Гражданское дело №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Магдагачи ДД.ММ.ГГГГ
Амурской области
Магдагачинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи О.Ю. Шаталовой,
при секретаре Ю.А. Губеевой,
с участием представителя третьего лица ФИО4 - адвоката Ю.А. Гримбаловой, предоставившей удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области к Общественной организации «<данные изъяты>» о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в Магдагачинский районный суд с исковым заявлением к Общественной организации «<данные изъяты>» о прекращении деятельности и исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование требований указано, что ответчик зарегистрирован на основании решения Управления Федеральной регистрационной службы по Амурской области. Сведения об общественной организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за ОГРН №. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ согласно данных ЕГРЮЛ адрес местонахождения организации: <адрес>, лица, действующие без доверенности от имени организации – Председатель – ФИО2, заместитель председателя – ФИО3. Организацией не представлялись в регистрирующий орган отчеты о продолжении своей деятельности за период с 2010 по 2014 г.г по установленным формам, утвержденным приказом Минюста России от 29 марта 2010 года № 72, что является неоднократным нарушением порядка предоставления отчетности, предусмотренного действующим законодательством Российской Федерации. Кроме этого, ответчиком ране допускались подобные нарушения в виде неоднократного непредставления соответствующих сведений о продолжении деятельности организации за период 2007-2009 г.г., по факту чего Управлением выносилось письменное предупреждение от 21 сентября 2010 года № 03-24/267, однако до настоящего времени нарушения не устранены. Информация об осуществлении деятельности организацией за период с 2010 по 2014 г.г. в Управлении отсутствует, каких – либо сведений и документов, подтверждающих наличие такой деятельности, в Управление не поступало. Общественное объединение обязано соблюдать законодательство РФ, ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Неоднократно не представляя в нарушение действующего законодательства в уполномоченный орган сведения для внесения изменений в указанные государственные информационные ресурсы, организация существенно нарушает права третьих лиц – пользователей данных информационных ресурсов на получение достоверной и полной информации о юридическом лице.
В судебное заседание представитель истца – Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.
Представитель ответчика Общественной организации «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, председатель общественной организации ФИО2 и заместитель председателя – ФИО3 о месте и времени рассмотрения дела извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела, о рассмотрении дела в отсутствие – суду не представлено.
Третьи лица ФИО5, ФИО7 о месте и времени рассмотрения дела извещены, причина неявки неизвестна.
Представитель третьего лица адвокат Гримбалова Ю.А. в судебном заседании считает, что заявленное требование удовлетворению не подлежит, поскольку непредставление сведений в регистрирующий орган не должно являться формальным основанием для прекращения деятельности общественной организации, поскольку ею не допущено неоднократных и грубых нарушений закона.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ судом определено рассмотреть данное дело в порядке заочного производства.
Выслушав представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Заявленными исковыми требованиями, рассматриваемыми в рамках настоящего гражданского дела, являются требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области к Общественной организации «<данные изъяты>» о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц.
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность общественных объединений, являются федеральные законы от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ, основные государственные гарантии права граждан на объединение, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируется настоящим Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами об отдельных видах общественных объединений. Особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов общественных объединений – профессиональных союзов, благотворительных и других видов общественных объединений, - могут регулироваться специальными законами, принимаемыми в соответствии с настоящим федеральным законом. Деятельность указанных общественных объединений до принятия специальных, а также деятельность общественных объединений, не урегулированная специальными законами, регулируется настоящим Федеральным законом.
В судебном заседании из материалов дела установлено, что общественная организация «<данные изъяты>» зарегистрирована в качестве юридического лица на основании решения Управления Федеральной регистрационной службы по Амурской области, сведения об общественной организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ за ОГРН №. Ответчику было выдано свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведений из Единого государственного реестра юридических лиц, полученных из официального сайта Федеральной налоговой службы России по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ адрес местонахождения организации : <адрес>; лица, действующие без доверенности от имени организации – председатель ФИО2, заместитель председателя – ФИО3. Учредителями (участниками) юридического лица являются: ФИО2, ФИО4, ФИО3, ФИО5. Основной вид деятельности – 91.33 Деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки. Дополнительные виды деятельности- издательская деятельность, прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах, розничная торговля в неспециализированных магазинах, полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области.
