КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 января 2018 года г. Камышлов
Камышловский районный суд Свердловской области
в составе председательствующего Бачевской О.Д.,
при секретаре Боровских О.С.,
с участием помощника Свердловской прокуратуры
по надзору за соблюдением законов в исправительных
учреждениях Кожевникова В.И.,
представителя ответчиков ФКУ СИЗО№ ГУФСИН России по СО,
ГУФСИН России по Свердловской области Несытых М.Н.,
представителя ответчика ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России Зуева А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-120/2018 по иску Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ СИЗО№ ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУЗ МСЧ-66 ГУФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
26 декабря 2017 года Свердловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ФКУ СИЗО-№ ГУФСИН России по Свердловской области о возложении обязанности ФКУ СИЗО-№ ГУФСИН России по Свердловской области, ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУЗ МСЧ -66 ФСИН России произвести ремонт стоматологического и медицинского холодильного оборудования в филиале медицинской части №4 ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России, либо приобрести новое.
Право Прокурора обратиться в суд с данным иском предусмотрено ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ч.3 ст.35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации».
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Свердловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства в ФКУ СИЗО№ ГУФСИН России по Свердловской области. В ходе проведенной проверки выявлены нарушения требований ст. 24 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в том числе касающиеся оборудования медицинской части СИЗО-4 стоматологическим и медицинским холодильным оборудованием. Было установлено что, необходимо провести ремонт стоматологической установки в кабинете приема больных и в комнате медицинского персонала здания медицинской части холодильника. Администрацией ФКУ СИЗО-4 данные нарушения закона не устранялись, необходимые меры по ремонту стоматологического и медицинского холодильного оборудования не предпринимались. Не прохождение следственно-арестованными и осужденными надлежащего стоматологического и медицинского обследования создает предпосылки и условия для возникновения различных заболеваний и влечет нарушение их прав.
В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнений, просил установить срок устранения нарушения не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу и возложить обязанность произвести ремонт стоматологического и медицинского холодильного оборудования в филиале медицинской части №4 ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России, либо приобрести новое на ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России.
Представителя ответчиков ФКУ СИЗО-№ ГУФСИН России по СО, ГУФСИН России по Свердловской области Несытых М.Н., в судебном заседании просила в удовлетворении требований отказать, поддержав доводы изложенные в отзывах на исковое заявление.
Согласно письменному отзыву ФКУ СИЗО-№, в обоснование возражений представитель ответчика указала, что ФКУ СИЗО-№ является ненадлежащим ответчиком, поскольку реализацию мероприятий в сфере охраны здоровья осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся под стражей, осуществляет Управление организации медико-санитарного обеспечения ФСИН России. Медико-санитарное обеспечение осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в СИЗО-№ осуществляет филиал - МЧ-4 ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России. В свою очередь ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России является самостоятельным юридическим лицом, осуществляющим в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии. ФКУ СИЗО-4 также передало часть помещений по договору безвозмездного пользования МЧ-4 ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России. Между ФКУ СИЗО-№ и МЧ-4 ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России заключено соглашение о взаимодействии, согласно которому МЧ-4 ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России обязуется оказывать диагностическую и лечебно-профилактическую помощь осужденным к лишению свободы, подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений в объеме программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. В свою очередь ФКУ СИЗО-№ осуществляет имущественное хозяйственно-бытовое, автотранспортное обеспечение, а также текущий и капитальный ремонт помещений филиала, оплату коммунальных услуг и эксплуатационных расходов; обеспечивает бесперебойную и качественную связь филиала медицинской части. Медицинское оборудование, подлежащее ремонту, стоит на балансе ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России, в силу чего его ремонт должен проводиться в соответствии с правилами бухгалтерского учета ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России.
Согласно письменного отзыва ГУФСИН России по <адрес>, в обоснований возражений указано, что ГУФСИН является территориальным органом ФИО1, осуществляющим в пределах полномочий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказаний, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и ограничений. ФКУ СИЗО№ входит в перечень учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, которые финансируются за счет федерального бюджета. Согласно, устава ФКУЗ МСЧ-66 ФИО1 в отношении учреждения осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и внесение в них изменений. Вся информация о потребности в проверке, ремонте и техническом обслуживание медицинской техники направляется в адрес ФКУЗ МСЧ-66 ФИО1. Таким образом, в действиях ГУФСИН и ФКУ СИЗО-4 нет нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Представителя ответчика ФКУЗ МСЧ-66 ФИО1 А.Г. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, поддержал доводы изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, пояснил, что он работает <данные изъяты>, стоматологическая установка не исправна с 2015 года, также как и фармацевтических холодильник ХФ-250, в связи с чем медицинские препараты хранятся в холодильнике «Снежинка 304». В штате работников МЧ-4 ФКУЗ МСЧ-66 ФИО1 есть зубной врач, она оказывает медицинскую помощь, которую возможно осуществить без бормашины, лицам, содержащимся в СИЗО-4, в том числе по удалению зубов. Он неоднократно с 2015 по 2017 года направлял заявки на ремонт указанного оборудования в ФКУЗ МСЧ-66 ФИО1, указывал на необходимость заключения государственного контракта для обслуживания медицинского оборудования.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
В связи со вступлением в Совет Европы и ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Российская Федерация приняла на себя обязательства по созданию гуманных условий для отбывания наказания осужденным лицам.
В ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу ч.6 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Медицинская помощь осужденным, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы, предоставляется лечебно-профилактическими учреждениями и медицинскими подразделениями учреждений ФСИН России в соответствии с Порядком организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации 17 октября 2005 года № 640/190 (далее по тексту - Порядок).
Организация медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым, осужденным, а также контроль качества ее оказания осуществляются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, в том числе медицинскими управлениями, отделами, отделениями (далее - медицинские службы), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по принадлежности ЛПУ или медицинского подразделения (п. 3).
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
Постановлением Правительства РФ от 19.12.2016 N 1403 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, в рамках которой (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) бесплатно предоставляется первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья» первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя, в том числе мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается в соответствии с установленными порядками оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи стандартами медицинской помощи (Приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению»).
Согласно Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.12.2011 № 1496н, медицинская помощь взрослому населению при стоматологических заболеваниях оказывается в виде: скорой медицинской помощи; первичной медико-санитарной помощи; специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи. Оказание медицинской помощи взрослому населению осуществляется при стоматологических заболеваниях зубов, пародонта, слизистой оболочки рта, языка, слюнных желез, челюстей, лица и головы, включающих, в том числе кариозные, некариозные и другие поражения зубов; острые, хронические и специфические воспалительные заболевания, острую и хроническую травму, приобретенные дефекты и деформации, онкологические заболевания пародонта, слизистой оболочки рта, языка, слюнных желез, челюстей, лица и головы; аномалии и дефекты развития зубов, челюстей, лица и головы, их предпосылки и последствия.
Медицинская помощь взрослому населению при стоматологических заболеваниях предусматривает выполнение необходимых профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий и оказывается в соответствии с установленными стандартами медицинской помощи.
Согласно устава ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России является учреждением, входящим в уголовно-исполнительную систему, осуществляет медицинское обслуживание осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, находится в ведении ФСИН России, который является учредителем. МЧ-4 является структурным подразделением - филиалом ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России и осуществляет медицинское обслуживание осужденных, содержащихся в ФКУ СИЗО-4. Предметом и целями учреждения являются в том числе, специальные функции, связанные с медико-санитарным обеспечением, обмусленные соблюдением норм международного законодательства и законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, на охрану здоровья (включая медицинское освидетельствование и медицинское осмотры); медицинское обеспечение деятельности учреждений УИС по месту дислокации учреждения и его филиалов.
Между ФКУ СИЗО-№ и МЧ-4 ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН заключено соглашение от 14.02.2014 в целях организации действий между сторонами по вопросам обеспечения деятельности медико-санитарной части в сфере организации медико-санитарного противоэпидемического обеспечения, оказания медицинской помощи лицам, содержащимся под стражей.
Для осуществления деятельности МЧ-4 ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН, между ФКУ СИЗО-4 и ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН заключен договор безвозмездного пользования недвижимого имущества от 25.04.2014, в том числе кабинета стоматолога.
Согласно бухгалтерской справки в филиале МЧ-4 ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН есть кабинет стоматолога 01.07.1994 года выпуска, остаточная стоимость которого составляет 0 рублей, а также холодильник фармацевтический ХФ-250. Из информационных справок следует, что данное оборудование не исправно с 2015 года.
Таким образом, на должностных лицах ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России лежит обязанность по созданию условий для реализации прав лиц содержащихся под стражей в ФКУ СИЗО-№ на получение стоматологической помощи - бесплатной медицинской помощи, в объемах, предусмотренных программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, в том числе первичной медико-санитарной помощи. Доказательств возможности предоставления медицинской помощи в указанных объемах, суду не представлено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований иска в части признания незаконным бездействия ФКУЗ МСЧ-66 ФИО1, выразившееся в неполучении лицами, содержащимися под стражей в ФКУ СИЗО-№ стоматологической помощи - бесплатной медицинской помощи, в объемах, предусмотренных программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, в том числе первичной медико-санитарной помощи.
Согласно ст. 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом (ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Предложенный прокурором срок для ремонта стоматологического и медицинского холодильного оборудования в филиале медицинской части № ФКУЗ МСЧ-66 ФИО1, либо приобретения нового в течение шесть месяцев с даты вступления решения в законную силу, следует считать разумным.
Требования истца о признании незаконным бездействия ФКУ СИЗО№ ГУФСИН России по Свердловской области по выполнению предусмотренных законодательством мер по оказанию стоматологических и технических услуг, суд находит не подлежащим удовлетворению, поскольку со стороны ФКУ СИЗО-№ были выполнены все зависящие от него действия, а именно передано в безвозмездное пользование помещения для осуществления действия медицинской части. Кроме того, ФКУ СИЗО-4 не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности, в штат работников СИЗО-4 не входит медицинский персонал, оборудование находится на балансе ФКУЗ МСЧ-66 ФИО1. ФКУЗ МСЧ-66 ФИО1 является самостоятельным юридическим лицом, на которое возложена обязанность по обеспечению медико-санитарного обеспечения лиц содержащихся под стражей. Заключенным соглашением между ФКУ СИЗО-№ и МЧ-4 ФКУЗ МСЧ-66 ФИО1 также разграничены обязанности по медико-санитарному обеспечению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие ФКУЗ МСЧ-66 ФИО1, выразившееся в неполучении лицами, содержащимися под стражей в ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России стоматологической помощи - бесплатной медицинской помощи, в объемах, предусмотренных программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, в том числе первичной медико-санитарной помощи.
Обязать ФКУЗ МСЧ-66 ФИО1 в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, произвести ремонт стоматологического и медицинского холодильного оборудования в филиале медицинской части № ФКУЗ МСЧ-66 ФИО1, либо приобрести новое.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Камышловский районный суд <адрес> путем подачи апелляционной жалобы (представления) в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий - подпись. Бачевская О.Д.
Мотивированный текст решения изготовлен 26 января 2018 года.
Копия верна. Судья - Бачевская О.Д.