дело № 2-5422/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 июля 2018 года г. Казань
Советский районный суд г. Казани в составе
председательствующего судьи А.Ф. Гильмутдиновой
при секретаре судебного заседания Л.Р. Гиматутдиновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Максимовой ФИО16 к исполнительному комитету муниципального образования города Казани об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на наследственное имущество,
установил:
М.С. Максимова обратилась с иском в суд к МКУ "Администрация Советского района исполнительного комитета муниципального образования города Казани" об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на наследственное имущество.
В обоснование заявленных требований указано, что 11 февраля 1996 года умер супруг истца Максимов ФИО17. После его смерти открылось наследство, состоящее из земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят>.
С момента смерти Максимова ФИО18 истец ежемесячно оплачивала из своих собственных денежных средств расходы на содержание земельного участка, входящего в наследственную массу, обрабатывала его удобрениями и инсектицидными препаратами, устранила повреждения забора, возникшие по причине ветхости, осуществляла посадку овощей.
Из вышеизложенного следует, что истец несла за свой счет расходы на содержание земельного участка, входящего в наследственную массу, и предприняла меры по сохранению имущества наследодателя и защите его от посягательств третьих лиц.
Это имущество перешло во владение истца, и истец фактически приняла наследство. Это подтверждается справкой, выданной Председателем Правления СНТ «Зеленый сад» Д.С. Гафурзяновой и квитанциями о платежах по содержанию сада.
Истец обратилась в нотариальные органы за получением свидетельства о праве на наследство, но в связи с пропуском срока принятия наследства и отсутствием информации о месте регистрации супруга, нотариус указал на необходимость обратиться в суд с заявлением об установлении факта принятия наследства, места открытия наследства и признании права собственности на наследственное имущество.
На основании вышеизложенного истец просит установить факт принятия истцом наследства, открывшегося после смерти супруга Максимова ФИО19, в виде земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, общей площадью 540 кв.м, расположенного по адресу: <адрес изъят>; установить место открытия наследства; признать за Максимовой ФИО20 право собственности, на земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>, общей площадью 540 кв.м, расположенный по адресу: <адрес изъят>
Протокольным определением суда от 8 июня 2018 года была произведена замена ненадлежащего ответчика МКУ "Администрация Советского района исполнительного комитета муниципального образования города Казани" надлежащим ответчиком исполнительным комитетом муниципального образования города Казани.
Истец М.С. Максимова в судебное заседание не явилась, обеспечив явку своего представителя А.К. Шаманиной, которая исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика исполнительного комитета муниципального образования города Казани в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Третьи лица Шаманин ФИО21, Максимова ФИО22, Максимов ФИО23, представитель третьего лица СНТ "Зеленый сад" Д.С. Гафурзянова в судебном заседании с исковыми требованиями согласились, против удовлетворения не возражали.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Как установлено пунктом 1 статьи 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации, при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил данного Кодекса не следует иное.
Согласно статье 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В силу статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Из положений статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации усматривается, что для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В статье 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы принятия наследства.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Как разъяснено в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 Гражданского кодекса Российской Федерации, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Наличие совместного с наследодателем права общей собственности на имущество, доля в праве на которое входит в состав наследства, само по себе не свидетельствует о фактическом принятии наследства.
В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.
При отсутствии у наследника возможности представить документы, содержащие сведения об обстоятельствах, на которые он ссылается как на обоснование своих требований, судом может быть установлен факт принятия наследства, а при наличии спора соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Получение лицом компенсации на оплату ритуальных услуг и социального пособия на погребение не свидетельствует о фактическом принятии наследства.
Пункт 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня его открытия.
В соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что М.С. Максимова является супругой В.П. Максимова, что подтверждается свидетельством о браке серии <номер изъят> от 13 июня 1957 года.
В период брака у В.П. Максимова и М.С. Максимовой родились дети – Максимов ФИО24, 4 октября 1956 года рождения, Максимова ФИО25, 2 декабря 1957 года рождения.
17 сентября 1982 года между Шаманиным ФИО26 и Максимовой ФИО27 был заключен брак. После заключения брака жене была присвоена фамилия Шаманина, что подтверждается свидетельством о заключении брака <номер изъят> от 17 сентября 1982 года.
Как следует из свидетельства о рождении серии <номер изъят> от 14 мая 1985 года, 10 апреля 1985 года родился Шаманин ФИО28, отец – А.Л. Шаманин, мать Г.В. Шаманина.
3 января 2017 года умерла Г.В. Шаманина, что подтверждается свидетельством о смерти серии <номер изъят> от 4 января 2017 года.
Согласно свидетельству о смерти <номер изъят> от 12 февраля 1996 года, В.П. Максимов, умер 11 февраля 1996 года.
После смерти В.П. Максимова, открылось наследство, состоящее из земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят>.
Поскольку после смерти наследодателя, истец пользовалась земельным участком, ежемесячно оплачивала из своих собственных денежных средств расходы на содержание земельного участка, входящего в наследственную массу, что подтверждается квитанциями об уплате членских взносов, обрабатывала его удобрениями и инсектицидными препаратами, устранила повреждения забора, возникшие по причине ветхости, осуществляла посадку овощей, суд приходит к выводу, что истцом фактически наследство после смерти Максимова ФИО29 было принято.
Судом установлено, что В.П. Максимову при жизни принадлежал на праве собственности земельный участок <адрес изъят> Права на данный объект недвижимости в уставленном порядке в Управлении Росреестра зарегистрировано наследодателем не было.
Так, управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан на запрос суда сообщено, что согласно сведениям ЕГРН, который ведется с 1 января 2000 года, по состоянию на 1 июня 2018 года, права на земельный участок, кадастровый номер <номер изъят>, общей площадью 540 кв.м, расположенный по адресу: <адрес изъят> не зарегистрированы.
В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее по тексту Закона) государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пункт 9.1 статьи 3 Закона предусматривает, что если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
Согласно пункту 5 статье 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Пункт 1 статьи 49 данного Федерального закона определяет, что государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:
1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
Как разъяснено в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Принадлежность спорного земельного участка наследодателю подтверждается государственным актом № <номер изъят>, согласно которому В.П. Максимову постановлением Главы администрации Советского района от 19 января 2001 года № 32 предоставлен в собственность земельный участок <адрес изъят>. Наличие указанного акта подтверждено и архивными данными Управления Росреестра Республики Татарстан. Представленный государственный акт имеет описание смежевств земельного участка.
Поскольку наследодателю спорный земельный участок предоставлен до введения в действия Земельного кодекса Российской Федерации, имеется государственный акт, который является документом, удостоверяющим право собственности на него и служащий основанием для проведения государственной регистрации, данный правоустанавливающий документ никем не оспорен и недействительным не признан, с учетом того, что иных лиц принявших наследство после смерти В.П. Максимова не имеется, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований. Спорный объект подлежит включению в наследственную массу, открывшуюся после смерти наследодателя и за М.С. Максимовой в порядке наследования, после смерти Максимова ФИО30, подлежит признанию право собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>, площадью 540 кв.м, расположенный по адресу: <адрес изъят>.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Максимовой ФИО31 к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на наследственное имущество, удовлетворить.
Признать Максимову ФИО32 фактически принявшей наследство после смерти своего супруга Максимова ФИО33, умершего 11 февраля 1996 года.
Включить земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>, площадью 540 кв.м, расположенный по адресу: <адрес изъят>, в состав наследства, открывшегося после смерти Максимова ФИО34, умершего 11 февраля 1996 года.
Признать за Максимовой ФИО35, в порядке наследования после смерти Максимова ФИО36, умершего 11 февраля 1996, право собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>, площадью 540 кв.м, расположенный по адресу: <адрес изъят>
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его составления в окончательной форме в Верховный Суд Республики Татарстан через Советский районный суд г. Казани.
Судья Советского
районного суда города Казани /подпись/ А.Ф. Гильмутдинова
Копия верна.
Судья А.Ф. Гильмутдинова
Мотивированное решение изготовлено 13 июля 2018 года.
Судья А.Ф. Гильмутдинова