Гр.дело№...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ ...
Советский районный суд ... в составе судьи Танганова Б.И.
с участием прокурора Сангаевой Г.Б.
при секретаре Танхаевой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в ... гражданское дело по заявлению Далбаева МВ о признании незаконным проведения первой сессии Улан-Удэнского городского Совета депутатов ... созыва от ДД.ММ.ГГГГг., признании недействительным принятого на нем решения об избрании мэра ..., обязании созвать и провести первую сессию Улан-Удэнского городского Совета депутатов ... созыва,
установил:
В суд обратился Далбаев М.В. с названным заявлением, указав, что председательствующим при проведении первой сессии Улан-Удэнского городского Совета депутатов ... созыва ДД.ММ.ГГГГ был назначен председатель Избирательной комиссии ... Онгоржонов Ю.Б. В счетную комиссию были избраны именно те депутаты, которых предложил он. Согласно действующего законодательства председательствовать на сессиях ГорСовета уполномочены только мэр города-председательГорСовета, по его поручению заместитель мэра города-председателя ГорСовета или один из председателей комиссий или комитета ГорСовета, другим такое право не дано. Следовательно первая сессия ГорСовета ... созыва проведена незаконно, с нарушением требований ст.ст.34 и 36 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст.23.1 Устава .... Согласно ч.3 ст.23 Устава города, чт.3 ст.40 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» полномочия мэра города начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного мэра города. Поскольку Счетная комиссия была избрана незаконно, следовательно и решение об избрании мэром города Голкова А.М. является незаконным. Считает, что изложенное нарушает его права и интересы на местное самоуправление. Просил признать незаконным проведение первой сессии Улан-Удэнского городского Совета депутатов ... созыва от ДД.ММ.ГГГГг., признать недействительным решение первой сессии Улан-Удэнского городского Совета депутатов ... созыва об избрании мэром ... Голкова А.М., обязать мэра города-председателя ГорСовета ... созыва или исполняющего обязанности мэра города-председателя ГорСовета ... созыва созвать и провести первую сессию Улан-Удэнского городского Совета депутатов 5 созыва.
В судебном заседании заявитель Далбаев М.В. доводы и требования изложенные в заявлении поддержал, пояснял, что протокол общего собрания Улан-Удэнского городского Совета депутатов и протокол 1-ой сессии Улан-Удэнского городского Совета депутатов не утверждены, поскольку представлены без указания даты, кроме того решение об избрании мэра города подписано Голковым А.М., в то время как председателем при проведении первой сессии Улан-Удэнского городского Совета депутатов ... созыва был Онгоржонов Ю.Б., который не являетсяподконтролен и подотчетен населению и городскому Совету.
В судебное заседание представитель Улан-Удэнского городского Совета депутатов Хорганов С.Б., действующий на основании доверенности, не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, представил письменный отзыв на заявление Далбаева М.В. согласно которого просил в удовлетворении заявления отказать.
В судебное заседание представитель Избирательной комиссии ... Химченко Н.Д., действующая на основании доверенности, не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие и письменный отзыв на заявление согласно которого просила заявление Далбаева оставить без удовлетворения.
В судебное заседание заинтересованные лица Голков А.М., Онгоржонов Ю.Б. не явились, о времени и месте слушания по делу были извещены надлежащим образом, направили заявления о рассмотрении дела без их участия.
Исследовав материалы дела, выслушав заявителя, заключение прокурора полагавшего необходимым требования заявителя оставить без удовлетворения, суд приходит к следующему.
В силу статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд
Согласно ст.260 ГПК РФ заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о выборах и референдумах, его избирательных прав или права на участие в референдуме.
Заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, должно быть рассмотрено и разрешено в течение двух месяцев со дня его поступления в суд.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
В силу п.2 ст.32 Конституции РФ - граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Как следует из ст. 130 Конституции РФ - местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание первой сессии Улан-Удэнского городского Совета депутатов 5 созыва, по итогам которого принято решение об избрании мэром ... Голкова А.М.
Из протокола первой сессии Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что до момента избрания мэра ... и принятия соответствующего решения депутатами председательствующим на сессии был назначен председатель избирательной комиссии ... Онгоржонов Ю.Б.
Из протокола Общего собрания Улан-Удэнского городского совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что на общем собрании была сформирована повестка сессии, определен порядок ее работы. Шестым вопросом повестки общего собрания поставлен на обсуждение вопрос о проведении первой сессии городского Совета до 10-го вопроса проекта повестки сессии «Об избрании заместителя мэра ...» включительно под председательством Онгоржонова Ю.Б., после 10 вопроса ведение сессии предложено передать вновь избранному мэру города. Данный порядок был единогласно принят всеми депутатами и утвержден решением Общего собрания.
В соответствии со ст.4 «Регламента Улан-Удэнского городского Совета депутатов»утвержденного Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N 61-8 (в ред. от 30.04.2014) подготовку первой сессии совместно с аппаратом городского Совета проводит председатель Избирательной комиссии города на общем собрании вновь избранных депутатов городского Совета.
