Дело 2-4891/2018
66RS003-01-2018-004374-41
Мотивированное решение изготовлено 17 сентября 2018 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 10 сентября 2018 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Войт А.В. при секретаре Лаптеве Е.А., с участием истца Шиколенко Е.А., представителя ответчика Ходыкиной М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шиколенко Елены Александровны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга о назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Шиколенко Е.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г.Екатеринбурга о назначении досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование исковых требований указано, что в 2017 году истец обратилась в Управление Пенсионного фонда в Кировском районе г. Екатеринбурге с заявлением о назначении пенсии, так как является опекуном инвалида с детства. В назначении пенсии ответчиком отказано со ссылкой на отсутствие законных оснований. На основании изложенного просит назначить пенсию по старости досрочно.
В связи с уточнением исковых требований 27.07.2018 просит включить в трудовой стаж годы работы няней - с 29.04.1985 по 27.05.1986, подсобного рабочего - с 17.06.1986 по 23.06.1986, техника - с 23.06.1986 по 11.09.1987, уборщицей - с 26.09.1987 по 14.01.1988, раздатчиком - с 04.02.1988 по 21.03.1989, продавцом - с 12.04.1989 по 09.02.1996, уборщицей - с 10.03.1996 по 18.07.1996.
Истец в судебном заседании поддержала доводы искового заявления, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Ходыкина М.В., действующая на основании доверенности от 26 января 2018 года, возражала против доводов искового заявления, просила отказать в удовлетворении исковых требований. В отзыве на исковое заявление указано, что в силу того, что приемные родители исполняют обязанности по гражданско-правовому договору, то на вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является исполнение работ и оказание услуг, начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» период ухода за приемными детьми может включаться приемным родителям в общий стаж работы при назначении пенсии. Для опекуна же в свою очередь, осуществляющего обязанности на безвозмездной основе, предусмотрены иные меры социальной поддержки, в том числе право на досрочное пенсионное обеспечение. На основании изложенного приемные родители ребенка-инвалида не имеют право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
В судебном заседании представитель ответчика Ходыкина М.В. доводы отзыва поддержала. Пояснила также, что поскольку право на пенсию не возникло, никакие периоды работы истцу и не засчитывались.
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», действующего с 01 января 2015 года, (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу части 1 статьи 35 Федерального закона № 400-ФЗ, продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ.
Статьей 35 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 указанного федерального закона, на день установления этой страховой пенсии.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет; мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 федерального закона, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и 15 лет соответственно мужчины и женщины.
Аналогичная норма содержалась в подпункте 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Как установлено судом, 15 июня 2017 года Шиколенко Е.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе в г. Екатеринбурга с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга от 28 июня 2017 года № 822624/17 (л.д.14) отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием права. В решении указано, что приемные родители инвалидов с детства пунктом 1 части 1 стати 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ не предусмотрены, следовательно, правовых оснований для назначения досрочной страховой пенсии приемным родителям инвалидов с детства не имеется.
<***> приказом Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Кировскому району г. Екатеринбурга от 01 октября 2009 года № 990 Шиколенко Е.А. и А назначены опекунами, исполняющими свои обязанности возмездно по договору о приемной семье над А *** года рождения.
С 10 сентября 2009 года по настоящее время Шиколенко Е.А. является опекуном (приемным родителем) Дубских А.И.
<***>
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку илипопечительство, в приемную семью. Опека (попечительство) и приемная семья являются разными формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года № 288-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мухамедьяновой А.А. на нарушение ее конституционных прав положением подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», несмотря на то, что приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законом и договором (пункт 2 статьи 153 Семейного кодекса Российской Федерации), опекуны и приемные родители инвалидов с детства обладают различным правовым статусом.
Следовательно, как указано в данном Определении, осуществление федеральным законодателем дифференциации условий назначения пенсии опекунам и приемным родителям детей-инвалидов не может рассматриваться как не согласующееся с конституционным принципом равенства и нарушающее права приемных родителей.
Из пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ следует, что право на досрочную пенсию предоставлено опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, то есть приемные родители в данной норме закона не указаны.
Тот факт, что приказом начальника Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга от 10 сентября 2009 года над А, ***, установлена опека, опекуном назначена Шиколенко Е.А., не подтверждает, на каком основании Шиколенко Е.А. является опекуном А (на возмездной или безвозмездной основе). Согласно справке № 06-7456 от 13 июня 2017 года, выданной Управлением социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга, Шиколенко Е.А. и А назначены опекунами, исполняющими свои обязанности возмездно (по договору о приемной семье).
Поскольку истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ, суд, учитывая, что в соответствии с указанной нормой права приемный родитель ребенка инвалида с детства не имеет законных оснований на данную льготу, отказывает истцу в удовлетворении исковых требований. Доводы истца о не включении в страховой стаж указанным им периодов работы не могут быть приняты к вниманию, поскольку документально истцом не подтверждены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░