РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дата г. Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Митиной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Вороновой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №... по административному исковому заявлению ФКУ «№... ОФПС ГПС по Самарской области (договорной)» к Государственной инспекции труда в Самарской области о признании незаконным предписания государственного инспектора труда, с участием заинтересованного лица – ФИО7
У С Т А Н О В И Л:
ФКУ «№... ОФПС ГПС по Самарской области (договорной)» обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просит суд признать незаконными и отменить пункты 1, 2, 3 предписания государственного инспектора труда по Самарской области №... от дата
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что по заявлению работника ФКУ «№... ОФПС ГПС по Самарской области договорной)» ФИО7 государственным инспектором Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО2 проводилась внеплановая документарная проверка в отношении ФКУ «№... ОФПС ГПС по Самарской области (договорной)». По итогам проверки составлен акт проверки от дата В ходе проверки государственным инспектором было установлено, что приказом работодателя от дата №... была назначена рабочая комиссия для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от дата №..., для чего был заключен договор по аттестации рабочих мест по условиям труда. Согласно подписанным комиссией дата картам аттестации рабочих мест должности начальника пожарной части, заместителя начальника пожарной части, пожарного, начальника караула, диспетчера пожарной части, начальника передвижной насосной станции, командира отделения, водителя автомобиля (пожарного) были отнесены к 4 классу условий труда, а должности инженера и диспетчера пожарной части к классу 3.1., а всего *** рабочих мест, отнесенных к вредным и опасным условиям труда. Также актом проверки установлено, что предусмотренные ст.ст. 117, 147, 92 ТК РФ гарантии и компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда работодателем к работникам не применялись и не устанавливались. На основании проведенной проверки в отношении административного истца государственным инспектором труда ФИО2 вынесено предписание №... от дата об устранении нарушений норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, согласно которому Учреждение обязано исполнить следующие требования: произвести начисление и выплату работникам ФКУ «№... ОФПС ГПС по Самарской области (договорной)», занимающих вышеуказанные должности компенсации за работы во вредных и (или) опасных условиях труда, с момента завершения аттестации рабочих мест по условиям труда (п. 1 предписания); предоставить работникам ФКУ «№... ОФПС ГПС по Самарской области (договорной)» неиспользованные отпуска за весь период работы в учреждении в соответствии со ст.ст. 117, 124 ТК РФ (п. 2 предписания); оплатить (компенсировать предоставлением дополнительного времени отдыха) работу, выполняемую работниками учреждения с момента завершения аттестации рабочих мест по условиям труда дата как сверхурочную работу в соответствии со ст.ст. 92, 152 ТК РФ (п. 3 предписания).
С данными пунктами 1-3 предписания административный истец не согласен, указывая, что аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда был утверждён Приказом Минздравсоцразвития России от дата №.... В соответствии с данным Порядком приказом начальника отряда ФКУ «№... ОФПС ГПС по Самарской области (договорной)» от дата №... была назначена рабочая комиссия для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, в состав которой были включены, в том числе, сотрудники испытательной лаборатории ***». По результатам проведенных исследований были составлены карты аттестации рабочих мест, в которых установлен 4 класс условий труда, подписан протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый). Протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый) не имеет даты, номера, ссылки на приказ, на основании которого проводилась аттестация, в нём отсутствует указание на период проведения аттестации рабочих мест, т.е. оформлен с существенными нарушениями. Начальником ФКУ «№... ОФПС ГПС по Самарской области (договорной)» в ходе рассмотрения указанных документов об аттестации было отмечено, что в картах аттестации установлен 4 класс условий труда, однако во всех подразделениях ФПС ГПС Самарской области установлен 3 класс условий труда. Отчет об аттестации, соответствующий требованиям п. 44 Порядка, не был оформлен. В связи с обнаружением вышеуказанных нарушений порядка проведения аттестации рабочих мест и оформления их результатов начальником ФКУ «№... ОФПС ГПС по Самарской области (договорной)» не подписан приказ о завершении аттестации и предложено ***» исправить недостатки проведенной работы. Работников с результатами аттестации не знакомили, поскольку аттестация не была завершена. Аттестующая организация не исправила выявленные недостатки проведения аттестации. С 01.01.2014 г. вступил в силу Федеральный закон №426-Ф «О специальной оценке условий труда», на основании