№ 2-2429/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ30 ноября 2015 года Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего А.С. Лонь
при секретаре А.И. Климановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению Афанасьевой В.А. к Государственному учреждению Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение,
с участием: истца – Афанасьевой В.А.,
представителя ответчика ГУ ТРО ФСС РФ – Важенина А.С., действующего на основании доверенности от 12.02.2015,
представителя ответчика Минфина России – Цыганковой А.А., действующей на основании доверенности от 10.02.2014, сроком действия по 27.12.2015,
представителя третьего лица Пенсионного фонда Российской Федерации – Журовой Е.В., действующей на основании доверенности от 24.08.2015,
УСТАНОВИЛ:
Афанасьева В.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Томскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ГУ - ТРО ФСС РФ) о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение. В обоснование иска указала, что является инвалидом /________/ по /________/. 19.03.2015 она обратилась в ГУ - ТРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. До настоящего времени путевка ей не получена. 17.08.2015 она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении сведений о результатах рассмотрения ее обращения от 19.03.2015. ГУ – ТРО ФСС РФ 26.08.2015 был дан ответ о том, что ее заявление зарегистрировано, выдано уведомление и открыта активная заявка в Федеральной программе по обеспечению санаторно-курортным лечением льготных категорий граждан. Её уведомили, что путевка будет подобрана после исполнения обязательств по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение гражданам, обратившимся ранее. Считает, что ее право на получение путевки на санаторно-курортное лечение не может ставиться в зависимость от соблюдения порядка очередности поданных заявлений от граждан-получателей набора социальных услуг. Просит обязать ГУ – ТРО ФСС РФ предоставить ей путевку на санаторно-курортное лечение на основании заявления № 5149 от 19.03.2015, взыскать с ответчика расходы по составлению искового заявления в размере /________/ рублей.
Определением Кировского районного суда г. Томска от 20.10.2015 в качестве соответчика по делу привлечена Российская Федерация в лице Министерства Финансов Российской Федерации, в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне привлечены ГУ – Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Истец Афанасьева В.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила обязать ГУ - ТРО ФСС РФ предоставить ей путевку на санаторно-курортное лечение за 2015 год.
Представитель ответчика ГУ - ТРО ФСС РФ Важенин А.С. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что ГУ - ТРО ФСС РФ не отказывает в предоставлении путевки Афанасьевой В.А., на сегодняшний день данная путевка не может быть предоставлена в силу объективных причин – недостатка финансирования. Истец стоит в очереди на получение путевки, по мере продвижения которой Афанасьевой В.А. будет предоставлена путевка на санаторно-курортное лечение. Также пояснил, что обращение Афанасьевой В.А. в суд с настоящим иском преждевременно, поскольку календарный 2015 год еще не закончился.
Представитель ответчика Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ Цыганкова А.А. в судебном заседании иск не признала и пояснила, что в данном случае Российская Федерация является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку обязанность по организации и предоставлению путевок возложена на территориальные органы социального страхования. По существу спора пояснила, что все граждане РФ обладают равными правами, в связи с чем не должны нарушаться права лиц, которые обратились с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-куротное лечение ранее Афанасьевой В.А. Предоставление путевки на санаторно-курортное лечение вне очереди законодательно не предусмотрено, в связи с чем истец такого права не имеет. Помимо изложенного, бюджет на 2015 год формируется в 2014 году, в связи с чем на момент формирования бюджета заявки Афанасьевой В.А. на получение путевки не было.
Представитель третьего лица Пенсионного фонда РФ Журова Е.В. в судебном заседании полагала иск Афанасьевой В.А. не подлежащим удовлетворению по основаниям, указанным представителями ответчиков.
Третье лицо Фонд социального страхования РФ, будучи извещено о времени и месте судебного разбирательства, о чем свидетельствует уведомление о вручении судебной повестки 10.11.2011, своего представителя в суд не направило, представило отзыв, содержащий просьбу о рассмотрении дела в отсутствие представителя ФСС РФ. Отзыв содержит аналогичную позицию, озвученную представителем ответчика ГУ - ТРО ФСС РФ.
Третье лицо Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, будучи извещено о времени и месте судебного разбирательства, о чем свидетельствует уведомление о вручении судебной повестки 14.11.2011, своего представителя в суд не направило, сведений о причинах не явки, а также возражений по существу заявленных требований суду не представило.