Согласно положений п.1.1-1.8 Устава Общественной организации «<данные изъяты>», утвержденного общим собранием учредителей ДД.ММ.ГГГГ, общественная организация «<данные изъяты>» является общественной организацией граждан, принимавших участие в боевых действиях в различных странах и в зонах вооруженных конфликтов, членов семей погибших и пропавших без вести. Организация является основанным на членстве независимым общественным объединением, созданным в соответствии с Конституцией РФ, ГК РФ, Федеральным законом «Об общественных объединениях», другими законодательными актами. Организация является юридическим лицом с момента государственной регистрации, пользуется правами и несет обязанности, предусмотренные законодательством РФ для общественных объединений. Организация может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть ответчиком и истцом в суде. Организация имеет обособленное имущество и самостоятельный баланс, рублевые и валютные счета в банковских учреждениях, круглую печать со своим наименованием. Общественная организация «<данные изъяты>» - добровольная, самоуправляемая, некоммерческая, общественная организация, созданная по инициативе группы граждан, объединившихся исходя из общих духовных интересов и совместной деятельности для защиты этих общих интересов и для реализации целей, указанных в уставе. Деятельность организации основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. В рамках, установленных законодательством, Организация свободна в определении своей внутренней структуры, форм и методов своей деятельности. Организация является местной общественной организацией. Осуществляет свою деятельность на территории <адрес>. Местонахождение и юридический адрес юридического лица – <адрес>.
Организация создана для реализации социальных интересов и гарантий граждан, принимавших участие в боевых действиях, и в зонах вооруженных конфликтов, членов семей, погибших и пропавших без вести. Основными целями организации являются: социальная адаптация членов организации и повышение их социальной активности; привлечение внимания государственных органов и органов местного самоуправления к проблемам в оказании помощи данной категории граждан; оказание психологической, моральной и материальной помощи ветеранам, инвалидам, членам семей погибших и умерших, содействие лечению и укреплению их физического состояния; увековечивание имен и подвигов погибших, формирование основанного на гуманизме общественного мнения о ветеранах боевых действий; героико – патриотическое и интернациональное воспитание(п.2.1-2.2 Устава).
Для достижения целей своей деятельности организация осуществляет – воспитание молодежи и создание военно – патриотического клуба; организует акции милосердия и благотворительности; участвует в создании и работе действующих молодежных объединений, клубов, кружков, секций, имеющих патриотическую и гуманистическую, интернациональную направленность и т.д. (п. 2.3 Устава). В интересах достижения уставных целей и задач Организация вправе – совершать от своего имени различные сделки(п.2.4 Устава).
В соответствии с п.2.5 Устава общественная организация «<данные изъяты>» как общественная организация обязана: соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права; обеспечивать гласность в своей деятельности; ежегодно информировать регистрирующие органы о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях организации; допускать представителей органа, зарегистрировавшего организацию, на проводимые организацией мероприятия; оказывать содействие представителям органа, зарегистрировавшего организацию, в ознакомлении с деятельностью организации в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации(п.2.5 Устава).
В соответствии с положениями ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ общественное объединение обязано: соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в п.6 ст.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческая организация представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (далее - уполномоченный орган), или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Некоммерческая организация представляет указанные документы в уполномоченный орган (его территориальный орган) непосредственно или в виде почтового отправления с описью вложения.
Общественное объединение представляет в уполномоченный орган (его территориальный орган), документы, содержащие информацию об объеме получаемых им от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Общественное объединение представляет указанные документы в уполномоченный орган (его территориальный орган) непосредственно или в виде почтового отправления с описью вложения.
В силу п.1, 3 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года № 705, государственный надзор за некоммерческими организациями осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами.
Согласно ст. 32 указанного Положения некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации. Некоммерческие организации, получившие денежные средства и иное имущество от иностранных источников, ведут раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках поступлений от иностранных источников, и доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках иных поступлений.
Некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение.
В судебном заседании установлено, что организацией с 2010 года по 2014 год не представлялись в регистрирующий орган отчеты о продолжении своей деятельности по установленным формам, утвержденным приказом Министерства юстиции России от 29 марта 2010 года № 72.
Информация об осуществлении деятельности организацией за указанный период в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области отсутствует, каких – либо сведений и документов, подтверждающих наличие такой деятельности, истцу не поступало. Каких – либо доказательств, предоставления либо направления истцу указанных сведений и документов – суду не представлено, ходатайств об их истребовании – не заявлено.
