Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1998/2016 ~ М-1866/2016 от 16.06.2016

Дело № 2-1998/2016

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

    

07 июля 2016 года Кольский районный суд Мурманской области

в составе: председательствующего судьи Исаевой Ю.А.,

при секретаре Фицнер А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мининой Т.В. к муниципальному общеобразовательному учреждению «Мурмашинская средняя общеобразовательная школа №1» о взыскании задолженности по заработной плате, денежной компенсации морального вреда,

установил:

Минина Т.В. обратилась в суд с иском к муниципальному общеобразовательному учреждению «Мурмашинская средняя общеобразовательная школа № 1» (далее – МОУ «Мурмашинская СОШ № 1») о взыскании задолженности по заработной плате, денежной компенсации морального вреда. В обоснование указала, что она состоит в трудовых отношениях с МОУ «Мурмашинская СОШ № 1», в должности <данные изъяты>. В настоящее время ей установлен должностной оклад в размере <данные изъяты>, процентная надбавка за работу в районе Крайнего Севера - 80%, районный коэффициент к заработной плате 50%. Вместе с тем, ее месячная заработная плата при том, что отработана норма рабочей времени и выполнена норма труда, ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Просит взыскать с ответчика недоначисленную заработную плату за март-май 2016 года в размере <данные изъяты>, а также компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>, рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель ответчика МОУ «Мурмашинская СОШ № 1» извещался судом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил, письменного отзыва не представил.

Представитель третьего лица МБУ «Централизованная бухгалтерия по обслуживаю муниципальных учреждений Кольского района» извещался судом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил. Представил письменный расчет предполагаемой задолженности перед истцом по заработной плате.

В соответствии со статьей 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд признал возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Исследовав материалы дела, суд удовлетворяет иск.

Федеральным законом от 20.04.2007 № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации была исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала на то, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

С 01.09.2007 признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).

Действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 20.04.2007 N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть первая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. При этом, размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

Соглашением о минимальной заработной плате в Мурманской области на 2015 – 2017 годы, заключенными между Правительством области, Мурманским областным советом профессиональных союзов и Региональным объединением работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Мурманской области", установлена минимальная заработная плата в 2015 году в размере 12013 рублей, с 01.01.2016 – 13 560 рублей, в соответствии с Приложением № 2 и № 1 к Соглашению о минимальной заработной плате в Мурманской области.

В размер минимальной заработной платы в Мурманской области входят доплаты и надбавки стимулирующего и компенсационного характера, включая районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В соответствии с «Порядком начисления ежемесячной доплаты до размера минимальной заработной платы, установленной в Мурманской области», утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 22.03.2010 № 115 – ПП (редак. от 30.12.2011), ежемесячная доплата до минимальной заработной платы производится работникам, отработавшим установленную месячную норму рабочего времени и исполнившим свои трудовые обязанности в случае, если начисленная за данный месяц заработная плата ниже установленного размера минимальной зарплаты в Мурманской области, и в абсолютной величине к начисленной заработной плате.

Размер доплаты до минимальной зарплаты устанавливается пропорционально отработанному времени и включается в расчет среднего заработка, без учета доплат за совмещение, расширение зоны обслуживания или увеличения объема работ, доплат за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника и в абсолютной величине к начисленной заработной плате.

Из содержания пункта 4 вышеуказанного Порядка следует, что абсолютный размер ежемесячной доплаты работнику определяется из разницы между размером минимальной заработной платы, установленный Соглашением о минимальной заработной плате в Мурманской области и размером начисленной заработной платы работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени.

В силу главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Часть третья статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

При этом согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).

Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20.04.2007 N 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда.

При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации находятся в Особенной части Кодекса устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате.

Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Согласно Федеральному закону от 24.06.2008 № 91 - ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01.01.2009 был установлен в размере 4330 рублей, Федеральным законом от 02.12.2013 N 336-ФЗ, минимальный размер оплаты труда с 01.01.2014 установлен в сумме 5554 рублей в месяц, Федеральным законом от 01.12.2014 N 408-ФЗ, с 01.01.2015 - в сумме 5965 рублей в месяц, Федеральным законом от 14.12.2015 № 376-ФЗ, с 01.01.2016 – 6204 рубля.

