Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-182/2020 (2-1513/2019;) ~ М-1440/2019 от 12.12.2019

24RS0031-01-2019-001793-91

Дело № 2-168/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Курагино Красноярского края 20 мая 2020 года

Курагинский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Рукосуевой Е.В.,

при секретаре Ковалевой И.В.,

с участием прокурора Курагинского района Великих Л.Г.,

             рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Курагинского района в интересах неопределенного круга лиц к АО «Березовское» об обязании провести противопожарные мероприятия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Курагинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к АО «Березовское» об обязании провести противопожарные мероприятия, требования мотивированы тем, что прокуратурой Курагинского района проведена проверка об исполнении требований законодательства о пожарной безопасности в лесах, в ходе которой установлено, что 23.04.2019 года на территории государственного лесного фонда в квартале , выделе <адрес> км от населенного пункта <адрес> обнаружен лесной пожар. Согласно акту о лесном пожаре от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ДД.ММ.ГГГГ начальником Курагинской ПХС ФИО4 при патрулировании был обнаружен лесной пожар. По прибытию работников Курагинской ПХС на место, был обнаружен низовой беглый средней интенсивности лесной пожар на площади 1 га. Площадь лесного пожара на момент его ликвидации составила 1 га. Причиной лесного пожара, согласно Акту, послужил переход пожара с земель иных категорий. Согласно информации, полученной из публичной кадастровой карты на сайте http://pkk5.rosreestr.ru/, установлено, что земельный участок,
примыкающий к кварталу , выделу <адрес>» не имеет кадастрового номера. Согласно информации представленной Администрацией Курагинского района установлено, что указанный земельный участок сельскохозяйственного назначения, на котором возник лесной пожар, находится в общей долевой собственности дольщиков ЗАО «Березовское» (сейчас АО «Березовское»). 26.04.2019 государственным инспектором по охране леса отдела по лесному и пожарному надзору КГКУ «Лесная охрана» ФИО5 осуществлен осмотр места лесного пожара и площади, пройденной огнем, произошедшего в квартале , выделе <адрес>» В ходже осмотра установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения, примыкающего к участку лесного фонда пройденного пожаром, западной стороны не обнаружены следы пожара. Распростпранение огня в лесном фонде пошло с земельного участка расположенного с юго-восточной стороны участка лесного фонда, пройденного пожаром с координатами <...>. На земельном участке примыкающего к участку лесного фонда, с юго-восточной стороны отсутствовала минерализованная полоса или иной противопожарный барьер. Следы пребывания человека не обнаружены. Возможная причина возникновения возгорания вследствие неосторожного обращения с огнем неустановленных лиц. Установлено, что к лесному участку, пройденному пожаром, примыкает земля, предположительно использовавшаяся для дач. На данном лесном участке имеются следы горения сухой травы. По кромке (границе) земельного участка с лесным фондом имеются остатки обугленной травы. Минерализованная полоса между полем и лесным фондом отсутствует в результате чего огонь беспрепятственно перешел с земельного участка на земли лесного фонда. Фототаблицей зафиксировано отсутствие минерализованной полосы между полем сельхозугодий и участком лесного фонда. Таким образом, отсутствие противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 0,5 метра или иного противопожарного барьера послужило беспрепятственному распространению огня на территорию государственного лесного фонда, расположенного в квартале , выделе <адрес>». Причиной указанных нарушений явилось отсутствие должного контроля со стороны директора АО «Березовское» за действиями сотрудников при эксплуатации земель сельскохозяйственного назначения, выразившееся в несоблюдении Правил пожарной безопасности в лесах, так как указанный земельный участок непосредственно прилегает к землям лесного фонда. На основании вышеизложенного просят обязать АО «Березовское» на земельном участке с координатами <...> на границе государственного лесного фонда в квартале , выделе <...>) провести противопожарные мероприятия, а именно, обустроить противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 0,5 метра или иной противопожарный барьер.

Позже прокурором уточнены исковые требования в части исправления описки в исковом заявлении, а именно выдел , следует считать выдел , в связи с чем просят обязать АО «Березовское» на земельном участке с координатами <...> на границе государственного лесного фонда в квартале , выделе <адрес>) провести противопожарные мероприятия, а именно, обустроить противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 0,5 метра или иной противопожарный барьер.

12.03.2020 года в Курагинский районный суд поступило уточнение прокуратуры Курагинского района к исковому заявлению, согласно которого пунктом 9(1) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах» (далее — Правила пожарной безопасности в лесах), в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером. АО «Березовское» необходимо произвести противопожарную опашку своих земель, примыкающих к землям лесного фонда протяженностью 2 км. на земельном участке с координатами <...> на границе государственного лесного фонда в квартале , выделах № , <адрес>». На основании вышеизложенного просят обязать АО «Березовское» провести противопожарные мероприятия, а именно, обустроить противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 0,5 метра или иной противопожарный барьер, примыкающий к землям лесного фонда протяженностью 2 км на земельном участке с координатами <...> на границе государственного лесного фонда в квартале , выделах <адрес>) <...>».

Прокурор Великих Л.Г. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, по основаниям указанным в исковом заявлении, просила удовлетворить.

Представитель ответчика АО «Березовское» в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания своевременно, заявлений о рассмотрении дела в их отсутствие, либо отложении судебного заседания не направляли.

Представитель третьего лица Администрации Курагинского района в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, направили заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица Министерства лесного хозяйства Красноярского края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащими образом, заявлений о рассмотрении дела в их отсутствие, либо отложении судебного заседания не направляли.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела и выслушав мнения сторон, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворить исковые требования по следующим основаниям.

Согласно статье 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

Согласно ч. 2 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ меры противопожарного обустройства лесов включают в себя строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; проведение работ по гидромелиорации; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; иные определенные Правительством Российской Федерации меры.

В силу ч. 3 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

В соответствии с п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

По смыслу п. 1 ст. 1065 ГК РФ указанные нормы выполняют предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, являясь одним из способов защиты гражданских прав.

Судом установлено и из материалов дела следует, что в соответствии с ответом Администрации Курагинского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ сведения о земельных участках, примыкающих к территории участка государственного лесного фонда: по сведениям картографического материала государственного фонда данных землеустройства земельные участки, примыкающие к территории участка государственного лесного фонда, находящегося в общей долевой собственности дольщиков ЗАО «Березовское». Границы земельных участков, примыкающих к территории участка государственного лесного фонда, не поставлены на кадастровый учет. Данные о правообладателях в администрации района отсутствуют, информация о распоряжении, кадастровый паспорт отсутствуют, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, наименование сельскохозяйственного угодья – коллективные огороды рабочих и служащих.

Соответственно вышеуказанный земельный участок сельскохозяйственного назначения, на котором возник лесной пожар, находится в общей долевой собственности дольщиков ЗАО «Березовское (сейчас- АО «Березовское).

В соответствии со ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «о пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут владельцы имущества.

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законном основании.

Учитывая, что АО «Березовское»м осуществляет полномочия владения, пользования и распоряжения земельным участком в силу закона оно обязано осуществлять надлежащую заботу об указанном имуществе, устранять различные угрозы и опасности, а следовательно в силу ст.1064 ГК РФ нести деликатную ответственность за лесной пожар, произошедший по причине ненадлежащего исполнения им обязанностей пользователя имущества.

Прокуратурой Курагинского района проведена проверка об исполнении требований законодательства о пожарной безопасности в лесах, в ходе которой установлено, что 23.04.2019 года на территории государственного лесного фонда в квартале , выделе <адрес> в 2,5 км от населенного пункта Березовское обнаружен лесной пожар.

Из акта по результатам проверки о лесном пожаре от ДД.ММ.ГГГГ на лесных участках находящихся в общей долевой собственности дольщиков АО «Березовское» от 22 июня 2017 года, следует, что на территории КГБУ «Курагинское лесничество» участковое Курагинское сельское лесничество совхоз «Уральский» квартал выдел обнаружен низовой беглый средней интенсивности лесной пожар на площади 1 га. Причиной лесного пожара послужил переход пожара с земель иных категорий.

