<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2016 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Гороховик О. В.,
при секретаре Ходыкиной Е. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № по иску Мустафиной М.С. об оспаривании действия Департамента градостроительства г.о. Самара,
установил:
Мустафина М.С. обратилась в Ленинский районный суд г. Самары с заявлением об оспаривании действия Департамента градостроительства г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что 24.09.2015 г. она обратилась в Администрацию г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельною участка, государственная собственность на который не разграничена, в г.о. Самара, без проведения торгов №СП-9/5828. Распоряжением Департамента градостроительства № РД-877 от ДД.ММ.ГГГГ Мустафиной М. С. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность на основании пп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ. Она является ветераном Великой Отечественной войны. Напротив её дома находится земельный участок площадью <данные изъяты>, который 15.05.1991 г. отводился ей на 1 год под огород, позже срок действия разрешения был продлен до 15.05.1994 г. Указанным земельным участком она продолжает пользоваться до настоящего времени для ведения личного подсобного хозяйства.
Ссылаясь на незаконность отказа, просит признать действия Департамента градостроительства г.о. Самара, выразившиеся в вынесении Распоряжения № № от 11.08.2016 г. об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена незаконными, обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в 30-дневный срок с момента вступления в силу решения вынести распоряжение о предварительном согласовании предоставления ей земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в г.о. Самара, без проведения торгов, по адресу: <адрес>, участок б\н.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала.
Представитель административного ответчика Департамента градостроительства г.о. Самара в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель заинтересованного лица администрации г. о. Самары в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с п.1 ст.39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 11.10 п. 16 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Из материалов дела следует, что 24.09.2015 г. истица обратилась в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка для ведения огородничества площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>, без проведения торгов, на основании п.7 ст.39.5 ЗК РФ, т.е. по основаниям, предусмотренным региональным законодательством. К заявлению был приложена подготовлена заявительницей схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, сведений о её утверждении уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления не имеется.
Распоряжением Департамента градостроительства № РД-877 от 11.08.2016 г. Мустафиной М. М. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность на основании п. а. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ.
Из оспариваемого распоряжения следует, что ответчик считает невозможным образование земельного участка на основе схемы его расположения, поскольку, по мнению ответчика, образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется, в соответствии с п.3 ст.11.3 ЗК РФ, исключительно на основе утвержденного проекта межевания территории.
Указанный отказ Департамента градостроительства г. о. Самары является необоснованным.
Действительно, в силу пп.4 п.3 ст.11.3 ЗК РФ, образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Под элементами планировочной структуры, согласно п.1 ст.41 ГрК РФ, понимаются, в частности, микрорайоны и кварталы. Поэтому, если испрашиваемый истицей земельный участок расположен в пределах квартала, застроенного многоквартирными домами, формирование занимаемого им земельного участка, действительно, возможно только на основе проекта межевания территории. Однако формирование земельного участка, занимаемого многоквартирным домом, по обращению уполномоченного заявителя во всех случаях является обязанностью органа местного самоуправления в силу п.4 ст.16 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ». Поэтому отсутствие проекта межевания территории не может являться основанием для отказа в формировании земельного участка по этому обращению, поскольку организация разработки проекта межевания территории относится к компетенции ответчика. В этом случае ответчик был обязан обеспечить разработку проекта межевания территории и его передачу на утверждение Главе администрации г.о. Самара. Орган местного самоуправления не вправе перекладывать на заявителя обязанность по проведению мероприятий, необходимых для формирования земельного участка.
Кроме того, ст. 11.10 п. 16 ЗК РФ, на основании которой истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, не содержит такого основания отказа в утверждении схемы, как отсутствие проекта межевания территории. Согласно требований указанной статьи основанием для отказа в утверждении схемы является расположение земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Как установлено судом, испрашиваемый истцом земельный участок расположен в зоне Ж-2 (малоэтажной смешанной жилой застройки). Одним из разрешенных видов использования земельных участков этой зоны являются использование под сады и огороды. Истица просит предоставить в собственность земельный участок для огородничества, который относится к разрешенному виду использования данной территориальной зоны. Испрашиваемый истцом земельный участок согласно представленной ответчиком выкопировки не находится в красных линиях.
При указанных обстоятельствах, учитывая то, что в судебном заседании установлено несоответствие отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка требованиям закона, требования Мустафиной М. С. о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства г. о. Самары являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 277 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Учитывая, что заявление Мустафиной М. С. о предварительном согласовании предоставления земельного участка не было рассмотрено надлежащим образом, на ответчика подлежит возложению обязанность возобновить рассмотрение заявления Мустафиной М. С. с учетом обстоятельств, установленных решением суда.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░.░. ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 24.09.2015 ░. №░░-9/5828.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░ ░/░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22.12.2016 ░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░.