Дело № 2-4127/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 октября 2014 года
Дзержинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Казакова М.В.,
при секретаре Пинаевой А.А.,
с участием истца Томилина А.Е., представителей ответчика Дерюшевой О.А. (по доверенности), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Томилина А.Е. к департаменту земельных отношений о признании права на получение в аренду земельного участка,
установил:
Томилин А.Е. обратился в суд с иском к департаменту земельных отношений с иском о признании права на получение в аренду земельного участка площадью 4158,86 кв.м., расположенного восточнее дома Адрес (иной адресный ориентир – участок № по проекту межевания квартала №, утвержденного постановлением администрации г. Перми № от Дата года), возложении обязанности предоставить участок в аренду на 4 года 11 месяцев.
В обоснование заявленных требований указал, что Дата он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении указанного земельного участка, решением ответчика от Дата ему отказано в предоставлении земельного участка. Решением Ленинского районного суда г. Перми, вступившим в законную силу Дата года, решение ответчика признано незаконным, на ответчика возложена обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка истцу повторно.
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении заявленных требований по изложенным основаниям.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против заявленных требований по доводам письменного отзыва на исковое заявление.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регламентирован ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с правилами данной статьи, органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Решение о предоставлении земельного участка принимается органом местного самоуправления на основании заявления заинтересованного лица о предоставлении земельного участка и после предоставления кадастрового паспорта земельного участка.
Аналогичные правила закреплены в Решении Пермской городской Думы от 23.10.2007 № 260 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми".
В судебном заседании установлено, что Дата истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 4158,86 кв.м. по адресу: Адрес, восточнее Адрес (иной адресный ориентир участок № по проекту межевания квартала №, утвержденного постановлением администрации г. Перми № от Дата года).
Решением департамента земельных отношений от Дата в удовлетворении заявления истца о предоставлении указанного земельного участка отказано.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от Дата указанный отказ Департамента признан незаконным с возложением на Департамент обязанности рассмотреть повторно вопрос о предоставлении истцу указанного земельного участка. Решение вступило в законную силу, однако до настоящего времени не исполнено, вопрос о предоставлении земельного участка истцу повторно не рассмотрен, решение Департамента по этому вопросу отсутствует.
Исковые требования обоснованы отсутствием оснований для отказа в предоставлении земельного участка, поскольку соответствующие основания, изложенные в решении Департамента от Дата года, признаны необоснованными, иных оснований не имеется. Вместе с тем, доводы истца основаны на ошибочном толковании закона.
Так, решением Ленинского районного суда г. Перми от Дата признано незаконным решение департамента земельных отношений от Дата об отказе в предоставлении истцу испрашиваемого им земельного участка по конкретным основаниям, указанным в решении Департамента, что не свидетельствует о возможном существовании иных оснований для отказа в предоставлении земельного участка по заявлению истца. При этом решение Ленинского районного суда г. Перми от Дата не подменяет собой решение уполномоченного органа местного самоуправления в сфере земельных отношений, к исключительной компетенции которого только и относится принятие решений о возможности или невозможности предоставления земельного участка, что прямо следует из положений ст. 34 ЗК РФ и решения Пермской городской Думы от 23.10.2007 № 260. К компетенции суда в силу положений действующего гражданского процессуального законодательства относится проверка законности принимаемых решений и действий (бездействия), включая в предусмотренных законом случаях возложение обязанности устранить нарушение прав, при этом способ защиты прав должен соответствовать их нарушению и способствовать восстановлению нарушенных прав. Вместе с тем, при отправлении правосудия суд не вправе вторгаться в решение вопросов, относящихся к компетенции иных органов, в данном случае департамента земельных отношений. Решением Ленинского районного суда г. Перми от Дата на ответчика не была возложена обязанность предоставить испрашиваемый земельный участок, оснований для возложения такой обязанности в настоящее время лишь потому, что решение ответчика от Дата признано незаконным, также не имеется. Иное повлекло бы переоценку выводов, изложенных в решении Ленинского районного суда г. Перми от Дата года, что недопустимо. Иных оснований для предоставления земельного участка истец суду не привел, доказательств в их подтверждение не представил. При признании решения Департамента об отказе в предоставлении земельного участка незаконным и возложении обязанности рассмотреть вопрос повторно способом защиты прав является возможность оспаривания вновь принятого решения Департамента о возможности или невозможности предоставления земельного участка, а при отсутствии действий, направленных на исполнение решения суда, может быть поставлен вопрос о признании незаконным бездействия, однако такие требования истцом не заявлены. Возложение на ответчика обязанности предоставить земельный участок в отсутствие соответствующего решения департамента земельных отношений как уполномоченного органа в сфере земельных отношений и при отсутствии любых иных оснований для возложения такой обязанности недопустимо. Признание за истцом права на испрашиваемый земельный участок будет вмешательством в компетенцию ответчика, что в данном случае также недопустимо. Истец не лишен возможности защитить свои права в установленном порядке. Кроме того, участок как объект права в настоящее время не существует, поскольку его местоположение и границы не установлены в соответствии с требованиями закона. Ссылка истца на иной адресный ориентир: участок № по проекту межевания квартала № утвержденного постановлением администрации г. Перми № от Дата года, является, по мнению суда, несостоятельной, поскольку постановлением администрации г. Перми № от Дата утвержден проект межевания, который не закрепляет на соответствующей территории земельные участки как объекты гражданских прав, а лишь намечает их возможные границы, ориентировочные площади, при этом данные характеристики могут быть изменены. Земельный участок как объект может быть идентифицирован по результатам проведения кадастровых работ, чего в данном случае нет.
Согласно п. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Иных доказательств в подтверждение заявленных требований истцом в суд не представлено.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Требования Томилина А.Е. к департаменту земельных отношений о признании права на получение в аренду земельного участка площадью 4158,86 кв.м., расположенного восточнее Адрес (иной адресный ориентир – участок № по проекту межевания квартала №, утвержденного постановлением администрации г. Перми № от Дата года), возложении обязанности предоставить участок в аренду на 4 года 11 месяцев – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия в окончательной форме (31 октября 2014 года).
Судья: М.В. Казаков