Дело № ДД.ММ.ГГГГ год
УИД 28RS0№-46
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Селемджинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кудлаевой Т.В.,
при секретаре Семенюта О.В.,
с участием заместителя прокурора Селемджинского района Ломаева В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт. Экимчан гражданское дело по иску прокурора Селемджинского района (в интересах неопределённого круга лиц) к администрации Огоджинского сельсовета Селемджинского района Амурской области в порядке ст. 45 ГПК РФ об обязании администрацию Огоджинского сельсовета Селемджинского района Амурской области оборудовать муниципальную котельную, расположенную по адресу: <адрес> прибором учёта тепловой энергии и обеспечить его в эксплуатацию в течение месяца со дня вступления решения в законную силу,
установил:
Прокурор Селемджинского района обратился в суд с указанным иском. В обоснование заявленных требований указывает, что прокуратурой Селемджинского района была проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при подготовке объектов к отопительному периоду 2018-2019 гг.
На основании п. 13 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон № 190) под коммерческим учётом тепловой энергии, теплоносителя понимается установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определённый период, с помощью приборов учёта тепловой энергии, теплоносителя или расчётным путём в целях использования сторонами при расчётах в соответствии с договорами.
В силу п.п. 1, 9 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 190 к общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения относится в том числе обеспечение надёжности теплоснабжения в соответствии с требованиями
Из положений ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ следует, что до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учёта используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию.
В октябре 2018 года Дальневосточным управлением Ростехнадзора по <адрес> проведена проверка готовности к отопительному периоду 2018-2019 г.г. муниципального образования Огоджинский сельсовет, в ходе которой выявлен ряд нарушений, в том числе отсутствие коммерческого учёта потребляемой и реализованной тепловой энергии.
Таким образом, в 2018 году основанием для отказа в выдаче муниципальному образованию Огоджинский сельсовет Селемджинского района паспорта готовности явилось отсутствие на котельных муниципального образования организованного коммерческого учёта потребляемой теплоэнергии - отсутствие приборов учёта на котельных.
Как установлено прокурорской проверкой, проведённой в октябре 2018 года, до настоящего времени муниципальная котельная, расположенная по адресу: <адрес>, не оборудована прибором учёта тепловой энергии.
В целях устранения выявленных нарушений прокурором района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Огоджинского сельсовета внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере ЖКХ по факту отсутствия на котельных приборов учёта.
Вместе с тем, согласно поступившему ответу от ДД.ММ.ГГГГ, выявленные нарушения фактически не устранены, меры по оборудованию муниципальных котельных приборами учёта до настоящего времени не предприняты.
Паспорт готовности муниципального образования к отопительному периоду является основным документом, подтверждающим надлежащую подготовку к отопительному периода и гарантией надёжного, безопасного и бесперебойного предоставление населению Огоджинского сельсовета коммунальных услуг.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определённые действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
В судебном заседании заместитель прокурора Селемджинского района поддержал заявленные исковые требования прокурора Селемджинского района и просил суд их удовлетворить.
В судебное заседание не явились представитель ответчика администрации Огоджинского сельсовета, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований администрации Селемджинского района, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом, не ходатайствовали об отложении рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Согласно поступивших в письменном виде возражений представитель ответчика администрации Огоджинского сельсовета Селемджинского района Амурской области сообщила, что администрация Огоджинского сельсовета согласна с заявленными исковыми требованиями прокурора Селемджинского района. Денежные средства по заявленным исковым требованиям прокурора Селемджинского района будут учтены администрацией Огоджинского сельсовета при формировании местного бюджета на 2020 год, поэтому просит суд установить срок исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ.
Из поступившего отзыва представителя администрации Селемджинского района следует, что согласно положениям ч.4 ст.13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-Ф3 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» оснащение приборами учёта объектов при эксплуатации которых используется тепловая энергия, вода, электрическая энергия, а также ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию осуществляется собственниками зданий, строений, сооружений и иных объектов. Котельная расположенная по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности, муниципальному образованию Огоджинский сельсовет. По смыслу норм ст.209, 210 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества действия, а также нести бремя содержания, принадлежащего ему имущества, в соответствии с действующим законодательством. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. В соответствии с ч.3 ст.17 Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьёй, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно. В соответствии со ст.37 Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация обладает правами юридического лица, местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Согласно Устава муниципального образования Огоджинского сельсовета наделено правами юридического лица, самостоятельно по решению вопросов местного значения, а также самостоятельно в деятельности осуществляемой в соответствии с уставом и действующим законодательством.
Выслушав мнение заместителя прокурора Селемджинского района, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
По представлению прокурора Селемджинского района глава администрации Огоджинского сельсовета сообщила, что приборы учёта тепловой энергии планируются установить по окончанию отопительного сезона в 2019 году. Также администрация Огоджинского сельсовета обязалась изыскать в бюджете поселения финансовые средства на разработку проектно-сметной документации и установку приборов учёта тепловой энергии.
Из материалов дела следует, что котельная, расположенная по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью администрации Огоджинского сельсовета <адрес>, не оборудована прибором учёта тепловой энергии.
Из исследованного в ходе судебного разбирательства акта № А-Р-А72-03А-375 от ДД.ММ.ГГГГ проверки готовности к отопительному сезону следует, что начальником отдела государственного энергетического надзора по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом № 190-ФЗ) «О теплоснабжении» проводилась проверка готовности к отопительному периоду 2018/2019 г.г. администрации Огоджинского сельсовета Селемджинского района Амурской области, на основании, которого установлено, что администрация Огоджинского сельсовета не готова к отопительному периоду 2018-2019 г.г. (л.д.14-16).
Также согласно приложения к акту проверки «Перечень замечаний к акту проверки готовности к отопительному периоду 2018-2019 г.г. отсутствует коммерческий учёт реализуемой тепловой энергии, что включает в себя установку приборов учёта и введение их в эксплуатацию (л.д.19-20).
Согласно сведениям, представленным администрацией Селемджинского района, следует, что администрация района ежегодно направляет заявки в Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> на предоставление субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, на софинансирование мероприятий по модернизации коммунальной инфраструктуры, для покупки и установки приборов учёта тепловой энергии, денежные средства так и не предоставлялись (л.д.21).
В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона «О теплоснабжении» владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учёта потребители обязаны организовать коммерческий учёт тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учёта в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261 - ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с применением приборов учёта используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учёта используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключённые к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учёта используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учёта, используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключённым к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учёт используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учёта используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учёта используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учёта используемой электрической энергии) либо максимальный объём потребления природного газа, которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учёта используемого природного газа).
Согласно ч. 4 указанной статьи до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учёта используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию.
Из системного толкования указанных норм следует, что на органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия собственника в отношении зданий, строений, сооружений и иных объектов, введённых в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ, возложена обязанность оснастить указанные объекты приборами учёта тепловой энергии.
Частью 6 статьи 19 Федерального закона «О теплоснабжении» включает в себя понятие организации коммерческого учёта как мероприятий по установке приборов учёта; эксплуатации приборов учёта, в том числе снятие показаний приборов учёта и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учёта. При этом организация коммерческого учёта может быть возложена как на теплоснабжающую организацию, так и на потребителя.
Между тем частью 5 статьи 19 Федерального закона «О теплоснабжении» возлагает обязанность на владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющих приборов учёта потребителей организовать коммерческий учёт тепловой энергии в соответствии со ст.13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Исходя из системного анализа указанных норм права обязанность по организации коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учёта возложена на собственников объектов.
Согласно ст.2, ч.3 ст.19 Федерального закона «О теплоснабжении» осуществление коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя расчётным путём допускается, в том числе в случаях отсутствия в точках учёта приборов учёта. При этом, в соответствии со ст.13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с применением приборов учёта используемых энергетических ресурсов.
Таким образом, осуществление коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя расчётным путём допускается до установки приборов учёта тепловой энергии и не освобождает от обязанности оборудовать котельные приборами учёта тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Отсутствие у ответчика денежных средств на проведение работ по оборудованию муниципальной котельной, расположенной по адресу: <адрес> прибором учёта тепловой энергии и обеспечению введения его в эксплуатацию не является основанием для несоблюдения и нарушения норм Федерального законодательства.
Поскольку администрацией Огоджинского сельсовета Селемджинского района Амурской области осуществляющей полномочия собственника в отношении муниципального имущества, не выполнены требования действующего законодательства в части организации учёта используемых энергетических ресурсов, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и возложении на администрацию Огоджинского сельсовета Селемджинского района Амурской области обязанности оборудовать указанную котельную прибором учёта тепловой энергии и обеспечить введение его в эксплуатацию.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Селемджинского района к администрации Огоджинского сельсовета Селемджинского района Амурской области об обязании администрацию Огоджинского сельсовета Селемджинского района Амурской области оборудовать муниципальную котельную, расположенную по адресу: <адрес> прибором учёта тепловой энергии и обеспечить введение его в эксплуатацию в течение месяца со дня вступления решения в законную силу - удовлетворить.
Обязать администрацию Огоджинского сельсовета Селемджинского района Амурской области оборудовать муниципальную котельную, расположенную по адресу: <адрес> прибором учёта тепловой энергии и обеспечить введение его в эксплуатацию.
Установить срок исполнения решения суда, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Селемджинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: Т.В. Кудлаева
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: Т.В. Кудлаева