Дело №2а-1809/2022
УИД 63RS0044-01-2022-002867-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 сентября 2022 года г.Самара
Железнодорожный районный суд г.Самара в составе председательствующего судьи Чирковой Е.А.,
при помощнике судьи Шуваркиной Т.П.,
с участием представителей административного истца Кудряшова А.В.,
административного ответчика Завалищиной И.В., заинтересованного лица Мещеряковой У.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1809/2022 по административному исковому заявлению заместителя прокурора города Самары в защиту интересов неопределенного круга лиц к Департаменту транспорта администрации г.о.Самара, руководителю Департамента транспорта г. Самара Маркину С.И., заинтересованным лицам: МКУ г.о.Самара «Центр организации дорожного движения», ОГИБДД УМВД России по г.Самара, Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности организовать и провести работу по разработке проектов организации дорожного движения автомобильных дорог,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора города Самары обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия, возложении обязанности организовать и провести работу по разработке проектов организации дорожного движения автомобильных дорог к Департаменту транспорта администрации г.о.Самара, ссылаясь на то, что Прокуратурой города проверено исполнение требований федерального законодательства при организации дорожного движения на территории городского округа Самара. Полномочия по организации разработки и утверждению документации по организации дорожного движения по автомобильным дорогам общего пользования местного значения городского округа Самара отнесены к компетенции Департамента транспорта Администрации городского округа Самара. В ходе проверки выявлено, что Департаментом не обеспечена разработка и утверждение документации по организации дорожного движения, а именно отсутствуют комплексные схемы организации дорожного движения на территории г.о. Самара, проекты организации в отношении большинства автомобильных дорог городского округа Самара.
Организация дорожного движения фактические осуществляется посредством утверждения схем размещения технических средств организации дорожного движения (п.п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017), которые также не актуализируются.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой города в адрес руководителя Департамента транспорта Администрации г.о. Самара внесено представление. Рассмотрев указанное представление, Департаментом транспорта Администрации г.о. Самара направлена информация о том, что в соответствии с Уставом МКУ г.о. Самара «Центр организации дорожного движения» разработка проектов организации дорожного движения отнесена к задачам указанного учреждения. В целях разработки проектов организации дорожного движения запланировано проведение конкурсных процедур в целях заключения муниципального контракта на выполнение указанных работ. Однако, до настоящего времени не проведены работы по разработке проектов организации дорожного движения в отношении следующих автомобильных дорог: Северо-Восточная магистраль от ул. Ново-Садовой до ул. Лесной; ул. Лесная от Северо-Восточной магистрали до Волжского проспекта и от поворота в сторону ул. Полевой д. 4 до выхода на ул. Полевая; Волжский пр. от ул. Лесной до ул. Вилоновской; ул. Вилоновская от ул. Максима Горького до ул. Спортивная; ул. Максима Горького от ул. Вилоновской до ул. Венцека; ул. Молодогвардейская от ул. Комсомольской до ул. Невской; ул. Чапаевская от ул. Крупской до пер. Студенческий; ул. Шостаковича от ул. Чапаевской до ул. Куйбышева; ул. Полевая от ул. Мичурина до Волжского проспекта; ул. Фрунзе от ул. Вилоновской до ул. Крупской; ул. Агибалова от ул. Коммунистической до ул. Льва Толстого; ул. Спортивная от ул. Красноармейской до Никитинской площади (рынок); ул. Авроры от Московского шоссе до моста; ул. Революционная от ул. Аэродромной до ул. Скляренко; ул. Аэродромная от ул. Партизанской до ул. Промышленности; пр. Кирова от моста «Кировский» до ул. Солнечной; ул. Мичурина от ул. Чкалова до ул. Революционной.
Таким образом, не обеспечение разработки и утверждения документации по организации дорожного движения может повлечь негативные последствия для неограниченного круга лиц, нарушает их право на обеспечение требований безопасности при организации дорожного движения на территории г.о. Самара. Административный истец просит признать незаконным бездействие Департамента транспорта Администрации г.о. Самара, выраженное в непринятии мер по организации разработки и утверждению документации по организации дорожного движения по автомобильным дорогам общего пользования местного значения городского округа Самара в отношении автомобильных дорог: Северо-Восточная магистраль от ул. Ново-Садовой до ул. Лесной; ул. Лесная от Северо-Восточной магистрали до Волжского проспекта и от поворота в сторону ул. Полевой д. 4 до выхода на ул. Полевая; Волжский пр. от ул. Лесной до ул. Вилоновской; ул. Вилоновская от ул. Максима Горького до ул. Спортивная; ул. Максима Горького от ул. Вилоновской до ул. Венцека; ул. Молодогвардейская от ул. Комсомольской до ул. Невской; ул. Чапаевская от ул. Крупской до пер. Студенческий; ул. Шостаковича от ул. Чапаевской до ул. Куйбышева; ул. Полевая от ул. Мичурина до Волжского проспекта; ул. Фрунзе от ул. Вилоновской до ул. Крупской; ул. Агибалова от ул. Коммунистической до ул. Льва Толстого; ул. Спортивная от ул. Красноармейской до Никитинской площади (рынок); ул. Авроры от Московского шоссе до моста; ул. Революционная от ул. Аэродромной до ул. Скляренко; ул. Аэродромная от ул. Партизанской до ул. Промышленности; пр. Кирова от моста «Кировский» до ул. Солнечной; ул. Мичурина от ул. Чкалова до ул. Революционной; Возложить на Департамент транспорта Администрации городского округа Самара обязанность в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать и провести работы по разработке проектов организации дорожного движения в отношении указанных автомобильных дорог.
Административный истец в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика Завалищина И.В., действующая по доверенности, исковые требования не признала, просила в иске отказать, поскольку в 2018 году по заказу министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области в рамках исполнения государственного контракта от 20.06.2018 № 26-1/5/18 на выполнение научно-исследовательской работы по разработке КСОДД для сетей дорог и стратегии развития дорожного движения на территории муниципальных образований, расположенных в границах Самарской области на срок до 2038 года, была разработана КСОДД г.о. Самара. Департаментом транспорта неоднократно готовились обращения Администрации г.о. Самара в министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области о предоставлении КСОДД г.о. Самара, разработанной по заказу министерства. До настоящего времени какие-либо материалы для официального утверждения органом местного самоуправления КСОДД в Администрацию г.о. Самара не направлялись. У Департамента транспорта не имелось возможности разработать ПОДД в соответствии с комплексной схемой организации дорожного движения. В целях разработки документации по организации дорожного движения в 2021 году МКУ г.о. Самара «ЦОДД» проведены закупочные процедуры для подготовки ПОДД по ул. Куйбышева.
Информация об отсутствии финансирования доведена Департаментом транспорта до сведения прокуратуры г. Самары. Также указано, что соответствующие закупки будут проведены учреждением в 1 полугодии 2022 года, то есть до подачи иска в суд. После доведения финансирования в апреле-мае 2022 года МКУ «ЦОДД» организовано осуществление закупок, проведен электронный аукцион, по результатам которого с победителем заключен муниципальный контракт. Поэтому считает, что Департаментом транспорта в рамках имеющегося финансирования принимались все возможные меры по организации дорожного движения и обеспечения его безопасности на автомобильных дорогах местного значения в г.о. Самара, а факт бездействия Департамента транспорта, выразившийся в непринятии мер по организации разработки и утверждению документации по организации дорожного движения по автомобильным дорогам г.о. Самара не подтверждается фактическими обстоятельствами дела.
Представитель МКУ г.о.Самара «Центр организации дорожного движения» ранее в судебном заседании поддержала возражения представителя Департамента транспорта администрации г.о.Самара, просила в иске отказать.
Представитель привлеченного судом в качестве заинтересованного лица министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Руководителем правового управления представлен отзыв на административное исковое заявление, в котором сообщено, что права министерства по данному иску не затрагиваются, так как указанный в административном исковом заявлении перечень дорог не относится к числу автомобильных дорог общего пользования и регионального и межмуниципального значения Самарской области. Разрешение спора оставил на усмотрение суда.
Представитель ОГИБДД УМВД России по г.Самара в судебном заседании подтвердила, что в настоящее время административным ответчиком переданы на согласование в ОГИБДД У МВД России по г.Самаре проекты организации дорожного движения по всем указанным административным истцом адресам. Процесс согласования не является быстрым и требует временные затраты. Однако, административное исковое заявление поддерживает в полном объеме и просит его удовлетворить.
В соответствии с положениями статьей 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка не препятствует рассмотрению дела по существу.
Заслушав позиции сторон, их письменные пояснения (возражения), ознакомившись с материалами административного дела и оценив представленные в дело доказательства по отдельности, в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1 прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой города в адрес руководителя Департамента транспорта Администрации г.о. Самара внесено представление от 29.10.2021 № 07-04/Прдп335-21-201. По информации, предоставленной Департаментом транспорта Администрации г.о. Самара от 13.04.2022 № 1-03/3-04-00-01/1712, до настоящего времени не проведены работы по разработке проектов организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог, указанных в административном исковом заявлении.
Административный истец направила административное исковое заявление посредством почтовой связи 04.05.2022, в связи с чем, суд находит установленным, что срок обжалования постановления судебного пристава-исполнителя не пропущен.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа
относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог
местного значения в границах муниципального, городского округа и
обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и
обеспечение функционирования парковок (парковочных мест),
осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте,
городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в
границах муниципального, городского округа, организация дорожного
движения, а также осуществление иных полномочий в области
использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-Ф3 «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 443-ФЗ) разработка мероприятий по организации дорожного движения осуществляется на основании документации по организации дорожного движения, разработанной и утвержденной в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - Федеральный закон № 44Э-ФЗ) документация по организации дорожного движения разрабатывается в соответствии с требованиями данного закона и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов, должна соответствовать требованиям -законодательства о градостроительной деятельности, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения, о пожарной безопасности, о транспортной безопасности, в области охраны дающей среды, о техническом регулировании, а также требованиям муниципальных нормативных правовых актов. В состав документации по организации дорожного движения включаются комплексные схемы организации дорожного движения (КСОДД) и ПОДД.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 443-ФЗ проекты организации дорожного движения разрабатываются в целях реализации КСОДД и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки КСОДД.
Из материалов дела следует, что в 2018 году по заказу министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области в рамках исполнения государственного контракта от 20.06.2018 № 26-1/5/18 на выполнение научно-исследовательской работы по разработке КСОДД для сетей дорог и стратегии развития дорожного движения на территории муниципальных образований, расположенных в границах Самарской области на срок до 2038 года, разработана КСОДД г.о. Самара.
Административный ответчик готовил обращения от лица Администрации г.о. Самара к министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области с просьбой представить КСОДД г.о. Самара, разработанной по заказу министерства, что подтверждается письмами (исх. от 19.04.2022 № 1 -03/3-02- 01/1825, от 14.03.2022 № 1-03/3-02-01/1723, от 07.10.2021 № 1-03/3-02- 01/7941, исх. от 21.04.2020 № 1-03/3-04-00-01/2994, от 15.01.2020 № 1-03/3- 02-01/159, от 22.11.2019 № 1 03/3-02-01/9385, от 02.10.2019 № 1-03/3-02- >1/7911, от 02.10.2019 № 1 03/3-02-01/7910).
