Дело № 2-2306/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Волгоград 01 июля 2015 года
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
в составе председательствующего судьи Дорошенко О.Н.
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Волгограда к судебному приставу-исполнителю МО по ОИП УФССП по Волгоградской области ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области об уменьшении исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Администрация Волгограда обратилась в Ворошиловский районный суд г.Волгограда с иском к судебному приставу-исполнителю МО по ОИП УФССП по Волгоградской области ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области об уменьшении исполнительского сбора.
В обоснование требований указав, что решением Центрального районного суда г.Волгограда, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года, на администрацию Волгограда возложена обязанность предоставить гражданам жилые помещения по договорам социального найма, равнозначные ранее занимаемым в <адрес>, признанном аварийным и подлежащим сносу. На основании исполнительных листов судебным приставом-исполнителем МО по ОИП УФССП по Волгоградской области в отношении администрации Волгограда ДД.ММ.ГГГГ возбуждены исполнительные производства №, предмет исполнения - обязать администрацию г.Волгограда предоставить гражданам по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МО по ОИП УФССП по Волгоградской области вынесены постановления о взыскании с администрацией Волгограда исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей. Основанием для вынесения постановлений послужило неисполнение администраций Волгограда требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения. Администрация Волгограда полагает, что размер исполнительского сбора подлежит уменьшению по нижеследующим обстоятельствам. Мероприятия по расселению многоквартирного <адрес> осуществляются в рамках реализации областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области в 2013-2017 годах», утвержденной Постановлением Правительства Волгоградской области от 23.04.2013 года № 204-п. В рамках реализации Программы было заключено три муниципальных контракта на строительство на территории Волгограда следующих многоквартирных домов: жилой <адрес>; жилой дом по <адрес> в квартале <данные изъяты> в Краснооктябрьском районе; жилой <адрес> по <данные изъяты> в <адрес>. В связи с существенным нарушением подрядной организацией календарных графиков производства работ по строительству жилых домов по <адрес> и по <адрес> комитетом по строительству администрации Волгограда принято решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения муниципальных контрактов на строительство жилых домов. Запланированные в рамках указанных муниципальных контрактов мероприятия по строительству многоквартирных жилых домов заменены мероприятиями по приобретению жилых помещений на основании заключенного ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Волгограда и комитетом жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области дополнительного соглашения к соглашению о реализации областной адресной программы. В целях реализации Программы были объявлены электронные аукционы на приобретение жилых помещений. На участие во всех электронных аукционах поданы заявки, на основании которых заключены муниципальные контракты на поставку жилых помещений. ДД.ММ.ГГГГ департамент по жилищной политике администрации Волгограда обратился в МО по ОИП УФССП по Волгоградской области с просьбой об отложении исполнительных действий в рамках исполнительных производств № от ДД.ММ.ГГГГ года. После оформления права муниципальной собственности на приобретенные жилые объекты, Постановлением администрации Волгограда № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении по договорам социального найма жилых помещений (квартир) муниципального жилищного фонда Волгограда», ФИО8, ФИО4, ФИО9, ФИО10, ФИО7 и ФИО12 предоставлены квартиры № соответственно в <адрес>, что указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии вины администрации Волгограда в нарушении установленных судебным приставом-исполнителем сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа, следовательно являются основанием для уменьшения размера исполнительского сбора по указанному исполнительному производству. Просит суд уменьшить размер исполнительского сбора в отношении Администрации Волгограда по исполнительным производствам № от ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> до <данные изъяты> на основании ч.6,7 ст.112 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве».
Представитель истца – администрации Волгограда в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Ответчик судебный пристав-исполнитель МО по ОИП УФССП по Волгоградской области ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Представитель ответчика УФССП по Волгоградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обращался.
Третье лицо ФИО8 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, согласно представленному заявлению просит суд рассмотреть данное дело в ее отсутствие.
Иные лица участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения. Должник освобождается от уплаты исполнительского сбора в случае представления им доказательств того, что добровольное исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1, 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока на добровольное исполнение судебного акта (часть 2 статьи 112 Закона).
Согласно части 3 статьи 112 Федерального закона исполнительский сбор устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
В части 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном данным Федеральным законом, обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 названной нормы установлено право суда с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 13 июля 2001 года № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве» в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский» РФ в целом признал не противоречащей Конституции РФ возможность установления судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа и назвал исполнительский сбор мерой принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Указал на то, что эта мера является не правовосстановительной санкцией, а представляет собой санкцию штрафного характера, суть которой состоит в возложении на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Также Конституционный Суд Российской Федерации в названном Постановлении разъяснил, что исполнительский сбор в размере 7% от взыскиваемой суммы представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем (судебным приставом или судом). В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.
В судебном заседании установлено, что решением Центрального районного суда г.Волгограда, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года, на администрацию Волгограда возложена обязанность предоставить гражданам жилые помещения по договорам социального найма, равнозначные ранее занимаемым в <адрес>, признанном аварийным и подлежащим сносу.
На основании исполнительных листов судебным приставом-исполнителем МО по ОИП УФССП по Волгоградской области в отношении администрации Волгограда ДД.ММ.ГГГГ возбуждены исполнительные производства: № предмет исполнения - обязать администрацию г.Волгограда предоставить ФИО8 на состав семьи <данные изъяты> человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, равнозначное жилому помещению – <адрес>; №, предмет исполнения - обязать администрацию г.Волгограда предоставить ФИО4 на состав семьи <данные изъяты> человека по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, равнозначное жилому помещению – <адрес>; №, предмет исполнения - обязать администрацию <адрес> предоставить ФИО9 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, равнозначное жилому помещению – <адрес>№, предмет исполнения - обязать администрацию г.Волгограда предоставить ФИО10 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, равнозначное жилому помещению – <адрес>; №, предмет исполнения - обязать администрацию г.Волгограда предоставить ФИО11 на состав семьи <данные изъяты> человека по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, равнозначное жилому помещению – <адрес>; №, предмет исполнения - обязать администрацию г.Волгограда предоставить ФИО12 на состав семьи <данные изъяты> человека по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, равнозначное жилому помещению – <адрес>.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МО по ОИП УФССП по Волгоградской области вынесены постановления о взыскании с администрации Волгограда исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей.
Основанием для вынесения постановления послужило неисполнение администрацией Волгограда требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
Судом установлено, что мероприятия по расселению многоквартирного <адрес> осуществляются в рамках реализации областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области в 2013-2017 годах», утвержденной Постановлением Правительства Волгоградской области от 23.04.2013 года № 204-п.
В рамках реализации данной Программы было заключено три муниципальных контракта на строительство на территории Волгограда следующих многоквартирных домов: жилой <адрес>; жилой дом по <адрес> в квартале <данные изъяты> в <адрес>; жилой <адрес> по ул.им.Бахтурова в <адрес>.
Вместе с тем, в связи с существенным нарушением подрядной организацией календарных графиков производства работ по строительству жилых домов по <адрес> и по <адрес> комитетом по строительству администрации Волгограда принято решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения муниципальных контрактов на строительство жилых домов. Запланированные в рамках указанных муниципальных контрактов мероприятия по строительству многоквартирных жилых домов заменены мероприятиями по приобретению жилых помещений на основании заключенного ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Волгограда и комитетом жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области дополнительного соглашения к соглашению о реализации областной адресной программы.
В целях реализации Программы были объявлены электронные аукционы на приобретение жилых помещений. На участие во всех электронных аукционах поданы заявки, на основании которых заключены муниципальные контракты на поставку жилых помещений. ДД.ММ.ГГГГ департамент по жилищной политике администрации Волгограда обратился в МО по ОИП УФССП по <адрес> с просьбой об отложении исполнительных действий в рамках исполнительных производств №. После оформления права муниципальной собственности на приобретенные жилые объекты, Постановлением администрации Волгограда № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении по договорам социального найма жилых помещений (квартир) муниципального жилищного фонда Волгограда», ФИО8, ФИО4, ФИО9, ФИО10, ФИО7 и ФИО12 предоставлены квартиры № соответственно в <адрес>.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в данный момент администрацией Волгограда предприняты должные меры для исполнения исполнительного документа, что существенно снижает степень вины должника.
С учетом вышеупомянутой правовой позиции Конституционного Суда РФ, принимая во внимание наличие уважительных причин несвоевременного исполнения вступившего в законную силу судебного акта, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований, позволяющих снизить в установленных законом пределах размер исполнительского сбора, взыскиваемого с должника по исполнительному производству на одну четверть, с <данные изъяты> рублей до <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Администрации Волгограда к судебному приставу-исполнителю МО по ОИП УФССП по Волгоградской области ФИО14, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области об уменьшении исполнительского сбора - удовлетворить.
Уменьшить размер исполнительского сбора в отношении Администрации Волгограда по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> рублей до <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд <адрес>.
Председательствующий: О.Н.Дорошенко
Справка: Мотивированное решение суда составлено 06 июля 2015 года.
Судья: