к делу №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 января 2020 года п. Тульский
Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего Скрябина А.В.
при секретаре ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Администрации муниципального образования «Майкопский район» к ФИО3 о прекращении противоправных действий в отношении неопределенного круга лиц,
установил:
Администрация МО «Майкопский район» обратилась в суд с иском к ФИО3 о прекращении противоправных действий в отношении неопределенного круга лиц. В заявлении указала, что на территории МО «Майкопский район» по адресу: <адрес>, расположен объект недвижимости, идентифицируемый неограниченным кругом потребителей как гостевой дом «<данные изъяты>». При осуществлении его деятельности в отношении неопределенного круга потребителей имеют место противоправные действия лиц, предоставляющих средства временного размещения. Согласно выписке из ЕГРН ответчик является арендатором этого объекта. В соответствии с данными реестра туристических объектов МО «Майкопский район», объект состоит из 2 домов на 22 места. Выписки из ЕГРП на недвижимое имущество, фотоматериалы, имеющиеся на сайте объекта, в социальных сетях, а также фотоматериалы, сделанные с мест общественного пользования в с. Хамышки свидетельствуют, что объект является имущественным комплексом и предназначение его помещений - временное размещение физических лиц и обеспечение их временного проживания. Кроме того, на объекте оказываются сопутствующие временному проживанию услуги: предварительный заказ мест и (или) номеров заказчиком (потребителем). На территории Майкопского района соответствующие уведомления должны предоставляться в Управление Роспотребнадзора по РА. По информации официального сайта Роспотребнадзора данный уполномоченный орган никаких уведомлений о начале деятельности по оказанию гостиничных услуг и временному размещению по адресу: с. Хамышки, пер. Речной, 1, не получал. Таким образом, какими- либо сведениями о деятельности на объекте ИП или юридического лица администрация МО «Майкопский район» не располагает. Эксплуатация объекта осуществляется лицами, которые не зарегистрированы в качестве лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность в установленном законом порядке. Поэтому истец просил суд признать противоправными и прекратить действия ответчицы по предоставлению мест для временного размещения и услуг, сопутствующих временному размещению, неопределенному кругу лиц потребителей по адресу: <адрес> в качестве средства размещения и идентифицируемого неопределенным кругом потребителей как гостевой дом «<данные изъяты>» и обязать ответчицу опубликовать в газете Майкопского района «Маяк» решение суда по настоящему делу не позднее 1 месяца после его вступления в силу.
В судебном заседании представитель администрации МО «Майкопский район» по доверенности ФИО5 поддержал заявленные исковые требования и просил суд их удовлетворить. Уточнил адрес расположения гостевого дома «<данные изъяты>»: <адрес>, пер. Речной, 1 д. Пояснил, что гостиничные услуги представляются ответчицей незаконно, без регистрации и оформления объекта как гостиницы. В связи с этим на объекте осуществляются противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей.
Представитель ответчицы согласно доверенности ФИО6 в судебном заседании исковые требования администрации МО «Майкопский район» не признал, считал их необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Пояснил, что истцом не представлено ни одного доказательства, что ответчицей по указанному в иске адресу осуществляется гостиничная деятельность. В представленных распечатках из сети Интернет не указан адрес, в данной распечатке фигурирует гостевой двор, кроме того отсутствуют указания на контактное лицо. Ответчицей были представлены документы, подтверждающие, что на арендованном земельном участке размещен жилой дом, а не гостиница.
Представитель администрации МО «Даховское сельское поселение» согласно доверенности ФИО7 в судебном заседании полагала исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Пояснила, что по факту на земельном участке по адресу <адрес> построен гостевой дом, хотя участок предоставлялся для ведения личного подсобного хозяйства. По внешним признакам на земельном участке сооружен гостевой комплекс.
Представитель Управления Роспотребнадзора по РА, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования администрации МО «Майкопский район» подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Так, из материалов дела следует, что ФИО3 является арендатором земельного участка в <адрес>, на котором расположен указанный в иске имущественный комплекс.
Судом также установлено, что ответчица не зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в установленном законом порядке.
Из представленных материалов, в том числе полученных из сети Интернет, усматривается, что объект недвижимости, расположенный по названному выше адресу, имеющий вывеску и идентифицируемый неограниченным кругом потребителей как гостевой дом «<данные изъяты>», является имущественным комплексом, состоит из 2 домов на 22 места и используется для временного размещения физических лиц и обеспечения их временного проживания.
Согласно акту обследования туристского объекта – гостевого дома «<данные изъяты>» от 27.04.2019 года, названный объект имеет здание с количеством мест по данным Интернет-каталога: 28, назначение: для кратковременного проживания туристов, оказываемые гостиничные услуги: бесплатная парковка, Wi-Fi, обмен валюты, круглосуточная стойка регистрации, сауна и др.
В соответствии с нотариально удостоверенным протоколом осмотра доказательств от 18.12.2019 года, на странице сайта с адресом https:// kurorthotels.com/gostevoy-dvor-skazochnyy нотариусом ФИО8 произведено бронирование номера в гостевом доме "<данные изъяты>" на имя ФИО5
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 ГПК РФ в случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов РФ, ее субъектов, муниципальных образований.
В случае, если лиц, в отношение которых действия ответчика признаются противоправными определить невозможно, органы местного самоуправления имеют полномочия подписывать и предъявлять в суд иски в интересах неопределенного круга лиц - ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Пунктом 20 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 года №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» установлено, что в соответствии со статьями 45 и 46 ГПК РФ, статьями 44, 45 и 46 Закона о защите прав потребителей суду общей юрисдикции подведомственны дела по искам прокуроров, уполномоченных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), имеющих статус юридического лица, к изготовителю (продавцу, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру), поданные в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей.
Федеральным законом от 24.11.1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» - ст. 1 - определены понятия гостиничной деятельности согласно которым: - под средством размещения понимается имущественный комплекс, включающий в себя здание или часть здания, помещения, оборудование и иное имущество и используемый для временного размещения и обеспечения временного проживания физических лиц; - под гостиницей понимается средство размещения, в котором предоставляются гостиничные услуги и которое относится к одному из видов гостиниц, предусмотренных положением о классификации гостиниц, утвержденным Правительством Российской Федерации. К гостиницам не относятся средства размещения, используемые для осуществления основной деятельности организаций отдыха и оздоровления детей, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, физкультурно-спортивных организаций, централизованных религиозных организаций, а под гостиничными услугами понимается - комплекс услуг по предоставлению физическим лицам средства размещения и иных услуг, предусмотренных Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации (утв. Правительством Российской Федерации), которые предоставляются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.
В соответствии с Положением о классификации гостиниц, утв. постановлением Правительства РФ от 16.02.2019 № 158, под гостиницей или отелем понимается средство размещения, представляющее собой имущественный комплекс, включающий в себя здание или часть здания, помещения и иное имущество, в котором предоставляются услуги размещения и, как правило, услуги питания, имеющее службу приема, а также оборудование для оказания дополнительных услуг.
В соответствии с Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от
9.10.2015г. № 1085) - п. 5 - предоставление гостиничных услуг допускается только при наличии свидетельства о присвоении гостинице определенной категории, предусмотренной Положением о классификации гостиниц, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2019 № 158, в случае если такое требование предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, для признания услуги гостиничной необходимо, чтобы она одновременно отвечала следующим признакам: а) носила комплексный характер и заключалась в предоставлении как средства размещения физическому лицу, так и иных сопутствующих его временному проживанию услуг, которые установлены Правилами предоставления гостиничных услуг в РФ и исполнителем услуги; 6) оказывалась индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
Суд считает, что деятельность лица, эксплуатирующего объект, является предпринимательской и она отвечает понятию предпринимательской деятельности, установленному пунктом 1 статьи 2 ГК РФ. В силу названной нормы предпринимательской является деятельность, которая: направлена на систематическое получение прибыли от пользования
имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг; осуществляется самостоятельно на свой риск; направлена на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
При этом необходимо учитывать, что даже возможное отсутствие прибыли не означает отсутствие предпринимательской деятельности: извлечение прибыли является целью предпринимательской деятельности, а не ее обязательным результатом.
Доказательствами, подтверждающими факт занятия на объекте деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли, являются размещение рекламных объявлений гостиничных услуг, которые приводят потребителей к однозначным выводам о том, что объект является средством размещения и оказывает гостиничные услуги.
Это же средство размещения в целях рекламы оказываемых ответчиком гостиничных услуг представлено в сети Интернет и социальных сетях: booking.com, vk/com, www/101hotels.ru, edem-v-gosti.ru, tropki.ru.
Лицо (лица), эксплуатирующие объект, размещают на вышеуказанных информационных ресурсах информацию и сведения, которые вводят потребителей в заблуждение, позиционируя объект как средство размещения, на которое распространяются и которое обязано соблюдать Правила оказания гостиничных услуг и иные требования законодательства РФ, предусмотренные в отношении гостиниц и средств размещения.
Акт обследования размещенного на арендованном ответчицей земельном участке объекта также подтверждает доводы истца об осуществлении на данном земельном участке гостиничной деятельности. Учитывая публичный характер договора оказания гостиничных услуг (ст. 426 ГК РФ), важность защиты прав потребителей при исполнении публичных договоров законодательством предусмотрен особый порядок информирования органов государственной власти о начале оказания гостиничных услуг.
В соответствии с Правилами представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений (утв. постановлением Правительства РФ от 16.07.2009г. № 584) настоящие Правила устанавливают порядок представления юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими отдельные виды предпринимательской деятельности, в уполномоченные в соответствующей сфере деятельности органы государственного контроля (надзора) (их территориальные органы) уведомлений о начале своей деятельности (далее - уведомление), а также порядок учета указанными органами поступивших уведомлений.
Уведомление представляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, предполагающим выполнять работы (оказывать услуги) в соответствии с перечнем работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности согласно приложению № 1.
Заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в п.1 (Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания, представляет уведомление в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальный орган).
На территории Майкопского района соответствующие уведомления должны предоставляться в Управление Роспотребнадзора.