Полномочия по организации разработки и утверждению документации по организации дорожного движения по автомобильным дорогам общего пользования местного значения городского округа Самара отнесены к компетенции Департамента транспорта Администрации городского округа Самара (с п. 3.29 Положения «О Департаменте транспорта Администрации городского округа Самара», утвержденного решением Думы городского округа Самара от 17.09.2015 № 682).
В ходе проверки прокуратурой г.Самары выявлено, что Департаментом не обеспечена разработка и утверждение документации по организации дорожного движения, а именно отсутствуют комплексные схемы организации дорожного движения на территории г.о. Самара, проекты организации в отношении большинства автомобильных дорог городского округа Самара.
Организация дорожного движения фактические осуществляется посредством утверждения схем размещения технических средств организации дорожного движения (п.п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017), которые также не актуализируются.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой города в адрес руководителя Департамента транспорта Администрации г.о. Самара внесено представление от 29.10.2021 № 07-04/Прдп335-21-201.
Рассмотрев указанное представление, Департаментом транспорта Администрации г.о. Самара направлена информация о том, что в соответствии с Уставом МКУ г.о. Самара «Центр организации дорожного движения» разработка проектов организации дорожного движения отнесена к задачам указанного учреждения.
Специфика установленных требований к документации по организации дорожного движения, предусматривающей составление 15 ведомостей (ведомость дорожной разметки, ведомость размещения дорожных знаков, ведомость размещения дорожного ограждения, ведомость размещения пешеходных ограждений, ведомость размещения сигнальных столбиков, ведомость размещения искусственного освещения, ведомость размещения остановочных пунктов маршрутных транспортных средств, ведомость размещения пешеходных переходов, ведомость размещения светофорных объектов, ведомость размещения пешеходных дорожек, тротуаров, ведомость размещения мест для стоянки велосипедов, ведомость размещения искусственных неровностей, ведомость световозвращателей, ведомость размещения работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющие функции фото и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений ПДД, ведомость шумовых полос).
Для подготовки указанной документации требуется наличие специального оборудования, которого в распоряжении МКУ г.о. Самара «ЦОДД» не имеется.
В целях разработки документации по организации дорожного движения в 2021 году МКУ г.о. Самара «ЦОДД» проведены закупочные процедуры для подготовки проекта организации дорожного движения по ул. Куйбышева.
В рамках муниципального контракта от 23.11.2021 № 34-У/2021 подрядчиком ООО «Интеллектуальные транспортные системы» подготовлен проект организации дорожного движения по ул. Куйбышева, состоящий из 3 томов на 253 страницах. Указанный проект организации дорожного движения утвержден в установленном порядке и в соответствии с требованиями постановления Администрации г.о. Самара от 16.11.2020 № 11 согласован с отделом ГИБДД Управления МВД России по г. Самаре.
В связи с отсутствием финансирования за счет средств бюджета г.о. Самара в 2022 году Департаментом транспорта сформированы предложения по выделению дополнительного финансирования на МКУ г.о. Самара «ЦОДД» из бюджета городского округа Самар в целях разработки ПОДД по иным участкам улично-дорожной сети, что подтверждается письмами в Департамент финансов администрации г.Самары от 14.01.2022 № 1-03/3-02-01/117, от 20.01.2022 № 1-03/3-02-01/221.
После доведения финансирования в 2022 года МКУ «ЦОДД» организовано осуществление закупок, проведен электронный аукцион, по результатам которого с победителем заключен муниципальный контракт от 14.06.2022 № 620.