На общем собрании формируется повестка сессии, определяются порядок ее работы, а также предложения по структуре и составу постоянных комитетов и комиссий городского Совета.
Согласно ч.3 ст.43 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Исходя из указанной нормы Закона представительный орган муниципального образованиянаделен полномочиями по решению вопросов организации своей деятельности, аналогичные положения содержаться в п.6 ст. 17 Устава .... В связи с чем, суд находит положения ст.4 «Регламента Улан-Удэнского городского Совета депутатов» и решения принятые на Общем собрании Улан-Удэнского городского совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ соответствующими действующему законодательству, противоречий ст.34,36,40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст.23,23.1 Устава ... в данном случае судом не усматривается.
Довод заявителя о том, что согласно ч.3 ст.23 Устава ... ч.3 ст.40 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» полномочия мэра города начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного мэра города судом обсужден и не может быть принят во внимание, поскольку данная норма обеспечивает принцип непрерывности осуществления власти, речь в ней идет о прекращении полномочий главы муниципального образования в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления. Данная норма должна применяться с учетом пунктов 1 и 3 ч.2 ст.36 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в которых установлено, что глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава; в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию. Четвертый и пятый созывы Улан-Удэнского городского Совета депутатов имеют разный численный и персональный составы, следовательно, у них должны быть свои избранные ими руководящие органы. Фактически председатель городского Совета депутатов 4 созыва мог исполнять полномочия только того созыва депутатов, которым был наделен такими полномочиями.
Доводы заявителя о том, что протокол общего собрания Улан-Удэнского городского Совета депутатов и протокол 1-ой сессии Улан-Удэнского городского Совета депутатов не утверждены, поскольку представлены без указания даты их подписи суд находит необоснованными, данные документы подписаны соответствующими должностными лицами, отсутствие в них указания даты подписи не может свидетельствовать о том, что протоколы не утверждены надлежащим образом.
Доводы Далбаева М.В. о том, что решение об избрании мэра города и другие принятые решения на первой сессии Улан-Удэнского городского Совета депутатов, несмотря на то, что председателем был Онгоржонов Ю.Б. подписаныГолковым А.М., судом признаются несостоятельными, поскольку из совокупного смысла ст.2 Регламента Улан-Удэнского городского Совета депутатов, предусматривающей, что на заседаниях городского Совета принимаются протокольные решения, которые фиксируются в протоколе заседания и ст. 21 п. 4 Устава города Улан-Удэ согласно которой принятые решения городского Совета направляются мэру города для подписания и обнародования в течение 10 дней, следует, что решения принятые на сессии должны быть подписаны мэром в течение определенного времени. На момент их направления вновь назначенному мэру для подписания таковым являлся Голков А.М.
При изложенных обстоятельствах, суд не находит нарушений прав заявителя на участие в местном самоуправлении, оспариваемое решение об избрании мэра ... по мнению суда не может повлечь нарушение прав Далбаева М.В., т.к. отдав свой голос при избрании депутата Улан-Удэнского городского Советаон реализовал свое право на участие в местном самоуправлении, что не противоречит положениям Конституции РФ и в полной мере отвечает требованиям действующего законодательства и Уставу ....
Согласно ст.261 ГПК ФР суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
Как указано в п. 4.3 Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П, отмена итогов голосования, результатов выборов связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей и которые тем самым привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования.При этом суд, решая вопрос об отмене итогов голосования, результатов выборов, в силу статей 3 (части 1, 2 и 3), 32 (части 1 и 2) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации не вправе ограничиваться формальным определением достоверности результатов волеизъявления избирателей, принявших участие в голосовании, а должен установить, что обнаруженные существенные нарушения в ходе выборов привели к искажению воли избирателей или воспрепятствовали ее адекватному отражению в итогах голосования, результатах выборов.
Оценивая в совокупности представленные суду доказательства, на основании вышеперечисленных норм, суд находит доводы заявителя несостоятельными, как установлено судом процедура избрания мэра города, изложенная в ст.7.1 Регламента городского Совета соблюдена, все решения, в том числе об избрании Счетной комиссии, об избрании мэра города, депутатами были приняты путем голосования, нарушений избирательных прав заявителя, требований законодательства при избрании мэра города,а такженарушений в ходе выборов приведших к искажению воли избирателей или воспрепятствованию ее адекватному отражению в итогах голосования,результатах выборов не выявлено. В связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения представленного Далбаевым М.В. заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Далбаева МВ о признании незаконным проведения первой сессии Улан-Удэнского городского Совета депутатов ... созыва от ДД.ММ.ГГГГг., признании недействительным принятого на нем решения об избрании мэра ..., обязании созвать и провести первую сессию Улан-Удэнского городского Совета депутатов ... созыва, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд ... в течение месяца.
Судья Б.И. Танганов