Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-295/2021 (2-1827/2020;) ~ М-1808/2020 от 10.12.2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 апреля 2021 года г. Самара

Судья Самарского районного суда г. Самары Балова А.М.,

при секретаре Помендюковой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-295/2021 по иску Департамента управления имуществом г.о. Самара к Фроловой Ольге Анатольевне, Фролову Олегу Николаевичу, Фроловой Надежде Олеговне о выселении из жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения маневренного фонда и встречному иску Фроловой Ольги Анатольевны, Фролова Олега Николаевича, Фроловой Надежды Олеговны к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении отдельного благоустроенного жилого помещения вне очереди,

У С Т А Н О В И Л:

Департамент управления имуществом г.о. Самара обратился в Самарский районный суд г. Самары с указанным иском, требуя с учетом измененных исковых требований выселить Фролову О.А., Фролова О.Н., Фролову Н.О. из общежития, расположенного по адресу: <адрес> с предоставлением благоустроенного жилого помещения маневренного фонда по адресу: <адрес> до завершения расчетов с Фроловой О.А., Фроловым О.Н., Фроловой Н.О., жилое помещение которых стало непригодным для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, либо до предоставления им жилого помещения, но не более чем на два года; обязать Фролову О.А., Фролова О.Н., Фролову Н.О. заключить с Департаментом управления имуществом г.о. Самара договор найма жилого помещения маневренного фонда на предоставляемое жилое помещение; обратить решение суда к немедленному исполнению в части выселения.

В обоснование заявленных исковых требований Департаментом управления имуществом г.о. Самара указано, что на основании Постановления Главы г. Самары № 931 от 14.03.2003 года общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, было передано в муниципальную собственность и включено в реестр муниципального имущества ДД.ММ.ГГГГ за . На основании Распоряжения Главы Администрации г.о. Самара от 28.08.2006 года № 430-р данное общежитие передано в эксплуатацию и на содержание муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий г.о. Самара. По заключению межведомственной комиссии г.о. Самара по Самарскому району от 25.03.2014 года многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара от 11.11.2014 года «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», Департаменту управления имуществом г.о. Самара рекомендовано до ДД.ММ.ГГГГ предоставить другие жилые помещения гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма. Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в государственную программу Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ», утвержденную Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ . Фролова О.А. является нанимателем комнаты жилой площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>. В данном жилом помещении зарегистрированы: Фролова О.А., Фролов О.Н., Фролова Н.О. В настоящее время существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, в результате которой может произойти разрушение стены жилого дома по адресу: <адрес>. Фроловой О.А., Фролову О.Н., Фроловой Н.О. направлены копии заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и Распоряжения первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ , а также предложено для отселения жилое помещение маневренного фонда, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>. Однако Фролова О.А., Фролов О.Н., Фролова Н.О. свое согласие на переезд в указанное жилое помещение не выразили в связи с возражениями относительно пригодности помещения для проживания, и в настоящее время Департаментом управления имуществом г.о. Самара предложено другое благоустроенное жилое помещение маневренного фонда по адресу: <адрес>, жилой площадью <данные изъяты> кв.м. Ссылаясь на то, что все требования, предъявляемые законодательством, Департаментом управления имуществом г.о. Самара исполнены в полном объеме, заявлены указанные исковые требования.

Во встречном иске Фроловой О.А., Фроловым О.Н., Фроловой Н.О. заявлены исковые требования к Департаменту управления имуществом г.о. Самара, в соответствии с которыми с учетом изменений Фролова О.А., Фролов О.Н., Фролова Н.О. просят обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить им во внеочередном порядке изолированное благоустроенное жилое помещение, которое отвечает санитарным и техническим правилам и нормам жилищного законодательства, то есть отдельную благоустроенную квартиру.

Согласно доводам встречного иска, Фролова О.А., Фролов О.Н., Фролова Н.О. являются нанимателями жилой площади 16,3 кв.м. На данной жилой площади проживают втроем. На основании Распоряжения Главы г.о. Самара от 21.11.2006 года -р «О внесении изменения в пункт 1 распоряжения главы администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об исключении жилых помещений общежития по <адрес> из состава специализированного жилищного фонда и заключении договора социального найма», с ними заключен договор социального найма жилого помещения. Данный договор действует и применяется с ДД.ММ.ГГГГ независимо от фактической даты его подписания сторонами. Департаментом управления имуществом г.о. Самара не представлено доказательств соответствия предлагаемого жилого помещения всем санитарным, техническим правилам и нормам. Ссылаясь на положения ст.ст. 86, 89, 106 ЖК РФ, Фролова О.А., Фролов О.Н., Фролова Н.О. предъявили к Департаменту управления имуществом г.о. Самара указанные встречные исковые требования.

Представитель истца по первоначальному иску и ответчика по встречному иску Департамента управления имуществом г.о. Самара и третьего лица Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий г.о. Самара – Буренкова Е.В., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании измененные исковые требования первоначального иска полностью поддержала, сославшись на доводы первоначального иска, относительно доводов и требований встречного иска возражала, сославшись на отсутствие оснований для его удовлетворения, пояснив, что благоустроенное жилое помещение по договору социального найма Фроловой О.А., Фролову О.Н., Фроловой Н.О. в течение двух лет в любом случае будет предоставлено.

Ответчики по первоначальному иску и истцы по встречному иску – Фролова О.А., Фролова Н.О. и их представитель Косьмин С.О., действующий также на основании доверенности в интересах ответчика по первоначальному иску и истца по встречному иску Фролова О.Н., в судебном заседании измененные исковые требования первоначального иска не признали, просили в их удовлетворении отказать, сославшись на доводы, изложенные в письменных возражениях, измененные встречные исковые требования и доводы встречного иска поддержали в полном объеме, пояснив, что договор социального найма им не выдали, малоимущими не признаны, на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состоят.

Представители третьих лиц – Администрации Самарского внутригородского района г.о. Самара, Администрации г.о. Самара в судебное заседание не явились, однако надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщили, доказательств уважительности причин неявки суду не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.

Выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд приходит к следующему.

Согласно выписке из реестра от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-оборот), общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью г.о. Самара, включено в реестр муниципального имущества ДД.ММ.ГГГГ за на основании Постановления Главы г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании Распоряжения Главы Администрации г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ -р (л.д. 8-оборот), Акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9), договора от ДД.ММ.ГГГГ на эксплуатацию и содержание муниципального специализированного жилищного фонда, заключенного между Департаментом управления имуществом г.о. Самара и Муниципальным предприятием по эксплуатации, содержанию общежитий г. Самары (л.д. 11-оборот-12), дополнительных соглашений к данному договору от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-14), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-оборот), указанное общежитие передано на содержание, обслуживание и ремонт Муниципальному предприятию по эксплуатации, содержанию общежитий г. Самары.

В соответствии со ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом (ч. 1). Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия (ч. 2).

В силу ст. 7 Федерального закона РФ от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Ввиду утраты указанными домами статуса общежития в силу закона, а также с учетом требований действующего законодательства о применении к жилым помещениям, расположенным в таких домах, положений о договоре социального найма, граждане, занимавшие часть жилого помещения на условиях "койко-место", также приобретают право пользования им на условиях договора социального найма, поскольку статья 7 Вводного закона предусматривает применение норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, без каких-либо изъятий и ограничений.

Как следует из материалов дела, Постановлением Главы г. Самара от ДД.ММ.ГГГГ, общежитие по адресу: <адрес> было передано в муниципальную собственность и включено в реестр муниципального имущества ДД.ММ.ГГГГ под номером , данное общежитие приобрело статус многоквартирного дома.

В силу ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда (ч. 1).

Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч. 2).

Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом (ч. 3).

Согласно ст. 99 ЖК РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

В соответствии со ст. 95 ЖК РФ, жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:

1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;

2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;

3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;

3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

Согласно ст. 100 ЖК РФ, по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем (ч. 1).

Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения (ч. 2).

В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением (ч. 3).

Договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме (ч. 7).

В соответствии со ст. 106 ЖК РФ, жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека (ч. 1).

Договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период:

1) до завершения капитального ремонта или реконструкции дома (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 1 статьи 95 настоящего Кодекса);

2) до завершения расчетов с гражданами, утратившими жилые помещения в результате обращения взыскания на них, после продажи жилых помещений, на которые было обращено взыскание (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 2 статьи 95 настоящего Кодекса);

3) до завершения расчетов с гражданами, единственное жилое помещение которых стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, либо до предоставления им жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 3 статьи 95 настоящего Кодекса);

3.1) до завершения расчетов с гражданами, указанными в пункте 3.1 статьи 95 настоящего Кодекса, либо до предоставления им жилых помещений, но не более чем на два года;

4) установленный законодательством (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 4 статьи 95 настоящего Кодекса) (ч. 2).

Из материалов дела следует, что Фролова О.А., Фролов О.Н., Фролова Н.О. заселены и проживают в жилом помещении, жилой площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д. 22-23). Данное жилое помещение было предоставлено Фролову О.Н. в связи с работой (л.д. 21).

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МП ЭСО г. Самары, в указанном жилом помещении зарегистрированы: Фролова О.А. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Фролов О.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Фролова Н.О. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д. 22).

На основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-оборот-16) многоквартирный дом по адресу: <адрес> <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Данный многоквартирный дом включен в государственную программу Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ» ДД.ММ.ГГГГ года, утвержденную Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15), многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, и Департаменту управления имуществом г.о. Самара рекомендовано до ДД.ММ.ГГГГ предоставить другие жилые помещения гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма.В силу ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

В соответствии с Актом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17), ДД.ММ.ГГГГ в ходе визуального осмотра здания общежития, расположенного по адресу: <адрес>, выявлены повреждения: происходит обрушение несущей стены первого этажа здания в месте расположения душевых и умывальников.

Протоколом внепланового заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Самарского внутригородского района городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-оборот-19), ситуация, сложившаяся с состоянием конструкций несущей стены многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> литеры Б,Б1, признана угрозой возникновения чрезвычайной ситуации. Директора Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий г.о. Самара Буренкова И.В. обязали организовать мониторинг за состоянием конструкции несущей стены.

Ответчикам по первоначальному иску и истцам по встречному иску направлено предложение о переселении в жилое помещение маневренного фонда, расположенное по адресу: <адрес>, ком. (л.д. 25).

Согласно представленному ответчиками по первоначальному иску и истцами по встречному иску Экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ, выполненному экспертами ООО «Консалтинговая группа «Платинум» (л.д. 65-94), жилое помещение – комната , расположенная по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям градостроительным, строительным нормам и правилам, СанПиН и иным нормативным документам, действующим в Российской Федерации. В данном помещении создается угроза жизни и здоровью граждан. Приложены фотоматериалы, на основании которых усматривается непригодное для проживания состояние жилого помещения.

Учитывая возражения ответчиков по первоначальному иску и истцов по встречному иску относительно пригодности вышеуказанного жилого помещения для проживания, Департаментом управления имуществом г.о. Самара исковые требования были изменены в части предоставляемого жилого помещения: жилого помещения маневренного фонда, жилой площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>

В соответствии со ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В силу ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

Доводы представителя истца по первоначальному иску и ответчика по встречному иску Департамента управления имуществом г.о. Самара о том, что предоставляемое помещение маневренного фонда по адресу: <адрес> является пригодным для проживания, опровергаются представленным суду Экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ, выполненному экспертами ООО «Консалтинговая группа «Платинум» (л.д. 222-250), согласно которому доступ в комнату <адрес> эксперту Департаментом управления имуществом г.о. Самара предоставлен не был, на общей кухне антисанитария, вентиляция загрязнена, тяга слабая, по поверхностям зафиксировано наличие тараканов, в умывальной комнате грибок, система ОПС в коридоре и кухне в неисправном состоянии, не соблюдены градостроительные требования, строительные нормы и правила, СанПиН и иные нормативные документы, действующие в Российской Федерации, создается угроза жизни и здоровью граждан. Представленные суду фотоматериалы (л.д. 164-179) свидетельствуют о непригодном для проживания состоянии мест общего пользования.

Таким образом, судом установлено, что места общего пользования, являющиеся неотъемлемой частью жилого помещения – комнаты <адрес> <адрес>, не соответствуют требованиям действующего в Российской Федерации законодательства, применяемым для определения пригодности проживания, предлагаемые Департаментом управления имуществом г.о. Самара Фроловой О.А., Фролову О.Н., Фроловой Н.О. условия проживания создают угрозу их жизни и здоровью.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).

Согласно правовой позицией, изложенной в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 года № 46-КГ15-16, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Исходя из приведенных норм и разъяснений высшей судебной инстанции, существенное значение для разрешения настоящего спора имеет установление факта равнозначности предоставляемого жилого помещения по общей площади и условиям проживания. При этом законом не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления при предоставлении нанимателям жилых помещений по указанному основанию улучшать их жилищные условия, но в то же время условия проживания не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

С учетом установленных обстоятельств и приведенных правовых норм суд к выводу о том, что предлагаемое Фроловой О.А., Фролову О.Н., Фроловой Н.О. помещение не отвечает требованиям, предусмотренным ст. 89 ЖК РФ, поскольку не отвечает критерию благоустроенности, в связи с чем, суд полагает необходимым в удовлетворении иска Департамента управления имуществом г.о. Самара отказать.

Разрешая встречные исковые требования Фроловой О.А., Фролова О.Н., Фроловой Н.О. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении отдельной благоустроенной квартиры вне очереди, суд приходит к следующему.

В силу ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в том числе, в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания.

Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 ЖК РФ).

Федеральным законом РФ от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» установлены правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки.

Под переселением граждан из аварийного жилищного фонда в п. 3 ст. 2 данного Федерального закона РФ понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Под предоставлением финансовой поддержки за счет средств Фонда в п. 4 ст. 2 данного Федерального закона РФ понимается, среди прочего, предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации на безвозвратной и безвозмездной основе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на условиях, предусмотренных этим же федеральным законом.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона РФ, одним из условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.

В силу п.п. 1, 2 ч. 2 ст. 16 данного Федерального закона РФ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.

Постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2019 года № 179 утверждена государственная программа Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года» до 2025 года.

Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40).

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

В соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

На основании ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд РФ в своем Определении от 5 марта 2009 года № 376-О-П, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

    Таким образом, сам факт признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу, а также ненадлежащее техническое состояние жилого помещения не является безусловным основанием для внеочередного предоставления другого жилого помещения без признания истцов по встречному иску малоимущими и без подтверждения постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Отсутствие таких оснований истцы по встречному иску признали в судебном заседании.

    Кроме того, заявленные встречные исковые требования не соответствуют требованиям равнозначности предоставления жилого помещения, поскольку, требуя предоставления отдельной квартиры, истцы по встречному иску занимают лишь комнату в указанном общежитии.

    При этом суд учитывает, что Департаментом управления г.о. Самара по настоящее время предпринимаются меры по обеспечению Фроловой О.А., Фролова О.Н., Фроловой Н.О. жилым помещением в связи с расселением.

    При таких установленных судом обстоятельствах у суда не имеется правовых оснований для предоставления истцам по встречному иску во внеочередном порядке отдельной квартиры.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Департамента управления имуществом г.о. Самара к Фроловой Ольге Анатольевне, Фролову Олегу Николаевичу, Фроловой Надежде Олеговне о выселении из жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения маневренного фонда отказать.

В удовлетворении встречного иска Фроловой Ольги Анатольевны, Фролова Олега Николаевича, Фроловой Надежды Олеговны к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении отдельного благоустроенного жилого помещения вне очереди отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 5 мая 2021 года.

    Судья                                     А.М. Балова

2-295/2021 (2-1827/2020;) ~ М-1808/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура Самарского района г. Самары
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Ответчики
Фролов О.Н.
Фролова О.А.
Фролова Н.О.
Другие
Администрация внутригородского Самарского района г.о. Самара
МП по эксплуатации, содержанию общежитий г.о. Самара
Администрация г.о. Самара
Суд
Самарский районный суд г. Самары
Судья
Балова А.М.
Дело на странице суда
samarsky--sam.sudrf.ru
10.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.12.2020Передача материалов судье
14.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.01.2021Судебное заседание
14.01.2021Судебное заседание
04.02.2021Судебное заседание
04.02.2021Судебное заседание
24.02.2021Судебное заседание
24.02.2021Судебное заседание
11.03.2021Судебное заседание
05.04.2021Судебное заседание
05.04.2021Судебное заседание
19.04.2021Судебное заседание
28.04.2021Судебное заседание
29.04.2021Судебное заседание
05.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее