Дело № 2-741/2019
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 декабря 2019 года г. Кировск
Кировский городской суд Мурманской области
в составе председательствующего судьи Чайка О.Н.
при секретаре Васильевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Апатиты Мурманской области (межрайонное) к Румянцевой Наталье Борисовне о взыскании необоснованно полученной пенсии,
у с т а н о в и л:
Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ в г. Апатиты Мурманской области (межрайонное) (далее – ГУ – УПФ РФ в г. Апатиты) обратилось в суд с иском о взыскании с Румянцевой Н.Б. излишне необоснованно полученной пенсии в размере 69 274 рубля 08 копеек. В обоснование заявленных требований указал, что с 05 сентября 2005 года по 30 июля 2016 года Румянцева Н.Б. являлась получателем страховой пенсии по случаю потери кормильца, выплата которой продлена по 30 июня 2018 года, то есть по день окончания обучения в ... на основании справки из учебного заведения № 7 от 19.09.2016. Приказом № 69-п от 28.09.2017 Румянцева Н.Б. была отчислена из учебного заведения, в связи с чем распоряжением ГУ – УПФ РФ в г. Апатиты от 26.07.2018 ответчику прекращена выплата пенсии с 01.10.2017. Поскольку ответчик не сообщила об отчислении органу, осуществляющему выплату пенсии; образовалась переплата пенсии в вышеуказанном размере, которая не возмещена до настоящего времени. Просит взыскать с ответчика сумму ущерба в виде необоснованно полученной пенсии в размере 69 274 рубля 08 копеек, а также государственную пошлину
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие, на удовлетворении заявленных требований настаивает.
Судебные повестки в судебные заседания, назначенные на 20 ноября 2019 года и 03 декабря 2019 года, были направлены ответчику по адресу его регистрации: ..., однако получены ответчиком не были и возвращены в суд.
В силу статьи 35 Гражданского кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна добросовестно пользоваться своими процессуальными правами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам, либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу (пункт 63).
По смыслу приведенных выше процессуальных норм суд считает, что ответчик Румянцева Н.Б. надлежащим образом извещена судом о дне слушания дела, но злоупотребила своим правом, не явившись в суд и не представив сведения о причинах неявки, в связи с чем, в соответствии с частью 4 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
При указанных обстоятельствах, суд, в силу статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, усматривает наличие оснований о рассмотрении дела в порядке заочного производства, ограничившись исследованием доказательств, представленных истцом. Истец против вынесения по делу заочного решения не возражает.
В соответствии с частью 4 и частью 5 статьи 167, статьей 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон, в порядке заочного производства, ограничившись исследованием доказательств, представленных истцом.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39 часть 2), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
Лицам, указанным в подпункте 3 пункта 1 статьи 11 вышеуказанного закона, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца.
Таким образом, исходя из содержания приведенной нормы целью предоставления данной социальной выплаты является создание благоприятных условий для получения образования.
При этом в соответствии с частью 6 статьи 5 и пункта 8 части 1 статьи 4 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» социальная пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным гражданам. Данная пенсия представляет собой ежемесячную государственную денежную выплату, которая предоставляется им в целях обеспечения их средствами к существованию.
Статьей 13 названного закона установлено, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона «О страховых пенсиях», регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 23 указанного Федерального закона пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Социальная пенсия по случаю потери кормильца назначается на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным (подпункт 5 пункта 4 статьи 23 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определено, что прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.
Согласно пункту 5 статьи 26 Федерального закона «О страховых пенсиях» пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Федерального закона «О страховых пенсиях» в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию по делу о возврате неосновательного обогащения, является факт приобретения имущества за счет другого лица при отсутствии к тому правовых оснований.
В силу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Таким образом, действующее законодательство не допускает возложения на гражданина обязанности по возврату сумм пенсии при отсутствии недобросовестности со стороны получателя пенсии и счетной ошибки. Бремя доказывания недобросовестности лежит на лице, требующем возврата неосновательного обогащения. При этом добросовестность гражданина-приобретателя предполагается. Обязанность по возмещению Пенсионному фонду выплаченной пенсии возникает лишь в случае виновного поведения лица, выразившегося в предоставлении в пенсионный орган недостоверных сведений или не предоставлении сведений, которые влекут прекращение выплаты пенсии либо влияют на размер выплаты.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, с 05.09.2005 по 30.07.2016 Румянцевой Н.Б., ... года рождения, назначена пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации (л.д. 7).
Распоряжением ГУ – УПФР в г. Кировске от 10.10.2016 года № 2435 Румянцевой Н.Б. продлена выплата страховой пенсии по случаю потери кормильца с 31.07.2016 по 30.06.2018 (л.д. 9).
Согласно справке ... № 7 от 19.09.2016, представленной Румянцевой Н.Б. в ГУ – УПФ РФ в г. Кировске при обращении с заявлением о назначении пенсии, срок обучения ответчика в учреждении по очной форме составляет 01.09.2014 по 30.06.2018 (л.д. 13).
Как следует из справки ... № 905 от 18.07.2018 Румянцева Н.Б. с 01.09.2014 по 28.09.2017 являлась студенткой по очной форме обучения по специальности «...» на основании приказа о зачислении № 46-К-ст от 28.08.2014, приказа об отчислении № 69-п-ст 28.09.2017 (л.д. 15).
26 июля 2018 года ГУ – УПФР в г. Апатиты вынесено распоряжение о прекращении выплаты пенсии с 01 октября 2017 года (л.д. 14).
Из справки-расчета на Румянцеву Н.Б. и выписке по ее лицевому счету следует, что за период с 01 октября 2017 года по 30 июня 2018 года ответчику выплачена пенсия по случаю потери кормильца в размере 69 274 рубля 08 копеек (л.д. 16-17).
09 октября 2018 года, 12 декабря 2018 года и 24 апреля 2019 года ГУ – УПФР в г. Апатиты в адрес Румянцевой Н.Б. по адресу регистрации по месту жительства: ... направило уведомление о выявленной переплате социальной пенсии по случаю потери кормильца и необходимости обращения в ГУ – УПФР в г. Апатиты для решения указанного вопроса (л.д. 19-21).
Как установлено судом, до настоящего времени переплаченные суммы социальной пенсии ответчиком истцу не возвращены, доказательств обратного суду не представлено.
Оценив представленные истцом доказательства, суд приходит к выводу, что переплата пенсии по случаю потери кормильца образовалась по вине Румянцевой Н.Б., не сообщившей ГУ – УПФ РФ в г. Апатиты об отчислении из учебного заведения в нарушение пункта 5 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пункта 12 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», действовавших в период возникновения спорных правоотношений.
Таким образом, поскольку Румянуцева Н.Б. отчислена из учебного заведения с 28 сентября 2017 года, с указанной даты она утратила право на получение пенсии по случаю потери кормильца, а следовательно, полученные ею денежные средства за период с 01 октября 2017 года по 30 июня 2018 года являются неосновательным обогащением, подлежащим взысканию с ответчика в пользу истца в размере, определенном на основании справки-расчета, с учетом того, что данный расчет ответчиком не оспорен и судом признан правильным.
На основании пункта 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации сумма подлежащей взысканию с ответчика государственной пошлины в пользу истца, оплаченной последним по платежному поручению № 513984 от 18.10.2019 составляет 2278 рублей 22 копейки ((69274,08 – 20000,00) х 3% + 800,00)).
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Апатиты Мурманской области (межрайонное) к Румянцевой Наталье Борисовне о взыскании необоснованно полученной пенсии – удовлетворить.
Взыскать с Румянцевой Натальи Борисовны в пользу Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда РФ в г. Апатиты Мурманской области (межрайонное) необоснованно полученную за период с 01 октября 2017 года по 30 июня 2018 года страховую пенсию по случаю потери кормильца в сумме 69 274 рубля 08 копеек и судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2278 рублей 22 копейки, а всего взыскать 71 552 (семьдесят одна тысяча пятьсот пятьдесят два) рубля 30 копеек.
Ответчик Румянцева Н.Б. вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком Румянцевой Н.Б. заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: О.Н. Чайка