которого аттестация рабочих мест не производится. В дата г. административным истцом была проведена специальная оценка условий труда в соответствии с нормами указанного Федерального закона № 426-ФЗ, по результатам которой всем вышеуказанным работникам были установлены опасные условия труда. По общему правилу, гарантии и компенсации предоставляются работникам, если они заняты во вредных или опасных условиях труда свыше *** рабочего времени. Тушение пожаров работниками ФКУ «№... ОФПС ГПС по Самарской области (договорной)» не занимает более *** рабочего времени. Таким образом, основания для предоставления всем работникам указанных гарантий и компенсаций отсутствуют. Конкретная продолжительность работы в опасных условиях туда государственным инспектором труда не изучалась. У работодателя отсутствуют акты локального регулирования, регулирующие вопросы предоставления гарантий по условиям труда конкретных работников, что является причиной невозможности определения объема предоставляемых работникам гарантий и компенсаций и свидетельствует о неисполнимости выданного предписания. Кроме того, основанием для проведения проверки явились положения абзаца 5 части 7 статьи 360 ТК РФ, предоставляющего право инспектору труда провести проверку работодателя по конкретному обращению работника о нарушении именно его трудовых прав. В задачи инспектора входило рассмотрение обращения ФИО7, являющегося водителем автомобиля пожарного 43-пожарно-спасательной части. Однако инспектором были запрошены документы в отношении всех остальных работников части за пределами таких полномочий. В данном случае имеется индивидуальный трудовой спор между работодателем и работником ФИО7, отнесенный к компетенции органа, уполномоченного рассматривать индивидуальный трудовой спор, которым государственный инспектор труда не является. Законодателем определены сроки на разрешение индивидуального трудового спора, подлежащие применению и при рассмотрении обращений работников Государственной инспекцией труда. Работник имеет право обратиться в Государственную инспекцию труда с требованием о восстановлении его нарушенных трудовых прав в течение трех месяцев с момента, когда он узнал или должен был узнать о нарушении. Согласно акту проверки, аттестация рабочих мест окончена дата Предписание выдано дата и направлено на предоставление гарантий и компенсаций работникам за период с момента завершения аттестации. Таким образом, предписание распространяет свое действие на правоотношения, имевшие место дата, т.е. за пределами срока разрешения индивидуального трудового спора.
Определением суда от дата к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица был привлечен ФИО7
В судебном заседании представители административного истца ФКУ «№... ОФПС ГПС по Самарской области (договорной)» - ФИО3, ФИО4 заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Самарской области – ФИО5, заинтересованное лицо- ФИО7 в судебном заседании возражали против удовлетворения требований административного искового заявления.
Заслушав пояснения участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу статьи 218 (часть 1) КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 355 ТК РФ основными задачами федеральной инспекции труда являются: обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии со статьей 356 ТК РФ федеральная инспекция труда в соответствии с возложенными на нее задачами реализует следующие основные полномочия: осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений.
Из материалов дела следует, что на основании поступившего в Государственную инспекцию труда в Самарской области обращения работника ФКУ №... ОФПС ГПС по Самарской области договорной)» ФИО7 по факту нарушения его трудовых прав работодателем в отношении данной организации была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения работодателем требований трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права.
По результатам указанной проверки дата. составлен Акт проверки №..., в соответствии с которым установлено, что приказом работодателя от дата. №... была назначена рабочая комиссия для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от дата №..., был заключен договор по аттестации рабочих мест по условиям труда. Согласно картам аттестации рабочих мест должности начальника пожарной части, заместителя начальника пожарной части, пожарного, начальника караула, диспетчера пожарной части, начальника передвижной насосной станции, командира отделения, водителя автомобиля (пожарного) были отнесены к 4 классу условий труда. Из пояснений работодателя следует, что гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда работникам Учреждения на рабочем месте работодателем не были установлены, поскольку не был издан приказ о завершении аттестации рабочих мест. Вместе с тем, карты аттестации рабочих мест Учреждения подписаны Председателем и членами Комиссии дата. В нарушение ст.ст. 117, 147, 92 ТК РФ предусмотренные законом гарантии и компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда работодателем к работникам не применялись и не устанавливались.
Нормами абз. 6 части 1 статьи 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
В рассматриваемом случае на основании вышеуказанного акта проверки от дата Государственным инспектором труда в Самарской области ФИО2 в отношении ФКУ «№... ОФПС ГПС по Самарской области договорной)» было вынесено Предписание №..., согласно пунктам 1-3 которого Учреждение обязано в срок до дата.: произвести начисление и выплату работникам ФКУ «№... ОФПС ГПС по Самарской области (договорной)», занимающих вышеуказанные должности компенсации за работы во вредных и (или) опасных условиях труда, с момента завершения аттестации рабочих мест по условиям труда (п. 1 предписания); предоставить работникам ФКУ «№... ОФПС ГПС по Самарской области (договорной)» неиспользованные отпуска за весь период работы в учреждении в соответствии со ст.ст. 117, 124 ТК РФ (п. 2 предписания); оплатить (компенсировать предоставлением дополнительного времени отдыха) работу, выполняемую работниками учреждения с момента завершения аттестации рабочих мест по условиям труда дата как сверхурочную работу в соответствии со ст.ст. 92, 152 ТК РФ (п. 3 предписания).
В соответствии со ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд.
Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемое Предписание вынесено дата., административное исковое заявление подано в суд дата., таким образом, срок для его обжалования административным истцом не пропущен.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Давая оценку законности вынесенного Предписания, суд исходит из следующего.
Согласно ч. 13 ст. 357 ТК РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Понятие индивидуального трудового спора установлено статьей 381 ТК РФ, согласно которой индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
В силу ст. 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.
Исходя из вышеизложенного, при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства, и только, когда обращение работника или иного лица находится на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора, за исключением судебных органов.
В связи с этим, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не разрешает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
В соответствии с Конвенцией МОТ N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" от 11 июля 1947 года, ратифицированной Российской Федерацией 11 апреля 1998 года, инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.
Как установлено ст. ст. 118, 147, 152 ТК РФ отдельным категориям работников, труд которых связан с особенностями выполнения работы, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Установление работодателем компенсаций отдельным работникам является индивидуальным трудовым спором.
Из материалов дела не следует, что спор работников ФКУ «№... ОФПС ГПС по Самарской области (договорной)» относительно оплаты компенсации за работу во вредных (опасных) условиях труда находится на рассмотрении комиссии по трудовым спорам или суда. С такими требованиями работник ФИО7 в орган по разрешению индивидуального трудового спора также не обращался.
При указанных обстоятельствах, государственный инспектор труда не вправе был обязывать Учреждение к исполнению содержащихся в Предписании требований, относящихся к индивидуальному трудовому спору, поскольку такими полномочиями не наделен.
Кроме того, оспариваемое Предписание не содержит указания на конкретных работников, которым необходимо произвести оплату за работу во вредных или опасных условиях труда, предоставить неиспользованные отпуска за период работы в Учреждении, в связи с чем, в данной части является неисполнимым.
Доводы административного истца о пропуске государственным инспектором труда Государственной инспекции труда срока, установленного ст. 392 ТК РФ, также заслуживают внимания.
Согласно ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных данной статьей, они могут быть восстановлены судом.
В случае возбуждения в суде дела об оспаривании предписания за пределами указанного срока работодатель вправе заявить о применении последствий пропуска работником срока, установленного ч. 1 ст. 392 ТК РФ.
Принимая во внимание, что обязанность по выплате соответствующих компенсаций государственный инспектор связывает с датой подписания карт аттестации рабочих мест, т.е. с дата., срок обращения работника в суд с данными требованиями пропущен.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований ФКУ «№... ОФПС ГПС по Самарской области (договорной)» о признании незаконными и отмене пунктов 1-3 Предписания Государственной инспекции труда в Самарской области №... от дата.
Руководствуясь ст.ст. 175-178 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования ФКУ №... ОФПС ГПС по Самарской области (договорной)» удовлетворить.
Признать незаконным и отменить пункты 1-3 Предписания Государственной инспекции труда в Самарской области №... от дата.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено дата.
Судья (подпись) Е.А. Митина
Копия верна.
Судья Секретарь