Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-99/2021 (2-737/2020;) ~ М-728/2020 от 15.12.2020

Дело№ 2-99/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тотьма                                                                                            19 марта 2021 г.

    Тотемский районный суд Вологодской области в составе:

судьи Цыгановой О.В.,

при секретаре Дранициной И.Л.,

    рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой А.А. к администрации Тотемского муниципального района и Департаменту строительства Вологодской области о признании незаконными постановления о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, решения об исключении из списка участников программы по обеспечению жильем молодых семей, об обязании включить в список претендентов на получение социальной выплаты и предоставить социальную выплату на приобретение жилья,

установил:

    Смирнова А.А. обратилась в суд с иском к администрации Тотемского муниципального района, Департаменту строительства Вологодской области о признании незаконными постановления о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, решения об исключении из списка участников программы по обеспечению жильем молодых семей, об обязании включить в список претендентов на получение социальной выплаты и предоставить социальную выплату на приобретение жилья. В обоснование указала, что решением администрации МО «Погореловское» её семья: она и ... ФИО1 были признаны нуждающимися в жилых помещениях в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. 25.09.2009 она обратились в администрацию Тотемского муниципального района с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Ими получено уведомление администрации, где указано, что их семья включена в список претендентов на участие в подпрограмме с даты поступления заявления, с 25.09.2009. 30.01.2011 в семье родился ... ФИО2, который также был включен в число участников программы. Ежегодно на протяжении 10 лет она представляла в администрацию МО «Погореловское» документы для инвентаризации очереди. По состоянию на 2017 год семья в списке была под номером 19. 13.03.2018 она заключила ипотечный кредитный договор и приобрела жилое помещение по адресу: .... 06.12.2018 она получила уведомление администрации Тотемского муниципального района о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма. Основанием для снятия послужило приобретение вышеназванной квартиры. С данным решением администрации она не согласна, считает его незаконным, вынесенным с нарушением норм законодательства. Проверка нуждаемости её семьи не выявила изменений жилищных условий, семья обеспечена жильем менее учетной нормы. В связи с этим она и члены её семьи были включены в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты и приобретение (строительство) жилья в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской федерации» на 2020 год. 27.01.2020 администрация Тотемского муниципального района направила в её адрес уведомление о получении Свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания индивидуального жилищного строительства. Она предоставила в администрацию все необходимые документы и получила Свидетельство. Однако, 26.03.2020 на заседании комиссии по работе с молодыми семьями-претендентами на участие в реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» она была исключена из списка молодых семей-претендентов на участие в мероприятиях по обеспечению жильем молодых семей, свидетельство № ..., выданное 21.02.2020, аннулировано. С данным решением также не согласна, поскольку на момент формирования списка, т.е. на 01.09.2020, её возраст не превышал 35 лет, соответственно право на участие в программе она не утратила. Между тем, администрация в обоснование исключения из очереди руководствуется моментом фактического подписания списка и выдачи свидетельства, что не предусмотрено действующим законодательством. Просит признать незаконными постановление администрации Тотемского муниципального района от 05.12.2018 №..., а также решение комиссии администрации Тотемского муниципального района по работе с молодыми семьями-претендентами на участие в реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» от 26.03.2020 в части исключения Смирновой А.А. из участия в программе. Обязать администрацию Тотемского муниципального района включить семью Смирновой А.А. в составе 2 человек (она и ... ФИО2.)в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с 25.09.2009 и предоставить Смирновой А.А. средства социальной выплаты в рамках реализации указанной подпрограммы в размере 520012,50 руб.

    В судебное заседание истец Смирнова А.А. не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствии, в заявлении указала, что исковые требования поддерживает, дополнительно сообщила, что согласно п.п «а» п.18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п.6 настоящих Правил, в том числе по возрасту, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы. Приведенные положения не регулируют порядок исключения молодой семьи из числа участников подпрограммы, а предусматривают требования, предъявляемые к лицам, претендующим на участие в подпрограмме. Возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы указанными Правилами, в том числе в связи с достижением предельного возраста, не предусмотрена. Ее семья являлась участников подпрограммы «Жилище», социальная выплата не была получена в связи с недостаточным финансированием. Отсутствие бюджетного финансирования, позволяющего в полном объеме произвести социальные выплаты для всех участников Программы в установленные сроки, не может повлечь для ее участников негативные последствия в виде исключения из числа лиц, имеющих право на получение социальной выплаты.

    Представитель Смирновой А.А. – Оленева И.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, ранее в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что администрация Тотемского муниципального района своим решением не может исключить из списка, утвержденного Департаментом строительства Вологодской области. Государство взяло на себя обязательства по предоставлению субсидии, законодательство не содержит оснований для исключения из списка участников программы после её утверждения. Смирнова А.А. является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Квартира, приобретенная в ипотеку, находится в залоге у банка, принадлежит Смирновой А.А. Вынесенное администрацией Тотемского района постановление от 05.12.2018 №... не повлекло исключение Смирновой А.А. из списка, поэтому постановление ранее и не обжаловалось.

    Ответчик представитель администрации Тотемского муниципального района по доверенности Лядова Т.В. исковые требования не признала, пояснила, что в соответствии с нормами действующего законодательства граждане, имеющие в собственности жилые помещения более учетной нормы на человека, снимаются с очереди в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма. В 2018 году Смирновой А.А. приобретена квартира в собственность и при делении площади квартиры на количество жильцов, на каждого из членов семьи Смирновой А.А. вышло более учетной нормы, то есть более 12 кв.м. на человека, поэтому постановлением администрации Тотемского муниципального района от 05.12.2018 №... Смирнова А.А. снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Вместе с тем, данное обстоятельство не повлияло на участие Смирновой А.А. в программе мероприятий по реализации права молодой семьи на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. Смирнова А.А. была включена в список- претендентов на участие в подпрограмме и на 2019 год и на 2020 год. В соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050, органы местного самоуправления работают с гражданами, принимают заявления, рассматривают пакет документов, принимают решение и формируют список претендентов на участие в подпрограмме, а не на получение социальной выплаты. Ежегодно по состоянию на 01 июня текущего года формируется список претендентов на участие в подпрограмме, не зная объемов финансирования районного, областного и федерального бюджета на следующий финансовый год, так как бюджеты формируются в декабре. Поэтому в этот список претендентов на участие программе включаются все участники. Список получателей социальных выплат формирует Департамент строительства Вологодской области исходя из бюджета, который определен на финансовый год. При формировании списков на 01 июня, данные граждане вручную не вносятся, а копируются из предыдущего списка. Изначально Смирнова А.А. была включена в список претендентов на участие в подпрограмме вместе с ... ФИО1, который впоследствии был исключен из списка. При удалении строки, вероятно, его дата рождения сместилась на дату рождения Смирновой А.А., поэтому в Департамент строительства Вологодской области списки ушли с неверно указанной датой рождения у Смирновой А.А. Департамент строительства Вологодской области пакет документов с личными данными у претендентов не запрашивает, доверят утвержденным спискам администрации, поэтому Смирнова А.А. была включена в список претендентов на получение социальной выплаты на 2020 год. Смирнова А.А., являясь участником подпрограммы, знала требования, предъявляемые к участникам, но при выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты умолчала, что ей уже исполнилось 36 лет. В том случае, когда списки Департаментом уже утверждены, а возникли обстоятельства, влекущие необходимость исключения участника из списка претендентов, администрация района вносит предложения Департаменту по внесению изменений в утвержденный список претендентов на получение социальной выплаты. При обнаружении технической ошибки при утверждении списка претендентов на участие в подпрограмме на 2020 года в дате рождения Смирновой А.А. решением комиссии администрации Тотемского муниципального района по работе с молодыми семьями-претендентами на участие в реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» от 26.03.2020 Смирнова А.А., поскольку ей на момент подписания списка исполнилось 36 лет, была исключена из списка участников в подпрограмме, а не из списков претендентов на получение социальной выплаты. Были внесены Департаменту предложения по внесению изменений в список, вместо семьи Смирновой А.А. включить в список другую семью, следующую по очереди. Полагает, что правовых оснований для получения социальной выплаты на приобретение жилья Смирнова А.А. не имеет.

Ответчик - представитель Департамента строительства Вологодской области не явился, направили отзыв на заявление, в котором просили рассмотреть дело без участия представителя, указав, что до 01.01.2018 реализация права молодых семей на улучшение жилищных условий осуществлялась в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (ранее на 2010-2015 годы, на 2002-2010 годы) с учетом норм, определяющих механизм реализации подпрограммы, а также Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050. Механизм реализации названной подпрограммы предполагал оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат. Соответственно, при намерении реализовать свое право на участие в подпрограмме молодая семья должна была учитывать требования нормативных правовых актов, регулирующих данный вопрос. В настоящее время реализация права молодых семей осуществляется в рамках Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение № 1) к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

В соответствии с действующим законодательством учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органами местного самоуправления в соответствии со статьей 51 ЖК РФ. Поскольку учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органами местного самоуправления, Департамент не вправе вмешиваться в их деятельность. Сведениями о том, по каким основаниям семья была принята на учет, а впоследствии снята с учета, Департамент также не располагает. Семья Смирновой А.А. составом 2 человека была включена в список молодых семей-участников на 2020 год, формируемый органом местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому и представленного в Департамент (пункт 24 Правил), и включена Департаментом в список молодых семей-претендентов на 2020 год. Включение на 2020 год и выдача Смирновой А.А. Свидетельства о праве на получение социальной выплаты в январе 2020 года обусловлена неправильным указанием даты рождения Смирновой А.А. (дата) вместо (дата). Таким образом, 26.10.2019 Смирновой А.А. исполнилось 36 лет. Согласно пункту 27 Правил в случае, если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта РФ списков молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей- участников мероприятия ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта РФ. После обнаружения ошибки в дате рождения, 26.03.2020 семья Смирновой А.А. была исключена из списка молодых семей-претендентов пор Тотемскому муниципальному району на 2020 года, а выданное Свидетельство аннулировано, также исключена Департаментом из списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2020 году, поскольку ей уже исполнилось 36 лет.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что распоряжением администрации МО «Погореловское» от 04.09.2009 № ... Смирнова А.А., (дата) г.р., и ФИО1, (дата) г.р., признаны нуждающимися в предоставлении жилого помещения.

Постановлением администрации МО «Погореловское» от 19.04.2012 № ... в распоряжение от 04.09.2009 № ... внесено дополнение в список членов семьи, нуждающихся в жилом помещении, пункт 1 дополнен: ...ФИО2, (дата) г.р.

25.09.2009 ФИО1 и Смирнова А.А. обратились в администрацию Тотемского муниципального района с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Решением администрации Тотемского муниципального района семья Смирновых, состоящая из двух человек, была включена в указанный список с даты поступления заявления, т.е. с 25.09.2009.

30.01.2011 в семье родился ребенок - ФИО2.

По состоянию на 01.08.2017 семья Смирновых состояла в списке молодых семей – претендентов на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» под № 19.

13.03.2018 меду ПАО Банк ВТБ и Смирновой А.А. заключен кредитный договор № ... для приобретения предмета ипотеки – квартиры по адресу: г....

Согласно выписки из ЕГРН правообладателями квартиры по указанному адресу являются ФИО1 и Смирнова А.А.

Постановлением администрации Тотемского муниципального района от 05.12.2018 № ... семья Смирновой А.А., состоящая из трех человек, снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно свидетельству ... брак между ФИО1 и Смирновой А.А. прекращен 15.02.2019.

По состоянию на 29.03.2019 семья Смирновых состояла в списке молодых семей – претендентов на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» под № 16.

29.05.2019 администрацией Тотемского муниципального района утвержден список молодых семей-претендентов на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 году, где под номером 5 указана семья Смирновой А.А., состоящая из двух человек: Смирнова А.А. (дата) г.р. и ФИО2 (дата) г.р.

Распоряжением Департамента строительства Вологодской области №... от 11.12.2019 утвержден список молодых семей- претендентов на получение социальных выплат в 2020 году по Вологодской области, в Списке под №33 значится Смирнова А.А.(дата) г.р.

Письмом от 20.12.2019 администрация Тотемского муниципального района уведомила Смирнову А.А. о том, что в соответствии с письмом Департамента строительства Вологодской области от 13.12.2019 № ... семья включена в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Российской федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2020 год.

21.02.2020 Смирновой А.А. и ее ... ФИО2 выдано Свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства № ... в размере 520012,50 руб. на приобретение (строительство) жилья на территории Вологодской области.

Согласно выписки из протокола № ... от 26.03.2020 заседания комиссии по работе с молодыми семьями-претендентами на участие в реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» семья Смирновой А.А. исключена из списка молодых семей – претендентов на участие в мероприятиях по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной помощи гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Свидетельство № ..., выданное 21.02.2020 на имя Смирновой А.А., (дата) г.р., аннулировано. Основанием, послужившим исключению Смирновой А.А. из списка явилось то, что при формировании списка в 2019 году была допущена техническая ошибка – не верно указана дата рождения Смирновой А.А., вследствие чего она была включена в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2020 году. Тогда как в силу подпункта «а» пункта 5 Правил предоставления молодым семьям таких социальных выплат участником программы может быть семья, где возраст каждого супруга, одного родителя из неполной семьи на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении в список участников программы в планируемом году не превышает 35 лет.

Письмом от 30.03.2020 администрацией Тотемского муниципального района Смирнова А.А. уведомлена о том, что Свидетельство о праве на получение социальной выплаты № ... от 21.02.2020 выдано ей ошибочно и признано недействительным.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы, а в качестве ее составной части - отдельная подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», включающая Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

С 01 января 2018 г. реализация мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» осуществляется согласно постановлению Правительства РФ от 12.10.2017 № 1243 «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Согласно п.6 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования» утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 (далее - Правила), участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе, неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:

а)    возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятий ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б)    молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в)    наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В соответствии с п.7 настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "е" и "и" пункта 2 настоящих Правил не учитывается жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет средств жилищного кредита, предусмотренного указанными подпунктами, обязательства по которому полностью не исполнены, либо не исполнены обязательства по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.

В соответствии с действующим законодательством учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органами местного самоуправления в соответствии со статьей 51 ЖК РФ.

В силу ст.51 ЖК РФ одним из оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы для лиц, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Установлено, что на 04.09.2009 Смирнова А.А. и ее ... ФИО1 были зарегистрированы и проживали по адресу: .... Указанное жилье в собственности Смирновых не находилось, площадь жилого помещения 74,5 кв.м., кроме Смирновых в доме было зарегистрировано еще 5 человек.

Таким образом, на момент постановки на учет в качестве нуждающихся, семья Смирновой А.А., состоящая из 2-х человек, правомерно была поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях, так как была обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Поскольку 13.03.2018 Смирновой А.А. и ФИО1 приобретено жилое помещение в собственность, постановлением администрации Тотемского муниципального района от 05.12.2018 № ... семья Смирновой А.А. снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ (утрата оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма).

Данное постановление вынесено законно, поскольку обеспеченность семьи Смирновых, состоящей из трех человек, жилым помещением на одного члена семьи составила более учетной нормы, так как приобретенное Смирновой А.А. и ФИО1 в общую долевую собственность жилое помещение, расположенное по адресу: ..., имеет общую площадь 46 кв.м., а жилое помещение, находящееся у них в пользовании: ..., имеет площадь- 74,5 кв.м.

Однако снятие семьи истца с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда Тотемского района, предоставляемых по договору социального найма, не повлекло для нее негативных последствий и не лишило права истца состоять в Списке молодых семей-претендентов на участие в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», как нуждающейся в жилых помещениях.

Как указано выше в Правилах закреплено право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определены условия возникновения, в частности условие о соответствии молодой семьи всем установленным названными Правилами требованиям, в том числе возрастному критерию, связанному с тем, что возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты не должен превышать 35 лет (подпункт "а" пункта 6 Правил).

Указанное правовое регулирование не нарушает конституционные права граждан, поскольку само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27.05.2010 N 738-О-О и от 15.01.2015 N 3-О).

Согласно пунктам 20 и 22 Правил список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.

После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23 указанных Правил).

Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.

Поэтому включение определенной семьи в список участников подпрограммы не гарантирует такой семье включение в список претендентов на получение социальной выплаты, поскольку возможность приобретения субъективного права на получение данной социальной выплаты в соответствующие годы обусловлена комплексом обстоятельств, связанных с объемом выделяемого из средств бюджетов финансирования данной подпрограммы, количеством молодых семей, подлежащих переводу из списка участников в список претендентов, возрастом членов этих семей на момент формирования списков претендентов.

Право молодой семьи на получение государственной поддержки в рамках перечисленных жилищных программ возникает и может быть реализовано исключительно по основаниям, на условиях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с абз. 2 п. 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, утвержденных постановлением Правительство РФ от 17.12.2010 г. N 1050, в случае, если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников основного мероприятия в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта РФ.

Установлено, что Смирнова А.А. родилась <адрес> года и на дату утверждения ((дата)) органом исполнительной власти- Департаментом строительства Вологодской области списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2020 году достигла возраста 36 лет.

Включение Смирновой А.А. в список молодых семей- претендентов на получение социальных выплат на 2020 год обусловлено допущенной технической ошибкой в дате ее рождения.

Учитывая, что бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, вследствие чего их распределение семьям, не соответствующим возрастному цензу, установленному Правилами и Порядком, является примером нецелевого использования бюджетных средств, суд приходит к выводу, что ответчиком правомерно было принято решение об исключении истца из списка молодых семей претендентов на участие в подпрограмме, на основании которого по предложению администрации Тотемского муниципального района распоряжением Департамента строительства Вологодской области №... от 30.10.2020 внесены изменения в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2020 году, откуда Смирнова А.А. также исключена.

Учитывая изложенное, исковые требования Смирновой А.А. удовлетворению не подлежат в полном объеме.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

    в удовлетворении исковых требования Смирновой А.А. к администрации Тотемского муниципального района и Департаменту строительства Вологодской области о признании незаконными постановления о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, решения об исключении из списка участников программы по обеспечению жильем молодых семей, об обязании включить в список претендентов на получение социальной выплаты и предоставить социальную выплату на приобретение жилья- отказать.

    Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Тотемский районный суд.

Судья                                                                                             О.В. Цыганова

Мотивированное решение изготовлено 25 марта 2021 года.

Судья                                                                                             О.В. Цыганова

2-99/2021 (2-737/2020;) ~ М-728/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Смирнова Анна Анатольевна
Ответчики
Администрация Тотемского муниципального района
Департамент строительства Вологодской области
Другие
Оленева Ирина Николаевна
Суд
Тотемский районный суд Вологодской области
Судья
Цыганова Оксана Викторовна
Дело на странице суда
totemsky--vld.sudrf.ru
15.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.12.2020Передача материалов судье
18.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.01.2021Предварительное судебное заседание
16.02.2021Судебное заседание
19.03.2021Судебное заседание
25.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее