Дело № 2а-469/2018
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
р.п.Зубова Поляна 16 апреля 2018 г.
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Заренковой Л.Н.,
при секретаре Антоновой О.А.,
с участием в деле:
административного истца Пикаева Д.Д., участие которого обеспечено с использованием системы видеоконференц-связи, его представителя Анощенковой С.В., действующей на основании доверенности,
административного ответчика - Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия», его представителя Денисовой Н.И., действующей на основании доверенности,
административных ответчиков Забайкина С.И., Гнутова А.В., Нецкина И.В., Шиндякова И.С., Иванова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Пикаева Д.Д. об оспаривании действий сотрудников администрации Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия»,
установил:
Пикаев Д.Д. обратился в суд с административным иском об оспаривании действий сотрудников администрации ФКУ ИК-10 УФСИН России по Республике Мордовия.
Требования мотивированы тем, что 04 августа 2017 г. был переведен из ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия для отбытия наказания в единое помещение камерного типа (далее по тексту - ЕПКТ). В ходе обыска при переводе у него были изъяты личные вещи и продукты: чай, кофе, молебные четки, полотенца, что подтверждается актом изъятия от 18 августа 2017 г. Считает действия администрации исправительного учреждения по изъятию личных вещей и продуктов не соответствующими требованиям статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295. В связи с чем, просит признать указанные действия должностного лица - административного ответчика незаконными и возложить обязанность по возврату изъятых вещей и продуктов.
Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены начальник ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия Забайкин С.И., а также должностные лица указанного исправительного учреждения Гнутов А.В., Нецкин И.В., Шиндяков И.С., Иванов В.В., чьи действия оспаривает административный истец.
В судебном заседании административный истец Пикаев Д.Д. административный иск поддержал по основаниям, изложенным в нём. Суду пояснил, что по прибытию в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия для отбывания дисциплинарного взыскания в единое помещение камерного типа в ходе обыска сотрудниками администрации исправительного учреждения у него были незаконно изъяты чай, кофе, молебные четки и полотенце, не входящие в Перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать. Считает действия административных ответчиков по изъятию личных вещей и продуктов питания незаконными.
В судебное заседание представитель административного истца Анощенкова С.В. не явилась по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного разбирательства извещена своевременно и надлежащим образом.
Представитель административного ответчика - ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия - Денисова Н.И. в судебном заседании административный иск не признала в полном объеме, пояснив, что действительно 04 августа 2017 г. Пикаев Д.Д. прибыл в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия для отбывания дисциплинарного взыскания в ЕПКТ. До прибытия в указанное исправительное учреждение администрацией ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия он был водворен в штрафной изолятор (далее по тексту - ШИЗО) сроком на десять суток. По состоянию на 04 августа 2017 г. оставшаяся часть указанного дисциплинарного взыскания составляла шесть суток, в связи с чем, административный истец по прибытию в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия был помещен в ЕПКТ на правах ШИЗО, перед которым подвергнут полному обыску. По завершению обыска Пикаевым Д.Д. сотрудникам отдела безопасности исправительного учреждения добровольно сданы чай в количестве одной пачки, молебные четки и полотенце, взамен которого выданы два полотенца установленного образца. Указанные вещи и продукты питания были возвращены административному истцу по окончании срока дисциплинарного взыскания. Также пояснила, что в ходе обыска, проведенного в отношении Пикаева Д.Д., кофе у последнего обнаружено не было.
Административные ответчики Шиндяков И.С., Иванов В.В., Нецкин И.В. в судебном заседании административный иск не признали в полном объеме, пояснив, что в силу должностных обязанностей имеют право на производство личного обыска осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия. В соответствии с Приказом № 64 дсп от 20 марта 2015 г. "Об утверждении порядка проведения обысков и досмотров в исправительном учреждении и прилегающих к ним территорий, на которых установлены режимные требования" при приеме осужденных в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, ЕПКТ, одиночные камеры они подвергаются полному обыску. 04 августа 2017 г. в ходе обыска, проведенного ими в отношении Пикаева Д.Д., прибывшего в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия для отбывания дисциплинарного взыскания в ЕПКТ, административным истцом добровольно сданы предметы одежды, а также чай, молебные четки, полотенце. Кофе, на который ссылается Пикаев Д.Д. в исковом заявлении и объяснениях, данных в ходе судебного заседания, обнаружен у него не был.
Административные ответчики Забайкин С.И., Гнутов А.В. в судебное заседание не явились, в заявлениях от 13 апреля 2018 г. ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Оснований для отложения судебного разбирательства не усматривается, и суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Реализуя конституционные предписания, часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.
Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.
Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.
Как предусмотрено частями 2, 4 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
Особенности правового положения указанной категории лиц заключаются в законном ограничении прав осужденных как меры, направленной на их исправление в условиях изоляции от общества, что является неизбежным следствием применяемого к ним вида наказания.
Если лицо содержится под стражей, государство должно обеспечить его содержание в условиях, которые совместимы с уважением его человеческого достоинства, и способ и метод исполнения этой меры не должны подвергать его страданиям и трудностям, превышающим неизбежный уровень, присущий содержанию под стражей, и с учетом практических требований заключения его здоровье и благополучие должны быть адекватно защищены (Постановление ЕСПЧ от 26 октября 2000 г. по делу "К. против Польши").
Исходя из положений частей 1, 3, 6 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Администрация исправительного учреждения вправе производить досмотр находящихся на территории исправительного учреждения и на прилегающих к нему территориях, на которых установлены режимные требования, лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что Пикаев Д.Д., отбывающий наказание в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия, 04 августа 2017 г. прибыл в ФКУ ИК№ УФСИН России по Республике Мордовия для содержания в ЕПКТ за допущенное нарушение установленного порядка отбывания наказания.
Согласно пункта 157 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. № 295 осужденным, переведенным в ПКТ, ЕПКТ или одиночные камеры в порядке взыскания, не разрешается брать с собой имеющиеся у них личные вещи, кроме продуктов питания, двух полотенец установленного образца, алюминиевой кружки, нижнего белья по сезону и носков установленного образца, мыла, зубного порошка, пасты, зубной щетки, туалетной бумаги, предметов личной гигиены, тапочек, а также религиозной литературы (не более 1 экземпляра), предметов культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения. Средства индивидуальной гигиены, одноразовые бритвы, посуда для приема пищи (за исключением кружек) и сигареты хранятся в специально отведенном месте и выдаются осужденным младшим инспектором по надзору за осужденными в ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах только на определенное распорядком дня время.
Исходя из вышеприведенных норм, условия содержания осужденных в ЕПКТ предполагают обеспечение администрацией исправительного учреждения возможности иметь при себе два полотенца установленного образца, чай, кофе, молебные четки, которые не включены в Перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, утвержденный приложением № 1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Вместе с тем доказательств нарушения прав административного истца на возможность иметь при себе в ЕПКТ указанные предметы и продукты питания в материалы дела не представлено.
Так из объяснений представителя административного ответчика, административных ответчиков судом установлено, что при прибытии в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия в ходе проведенного в отношении административного истца Пикаева Д.Д. обыска, последний добровольно передал на склад полотенце банное размером 110 см х 150 см, взамен которого выданы два полотенца установленного образца, чай в количестве 100 грамм, четки белые и предметы одежды.
Указанное обстоятельство подтверждается справкой заместителя начальника отдела безопасности ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия Иванова В.В.
Предметы и личные вещи осужденного Пикаева Д.Д. (полотенце банное, шарф, шорты, костюм х/б, рубашка, футболка, чай, четки) были переданы на склад ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия, о чём свидетельствует акт от 18 августа 2017 г., в котором имеется оценка стоимости личных вещей и предметов на общую сумму 110 рублей.
После отбытия дисциплинарного взыскания указанные вещи и предметы возвращены Пикаеву Д.Д., что подтверждается его подписью в акте от 18 августа 2017 г., не содержащем каких-либо претензий административного истца к сотрудникам ФКУ ИК№ УФСИН России по Республике Мордовия.
Оценив, представленные сторонами доказательства, и установив, что полотенце, чай, молебные четки не были изъяты у административного истца, а сданы им добровольно, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений прав Пикаева Д.Д., в связи с чем, требование о незаконности действий административных ответчиков по изъятию указанных предметов и чая удовлетворению не подлежит, также как и требование о возложении обязанности по их возврату, ввиду того, что они получены административным истцом после отбытия дисциплинарного взыскания.
Оснований для удовлетворения требования административного истца о незаконности действий административного ответчика по изъятию кофе при переводе в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия для содержания в ЕПКТ суд также не находит, в виду следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 62 КАС Российской Федерации, Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Исходя из содержания и смысла указанной нормы закона на административного истца возложена обязанность подтвердить сведения об изъятии у него кофе при помещении в ЕПКТ за нарушение установленного порядка отбывания наказания.
Однако, такие доказательства административным истцом суду не представлены, а сами по себе утверждения Пикаева Д.Д. об обратном суд не может принять во внимание.
Акт приема личных вещей и предметов от 18 августа 2017 г. также не содержит указания на кофе, переданного Пикаевым Д.Д. на хранение на склад ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия.
По смыслу статьи 227 КАС Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В данном случае, одновременное наличие таких условий судом не установлено, доказательств того, что в результате оспариваемых действий административных ответчиков нарушено какое-либо право Пикаева Д.Д., либо создана угроза нарушения таких прав, не представлено.
Учитывая изложенное правовое регулирование и установленные фактические обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях административных ответчиков нарушений прав Пикаева Д.Д., следовательно, административный иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░