Согласно данному контракту предусмотрено выполнение работ по подготовке ПОДД на автомобильных дорогах местного значения городского круга Самара по следующим адресам: Северо-восточная магистраль (от ул. Лесная до ул. Ново-Садовая);ул. Лесная (от Северо-Восточной магистрали до Волжского проспекта и от поворота в сторону ул. Полевой д. 4 до выхода на ул.Полевая); Волжский пр. от ул. Лесной до ул. Вилоновской; ул. Вилоновская от ул. Максима Горького до ул. Спортивная; ул. Максима Горького от ул. Вилоновской до ул. Венцека; ул. Молодогвардейская от ул. Комсомольской до ул. Невской; ул. Чапаевская от ул. Крупской до пер. Студенческий; ул. Шостаковича от ул. Чапаевской до ул. Куйбышева; ул. Полевая от ул. Мичурина до Волжского проспекта; ул. Фрунзе от ул. Вилоновской до ул. Крупской; ул. Агибалова от ул. Коммунистической до ул. Льва Толстого; ул. Спортивная от ул. Красноармейской до Никитинской площади (рынок); ул. Авроры от Московского шоссе до моста; ул. Революционная от ул. Аэродромной до ул. Скляренко; ул. Аэродромная от ул. Партизанской до ул. Промышленности; пр. Кирова от моста «Кировский» до ул. Солнечной; ул. Мичурина от ул. Чкалова до ул. Революционной.
Таким образом, до момента разработки и утверждения проектов организации дорожного движения Департаментом транспорта принимались меры, направленные на повышение эффективности организации дорожного движения в городском округе Самара.
Программой «Повышение безопасности дорожного движения» на 2021-2025 гг., утвержденной постановлением Администрации г.о. Самара от 30.12.2020 № 1070, предусмотрен ряд мероприятий по повышению уровня безопасности дорожного движения, в том числе, по установке дорожных знаков, светофорных объектов, пешеходных ограждений, нанесению разметки и др. мероприятия по безопасности дорожного движения.
Отсутствие утвержденных проектов организации дорожного движения по указанным адресам не повлияло на обеспечение безопасности дорожного движения в г.о. Самара, поскольку на данных участках улично-дорожной сети ранее разработаны и действуют схемы организации дорожного движения (дислокации технических средств организации дорожного движения), подготовленные в соответствии с действующими ГОСТ и СНиП и согласованные в установленном порядке с ГИБДД.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Принимая во внимание выше установленные по делу обстоятельства, а именно, что Департаментом транспорта в рамках имеющегося финансирования принимались все возможные меры по организации дорожного движения и обеспечения его безопасности на автомобильных порогах местного значения в г.о. Самара, а именно: выделение финансирования для включения муниципальных контрактов на выполнение работ по подготовке проектов организации дорожного движения в 2021,2022 годах; обеспечение заключения муниципальных контрактов подведомственным МКУ «ЦОДД» на подготовку ПОДД по 18 участкам УДС; подготовка и утверждение проекта организации дорожного движения по ул. Куйбышева; подготовка проектов по 17 участкам УДС; подготовка обращений в министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области о предоставлении КСОДД г.о. Самара; реализация муниципальной программы «Повышение безопасности дорожного движения»; утверждение и согласование с отделом ГИБДД Управления МВД России по г. Самаре схемы организации дорожного движения на территории городского округа Самара, на основании которых установлены дорожные знаки, светофоры, ограждения и др. ТСОДД, учитывая положения пунктов 1 и 2 ч. 2 ст. 227, п. 1 ч. 9 и ч. 11 ст. 226 КАС РФ, суд приходит к выводу, что бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по организации разработки и утверждению документации по организации дорожного движения по автомобильным дорогам общего пользования местного значения городского округа Самара в отношении указанных автомобильных дорого, отсутствует, нарушений прав, свобод и законных интересов истца со стороны административного ответчика не установлено, в связи с чем, исковые требования истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования заместителя прокурора города Самары в защиту интересов неопределенного круга лиц к Департаменту транспорта администрации г.о.Самара, руководителю Департамента транспорта г. Самара Маркину С.И., заинтересованным лицам: МКУ г.о.Самара «Центр организации дорожного движения», ОГИБДД УМВД России по г.Самара, Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности организовать и провести работу по разработке проектов организации дорожного движения автомобильных дорог оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный суд г.Самары.
Мотивированное решение составлено 10 октября 2022 года.
Судья Е.А.Чиркова