В судебном заседании установлено, что Минина Т.В. состоит в трудовых отношениях с МОУ «Мурмашинская СОШ № 1», работая в должности <данные изъяты> с должностным окладом в размере <данные изъяты>. При этом ей установлена процентная надбавка за работу в районе Крайнего Севера – 80%, районный коэффициент к заработной плате – 50%, что подтверждается трудовым договором от <дата>, расчетными листами и не оспорено ответчиком.

Условиями трудового договора истцу, как работнику, установлена социальная гарантия, которой является выплата месячной заработной платы отработавшим установленную месячную норму рабочего времени не ниже минимальной заработной платы установленной в Мурманской области.

Между тем, расчет заработной платы истца производился ответчиком без учета вышеизложенных положений, в связи с чем, истцу выплачивалась заработная плата не в полном объеме, то есть менее минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 01.12.2014 N 408-ФЗ и Федеральным законом от 14.12.2015 № 376-ФЗ, с начисленными на него районным коэффициентом и надбавкой за стаж работы в районах Крайнего Севера.

Так, согласно представленным истцом и МБУ «Централизованная бухгалтерия по обслуживанию муниципальных учреждений Кольского района» расчетам, в марте 2016 года истцом отработано 25 дней при норме рабочих дней 25, заработная плата начислена в размере <данные изъяты>; в апреле 2016 года истцом отработано 26 дней при норме рабочих дней 26, заработная плата начислена в размере <данные изъяты>; в мае 2016 года истцом отработано 24 дня при норме рабочих дней 24, заработная плата начислена в размере <данные изъяты>. С учетом минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации, за период с марта по май 2016 года истец должна была получить заработную плату в размере <данные изъяты> ежемесячно, так как полностью отработала за этот период норму рабочего времени и выполнила нормы труда (трудовые обязанности).

Таким образом, общий размер недоплаты за период с марта по май 2016 года составил <данные изъяты>, по <данные изъяты> ежемесячно.

Поскольку судом установлено, что заработной плата истцу за период с марта по май 2016 года включительно рассчитывалась ответчиком без учета минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 01.12.2014 N 408-ФЗ и Федеральным законом от 14.12.2015 № 376-ФЗ, на который подлежат начислению районный коэффициент и полярная надбавка, суд взыскивает суммы задолженности согласно расчету третьего лица, за вычетом налога на доходы в размере 13%, в сумме <данные изъяты> (из расчета <данные изъяты> – 13% (НДФЛ)).

В силу статьи 237 Трудового Кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (пункт 60), размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Поскольку судом установлен факт нарушения трудовых прав истца, требование о возмещении морального вреда подлежит удовлетворению.

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает, что неправомерными действиями ответчика нарушены трудовые права работника, которой за надлежащее исполнение обязанностей не выплачена заработная плата в полном размере. Действия работодателя повлекли причинение истцу нравственных и моральных переживаний.

С учетом указанных обстоятельств, степени вины ответчика, характера причиненных истцу нравственных страданий, а также требований разумности и справедливости, суд определяет компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>.

В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в доход соответствующего бюджета государственная пошлина.

Решая вопрос о взыскании госпошлины, суд, на основании пункта 2 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из имущественного положения плательщика, который является бюджетным учреждением, считает возможным снизить размер госпошлины в доход соответствующего бюджета до <данные изъяты>.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №1» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №1» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ – ░░░ 2016 ░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №1» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.

░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░.░. ░░░░░░

2-1998/2016 ~ М-1866/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Минина Татьяна Викторовна
Ответчики
МОУ Мурмашинская СОШ № 1
Другие
МБУ "Централизованная бухгалтерия по обслуживанию муниципального учреждений Кольского района"
Суд
Кольский районный суд Мурманской области
Судья
Исаева Юлия Александровна
Дело на сайте суда
kola--mrm.sudrf.ru
16.06.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.06.2016Передача материалов судье
21.06.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.06.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.06.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.07.2016Судебное заседание
07.07.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.07.2016Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
11.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.07.2016Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
06.09.2016Дело оформлено
30.09.2016Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее