе с детьми и подростками также отсутствует. Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно, деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельностью). Периоды отпусков по уходу за ребенком также не подлежат включению в стаж педагогической деятельности, поскольку должность не являлась льготной.
Поскольку оснований для включения периода работы Лифановой В.Н. в должности педагога-организатора в учреждении жилищно-коммунального управления в специальный стаж не имеется, просят в иске отказать.
Выслушав истицу Лифанову В.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочная страховая пенсия по старости устанавливается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от возраста.
23.05.2016 Лифанова В.Н. обратилась в Управление Пенсионного фона РФ (ГУ) в Заволжском районе г. Ульяновска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью по нормам Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г. Ульяновска от 24.06.2016 в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ей отказано, из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.
В соответствии с протоколом комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г. Ульяновска от 24.06.2016 специальный стаж Лифановой В.Н. было засчитано 20 лет 08 месяцев 17 дней.
Не был засчитан периоды ее работы с 18.08.1988 по 01.12.1992 в должности педагога-организатора в ЖЭУ № 19 и в ЖЭУ № 15 Производственного Управления жилищного хозяйства Ульяновского горисполкома, поскольку в Перечне, утв. постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, в Списке, утв. постановлением Совета Министров СССР от 04.09.1991 № 463, и Списке, утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 данные должность и организация не поименованы.
С отказом во включении вышеуказанного периода работы в специальный стаж истица Лифанова В.Н. не согласна и считает решение комиссии в этой части незаконным.
Согласно ч. 2, 3 ст. 30 Федерального закона РФ № 400 от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающий право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. № 1067, с применением положений абзаца 3 п. 3 указанного постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждений для детей дает право на пенсию за выслугу лет по Правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 № 463, с применением положений п. 2 указанного Постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению СМ СССР от 17.12.1959 № 1397, для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
Как следует из трудовой книжки, с 18.08.1988 Лифанова В.Н. принята на должность педагога-организатора ЖЭУ-19 Производственного управления жилищного хозяйства Ульяновского горисполкома; с 18.09.1989 переведена педагогом-организатором в ЖЭУ-15; 01.12.1992 уволена по собственному желанию по ст. 31 КЗоТ РСФСР.
Указанные обстоятельства подтверждаются архивными справками МУЖКХ «Дирекция единого заказчика» №№ 01-06-159, 01-06-160 от 16.03.2011, приказами Производственного управления жилищного хозяйства Ульяновского горисполкома № 419-к от 17.08.1988, № 527-к от 11.09.1989, приказом Муниципального жилищного ремонтно-эксплуатационного предприятия № 2024-ОК от 23.11.1992, должностной инструкцией педагога-организатора по воспитательной работе с детьми и подростками ЖРЭУ, лицевыми счетами за 1988-1992 годы.
УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г. Ульяновска отказывая во включении Лифановой В.Н. в специальный стаж периода работы с 18.08.1988 по 01.12.1992 в должности педагога-организатора в ЖЭУ № 19 и в ЖЭУ № 15 Производственного Управления жилищного хозяйства Ульяновского горисполкома, исходил из того, что данные должность и организация не поименованы в Перечне, утв. постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, в Списке, утв. постановлением Совета Министров СССР от 04.09.1991 № 463, и Списке, утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.
Вместе с тем, суд полагает, что решение УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г. Ульяновска об отказе во включения периода работы истицы с 18.08.1988 по 01.12.1992 в должности педагога-организатора в ЖЭУ № 19 и в ЖЭУ № 15 Производственного Управления жилищного хозяйства Ульяновского горисполкома является необоснованным, в связи со следующим.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется Конституцией РФ.
В силу норм статьи 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении № 2-П от 29 января 2004 года разъяснил, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию, в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Таким образом, по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной страховой пенсии по старости по нормам действующего законодательства, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Установлено, что в спорный период времени (до 01.10.1993) действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397.
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась работа во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах.
Согласно Распоряжению Совета Министров РСФСР от 30 августа 1973 года № 1389-р в целях усиления воспитательной работы с детьми и подростками по месту жительства Советам Министров автономных республик, крайисполкомам и облисполкомам разрешено ввести с IV квартала 1973 года в штаты управлений домами и жилищно-эксплуатационных контор должность педагога-организатора для проведения воспитательной работы с детьми и подростками по мусту жительства.
В силу приказа Министерства просвещения СССР от 14.11.1986 № 227 в номенклатуру внешкольных учреждений входили комната школьника, детский и подростковый клуб, созданные профсоюзными, общественными организациями, органами жилищно-коммунального хозяйства, культуры, спорта и др.
В соответствии с разделом VII Перечня учебных заведений, учреждений, организаций и должностей, время работы в которых засчитывается в педагогический стаж работников просвещения, утвержденного Приказом Министерства просвещения СССР от 16.05.1985 № 94, работа педагогов-организаторов в жилищно-эксплуатационных организациях засчитывалась в педагогический стаж.
По утверждению истицы, она в спорный период по сути работала педагогом во внешкольном учреждении, т.е. педагогом дополнительного образования, работала весь период с детьми и подростками, организовывала их досуг, осуществляла педагогическую деятельность, подлежащую включению в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Поскольку характер трудовой деятельности Лифановой В.Н. в оспариваемый период был подчинен целям и задачам педагогики и образования, что является юридически значимым обстоятельством для назначения ей страховой пенсии ранее установленного возраста, поэтому период ее работы с 18.08.1988 по 01.12.1992 в должности педагога-организатора в ЖЭУ № 19 и в ЖЭУ № 15 Производственного Управления жилищного хозяйства Ульяновского горисполкома, имевший место до 1 января 2002 года подлежит включению в стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью по нормам Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Кроме того, материалами дела подтверждается, что в период с 25.04.1990 по 28.02.1991, с 28.02.1991 по 28.08.1991, с 29.08.1991 по 28.02.1992 и с 28.02.1992 по 01.12.1992 включительно Лифанова В.Н. находилась в отпуске по уходу за ребенком.
Включая в специальный стаж в льготном порядке периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком, суд исходит из следующего.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01.12.1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22.05.1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. Статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
До введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 06.10.1992, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ).
Пленум Верховного Суда РФ в пункте 27 Постановления от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснил, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06.10.1992, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
До предоставления отпуска по беременностям и родам по случаю рождения ребенка – Лифанова А.В., 28 февраля 1990 года рождения, истица Лифанова В.Н. работала в должности и учреждении, которые дают основания для исчисления стажа в льготном исчислении. Соответственно, периоды отпусков по уходу за ребенком с 25.04.1990 по 28.02.1991, с 28.02.1991 по 28.08.1991, с 29.08.1991 по 28.02.1992 и с 28.02.1992 по 01.12.1992 подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении, поскольку предоставляемые отпуска по уходу за ребенком имели место до 06.10.1992.
Доводы представителя ответчика в отзыве являются несостоятельными и основаны на неправильном толковании правовых актов. Оснований для исключения периода работы истицы с 18.08.1988 по 01.12.1992 в должности педагога-организатора не имеется.
В соответствии со ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В судебном заседании установлено, что Лифанова В.Н. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, в связи с педагогической деятельностью 23 мая 2016 года, однако на момент обращения в УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г. Ульяновска (23.05.2016) требуемого стажа на соответствующих видах работ не имела. Поскольку оснований для назначения Лифановой В.Н. досрочной страховой пенсии с 23 мая 2016 года не имеется, суд в этой части в удовлетворении ее требований отказывает.
Однако, принимая во внимание, что истица Лифанова В.Н. с 23.05.2016 по настоящее время продолжает работать в должности воспитателя в МБОУ «Детский сад № 101», которая включается в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию в связи с педагогической деятельностью, в этот период, согласно льготно-уточняющей справке № 300 от 18.08.2016, отпуска без сохранения заработной платы, прогулы и другие периоды, которые не засчитываются в педагогический стаж, отсутствовали, суд полагает возможным назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 24 мая 2016 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 12, 35, 56, 98, 167, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лифановой В.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Заволжском районе г. Ульяновска о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области включить Лифановой В.Н. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии на основании статьи п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ № 400 от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», период работы с 18.08.1988 по 01.12.1992, назначив досрочную страховую пенсию с 24 мая 2016 года.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Климонтова