судья: Захарова Т.Л. дело №33а-1041/2019
(дело №33а-12072/2018)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 февраля 2019 года город Симферополь
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего |
Кучеренко Н.В., |
судей |
Хожаиновой О.В., Терентьевой Н.А., |
при секретаре Дубровой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора города Алушты в защиту неопределённого круга лиц к Администрации города Алушты Республики Крым, заинтересованное лицо Управление имущественных отношений Администрации города Алушты Республики Крым о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе Администрации города Алушты Республики Крым на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 18 октября 2018 года, которым заявленные требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В., объяснения явившегося лица, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Прокурор города Алушты, действуя в защиту неопределённого круга лиц, обратился в Алуштинский городской суд Республики Крым с административным иском к Администрации города Алушты, в котором просил:
- признать незаконным бездействие в части не предпринятых мер по разработке критериев безопасности и правил эксплуатации гидротехнических сооружений по следующим объектам: берегоукрепительные сооружения межколхозного пансионата в г. Алуште, площадью застройки 17669, 10 кв.м., кадастровый номер № берегоукрепительные сооружения межколхозного пансионата (дорога) протяженностью 0,342 км., кадастровый №; противооползневые и берегоукрепительные сооружения г. Алушты на участке от очистных сооружений Черновских камней, площадью 5017,40 кв.м., кадастровый №; противооползневые и берегоукрепительные сооружения г. Алушты на участке от очистных сооружений до Черновских камней, площадью основания 46 868,00 кв.м., кадастровый №; противооползневые и берегоукрепительные сооружения г. Алушты на участке от очистных сооружений до Черновских камней, площадью основания 14775,70 кв.м., кадастровый №; берегоукрепительные и противооползневые сооружения пансионата «Морской берег» в г. Алуште площадью 8022,00 кв.м., кадастровый №; берегоукрепительные сооружения пансионата «Морской берег» (восточная зона) г. Алушта, площадью основания 3793,50 кв.м., кадастровый №; берегоукрепительные сооружения дома отдыха в с.Лазурном, площадью основания 16811,70 кв.м., кадастровый №; берегоукрепительные сооружения санатория «Карасан», площадью застройки 12498,60 кв.м., кадастровый №; берегоукрепительные сооружения санатория «Утёс», площадью застройки 15572,50 кв.м, кадастровый №; противооползневые берегоукрепительные сооружения турбазы «Карабах» площадью застройки 3046,00 кв.м., кадастровый №; подъездная дорога турбазы «Карабах», протяженностью км 147 м, кадастровый №; берегоукрепительные сооружения турбазы «Карабах», площадью застройки 14755,90 кв.м., кадастровый №; берегоукрепительные сооружения санатория «Ветеран» в г. Алуште, площадью застройки 3465,80 кв.м., кадастровый №; берегоукрепительные сооружения базы ДСО «Спартак» в г. Алуште площадью застройки 3129,30 кв.м., кадастровый №; берегоукрепительные сооружения базы отдыха «Эврика» площадью застройки 11389,10 кв.м., кадастровый №; берегоукрепительные сооружения пионерского лагеря «Кастель», площадью застройки 13304,40 кв.м., кадастровый №; берегоукрепительные сооружения в районе очистных сооружений санатория «Утес» г. Алушта, площадью застройки 20422,70 кв.м., кадастровый №; берегоукрепительные сооружения района балки Сатера для группы пионерских лагерей 1 комплекс, площадью застройки 6043,70 кв.м., кадастровый №; берегоукрепительные сооружения района балки Сатера для группы пионерских лагерей 3 комплекс площадью 2690,60 кв.м., кадастровый №; берегоукрепительные сооружения курортной поликлиники в г. Алушта, площадью 209,90 кв.м., кадастровый №; берегоукрепительные сооружения базы отдыха «Нева», площадью 14526,00 кв.м., кадастровый №; берегоукрепительные сооружения пансионата «Береговой» г. Алушта площадью 7708,10 кв.м., кадастровый №; берегоукрепительные сооружения, находившиеся в пользовании бывшего санатория Министерства обороны Украины в г. Алушта, площадью основания 4319,30 кв.м., кадастровый №; берегоукрепительные сооружения детского лечебно-оздоровительного центра «Кристалл», площадью застройки 18296,30 кв.м., кадастровый №; берегоукрепительные сооружения детской здравницы - пансионата «Кипарис», площадью основания 5463,50 кв.м., кадастровый №; берегоукрепительные сооружения Спортивно-оздоровительного лагеря «Студенческий Харьковского государственного Политехнического Университета» г. Алушта, площадью основания 4262,60 кв.