24RS0031-01-2019-001744-44
Дело № 2-168/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Курагино Красноярского края 21 мая 2020 года
Курагинский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Рукосуевой Е.В.,
при секретаре Ковалевой И.В.,
с участием прокурора Курагинского района Степанова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Курагинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <...> сельсовета Курагинского района о возложении обязанности организовать на территории <адрес> холодное водоснабжение, достаточное для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, соответствующее требованиям, установленным п.1.3 ст.19 Федерального закона «52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г, ст.23 Федерального закона от 07.12.2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Курагинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Администрации <...> сельсовета о возложении обязанности организовать на территории <адрес> холодное водоснабжение, о возложении обязанности организовать на территории <адрес> холодное водоснабжение, в соответствии с требованиями Федерального закона №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года, требования мотивированы тем, что прокуратурой Курагинского района проведена проверка исполнения жилищного законодательства администрацией <...> сельсовета, в ходе которой установлено следующее: в соответствии с ч.4 ст.3 Жилищного Кодекса РФ, никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом и другими федеральными законами. Как следует из пункта 1,3 ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения», питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и рациональном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Согласно ст.23 Федерального закона от 07.12.2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» потребителю наряду с иными коммунальными услугами предоставляется холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовом инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения. В соответствии с п.п.71,72,74 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013г. №644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в случае отсутствия на территории (части территории) полселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры. При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам, предусмотренным №3. В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пп. «а» п.1 с.1 Закона Красноярского края от 15.10.2015г. №9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями», организация в границах поселения водоснабжения населения, относится к вопросам местного значения поселения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В нарушение вышеуказанных требований федерального и регионального законодательства на территории <...> сельсовета централизованное и нецентрализованное водоснабжение отсутствует, подвоз воды не осуществляется, население обеспечивается водой самостоятельно посредством использования личных скважин, что подтверждается ответом администрации Пойловского сельсовета от 14.08.2019г. и 25.08.2019г. Таким образом, допуская указанные нарушения, не принимая мер к надлежащей организации водоснабжения населения, администрация <...> сельсовета нарушает права граждан, предусмотренные жилищным законодательством.
На основании вышеизложенного просят обязать Администрацию <...> сельсовета в течении одного года с момента вступления решения в законную силу организовать на территории <адрес> холодное водоснабжение в соответствии с требованиями Федерального закона №52 « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г.
Позже прокурор Курагинского района уточнил исковые требования в части обязания администрации <...> сельсовета в течение одного года с момента вступления решения в законную силу организовать на территории <адрес> холодное водоснабжение, достаточное для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, соответствующее требованиям, установленным п.1.3 ст.19 Федерального закона «52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г, ст.23 Федерального закона от 07.12.2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Прокурор Степанов С.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, по основаниям указанным в исковом заявлении, просил удовлетворить.
Представитель третьего лица Администрации Курагинского района в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направили заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Администрации <...> сельского совета глава сельсовета Пирожков В.Г. в судебном заседании пояснил, что требования предъявляемые прокурором по обеспечению холодного водоснабжения он не выполнил и исполнить не имеет возможности, так как необходима водонапорная башня, необходимы большие финансовые затраты, считает, что никаких нарушений нет, так как у каждого жителя <адрес> имеются забитые личные колонки либо в доме, либо в ограде, детский сад и школа снабжаются водой, качество воды проверяется.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела и выслушав мнения сторон, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворить исковые требования по следующим основаниям.
Положениями статьи41 КонституцииРоссийской Федерации об охране здоровья граждан, пунктом 4 части 1 статьи14, частью 3 статьи14Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относится, в числе прочих, организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей19Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, при этом питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи17Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" потребителю наряду с иными коммунальными услугами предоставляется холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.
В соответствие с п.п. 71, 72, 74 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013г. N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подъемных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры.
При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной си-темы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам, предусмотренным приложением №3.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона т 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пп. «а» п.1 ст. 1 Закона Красноярского рая от 15.10.2015г. N 9-3724 "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями", организация в границах поселения водоснабжения населения, относится к вопросам местного значения поселения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи2Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); подводопроводнойсетью понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.
В соответствии с часть 2 статьи23Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Пунктом 1 части 1 статьи6Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" на органы местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно части 9 статьи7Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Курагинского района проведена проверка исполнения жилищного законодательства администрацией <...> сельсовета.
Прокуратурой Курагинского района в адрес главы Администрации <...> сельсовета Пирожкова В.Г. направлено представление об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства, причин и условий им способствующих, рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
Из информации главы <...> сельсовета Пирожкова В.Г. следует, что на территории МО <...> сельсовет отсутствует централизованная система холодного водоснабжения, холодное водоснабжение домов организованно собственниками домов путем организации водозаборных колонок, жалоб по качеству воды от жителей домов не поступало. Так же жители муниципального образования <...> сельсовет обеспечены холодной водой в достаточном объеме, поскольку подача питьевой воды производится из водозаборных колонок, в связи с чем нет необходимости строить водопровод для централизованного холодного водоснабжения, в связи с чем привлечение виновного лица к дисциплинарной ответственности не представляется возможным. Дополнительно сообщено, что в населенном пункте с численностью населения 914 человек в качестве источников питьевого водоснабжения используются водозаборные колонки. Население с жалобами в администрацию по качеству не соответствия питьевой воды микробиологическим и санитарно-химическим требованиям не обращалась. Аналогичные жалобы в Управление Роспотребнадзора Красноярского края жителями МО <адрес> сельсовет не направлялись.
Согласно справке ведущего специалиста –эксперта территориального отдела управления Роспотребнадзора по Крсаноярскому краю в г.Минусинске ФИО5 в 2020 году был проведен осмотр источников водоснабжения населенных пунктов администрации <...> сельсовета, в результате осмотра установлено, что администрация <...> сельсовета Курагинского района не осуществляет эксплуатацию источников водоснабжения, а также распределительной сети централизованного водоснабжения <адрес>. Еаселением <адрес> используются собственные источники водоснабжения (скважины).
В соответствии со справками Администрации <...> сельсовета от 28.01.2020г. и от 28.01.2020 года на территории МО Пойловский сельсовет отсутствует централизованное холодное водоснабжение, расположено 350 домохозяйств, обеспечение скважинами (холодное водоснабжение) – 100%.
Согласно реестра опроса жителей <адрес> по вопросу обеспечения населения водой, представленного главой администрации <адрес> Пирожковым В.Г., 36 жителей <адрес> единолично проголосовали, за то, что на территории <адрес> нет необходимости в проведении централизованного водоснабжения, либо подвоза воды населению.
Согласно ответа Администрации <...> сельсовета в МО Пойловский сельсовет не принимались правовые акты в сфере водоснабжения и водоотведения, так как на территории муниципального образования нет централизованного водоснабжения.
В соответствии п.1.2.1 решения <...> сельсовета Курагинского района №р от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Пойловский сельсовет»: подпункт 14 п.1 ст.7 Устава Пойловского сельсовета Курагинского района Красноярского края изложен в следующей редакции: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В информации МКОУ <...> СОШ №21 отражено, что по состоянию на 03.03.2020 года водоснабжение МКОУ <...> СОШ №21 осуществляется децентрализовано (колонка) по средствам использования станции водоснабжение находящееся в здании школы., сторонние организации систему водопользования школы не обслуживают.
Согласно информации МБДОУ <...> детский сад «Солнышко» от 03.03.2020 года данное учреждение обеспечивается водой за счет своей скважины, обслуживаемой работниками детского сада.
В соответствии с протоколом исследований (испытаний), измерений от ДД.ММ.ГГГГ №-Бюджет вода, проведенных в МБОУ <...> СОШ №21 вода из моечной ванны для мытья кухонной посуды соответствует санитарным требованиям.
В соответствии с протоколом исследований (испытаний), измерений от ДД.ММ.ГГГГ №-Бюджет вода, проведенных в МДОУ <...> детский сад «Солнышко» вода из моечной ванны для мытья кухонной посуды соответствует санитарным требованиям.
Согласно ответа Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г.Минусинске проверки в отношении хозяйствующих субъектов осуществляющих водоснабжение на территории <адрес> не проводились.
Хозяйствующими субъектами, расположенными на территории Администрации <...> сельсовета на сегодняшний день не устранены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, что подтверждается ответом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю г.Минусинска.
Частью 1 ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Таким образом, допуская указанные нарушения, не принимая мер к надлежащей организации водоснабжения населения, администрация <...> сельсовета нарушает права граждан, предусмотренные жилищным законодательством.
Доводы представителя ответчика главы администрации <адрес> сельсовета Пирожкова В.Г. об отсутствии необходимости организации водоснабжения на территории <адрес>, так как у каждого имеется собственная колонка, а так же невозможности исполнения данного решения и его нецелесообразности, суд находит несостоятельными.
При таких обстоятельствах суд полагает требования прокурора к администрации <адрес> сельсовета подлежащими удовлетворению.
Обсуждая срок исполнения требований прокурора, с учетом объема работы, суд полагает установить срок исполнения решения 1 год с момента вступления решения в законную силу.
С учетом положений ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, от уплаты которой прокурор освобожден.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Курагинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <...> сельсовета о возложении обязанности организовать на территории <адрес> холодное водоснабжение, достаточное для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, соответствующее требованиям, установленным п.1.3 ст.19 Федерального закона «52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г, ст.23 Федерального закона от 07.12.2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», удовлетворить.
Обязать администрацию Пойловского сельсовета организовать на территории <адрес> холодное водоснабжение, достаточное для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, соответствующее требованиям, установленным п.1.3 ст.19 Федерального закона «52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г, ст.23 Федерального закона от 07.12.2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении.
Установить срок исполнения решения суда в течение 1 года с момента вступления его в законную силу.
Взыскать с Администрации <...> сельсовета Курагинского района госпошлину в доход местного бюджета в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца через Курагинский районный суд.
,
Председательствующий: Е.В. Рукосуева