Решение по делу № 2-290/2017 от 29.03.2017

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Суд <адрес> имени <адрес> в составе председательствующего судьи Дубс Н.В.,

с участием представителя истца ФИО8 по доверенности,

представителя ответчика – ФИО7 по доверенности,

при секретаре судебного заседания ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе имени <адрес> о взыскании районного коэффициента 1,3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 85518,25 рублей, неустойки в размере 1% от суммы согласно ставки рефинансирования Центра Банка России за каждый день просрочки, штрафа, морального вреда в сумме 20000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО4 обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе имени <адрес> об обязании произвести перерасчет пенсии, взыскании недополученной пенсии, мотивировав тем, что с ДД.ММ.ГГГГ, он находится на пенсии. Пенсия была назначена из расчёта страховых взносов в сумме 111903,71 рублей и составила 6712,82 рубля. На протяжении 5-ти лет он не мог получить от пенсионного фонда, как они рассчитывали его пенсию. Ответчик скрывал от него эту информацию и только после обращения к Уполномоченному по правам человека, ему удалось её получить. А также собранные его супругой ФИО8 документы послужили поводом для обращения в суд, и послужили доказательством того, что на протяжении 5 лет и ежемесячно недополучает денежные средства, которые должны начисляться к его пенсии, равно как и происходить государственное увеличение его пенсии. Сделанный перерасчет пенсионного фонда не может являться правильным, после перерасчетов его пенсия не увеличивается, а продолжает оставаться начисленной с 111903,71 рублей. Страховые взносы, которые с него высчитывают принудительно с нарушением закона, «о взыскании задолженности» по страховых взносам, и те взносы, которые перечисляет за него работодатель, в полном объеме не учитываются на его лицевом счете. Просит обязать ответчика произвести перерасчет его пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по май 2016 включительно, обязать вернуть ему недополученные деньги его пенсии, привлечь к ответственности ответчика за сокрытие и не выдачу своевременно документов, содержащих необходимую интересующую его информацию.

ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО4 увеличил свои исковые требования, просил взыскать с УПФ РФ района имени <адрес> коэффициент 1,3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 85518,25 рублей; взыскать неустойку в размере 1% от суммы согласно ставки рефинансирования Центра Банка России за каждый день просрочки; взыскать с УПФ РФ за нарушение законодательства и не выплаты ему ежемесячно к его пенсии районного коэффициента, предусмотренного государством, штраф; взыскать моральный вред в сумме 20000 рублей.

Определением суда района имени Лазо от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено <адрес>, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по <адрес>.

Истец ФИО4 в судебное заседание не явился, о дне слушания уведомлен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с участием его представителя ФИО8 Представил письменное возражение от ДД.ММ.ГГГГ на отзыв Управление пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в районе имени <адрес> в котором указал, что Пенсионный фонд РФ является государственным учреждением и состоит из отчислений из федерального, регионального, краевого и т.д. бюджетов, а также за счет отчислений страховых взносов и пожертвований, так называемого (солидарного взноса). Согласно законодательства РФ, если бы неправильно произведен расчет пенсии, то ПФ РФ обязан вернуть денежные средства. ПФ РФ не забыл сделать ссылку на Конституцию РФ, но при этом не упомянул о то же самой Конституции РФ, которой запрещается ущемление прав граждан по социальной принадлежности. Кроме того, УПФ РФ не отрицает тот факт, что районный коэффициент выплачивается из средств местных бюджетов, которые пока что ещё существуют. Из предоставленного возражения УПФ РФ утверждает, что его права, закрепленные Конституцией РФ они не нарушают, а нарушаются они <адрес>, которое не перечисляет денежные средства на выплату районного коэффициента, т.е. на территории <адрес> в районе Лазо данной категории людей просто не существует. Они были только тогда, когда производили продукцию, отчисляли налоги для развития края, а сейчас они исчезли. Из чего следует, что <адрес> не считает нужным выплачивать районный коэффициент на базовую, твердую, установленную государством, выплату. А вот оплачивать по тарифам и ценам, установленным <адрес> с учетом труднодоступности и тяжелыми условиями проживания, они пенсионеры – обязаны. И вряд ли Правительство РФ дало одобрение на установление районного коэффициента в районе имени Лазо, согласно письма <адрес>, если бы это ущемляло права какой-либо категории граждан, поскольку это противоречило Конституции РФ ст. 19 п. 2.

Представитель истца ФИО8 в судебном заседании исковые требования ФИО4, поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, указанным в возражении. Дополнительно пояснила, что ФИО4 имеет право на увеличении пенсии и применении к ней коэффициента 1/3, поскольку указанный коэффициент применяется к заработной плате, следовательно должен применяться и к пенсии.

Ответчик – Управление пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в районе имени <адрес> представил письменный отзыв ДД.ММ.ГГГГ, в котором указал, что не согласны с исковыми требованиями истца ФИО4 Согласно ч. 9 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличенной на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях). Повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии на соответствующий районный коэффициент, кроме лиц, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, законом не установлено. Согласно Положения о пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного ФИО9 РФ от ДД.ММ.ГГГГ Управление Пенсионного фонда и его денежные средства находятся в государственной собственности РФ. Денежные средства Пенсионного фонда РФ не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №167-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлены организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ. Законодательство РФ об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции РФ, вышеназванного ФЗ, ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №424-ФЗ «О накопительной пенсии» и ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. Что касается требований истца о дополнительной выплате к пенсии согласно решению <адрес>исполкома от ДД.ММ.ГГГГ «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих», то оно принято во исполнение п. 13 Постановления Совмина ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера». Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ указанное Постановление утратило силу. Кроме того, решением <адрес>исполкома от ДД.ММ.ГГГГ предоставлено «право предприятиям и организациям вводить районные коэффициенты» к заработной плате, при этом затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, а также за счет средств местных бюджетов при наличии средств и решений органов Советской власти. На основании того, что решение <адрес>исполкома от ДД.ММ.ГГГГ «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих» не входит в состав законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, то по данному делу Управление является ненадлежащим ответчиком.

Представитель ответчика – Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе имени <адрес> ФИО7 в судебном заседании требования истца не признала, просила истцу отказать в удовлетворении исковых требований, на основании изложенных обстоятельств, содержащихся в отзыве.

Ответчик – <адрес>, надлежаще уведомленные о дате и времени судебного заседания, в судебное заседание своего представителя не направили, представили письменный отзыв от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указал, что является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Спорные правоотношения по применению Управлением пенсионного фонда районного коэффициента при расчете истцу страховой пенсии по старости, регулируются пенсионным законодательством. Поскольку, истец является получателем страховой пенсии по старости за счет средств Пенсионного фонда РФ, соответственно ему не может выплачиваться пенсия за счет средств бюджета субъектов РФ или местного бюджета. Более того, полномочия федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации установлены в ст. 3.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». В свою очередь, в силу ч. 2 ст. 26.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее – ФЗ ) полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов РФ. При этом, органы государственной власти субъекта РФ не вправе осуществлять расходы на решение вопросов, отнесенных компетенции федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ч. 1 ст. 26.12 Федерального закона №184-ФЗ). Ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона №184-ФЗ установлены полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъектов РФ (за исключением субвенции из федерального бюджета). К данным полномочий не отнесено решение вопросов об обязательном пенсионном обеспечении граждан, в том числе в отношении вопросов установления и выплаты страховых пенсий. Следует отметить, что положения ч. 6 ст. 2 Закона о страховых пенсиях предоставляют право органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, организациям регулировать отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов, средств организаций, путем принятия соответствующих нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и актов организаций. Однако, названное выше право по регулированию отношений, связанных с пенсионным обеспечением, является дополнительной мерой социальной поддержки к обязательному пенсионному обеспечению, установленному федеральным законодателем. Так, в частности органы государственной власти субъекта РФ на основании статей 31, 85 БК РФ вправе самостоятельно определить направления расходования средств своего бюджета и исполнения своих расходных обязательств за счет собственных доходов исходя из возможностей бюджета и принять нормативный правовой акт, регулирующий отношения по пенсионному обеспечению. Таким образом, из буквального толкования вышеприведенного законодательства следует, что полномочия между органами государственной власти различного уровня и органами местного самоуправления по принятию нормативных правовых актов и установления финансирования по вопросам обязательного пенсионного обеспечения граждан, в том числе по установлению и выплате страховой пенсии по старости, четко разграничены и относятся к компетенции федерального законодателя. <адрес> не наделено полномочиями по регулированию правоотношений по выплате гражданам федеральных пенсий, в частности страховой пенсии по старости. Истец считает, что Управлением пенсионного фонда ему неверно рассчитан размер страховой пенсии по старости без учета районного коэффициента 1,3 к заработной плате по району имени Лазо, установленного решением исполнительного комитета <адрес>вого ФИО9 народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ (далее - районный коэффициент, решение Хабаровского исполкома (соответственно), который является дополнительной мерой поддержки, выплачиваемой из краевого бюджета. Данный довод истца является ошибочным и основан не неправильном толковании норм материального права. <адрес> коэффициент не применяется при установлении размера страховой пенсии и не является мерой дополнительной поддержки, установленной в качестве таковой законодательством <адрес> и финансируемой за счет средств бюджета <адрес> коэффициента, установленного решением Хабаровского исполкома при расчете заработной платы регулируется трудовым законодательством, а не пенсионным. Истец неверно определяет область применения районного коэффициента. Установленный решением Хабаровского исполкома районный коэффициент к заработной плате применяется работодателями для расчета заработной платы работников, а не при расчете страховой пенсии. В свою очередь, Законом о страховых пенсиях установлено применение иного районного коэффициента. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона о страховых пенсиях при расчете размера страховой пенсии по старости устанавливается фиксированная выплата к пенсии. Указанная фиксированная выплата к пенсии может быть повышена отдельным категориям гражданам при наличии необходимым условий, установленных в ст. 17 названного закона. При этом, право на применение районного коэффициента, устанавливаемого Правительством РФ в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях) и на который увеличивается фиксированная выплата к страховой пенсии, предусмотрено только в отношении категории лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ч. 9 ст. 17 Закона о страховых пенсиях). Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О районных коэффициентах, применяемых при установлении страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями» определено, что до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при назначении указанным лицам страховых пенсий в соответствии со ст. 15-17 Закона о страховых пенсиях, применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти ФИО2 или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров пенсий для граждан, проживающих в указанных районах и местностям, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а также действовавший на указанную дату порядок их применения. Таким образом, при применении указанных районных коэффициентов применяются федеральные нормативные правовые акты, а не акты органов государственной власти субъектов РФ, каковым является решение Хабаровского исполкома . Так, при расчете повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии применяется районный коэффициент, установленный постановлением Государственного комитета ФИО2 по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ /П-28, а не районный коэффициент, установленный решением Хабаровского исполкома . В соответствии с <адрес>ов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного ФИО9 ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденного постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ , район имени <адрес> не отнесен к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В связи с чем, истец не имеет права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости путем применения районного коэффициента, поскольку он не относится к категории лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Кроме того, истцом заявлены требования о взыскании с Управления пенсионного фонда неустойки, штрафа в связи с невыплатой ему районного коэффициента к страховой пенсии по старости. Между тем, не имеется правовых оснований для взыскания неустойки, штрафа. Правоотношения истца и Управления пенсионного фонда по вопросу назначения и выплаты страховой пенсии по старости не имеют гражданско-правового характера и возникли не в силу договорных отношений. В данном случае, возникли правоотношения по предоставлению государством гражданину гарантированных Конституцией РФ мер по социальному обеспечению. Кроме того, правовых оснований для компенсации истцу морального вреда, не имеется. Истец связывает причинение ему морального вреда в связи с выплатой страховой пенсии по старости без учета применения районного коэффициента, т.е. с нарушением его имущественных интересов. Между тем, законом возможность компенсации морального вреда в таких случаях не предусмотрена. Просит отказать истцу в удовлетворении заявленных требований, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство финансов Российской Федерации надлежаще уведомленные о дате и времени судебного заседания, в судебное заседание своего представителя не направили, представили письменный отзыв, согласно которого истец не имеет права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости путем применения районного коэффициента, поскольку он не относится к категории лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Кроме того, истец полагает, что при расчете страховой пенсии по старости ему не начислена сумма районного коэффициента в сумме 85518,25 рублей, установленная решением <адрес>исполкома от ДД.ММ.ГГГГ «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих». Согласно п. 1 решения предприятиям и организациям предоставляется право вводить районные коэффициенты к заработной плате в пределах коэффициентов, установленных указанным решением . П. 2 решения установлено, что затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, а также за счет местных бюджетов при наличии средств и решений органов Советской власти. Таким образом, применение районного коэффициента, установленного решением , не входит в базу законодательства об обязательном пенсионном страховании, а применяется только при расчете заработной платы работников и регулируется трудовым законодательством. Просят в удовлетворении иска истцу отказать, рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца, представителя ответчика – <адрес>, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство финансов Российской Федерации.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе имени <адрес> ФИО7, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ установлена страховая пенсия по старости в соответствии с п.7 ч.1 ст.30 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон №400-ФЗ) за работу в особых условиях работы на лесозаготовках и лесосплаве.

В соответствии с ч. 2 ст. 7, ч. 2 ст. 39 Конституции РФ государственная пенсия является одним из видов гарантий социальной защиты и устанавливается законом.

Согласно п. «ж.» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Согласно ч. 2, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

До ДД.ММ.ГГГГ пенсионное обеспечение граждан, имеющих трудовой стаж, осуществлялось в соответствии с Федеральным Законом №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». С ДД.ММ.ГГГГ действует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях) законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов. Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии (ст. 1 указанного закона).

Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечение в Российской Федерации» финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая организацию их доставки, производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 3 ст. 9, ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» финансовое обеспечение страховых пенсий по старости осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, имеющих целевое назначение и направляемых на выплату данных пенсий. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. В ст. 3.1 указанного Федерального закона установлены полномочия федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации.

В свою очередь, в силу ч. 2 ст. 26.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №184-ФЗ) полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.

При этом, органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе осуществлять расходы на решение вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ч. 1 ст. 26.14 Федерального закона №184-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона №184-ФЗ.

Согласно ч. 6 ст. 85 БК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Частью 2 статьи 26.3 Федерального закона №184-ФЗ установлены полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). К данным полномочиям не отнесено решение вопросов об обязательном пенсионном обеспечении граждан, в том числе в отношении вопросов установления и выплаты страховых пенсий.

Положения ч. 6 ст. 2 Закона о страховых пенсиях предоставляют право органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, организациям регулировать отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Однако, названное выше право по регулированию отношений, связанных с пенсионным обеспечением, является дополнительной мерой социальной поддержки к обязательному пенсионному обеспечению, установленному федеральным законодателем.

Так, в частности органы государственной власти субъекта РФ на основании ст.ст. 31, 85 БК вправе самостоятельно определить направления расходования средств своего бюджета и исполнения своих расходных обязательств за счет собственных доходов исходя из возможностей бюджета и принять нормативный правовой акт, регулирующий отношения по пенсионному обеспечению.

Согласно решения <адрес>вого ФИО9 народных депутатов исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ N 154 «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих» принятого в соответствии с пунктом 13 Постановления ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N 76 “О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов крайнего Севера“ предприятиям и организациям предоставлено право вводить районные коэффициенты при изыскании необходимых средств в пределах районных коэффициентов согласно приложению. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, а также за счет местных бюджетов при наличии средств и решений органов Советской власти.

Согласно ст. 316 Трудового кодекса РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Таким образом, применение районного коэффициента, установленного решением Хабаровского исполкома при расчете заработной платы регулируется трудовым законодательством, а не пенсионным.

Районный коэффициент к заработной плате, установленный решением Хабаровского исполкома применяется работодателями для расчета заработной платы работников, а не при расчете страховой пенсии.

Согласно ч. 1 ст. 16 Закона о страховых пенсиях при расчете размера страховой пенсии по старости устанавливается фиксированная выплата к пенсии. Указанная фиксированная выплата к пенсии может быть повышена отдельным категориям граждан при наличии необходимых условий, установленных в ст. 17 названного закона.

Статьей 17 Федерального закона N400-ФЗ установлено право ряда лиц на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии.

В частности, в соответствии с частью 9 названной статьи лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - РКС), повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона и частью 8 настоящей статьи, устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличенной на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).

В силу части 11 статьи 17 Федерального закона N 400-ФЗ порядок установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями 9, 10, 14 и 15 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» при определении размера районного коэффициента для установления повышения фиксированной выплаты и дополнительного увеличения повышения фиксированной выплаты применяется постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями".

Согласно данного Постановления Правительства РФ установлено, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, расчета повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, пенсий по государственному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при назначении указанным лицам страховых пенсий в соответствии со статьями 15 - 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", а также при назначении указанным лицам и лицам, проживающим в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, пенсий по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 14 - 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти ФИО2 или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а также действовавший на указанную дату порядок их применения.

В связи с чем, при расчете повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии применяется районный коэффициент, установленный постановлением Государственного комитета ФИО2 по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ /П-28, а не районный коэффициент, установленный решением Хабаровского исполкома .

В соответствии с <адрес>ов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного ФИО9 ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденного постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 1029 (с последующими изменениями и дополнениями) район имени <адрес> не отнесен к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

На основании указанных норм права, а также установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что оснований для повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости путем применения районного коэффициента не имеется.

В связи с чем, в удовлетворении требования истца о взыскании районного коэффициента 1,3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 85518,25 рублей, надлежит отказать.

Поскольку требования истца о взыскании неустойки в размере 1% от суммы согласно ставки рефинансирования Центра Банка России за каждый день просрочки, штрафа, морального вреда в сумме 20000 рублей являются производными от основного требования, суд считает, что в удовлетворении указанных требований так же следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО4 к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе имени <адрес> о взыскании районного коэффициента 1,3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 85518,25 рублей, неустойки в размере 1% от суммы согласно ставки рефинансирования Центра Банка России за каждый день просрочки, штрафа, морального вреда в сумме 20000 рублей – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд, через суд его вынесший, в течение месяца, со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Н.В. Дубс

2-290/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сухов Виктор Николаевич
Ответчики
Управление Пенсионного фонда в районе имени Лазо
Другие
Сухова Татьяна Александровна
Суд
Суд района имени Лазо Хабаровского края
Судья
Дубс Наталья Валерьевна
Дело на странице суда
lazo--hbr.sudrf.ru
29.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
30.03.2017Передача материалов судье
03.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2017Подготовка дела (собеседование)
17.04.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.05.2017Судебное заседание
19.05.2017Судебное заседание
19.05.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.06.2017Подготовка дела (собеседование)
02.06.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.06.2017Судебное заседание
03.07.2017Судебное заседание
07.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.04.2018Дело оформлено
20.04.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее