Дело № 2-202\13 ...
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Саров 17 января 2013 года
Саровский городской суд Нижегородской области в составе :
председательствующего - судьи Тагиной Л.Н.,
при секретаре- Мироновой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Гришанова Сергея Геннадьевича к Администрации г. Саров и Управлению Федеральной службы безопасности по Нижегородской области в г. Саров о признании незаконным отказа о въезде в город и даче разрешения на въезд в г. Саров для постоянного проживания,
УСТАНОВИЛ :
Заявитель Гришанов С.Г. обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя свои требования тем, что, отбывав наказание в виде лишения свободы по приговору суда, он намерен был вернуться в ЗАТО г. Саров, где постоянно проживал до осуждения и где в настоящее время по адресу ул. ..., д. ..., кв. .... проживают его родители, указанная квартира является их собственностью.На обращение его отца в Администрацию г. Саров по поводу въезда в город был получен отказ в оформлении необходимых документов по причине несогласования органами ФСБ соответствующего разрешения. Основанием для отказа явилось наличие у него неснятой судимости. Считая отказ во въезде в город на постоянное проживание незаконным, истец просит суд признать действия Администрации г. Саров и Управления Федеральной службы безопасности по Нижегородской области в г. Саров незаконными и разрешить ему въезд в г. Саров к месту постоянного проживания.
В судебное заседание заявитель Гришанов С.Г. не явился, направив в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители заинтересованных лиц Администрации г. Саров и Управления Федеральной службы безопасности по Нижегородской области в г. Саров в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела без их участия.
В письменном отзыве на заявление представитель Администрации г. Саров возражал против заявленных требованиях, указывая, что лицам, отбывшим наказание по решению суда, для въезда на территорию ЗАТО в соответствии с действующим законодательством необходимо повторное оформление допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. По результатам проверочных мероприятий органом ФСБ по г. Саров заявителю отказано в согласовании въезда на территорию г. Саров. В отсутствии согласования ФСБ, администрация лишена права оформить разрешение на въезд в город.
В письменном отзыве на заявление представитель отдела в г. Сарове УФСБ России по Нижегородской области указал суду, что для въезда в город необходимо оформление допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Органы ФСБ имеют право отказать гражданину в таком допуске при наличии у него неснятой судимости за тяжкие преступления. Каждый житель ЗАТО фактически является секретоносителем, так как знает систему охраны контролируемых зон, расположение и систему охраны особо важных объектов. В рассматриваемом случае Законом РФ «О государственной тайне» ограничивается конституционное право заявителя на свободу передвижения, предусмотренное ст. 27 Конституции РФ, поскольку он совершил тяжкое преступление, производственной связи с ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» не имеет, и не может быть допущен к государственной тайне до момента погашения судимости. Любой человек, совершающий преступление на территории ЗАТО, где располагается ядерно-опасный объект, своими действиями нарушает права и законные интересы других лиц, создает угрозу нормальному функционированию предприятия, где осуществляется непрерывный цикл обращения ядерных материалов.
Учитывая нормы ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд полагал возможным и необходимым рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, оценив представленные и изученные доказательства в совокупности, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно п. 2 ст. 46 Конституции России решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании материалов дела установлено, что Гришанов Сергей Геннадьевич, **** года рождения, родился в ... ( ныне ... ),что подтверждается свидетельством о рождении.
До осуждения в 2002 году был зарегистрирован и проживал в г. Сарове Нижегородской области, в настоящее время в г. Саров, по ул. ..., д. ..., кв. ... проживают родители заявителя и его брат. Указанная квартира находится в совместной собственности родителей заявителя, которые не возражают против регистрации его на указанной жилплощади, что подтверждается справкой МУП «Центр ЖКХ» № от 25 декабря 2012 года.
Гришанов С.Г. 22 января 2002 года был осужден Нижегородским областным судом п. «ж» ч.2 ст. 105 УК РФ к 13 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Наказание по приговору суда в местах лишения свободы Гришанов С.Г. отбывал с 02 августа 2001 года по 12 июля 2012 года. Постановлением Семеновского районного суда Нижегородской области от 03 июля 2012 года освобожден условно-досрочно на 2 года 9 месяцев 28 дней.
01 августа 2012 года отец заявителя Т.. обратился с заявлением на имя главы Администрации г. Сарова, прося разрешить заявителю въезд на территорию ЗАТО г. Саров для постоянного проживания.
Письмом главы Администрации г. Саров от 19 декабря 2012 года отцу заявителя было сообщено, что органами ФСБ последнему в согласовании въезда в город отказано. В связи с этим Администрация г. Сарова не имеет возможности оформить документы на въезд.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона РФ № 3297-1 от 14.07.1992г. «О закрытом административно-территориальном образовании» (с последующими изменениями и дополнениями) органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования по согласованию с органами федеральной службы безопасности имеют право давать разрешение на въезд граждан в закрытое административно-территориальное образование и выезд из него, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся вграницахвнутренних контролируемых и (или) запретных зон; участвуют совместно с руководителями предприятий и (или) объектов, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, и органами федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, в определении пропускного режима в закрытом административно-территориальном образовании, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон.
Город Саров Нижегородской области является закрытым административно-территориальным образованием (Постановление Правительства РФ от 05 июля 2001 № 508).
В силу п. 18 Положения о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства РФ по атомной энергии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. № 693 (с последующими изменениями и дополнениями) въезд граждан для постоянного проживания на территории закрытого образования согласовывается с органом федеральной службы безопасности. Согласование предусматривает оформление допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, или к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную экологическую опасность. Допуск оформляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О государственной тайне». Гражданину может быть отказано в оформлении допуска по основаниям, указанным в этом Законе.
Руководитель органа местного самоуправления закрытого образования по согласованию с органом федеральной службы безопасности имеет право разрешать в порядке, определяемом настоящим Положением, въезд граждан на территорию закрытого образования, за исключением въезда на территорию объекта (п. 19 указанного Положения).
На основании п. 1 ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне» (с последующими изменениями и дополнениями) и Указа Президента РФ № 90 от 11 февраля 2006г. «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» ( с последующими изменениями и дополнениями ) дислокация режимных и особо важных объектов составляет государственную тайну. Каждый житель ЗАТО фактически является секретоносителем, так как знает систему охраны контролируемых зон, расположение и систему охраны особо важных объектов. В связи с этим всем совершеннолетним жителям ЗАТО оформляются допуска в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне».
По нормам п.п. «а» п. 12 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06 февраля 2010 года № 63, основаниями для отказа гражданину в допуске к государственной тайне могут являться признание гражданина судом рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у гражданина неснятой судимости за эти преступления.
По п. 15 указанной Инструкции допуск гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению должностного лица, принявшего решение о его допуске к государственной тайне, в случае возникновения обстоятельств, являющихся в соответствии с пунктом 12 настоящей Инструкции основанием для отказа гражданину в допуске к государственной тайне.
В связи с этим лицам, отбывшим наказание по решению суда, для въезда на территорию ЗАТО необходимо повторное оформление допуска.
Согласно ст. 22 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне» (с последующими изменениями и дополнениями) основаниями для отказа гражданину в допуске к государственной тайне могут являться, в том числе, признание его судом рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления.
Однако изложенная норма установлена законодателем в форме, не содержащей однозначного и безапелляционного запрета для всех лиц, имеющих неснятую судимость за тяжкие преступления, на въезд в ЗАТО. Такой запрет, безусловно, не позволял бы учитывать в каждом рассматриваемом случае данные о личности гражданина, претендующего на въезд, и его конкретную жизненную ситуацию.
Так, п. 22 Положения о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства РФ по атомной энергии, в частности, предусматривает разрешение на въезд граждан для воссоединения семей при наличии постоянно проживающих на территории закрытого образования близких родственников.
По нормам Постановления Правительства РФ от 06 февраля 2010г. № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне» решение об отказе гражданину в допуске к государственной тайне принимается в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий.
Из материалов дела следует и судом установлено, что родители заявителя и его брат проживают в г. Сарове. Гришанов С.Г. родился и проживал до осуждения на территории ЗАТО, имеет право пользования жилым помещением, расположенным в г. Сарове. Иного места жительства за пределами города не имеет. Сведения о том, что в установленном законом порядке он приобрел право на какое-либо жилое помещение за пределами г. Сарова, отсутствуют.
Указанные обстоятельства представителями заинтересованных лиц не опровергнуты. Какие-либо данные, свидетельствующие, что при принятии решения об отказе во въезде принимались во внимание данные обстоятельства, в материалах дела отсутствуют. Представителями заинтересованных лиц они не приведены.
В соответствии со ст. 18 Конституции России права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В рассматриваемом деле представители заинтересованных лиц не обозначили суду конкретных фактических данных, которые свидетельствовали бы об обоснованной необходимости ограничения прав заявителя в пользу интересов общества, государства и иных лиц.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно выбирать место жительства (ст. 27 Конституции РФ).
Заявитель сохраняет право пользования жилым помещением на территории ЗАТО г. Саров. Ввиду отказа во въезде он лишен возможности использовать жилое помещение по прямому назначению - для своего проживания.
Невозможность получения заявителем разрешения на проживание в ЗАТО г. Саров может означать вмешательство в право на выбор места жительства.
Таким образом, суд приходит к выводу, что отказ во въезде заявителя на территорию ЗАТО г. Саров является нарушением его прав и свобод со стороны заинтересованных лиц.
Учитывая изложенные нормы права, обстоятельства, установленные по данному делу, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Гришанова Сергея Геннадьевича удовлетворить.
Признать отказ отдела Управления Федеральной службы безопасности России по Нижегородской области в г. Саров и Администрации г. Саров во въезде Гришанову Сергею Геннадьевичу в город Саров на постоянное место жительство незаконным.
Обязать Администрацию г. Саров и Управлению Федеральной службы безопасности по Нижегородской области в г. Саров разрешить Гришанову Сергею Геннадьевичу въезд в ЗАТО г. Саров Нижегородской области для постоянного проживания.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Саровский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
П\П Председательствующий Тагина
...
Решение в окончательной форме принято 17 января 2013 года.
Судья Л.Н.Тагина