По информации официального сайта Роспотребнадзора данный уполномоченный орган никаких уведомлений о начале деятельности по оказанию гостиничных услуг и временному размещению по адресу: <адрес> не получал.
Таким образом, какими-либо сведениями о деятельности на объекте индивидуального предпринимателя или юридического лица администрация МО «Майкопский район» не располагает. Эксплуатация объекта осуществляется лицами, которые не зарегистрированы в качестве лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность в установленном законом порядке. Их уклонение от регистрации в указанном качестве влечет нарушение прав неограниченного круга потребителей, невыполнение целого комплекса обязанностей, закрепленных за субъектами предпринимательской деятельности в целях обеспечения надлежащего уровня защиты прав потребителей.
Так, уклонение от соблюдения Правил оказания гостиничных услуг ввиду отсутствия статуса субъекта предпринимательской детальности, влечет несоблюдение требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и противоэпидемических правил, норм и требований в области охраны окружающей среды, а также требований к безопасности Объекта (в зависимости от степени угрозы совершения на территории гостиницы террористических актов), предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 14.04.2017 № 447 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов» устанавливает обязательные для выполнения требования к обеспечению антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения.
Также суд учитывает, что данным подзаконным актом предусмотрены дифференцированные требования по обеспечению антитеррористической защищенности гостиниц и их категорирование. Обязательное категорирование гостиниц осуществляется с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов на территории гостиниц, а также масштабов возможных последствий совершения таких террористических актов.
При этом все гостиницы и иные средства размещения независимо от установленной категории опасности должны оборудоваться: системой видеонаблюдения; системой экстренного оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; системой охранного освещения; системой пожарной безопасности; средствами тревожной сигнализации (кнопкой экстренного вызова наряда полиции); информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны ответственных лиц, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов по месту расположения гостиницы.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу том, что указанный в иске администрации района объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, имеющий вывеску и идентифицируемый неограниченным кругом потребителей как гостевой дом «<данные изъяты>», используется для оказания гостиничных услуг без соблюдения требований, предъявляемым к деятельности указанных заведений.
В силу статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан.
В соответствии со статьей 17 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 1, пункта 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены указанным Кодексом.
Из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2.07.2009г. № 14 (п. 10) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что при рассмотрении споров, возникающих в связи с реализацией собственником своих правомочий по владению, пользованию и распоряжению, принадлежащим ему жилым помещением, судам следует учитывать, что в законе установлены пределы осуществления права собственности на жилое помещена которые заключаются в том, что собственник обязан: использовать жилое помещение по назначению, то есть для проживания граждан (ч. 1 ст. 17 Жилищного кодек Российской Федерации, п. 2 ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации) поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуска бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, Правила пользования жилыми помещениями, а также Правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 4 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации). Использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности допускается с соблюдением положений, установленных ч.ч. 2 и 3 ст. 11 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 288 Гражданского кодека Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации размещение жилых домах промышленных производств не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
По смыслу вышеприведенных норм собственник или иной гражданин может лишь совмещать проживание в жилом помещении и осуществление какой-либо профессиональной (предпринимательской) деятельности, тогда как предоставление социальных услуг, услуг размещения и питания неограниченному кругу лиц является самостоятельным видом деятельности. Осуществление профессиональной деятельности по предоставлению услуг временного проживания, размещения в номере неограниченному кругу лиц предполагает применение иных санитарно-гигиенических требований и оснащение указанных помещений дополнительным оборудованием, не требующимся в стандартной квартире (доме) и необходимым для оказания потребителям услуг надлежащего качества: системой звукоизоляции номеров, средствами противопожарной безопасности, охранной сигнализацией, средствами для уборки и санитарной очистки номеров и так далее. Не соблюдение указанных требований может повлечь за собой нарушение прав и законных интересов лиц, которые по тем или иным основаниям посещают данный дом.
Следовательно, использование дома, имеющего статус жилого помещения, собственником, а также иными лицами для временного заселения посторонних граждан, противоречит как п. 3 ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации, так и п. 2 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Утверждение представителя ответчицы о том, что указанный в иске объект является жилым домом и не используется для оказания гостиничных услуг, не соответствует установленным судом обстоятельствам о размещении на арендованном ответчицей земельном участке гостиничного комплекса и осуществлении гостиничной деятельности на данном объекте.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные администрацией МО «Майкопский район» исковые требования к ответчице о прекращении противоправных действий в отношении неопределенного круга потребителей подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении иска о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного ИП, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
Удовлетворить исковые требования Администрации муниципального образования « Майкопский район».
Признать противоправными и прекратить действия ФИО3 по предоставлению мест для временного размещения и услуг, сопутствующих временному размещению неопределенному кругу потребителей по адресу: <адрес>, в качестве средства размещения, идентифицируемого неопределенным кругом потребителей как гостевой дом «<данные изъяты>».
Обязать ФИО3 опубликовать в газете Майкопского района «Маяк» решение суда по настоящему делу не позднее одного месяца со дня его вступления в силу.
Взыскать с ФИО3 в доход МО «Майкопский район» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 21.01.2020г.
Судья-подпись
Копия верна: Судья А.В. Скрябин