Заслушав лиц, участвующих в деле, оценив доказательства по делу в их совокупности, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Судом установлено на основании справки серии МСЭ-2011 /________/ от 08.09.2011, что Афанасьева В.А. является инвалидом /________/ и у нее имеются медицинские показания для получения путевки на санаторно-курортное лечение.
19.03.2015 Афанасьева В.А. обратилась в ГУ - ТРО ФСС РФ с письменным заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, которое зарегистрировано под № 5149 от 19.03.2015.
17.08.2015 Афанасьева В.А. обратилась в ГУ - ТРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении сведений о результатах рассмотрения ее обращения от 19.03.2015.
Согласно ответа ГУ - ТРО ФСС РФ /________/ от 26.08.2015 заявление Афанасьевой В.А. зарегистрировано, выдано уведомление и открыта активная заявка в Федеральной программе по обеспечению санаторно-курортным лечением льготных категорий граждан. В ответе также указано, что региональное отделение Фонда не отказывает ей в предоставлении путевки и сообщает, что после исполнения обязательств по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение гражданам, обратившимся ранее, ей будет подобрана путевка по профилю заболевания, указанному в рекомендательной справке формы /________/, о чем она будет дополнительно извещена.
Не согласившись с указанным ответом, Афанасьева В.А. обратилась в суд.
Конституция Российской Федерации в статье 18 закрепляет, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст. 7 Конституции РФ обеспечение государственной поддержки прав инвалидов, подпадающих под категорию социально незащищенных слоев общества, является одним из принципов социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Как указано в ст. 2 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 №181-ФЗ социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
В силу ст. 10 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Санаторно-курортное лечение включается в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан также установлены Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
На основании п. 8 ст. 6.1 ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в частности, инвалиды.
Статьей 6.2 указанного закона установлено, что в состав предоставляемого набора социальных услуг включается предоставление, при наличии медицинских показаний, путевки на санаторно-курортное лечение.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, что закреплено ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ.
В силу п. 3 ст. 6.3 ФЗ «О государственной социальной помощи» № 178-ФЗ от 17.07.1999 порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).
Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.11.2004 N 256.
Справка для получения путевки действительна, как указано в ее тексте, в течение 6 месяцев.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 N834н утверждена новая форма справки - форма N 070/у "Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение", действующая с 09.03.2015.
Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).
Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (п. 3.9 Порядка).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.03.2012 N 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).
Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме N 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).
Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредоставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (п. 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 864).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ). Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.09.2004 N 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1294).
Согласно ч. 1 ст. 6.5 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 705 руб. в месяц, в том числе на оплату социальной услуги в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение - 84 руб. и на оплату стоимости проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 78 руб. Сумма средств, направляемая на оплату предоставляемого гражданину набора социальных услуг (социальной услуги), подлежит индексации в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для индексации ежемесячных денежных выплат.
Стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях в 2013 году, в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.12.2012 N 637н, установлена для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность I группы, и детей-инвалидов в размере, не превышающем 928,7 руб.; для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с заболеваниями и травмами спинного мозга в размере, не превышающем 1452,9 руб.; в 2014 году – для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность I группы, и детей-инвалидов, в размере, не превышающем 976,3 руб., для инвалидов с заболеваниями спинного мозга, в том числе детей-инвалидов, - 1527,2 руб. (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.12.2013 N 750н).
Оплата стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели (п. 3 названных Приказов).
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.04.2014 N 686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Что касается финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и его объемов, то оно осуществляется в рамках действующего правового регулирования.
Как было установлено судом, Афанасьева В.А. была принята на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением в порядке очередности. Следовательно, путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена Афанасьевой В.А. исходя из последовательности, определяемой датой регистрации ее заявления.
При вынесении решения судом также учтено мнение представителя ГУ Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о том, что Афанасьева В.А. обратилась в суд с настоящим иском преждевременно, поскольку календарный 2015 год еще не закончился.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Афанасьевой В.А. требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Афанасьевой В.А. к Государственному учреждению Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья (подпись) А.С. Лонь
Верно.
Судья А.С. Лонь
Секретарь А.И. Климанова