<***>
66RS0003-01-2020-002288-26
Дело № 2-2778/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное решение изготовлено 06.08.2020 года)
30 июля 2020 года г. Екатеринбург
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Савельева Ю.В., при помощнике Сидской И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жуковой Ольги Юрьевны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга о включении периодов работы в специальный стаж, признании права на досрочное назначение страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Жукова О.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга о включении периодов работы в специальный стаж, признании права на досрочное назначение страховой пенсии.
В обосновании иска указала, что *** она обратилась в Управление пенсионного фонда в Кировском районе города Екатеринбурга (далее по тексту УПФ) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ».
Решением УПФ от *** ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ не менее 30 лет, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Не приняты к зачету следующие периоды:
- с *** по *** в должности медсестры-анестезиста палаты интенсивной терапии в МУ «Больница № 21 Кировского района» на том основании, что наименование отделения не предусмотрено Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения, работа в которых в течение года засчитывается как год и шесть месяцев, утв. Постановлением Правительства от *** ***.
- с *** по ***, с *** по *** в должности медсестры реанимационно-анестезиологического отделения в МУ «ЦГБ № 7» на основании того, что наименование должности не предусмотрено Перечнем.
- с *** по *** в должности медсестры-анестезиста реанимационно-анестезиологического отделения в МУ «ЦГБ № 7», период отпуска по беременности и родам, к данному периоду возможно применение льготного исчисления стажа при подтверждении сведениями индивидуального персонифицированного учета.
- с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** находилась на специализации и курсах повышения квалификации.
- с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** в связи с тем, что данные периоды не подтверждены сведениями индивидуального персонифицированного учета.
Не включение в специальный трудовой стаж спорных периодов истец считает не законными и не обоснованным.
Истец просит возложить обязанность на Управление пенсионного фонда в Кировском районе города Екатеринбурга включить в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев работы следующие периоды: с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** и назначить досрочную страховую пенсию по старости с ***.
В судебном заседании истец Жукова О.Ю. и ее представитель Бердникова А.А., допущенная к участию в деле по устному ходатайству, на иске настаивали, поддержали требования и доводы, казанные в иске.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
В письменном отзыве на иск, начальник Управления исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 57-61)
Заслушав истца и ее представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июня 2004 года № 11-П, в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции от 26 июля 2018 года, действующей на дату обращения) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона о от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения были закреплены в ранее действовавшем в период с *** до *** Федеральном законе № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, п. п. 20 п. 1, п. 2 ст. 27).
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», п. «н» ст. 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п. п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с *** по *** включительно;
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абз. 4 и 5 п. 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с *** по *** включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до ***.
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
Судом установлено, что Жукова О.Ю. *** обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ответчика от *** *** в назначении пенсии отказано (л.д 12-13)
Ответчиком не принят к зачету следующий период с *** по *** в должности медсестры-анестезиста палаты интенсивной терапии в МУ «Больница № 21 Кировского района» на том основании, что наименование отделения не предусмотрено Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения, работа в которых в течение года засчитывается как год и шесть месяцев, утв. Постановлением Правительства от 29.10.2002 № 781.
Однако в Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения, работа в которых в течение года засчитывается как год и шесть месяцев, утв. Постановлением Правительства от 29.10.2002 № 781 предусмотрены отделения (группы, палаты, Выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений здравоохранения.
Из материалов дела следует, что истец осуществляла трудовую деятельность в должности медсестра-анестезист в структурном подразделении – палата интенсивной терапии, которые прямо указаны в Постановлении Правительства от 29.10.2002 № 78 («палаты интенсивной терапии»).
Согласно архивной справки № *** от *** в документах архива имеется приказ МУ «Больница № 21» от *** № *** о реорганизации реанимационно-анестезиологического отделения указанной больницы в палату интенсивной терапии с оказанием анестезиологической помощи в составе гинекологического отделения хирургического профиля с ***. Таким образом, характер трудовой деятельности истца не изменялся с момента поступления на работу, поэтому период работы с *** по *** должен быть включен в специальный стаж в льготном исчислении.
Оценивая периоды работы с *** по ***, с *** по *** в должности медсестры реанимационно-анестезиологического отделения в МУ «ЦГБ № 7» не включенные в специальный стаж на основании того, что наименование должности не предусмотрено Перечнем (предусмотрены медсестры палатные, в т.ч. старшие; медсестры-анестезисты), суд приходит к следующему.
Из трудовой книжки истца следует, что Жукова О.Ю. принята в МУ «ЦГБ № 7» в порядке перевода на должность медицинской сестры-анестезиста РАО в соответствии со штатным расписанием за 1999 год, утв. в лечебном учреждении.
В Приложении 2 к Приказу Минздрава СССР от 11.06.1986 № 841 «Штатные нормативы медицинского персонала отделений (групп) анестезиологии-реанимации лечебно-профилактических учреждений» в отделении анестезиологии-реанимации установлены следующие должности: заведующим отделением, врач анестезиолог-реаниматолог, медицинская сестра анестезиолога, младшая медицинская сестра по уходу за больными. То есть других медицинских сестер, кроме медицинской сестры-анастезиста не предусмотрено данным нормативным документов, следовательно, периоды работы с *** по ***, с *** по *** должны быть включены в специальный стаж истца в льготном исчислении.
Согласно материалам дела, Жукова О.Ю. с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** находилась на курсах повышения квалификации.
Указанные периоды не зачтены истцу в специальный стаж, дающий право на льготную пенсию по выслуге лет.
Между тем, из анализа законодательства в области оказания медицинской помощи следует, что врачебная деятельность требует поддержания квалификации, периодичность прохождения специалистами которой установлена ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
То есть императивно установлено, что для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации (специализация) является обязательным условием выполнения работы.
Более того, согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работ (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в должностные обязанности медицинских работников в обязательном порядке входит периодическое повышение профессиональной квалификации, прохождение которой является обязательным условием в профессиональной деятельности истца, за ней сохранялся средний заработок по основному месту работы, что ответчиком не оспорено, то оснований исключения данных периодов по данным доводам не имеется.
В связи указанным периоды работы с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию.
Спорные периоды работ с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** исключены ответчиком по причине отсутствия в сведениях индивидуального персонифицированного учета кода льготной профессии.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в п. 4.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 № 9-П, федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование отношений в сфере обязательного пенсионного страхования, должен обеспечивать баланс конституционно значимых интересов всех субъектов этих отношений, а устанавливаемые им правила поддержания устойчивости и автономности финансовой системы обязательного пенсионного страхования не должны обесценивать конституционное право граждан на трудовую пенсию.
На основании п. 2 ст. 14 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. ст. 11, 12 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ», после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного, пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального -(персонифицированного) учета.
Согласно Закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» обязанность по предоставлению сведений в Пенсионный фонд РФ лежит на работодателе.
Суд отмечает, что истец же не является непосредственной стороной в системе правоотношений, связанных с предоставлением сведений в систему персонифицированного учета в пенсионный орган, и не имеет реальной возможности обеспечить предоставление данных сведений работодателем.
Факт же осуществления трудовой деятельности в условиях труда, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение за выслугу лет, подтвержден трудовой книжкой, а также справкой работодателя, который также подтверждает льготную занятость истца и архивными справками.
Таким образом оснований для исключения спорных периодов у ответчика не имелось.
Истец обратилась за назначением досрочной страховой пенсии по старости к ответчику ***. С этой даты истец просит назначить пенсию.
С учетом включения в специальный стаж истца периодов с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, специальный стаж истца составляет 30 лет 3 месяца и 3 дня.
В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» установлено, что гражданам, которые указаны в пункте 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от *** № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», которые в период с *** по *** достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до ***, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Согласно Приложению 7 к Федерального закона «О страховых пенсиях» сроки назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30 настоящего федерального закона (в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста): год возникновения права на страховую пенсию по старости – 2020, срок - не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Таким образом, суд полагает, что назначение пенсии истцу ответчиком следует производить с *** (обратилась в УПФ РФ – ***). С учетом включения в специальный стаж оспариваемых периодов, специальный стаж истца составляет более 30 лет. Право на назначение и получении пенсии у истца возникнет с ***.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░. 20 ░. 1 ░░. 30 ░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ *** ░░ ***, ░ *** ░░ ***, ░ *** ░░ ***, ░ *** ░░ ***, ░ *** ░░ ***, ░ *** ░░ ***, ░ *** ░░ ***, ░ *** ░░ ***, ░ *** ░░ ***, ░ *** ░░ ***, ░ *** ░░ ***.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ <***> ░.░. ░░░░░░░░
<***>
<***>