м., кадастровый №; берегоукрепительные сооружения студенческого учебно-оздоровительного лагеря Политехник-1 Национального университета Львовская политехника, площадью застройки 3160,20 кв.м., кадастровый №; городская набережная в профессорском уголке между р. Чельменчи и БУС студенческого учебно-оздоровительного лагеря «Политехник-1» Национального университета «Львовская политехника» (г. Алушта), площадью застройки 4291,40 кв.м., кадастровый №; берегоукрепительные сооружения г. Алушта на участке от буны № до буны № (центральная набережная восточнее ротонды), площадью застройки 8762,60 кв.м., кадастровый №; берегоукрепительные сооружения НПО «Машиностроение», площадью застройки 8318,80 кв.м., кадастровый №; берегоукрепительные сооружения оздоровительного комплекса «Семидворье», площадью основания застройки 7276,40 кв.м., кадастровый №; берегоукрепительные сооружения спортивно-оздоровительного лагеря Московского энергетического института, площадью застройки 11326,10 кв.м., кадастровый №; берегоукрепительные сооружения спортивно-оздоровительного лагеря Московского авиационного института, площадью основания застройки 13259,80 кв.м, кадастровый №; берегоукрепительные сооружения пансионата «Рассвет» ОАО «Московский машиностроительный завод «Рассвет», площадью основания застройки 10600,50 кв.м., кадастровый №; берегоукрепительные сооружения пляжа Партенитского поселкового совета пгт. Партенит, площадью основания застройки 6649,50 кв.м., кадастровый №;
- возложить обязанность на Администрацию города Алушты разработать критерии безопасности гидротехнического сооружения, а также правила эксплуатации гидротехнического сооружения, а также правила эксплуатации гидротехнических сооружений по вышеуказанным объектам в течение трёх месяцев с момента вступления в силу решения суда.
Требования мотивированы тем, что на основании решения сессии Алуштинского городского совета Республики Крым от 09.11.2017 №28/2 (в редакции от 17.02.2017 №33/28) «О даче согласия на прием из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность гидротехнических сооружений» и передаточного акта от 24 мая 2017 года в собственность муниципального образования городского округа Алушта Республики Крым принято 36 объектов гидротехнических сооружений.
В ходе проведения Прокуратурой города Алушты проверки исполнения Администрацией города Алушты федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений на территории муниципального образования городской округ Алушта установлено, что должностными лицами Администрации города Алушты ненадлежащим образом исполняются требования Федерального закона от 21.07.1997 №117- ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Прокуратурой города Алушты в адрес главы Администрации города Алушты 04 апреля 2018 года внесено представление об устранении нарушений законодательства. По результатам рассмотрения указанного представления Администрацией города Алушты эффективных мер предпринято не было, вышеуказанные требования законодательства не выполнены. Таким образом, в нарушение статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ по вышеуказанным 36 объектам берегоукрепительных сооружений до настоящего времени не обеспечена надлежащая безопасность, не разработаны критерии безопасности гидротехнического сооружения, а также правила эксплуатации и соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников. Несоблюдение Администрацией города Алушты норм вышеуказанного законодательства в части безопасности гидротехнических сооружений влечёт нарушение прав неопределённого круга лиц на защиту их жизни и здоровья, создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью населения, а также их имуществу, окружающей среде в результате разрушения гидротехнического сооружения.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 18 октября 2018 года исковые требования прокурора города Алушты удовлетворены частично:
признано незаконным бездействие Администрации города Алушты Республики Крым в части непринятия мер по разработке критериев безопасности, а также правил эксплуатации гидротехнических сооружений в отношении берегоукрепительных сооружений с кадастровыми номерами
№
На администрацию города Алушты Республики Крым возложена обязанность в течение3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда разработать критерии безопасности и правила эксплуатации вышеуказанных гидротехнических сооружений
В удовлетворении иной части иска отказано.
В апелляционной жалобе Администрации города Алушты ставится вопрос об отмене судебного акта и постановлении нового, об отказе в удовлетворении иска.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда является незаконным и необоснованным. Так, бюджет муниципального образования городской округ Алушта на 2018 год был утверждён в июне 2017 года до принятия объектов берегоукрепительных сооружений в собственность Администрации города Алушты. На основании муниципальных контрактов на проведение независимой оценки были оказаны услуги по оценке рыночной стоимости недвижимого имущества (берегоукрепительных сооружений согласно техническому заданию) в ноябре 2017 года. Работы по обследованию объектов и разработке документации в 2017 году не проводились в связи с отсутствием средств, предусмотренных на данные работы. В 2018 году Администрацией города Алушты подготовлено техническое задание, проведены торги, определён исполнитель муниципального контракта для выполнения комплекса гидротехнических водолазных и работ в составе инженерно-геодезических изысканий, выданы страховые полисы на берегоукрепительные сооружения, находящиеся в муниципальной собственности. Кроме того, декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется и представляется в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений в течение 5 лет со дня вступления в силу указанного закона. Для осуществления данных работ необходимы денежные средства. Администрацией города Алушты направлены запросы в Министерство финансов Республики Крым о возможности получения данных средств из федерального республиканского бюджетов на 2019 год.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Прокуратуры Республики Крым по доверенности - Бирюк Д.Ю. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Администрация города Алушты явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечила, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом.
Согласно поступившему заявлению, представитель Администрации города Алушты Республики Крым и Управления имущественных отношений Администрации города Алушты Республики Крым просит рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных и неявившихся лиц, участвующих в деле, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Администрация города Алушты является собственником 33 объектов гидротехнических сооружений с кадастровыми номерами:
№
Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 15 октября 2018 года свидетельствуют, что собственником берегоукрепительных сооружений: дома отдыха в с.Лазурном, площадью основания 16811,70 кв.м., кадастровый №, и Спортивно-оздоровительного лагеря «Студенческий Харьковского государственного Политехнического Университета» г. Алушта, площадью основания 4262,60 кв.м., кадастровый №, является Республика Крым, а правообладателем ГАУ «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым».
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 15 октября 2018 года собственником берегоукрепительных сооружений района балки Сатера для группы пионерских лагерей 1 комплекс, площадью застройки 6043,70 кв.м., кадастровый №, является Чеченская Республика.
04 апреля 2018 года прокуратурой города Алушты главе Администрации города Алушты было внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, поскольку в муниципальную программу «Управление и распоряжение муниципальным имуществом муниципального образования городского округа Алушта Республики Крым на 2018-2020 годы», утверждённую постановлением Администрации города Алушты №2231 от 03.11.2017 г. включены только мероприятия о страховании гражданской ответственности владельца гидротехнического сооружения, а иные мероприятия, предусмотренные требованиями законодательства, отсутствуют.
Из письма главы Администрации города Алушта №1092/02-35-1639 от 08 мая 2018 года, адресованного Прокурору, следует, что в муниципальную программу «Управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования городского округа Алушта Республики Крым на 2018-2020 годы», утверждённую постановлением администрации города Алушты №2231 от 03.11.2017 г. включены мероприятия по страхованию гражданской ответственности владельца опасных объектов (ОКС), находящихся в казне муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым. Иные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» не включены в программу в связи с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 №255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений на основании декларации безопасности гидротехнического сооружения с присвоением соответствующего класса до 01 января 2019 года. Учитывая, что у принятых в муниципальную собственность берегоукрепительных сооружений декларации отсутствуют, их классифицируют как объекты капитального строительства. Для декларирования необходимо провести кадастровые работы по ОКСам, включая изготовление технических планов учёта изменения сооружений с образованием частей, закрепление координат этих частей с учётом границ на местности.
Из письма Министра финансов Республики Крым на письмо Администрации города Алушты о выделении средств из бюджета Республики Крым на изготовление проектной документации по безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений, следует, что в бюджете Республики Крым на 2017 год средства на обозначенные расходы не предусмотрены, Министерством предложено Администрации города Алушты планировать расходы на обозначенные цели в проекте местного бюджета на 2018 год.
08 октября 2018 года на требование прокуратуры города Администрацией города Алушты направлено письмо, согласно которому работы по обследованию объектов и разработке документации в 2017 году не проводились в связи с отсутствием средств, предусмотренных на данные работы. В 2018 году Администрацией подготовлено техническое задание, проведены торги, определён исполнитель муниципального контракта ООО «ПортГидроСервис» для выполнения комплекса гидротехнических и водолазных и работ в составе инженерно-геодезических изысканий. Во исполнение муниципального контракта №Ф.2018.204352 от 15 мая 2018 года страховщиком ООО «Зета Страхование» были выданы страховые полисы на берегоукрепительные сооружения находящиеся в муниципальной собственности, срок действия договоров 1 год, направлены запросы в Министерство финансов Республики Крым о возможности получения данных средств из федерального республиканского бюджетов.