В соответствии с актом натурного осмотра лесного участка от 26.04.2019 г, проведенного государственным инспектором по охране леса отдела по лесному и пожарному надзору КГКУ «Лесная охрана» ФИО5 осуществлен осмотр места лесного пожара и площади, пройденной огнем, произошедшего в квартале , выделе <адрес>» В ходе осмотра установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения, примыкающего к участку лесного фонда пройденного пожаром, западной стороны не обнаружены следы пожара. Распростпранение огня в лесном фонде пошло с земельного участка расположенного с юго-восточной стороны участка лесного фонда, пройденного пожаром с координатами <...>. На земельном участке примыкающего к участку лесного фонда, с юго-восточной стороны отсутствовала минерализованная полоса или иной противопожарный барьер. Следы пребывания человека не обнаружены. Возможная причина возникновения возгорания вследствие неосторожного обращения с огнем неустановленных лиц. Установлено, что к лесному участку, пройденному пожаром, примыкает земля, предположительно использовавшаяся для дач. На данном лесном участке имеются следы горения сухой травы. По кромке (границе) земельного участка с лесным фондом имеются остатки обугленной травы. Минерализованная полоса между полем и лесным фондом отсутствует в результате чего огонь беспрепятственно перешел с земельного участка на земли лесного фонда. Фототаблицей зафиксировано отсутствие минерализованной полосы между полем сельхозугодий и участком лесного фонда. Таким образом, отсутствие противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 0,5 метра или иного противопожарного барьера послужило беспрепятственному распространению огня на территорию государственного лесного фонда, расположенного в квартале , выделе <адрес>».

Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами и гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями. В преамбуле названного Закона подчеркивается, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает названный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (статья 2 Закона о пожарной безопасности).

Правительство Российской Федерации утверждает нормативный правовой акт, устанавливающий противопожарный режим (статья 16 Закона о пожарной безопасности).

В силу части 3 статьи 53 Лесного кодекса РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Реализуя предоставленные законом полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 25 апреля 2012 года N 390 утвердило Правила противопожарного режима, а постановлением от 30 июня 2007 года N 417 - Правила пожарной безопасности в лесах.

Согласно пункту 9 (1) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Пунктом 35 Правил пожарной безопасности в лесах также установлено, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.

Исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу о нарушении ответчиком АО «Березовское» пункта 9 (1) Правил пожарной безопасности в лесах: не обеспечена очистка от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, а также не произведено отделение леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером. В нарушение пункта 35 указанных Правил на лесных участках присутствуют не убранные порубочные остатки.

Согласно приказу Министерства лесного хозяйства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ -од, противопожарный сезон 2019 года на территории Красноярского края открыт с 08.04.2019 года, следовательно, противопожарные мероприятия должны были быть запланированы до указанной даты и осуществляться на протяжении всего указанного опасного периода.

Постановлением заместителя руководителя краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении АО «Березовское» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Постановление заместителя руководителя краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» ФИО6 по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении АО «Березовское», о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Из акта по результатам проверки натурного осмотра лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что огонь распространился на лесной массив вследствие отсутствия минерализованной полосы по периметру земельного участка, соответственно ответчиком не исполнены требований пунктов 9 (1), 35 Правил пожарной безопасности в лесах.

Из указанного определенно следует, что АО «Березовское» не предпринималось действенных и достаточных мер для выполнения требований закона по обеспечению пожарной безопасности в лесах.

Основываясь на вышеизложенном, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на АО «Березовское» обязанности провести противопожарные мероприятия, а именно, обустроить противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 0,5 метра или иной противопожарный барьер, примыкающий к землям лесного фонда протяженностью 2 км на земельном участке с координатами <...> на границе государственного лесного фонда в квартале , выделах <адрес>». Кроме того, суд считает необходимым установить срок для исполнения данного решения в течение 6 месяцев с момента вступления его в законную силу.

С учетом положений ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, от уплаты которой прокурор освобожден.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Курагинского района в интересах неопределенного круга лиц к АО «Березовское» об обязании провести противопожарные мероприятия, удовлетворить.

Возложить обязанность на АО «Березовское» провести противопожарные мероприятия, а именно, обустроить противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 0,5 метра или иной противопожарный барьер, примыкающий к землям лесного фонда протяженностью 2 км на земельном участке с координатами <...> на границе государственного лесного фонда в квартале , выделах <адрес>».

Установить срок исполнения решения суда в течение 6 месяцев с момента вступления его в законную силу.

Взыскать с АО «Березовское» госпошлину в доход местного бюджета в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца через Курагинский районный суд.

,

Председательствующий: Е.В. Рукосуева

2-182/2020 (2-1513/2019;) ~ М-1440/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Курагинского района
Ответчики
АО "Березовское"
Суд
Курагинский районный суд Красноярского края
Судья
Рукосуева Елена Владимировна
Дело на странице суда
kuragino--krk.sudrf.ru
12.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.12.2019Передача материалов судье
12.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.01.2020Судебное заседание
11.02.2020Судебное заседание
12.03.2020Судебное заседание
30.03.2020Судебное заседание
07.05.2020Судебное заседание
07.05.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
20.05.2020Судебное заседание
22.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2020Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее