Дело № 2-2735/2014г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 декабря 2014 года Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Козловой Е.В.,
При секретаре судебного заседания Ериной Е.П.,
С участием адвоката Буевой О.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цукановой О. Я. к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, войсковой части 25801-13 о признании права на включение в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата,
УСТАНОВИЛ:
Истица Цуканова О.Я. обратилась в суд с иском и просит признать за ней и членами ее семьи – дочерью Цукановой Н.Г., сыном – Цукановым П.Г., женой сына – Цукановой Т.С., внуком – Цукановым А.П., право на включение в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050.
Свои требования мотивирует тем, что с <дата> постоянно проживает на территории закрытого военного городка <адрес>. <дата> квартира была предоставлена матери истицы Б. на семью из двух человек на основании протокола войсковой части <номер>. В настоящее время в квартире с истицей проживают дочь - Цуканова Н.Г., сын – Цуканов П.Г., жена сына – Цуканова Т.С., внук – Цуканов А.П. Исходя из общей площади жилого помещения в размере <данные изъяты> и количества совместно проживающих членов семьи, истица нуждается в жилом помещении, поскольку на одного члена семьи приходится площадь в размере <данные изъяты>, что составляет менее размера учетной нормы, установленной органом местного самоуправления. При этом ни истица, ни члены ее семьи не имеют в собственности или ином вещном праве никакого иного жилого помещения. Истица и члены ее семьи относятся к категории лиц, подлежащих переселению из закрытого военного городка, как не имеющие связи с Вооруженными силами Российской Федерации и имеют право на государственную финансовую поддержку обеспечения жильем.
<дата> истица обратилась в ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" с письменным заявлением о включении истицы и членов ее семьи в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" как относящийся к категории граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков.
<дата> заместителем начальника управления ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" было принято решение об отказе в признании истицы и членов ее семьи участниками указанной подпрограммы ввиду отсутствия права на получение сертификата, поскольку истица не относится ни к одной категории граждан, перечисленных в нормативных документах, не стоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, истица ограничена в конституционном праве на государственное обеспечение жильем.
Истица Цуканова О.Я. в судебное заседание не явилась, о дате и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, ее интересы по доверенности представляет адвокат Буева А.А. (доверенность л.д. 21).
Представитель истицы Цукановой О.Я. – адвокат Буева О.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание инее явился, о дате и месте рассмотрения извещен надлежаще, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 40).
В суд также представлены письменные возражения на заявление, приобщенные к материалам дела (л.д. 52-53), из которых следует, что ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ полагает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в уведомлении <номер> от <дата> об отказе в признании участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по Министерству обороны РФ.
Приказом министра Обороны РФ от 8 ноября 2011 года №2050 утвержден порядок формирования списков граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным Законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, состоящих на учете в Министерстве Обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных силах Российской Федерации.
В подпункте "б" п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительством РФ от 21.03.2003 г. №153, указана следующая категория лиц, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков. Как следует из вышеуказанных нормативно-правовых актов, государственный жилищный сертификат является социальной выплатой, государственной финансовой поддержкой, направленной на выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан. Следовательно, правом на получение таковой выплаты в виде государственного жилищного сертификата могут обладать лица, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению их жильем. Факт проживания гражданина на территории закрытого военного городка в течение определенного времени в связи со служебными (трудовыми) отношениями и прекратившим эти отношения по своей инициативе сам по себе не может являться достаточным основанием для предоставления такой выплаты. Необходимым условием для разрешения вопроса может ли быть гражданин отнесен к категории лиц, подлежащих переселению, то есть имеются ли у государства обязательства по обеспечению его другим жилым помещением, относится ли военный городок к числу закрытых и по каким причинам гражданин утратил связь с военным ведомством.
Истица с Министерством обороны Российской Федерации не имеет ни каких трудовых отношений, отсутствует правовой статус гражданина, подлежащего отселению из закрытых военных городков. Истица не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях и установленным порядком не признана участником Подпрограммы. Министерство обороны РФ не имеет перед заявителем каких-либо обязанностей по обеспечению его жилыми помещениями (л.д. 39-40).
Представитель ответчика Министерство обороны Российской Федерации в судебное заседание инее явился, о дате и месте рассмотрения извещен надлежаще, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 37).
В суд представлены письменные возражения, из которых следует, что Министерство обороны РФ исковые требования не признает. Приказом министра Обороны РФ от 8 ноября 2011 года №2050 утвержден порядок формирования списков граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным Законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, состоящих на учете в Министерстве Обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных силах Российской Федерации.
Категории граждан, имеющие право на получение за счет федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии), для приобретения жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, выдаваемым Министерством обороны РФ в рамках подпрограммы, установлены правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов. Истица из категорий не относится, соответственно правом на получение государственного жилищного сертификата отсутствуют.