Кроме этого, в период с 25 августа по 13 сентября 2010 года Управлением Министерства юстиции РФ по Амурской области была проведена плановая выездная проверка деятельности ответчика на соответствие деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям, о чем ответчик был уведомлен. По результатам проверки 21 сентября 2010 года в адрес Общественной организации «<данные изъяты>» было вынесено предупреждение о недопустимости нарушения действующего законодательства, поскольку представленная в Управление Министерства юстиции РФ по Амурской области информация о деятельности общественной организации за 2007,2008,2009 г.г. не содержит необходимый набор данных и, следовательно не соответствует требованиям, установленным ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Общественной организации «<данные изъяты>» предписано устранить указанные нарушения законодательства в срок до 20 декабря 2010 года.
Каких – либо сведений и доказательств, подтверждающих устранение выявленных нарушения, суду не представлено, ходатайств об их истребовании не заявлено.
Сведений о том, что общественной организацией ведется какая – либо деятельность, о наличии имущества у организации, о намерении осуществлять деятельность в соответствии с целями её создания, у суда не имеется, каких – либо доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства, суду не представлено, ходатайств об истребовании – не заявлено. Поступившие в Магдагачинский районный суд фотографии и статьи из газеты «ВПЕРЁД» не подтверждают данные обстоятельства, как и отсутствие нарушений действующего законодательства со стороны общественной организации как юридического лица.
В соответствии с ч.4 ст. 29 Федерального закона № 82-ФЗ неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно ч.5 ст. 29 Федерального закона № 82-ФЗ неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, а также непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абз.8 ч.1 настоящей статьи (об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании) является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что общественная организация «<данные изъяты>» более пяти лет не исполняет обязанности, предусмотренные Федеральным законом «Об общественных объединениях». Указанные факты свидетельствуют о неоднократном нарушении организацией действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность некоммерческих организаций. Неоднократно не представляя, в нарушение действующего законодательства, в уполномоченный орган сведения для внесения изменений в указанные государственные информационные ресурсы, организация существенно нарушает права третьих лиц – пользователей данных информационных ресурсов на получение достоверной и полной информации о юридическом лице.
Сведений и доказательств об уважительных причинах непредставления приведенных выше сведений в регистрирующий орган, ответчиком суду не представлено, ходатайств об их истребовании – не заявлено.
После подачи иска в суд и до настоящего времени ответчиком не предпринято никаких мер к устранению выявленных нарушений.
В нарушение требований ст.56 ГПК РФ ответчиком не доказано, что организация действует согласно целям и задачам при строгом соблюдении законодательства РФ, а с некоторыми отступлениями от требований, но при своевременном устранении нарушений.
Доводы представителя третьего лица – адвоката Гримбаловой Ю.А. о том, что заявленное требование удовлетворению не подлежит, поскольку непредставление сведений в регистрирующий орган не должно являться формальным основанием для прекращения деятельности общественной организации, поскольку ею не допущено неоднократных и грубых нарушений закона, суд не принимает, поскольку нарушение положений действующего законодательства осуществлялось ответчиком в течение длительного времени, допущенные нарушения являются достаточными основаниями для признания общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица. Признание общественной организации прекратившей свою деятельность в данном случае, как мера реагирования на нарушение действующего законодательства, соответствует общеправовым принципам юридической ответственности и соразмерна допущенным юридическим лицом нарушениям.
При таких обстоятельствах, исковые требования, рассматриваемые в рамках настоящего гражданского дела подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199,233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области к Общественной организации «<данные изъяты>» о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц – удовлетворить в полном объеме.
Признать Общественную организацию «<данные изъяты>» ИНН № ОГРН №, юридический адрес: <адрес> прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица.
Исключить Общественную организацию «<данные изъяты>» ИНН № ОГРН №, юридический адрес: <адрес> из Единого государственного реестра юридических лиц.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
В апелляционной жалобе не могут содержаться требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Ссылка лица, подающего апелляционную жалобу, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в указанной жалобе, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.
Председательствующий: О.Ю. Шаталова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п.п. «в» п.1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, содержится в государственном реестре. В п.5 ст. 5 Закона о регистрации предусмотрена обязанность юридического лица в течение трех дней с момента изменения сведений, содержащихся в государственном реестре, сообщить об этом в регистрирующий орган, не исполнив который ответчик взял на себя риск негативных последствий в виде возможности неполучения адресованной ему корреспонденции.
По смыслу ст. 1 ГК РФ участники гражданских правоотношений несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими действий, влекущих возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, а юридическое лицо по смыслу ст. 54 ГК РФ несет риск непринятия необходимой степени заботливости, исключающей возможность неполучения адресованной ему корреспонденции по месту своего нахождения