Также, из информации, предоставленной Администрацией города Алушты №33а-1294/2019 от 13 февраля 2019 года, следует, что в мероприятия муниципальной программы «Управление и распоряжение муниципальным имуществом муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым на 2018-2020 годы», утвержденной постановлением Администрации города Алушты от 03.11.2017 г. №2231 с изменениями и дополнениями, в пределах доведенных лимитов бюджетных ассигнований в 2018 году включено и профинансировано Страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта (ГТС).
В соответствии с решением сессии Алуштинского городского совета №60/1 от 13 февраля 2019 года «О внесении изменений в решение 47 сессии 1 созыва Алуштинского городского совета от 23 ноября 2018 года № 47/157 «О бюджете муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» Управлению имущественных отношений дополнительно доведены лимиты бюджетных обязательств в сумме 24 555 360,00 рублей, по виду расходов «Расходы на мероприятия по управлению, распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности и приобретению права собственности».
Удовлетворяя частично административный иск, суд первой инстанции исходил из обоснованности административного иска прокурора, поданного в защиту конституционных прав на благоприятную окружающую среду неопределённого круга лиц в части бездействия Администрации города Алушты по разработке критериев безопасности, а также правил эксплуатации гидротехнических сооружений в отношении объектов гидротехнических сооружений, находящихся в её собственности. При этом, наличие нарушений в сфере содержания и эксплуатации гидротехнических сооружений административным ответчиком в судебном заседании не оспаривалось, а действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений с их финансовыми возможностями.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с указанным выводом суда первой инстанции соглашается, исходя из следующего.
Согласно части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Под защитой неопределённого круга лиц следует понимать защиту общих интересов физических лиц, когда установление их общего количества не требуется.
В силу статей 2, 41, 42 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый имеет право на охрану здоровья.
Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
К вопросам местного значения городского поселения, согласно пунктов 8, 26 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относится также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Согласно пунктам 10, 32, 26 Устава муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, принятого решением Алуштинского городского совета Республики Крым от 14.11.2014 №5/1, к вопросам местного значения городского округа относятся также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений регулирует Федеральный закон от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».
Гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Критерии безопасности гидротехнического сооружения - предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в составе декларации безопасности гидротехнического сооружения.
Обеспечение безопасности гидротехнического сооружения - разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения (статья 3 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»).
В частности, статьёй 9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» установлено, что собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов; содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям. обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении; обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несёт ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Пунктом 2 Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 27.02.1999 №237 предусмотрено, что эксплуатация гидротехнического сооружения может осуществляться собственником этого сооружения и (или) эксплуатирующей организацией только при наличии разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения, выданного органом, на который возложено осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений. Эксплуатация гидротехнического сооружения осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации этого сооружения, утверждаемыми собственником этого сооружения и (или) эксплуатирующей организацией по согласованию с органом государственного надзора.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о невыполнении органом местного самоуправления обязанностей, вытекающих из положений статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и пункта 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Бремя доказывания принятия таких мер и наличия уважительных причин неисполнения обязанности в установленный законом срок возлагается на административного ответчика.
Между тем, достоверные доказательства, свидетельствующие о том, что Администрацией города Алушты принимались такие конкретные меры по разработке критериев безопасности, а также правил эксплуатации гидротехнических сооружений в отношении гидротехнических сооружений, находящихся в собственности, суду первой инстанции, как и апелляционной, не представлены.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для частичного удовлетворения административного иска прокурора.
Доводы Администрации города Алушты, указанные в апелляционной жалобе, не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене судебного решения.
Ссылки апеллянта на положения Федерального закона от 03.07.2016 №255 «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений», что декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется и предоставляется в соответствующие федеральные органы исполнительной власти в течение 5 лет со дня вступления в силу указанного закона, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку предметом оспаривания является бездействие в части не предпринятых мер по разработке критериев безопасности и правил эксплуатации гидротехнических сооружений.
При указанных обстоятельствах, судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке, отсутствуют.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 177, 308-309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 18 октября 2018 года по административному делу №2а-1273/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Алушты Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: Н.В. Кучеренко
Судьи: О.В. Хожаинова
Н.А. Терентьева