Основанием, дающим истице право на получение субсидии на приобретение жилья за счет бюджета, реализация которого осуществляется путем выдачи государственных жилищных сертификатов, являлось наличии у территории места проживания истицы статуса закрытого военного городка, то есть наличие условия, предусмотренного подпунктом "б" пункта 5 Правило выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы.
Целью предоставления субсидий по указанному основанию является необходимость отселения из указанных населенных пунктов лиц, утративших связь с военным ведомством и спецификой данных населенных пунктов.
Распоряжением Правительства РФ от 02.08.2001 года № 1035-р "О внесении изменений в Перечень имеющих жилищных фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и органов федеральной службы безопасности, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 года № 752-р" подраздел "г. Серпухов – 13", исключен из перечня закрытых военных городков имеющих жилищный фонд.
В связи с исключением его из перечня имеющих жилищных фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и органов ФСБ, необходимость в отселении граждан из г. Серпухов – 13 отпала, что свидетельствует об отсутствии условий, при наличии которых у гражданина возникает право на получение субсидии на переселение за счет средств федерального бюджета. Таким образом, Министерством обороны РФ права и свободы истицы не нарушены (л.д. 44-47).
Представитель ответчика войсковой части 25801-13 в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения извещен надлежаще, сведений уважительности причин не явки не представил, об отложении дела не просил.
Третье лицо Цуканов Г.А. в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, в котором также указал, что исковые требования поддерживает и просит их удовлетворить в полном объеме (л.д. 30).
Третье лицо Цуканов П.Г. в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, в котором также указал, что исковые требования поддерживает и просит их удовлетворить в полном объеме (л.д. 29).
Третье лицо Цуканова Н.Г. в судебное заседание не явилась, о дате и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, в котором также указала, что исковые требования поддерживает и просит их удовлетворить в полном объеме (л.д. 28).
Треть лицо Цуканова Т.С., действующая в своих интересах и в несовершеннолетнего Цуканова А.П. в судебное заседание не явилась, о дате и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, в котором также указала, что исковые требования поддерживает и просит их удовлетворить в полном объеме (л.д. 27).
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителей ответчиков и третьих лиц в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истицы Цукановой О.Я. – адвоката Буеву О.А., проверив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, на основании решения исполкома в/ч <номер> Б. и ее дочери – Михайловой О.Я., предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается корешком ордера <номер> от <дата> (л.д. 5).
Согласно справке ОАО "Славянка" Филиал "Подольский" от <дата> <номер>, Б. была зарегистрирована по адресу: <адрес> с <дата> снята с регистрационного учета <дата> (л.д. 65).
Б. в <дата> в войсковой части <номер> военную службу не проходила (л.д. 68).
Родителями Михайловой О. Я. являются А. и Б. (л.д. 13).
Брак между Цукановым Г. А. и Цукановой О. Я. прекращен <дата> (л.д. 14).
Родителями Цуканова П. Г., Цукановой Н. Г. являются Цуканов Г. А. и Цуканова О. Я. (л.д. 15-16).
Цуканов П. Г. и Ананьева Т. С. заключили брак <дата>. После заключения брака присвоены фамилии: мужу – Цуканов, жене – Цуканова (л.д. 17).
Родителями Цуканова А. П., <дата> рождения, являются Цуканов П. Г. и Цуканова Т. С. (л.д. 18).
Решением Серпуховского городского суда Московской области от 05.10.2010 года Цуканова Т.С. и Цуканов А.П. признаны членами семьи Цукановой О.Я. Решение вступило в законную силу 22.12.2010 года (л.д. 19).
Согласно выписке из домовой книги по адресу: <адрес>, зарегистрированы: Цуканова О.Я., Цуканов Г.А., Цуканова Н.Г., Цуканов П.Г., Цуканова Т.С., Цуканов А.П. (л.д. 6), что также подтверждается актом проверки жилищных условий от <дата> (л.д. 7) и справкой ОАО "Славянка" Филиал "Подольский" от <дата> <номер> (л.д. 8).
Как видно из справки командира войсковой части <номер> от <дата> <номер>, Цуканова О.Я. проживает на территории закрытого военного городка <номер> по адресу: <адрес>. Военный городок <номер> является закрытым на основании Постановления Правительства Российской Федерации № 752-Р от 01.06.2000 года (л.д. 9).
<дата> Цуканова О.Я. обратилась в ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ с заявлением о включении ее и членов ее семьи супруга – Цуканова Г.А., сына – Цуканова П.Г., дочь – Цуканову Н.Г., сноху – Цуканову Т.С., внука – Цуканова А.П., в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" (л.д. 10).
Решением заместителя начальника ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ Ж. <номер> от <дата>, Цукановой О.Я., с составом семьи: супруг – Цуканов Г.А., сын – Цуканов П.Г., дочь – Цуканова Н.Г., супруга сына – Цуканова Т.С., внук – Цуканов А.П., отказано в признании участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года по Министерству обороны РФ, поскольку в соответствии с представленными документами заявитель ни к одной из категорий граждан, перечисленных в нормативных актах не относится, не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в МО РФ. Сведения не учтены в едином реестре военнослужащих, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договору социального найма, а также в электронной базе "Учет", следовательно, у заявителя и членов его семьи отсутствует право на получение жилого помещения по линии Министерства обороны РФ (л.д. 12).
Согласно выпискам из ЕГРП от <дата> Цуканов П.Г., Цуканова Т.С., Цуканов А.П., Цуканова Н.Г., Цуканов Г.А., Цуканова О.Я. в приватизации участия не принимали (л.д. 49-54).
По сообщению ОАО "Славянка" Филиал "Подольский" от <дата> <номер> балансодержателем квартиры, расположенной по адресу: <адрес> является Министерство обороны РФ (л.д. 86).
В судебном заседании так же установлено, что согласно сведениям Министерства имущественных отношений Московской области, спорное жилое помещение в реестре собственности Московской области не значится, согласно сведениям Администрации Серпуховского муниципального района - в реестре муниципальной собственности Серпуховского муниципального района так же не значится.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантируется каждому право на судебную защиту его прав и свобод.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать восстановления нарушенного права.
Способы защиты гражданских прав предусмотрены ст.12 ГК РФ.
В настоящее время действует федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050, включающая подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", также предусматривающая, что граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйствования, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством, имеют право на улучшение жилищных условий.
Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, что установлено Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года №153 (п. 1).
В рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание (п. 6 Правил).
В п. п. "б" п. 5 указанных выше Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153, предусмотрено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в частности, граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Исходя из указанных правовых норм, необходимым условием для участия в подпрограмме и получения жилищного сертификата является нуждаемость заявителя в жилом помещении, либо в улучшении жилищных условий.
Согласно подп. "а" п. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, Б. с <дата> по <дата> работала в войсковой части <номер>. На основании решения исполкома в/ч <номер> Б. и ее дочери – Михайловой О.Я., предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
В настоящее время в указанной квартире зарегистрированы и постоянно проживают Цуканова О.Я., Цуканов Г.А., Цуканова Н.Г., Цуканов П.Г., Цуканова Т.С., Цуканов А.П.
Решением заместителя начальника ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ Ж. <номер> от <дата>, Цукановой О.Я., с составом семьи: супруг – Цуканов Г.А., сын – Цуканов П.Г., дочь – Цуканова Н.Г., супруга сына – Цуканова Т.С., внук – Цуканов А.П., отказано в признании участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года по Министерству обороны РФ, поскольку в соответствии с представленными документами заявитель ни к одной из категорий граждан перечисленных в нормативных актах не относится, не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в МО РФ. Сведения не учтены в едином реестре военнослужащих, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а также в электронной базе "Учет", следовательно, у заявителя и членов его семьи отсутствует право на получение жилого помещения по линии Министерства обороны РФ.
Как следует из материалов дела, Цуканова О.Я. с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении в адрес ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ не обращалась. Отказа в признании ее нуждающейся в жилом помещении, Цуканова О.Я. не получала.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Цукановой О.Я. о признании за ней и членами ее семьи – дочерью Цукановой Н.Г., сыном – Цукановым П.Г., женой сына – Цукановой Т.С., внуком – Цукановым А.П., право на включение в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050.
Доводы стороны истицы о том, что она и члены ее семьи проживают в жилом помещении исходя из общей площади которого, на одного члена семьи приходится площадь в размере 7,68 кв.м., что составляет менее размера учетной нормы, установленной органом местного самоуправления, также не может служить основанием к удовлетворению исковых требований, поскольку это не лишает истицу возможности реализовать свои жилищные права на условиях и по основаниям, предусмотренным ЖК РФ.
Также суд считает не состоятельными доводы стороны истицы о том, что она подлежит переселению из зарытого военного городка, как лицо, не имеющее связи с Вооруженными силами Российской Федерации.
В п. п. "б" п. 5 указанных выше Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153, предусмотрено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в частности, граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Целью предоставления субсидии по приведенному выше основанию является необходимость отселения из указанных населенных пунктов лиц, утративших связь с военным ведомством, что определяется спецификой данных населенных пунктов.
При этом, должно иметь место наличие совокупности предусмотренных нормативными актами условий.
Учитывая то, что Цуканова О.Я. с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении в адрес ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ не обращалась, у истицы отпало условие, при наличии которого у нее имелось право на получение субсидии, и истица перестала отвечать установленным законодательством условиям для предоставления ей мер социальной поддержки на переселение по категории "граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков".
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ "░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░" ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ "░░░░░░" ░░ 2011-2015 ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 17.12.2010 ░░░░ № 1050, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 08 ░░░░░░░ 2014 ░░░░