. Дело № 2-89/20
УИД: 63RS0044-01-2019-004264-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 января 2020 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г.Самары в составе:
председательствующего судьи Александровой Т.В.,
при ведении протокола помощником судьи Йылдыз О.А.,
с участием представителя истца Неретиной В.В.,
представителя ответчика Кузьминой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-89/20 по иску Большаковой Ларисы Вениаминовы к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.о.Самара (межрайонное) об обязании включить периоды работы в специальный страховой стаж и назначить досрочно трудовую пенсию по старости,
установил:
Большакова Л.В. обратилась в Железнодорожный районный суд г.Самары с административным иском к ГУ - УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Самары (межрайонное) об обязании включить периоды работы в специальный страховой стаж и назначить досрочно трудовую пенсию по старости, в обоснование своих требований указав, что 17.07.2019 она обратилась в ГУ - УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Самары (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением ГУ - УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Самары (межрайонное) от 06.08.2019 № 1229 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием специального стажа. В страховой стаж не были включены периоды ее работы в должности санитарки (мойщицы) в ГБУЗ Самарского областного клинического кардиологического диспансера имени В.П. Полякова. С данным отказом не согласна, поскольку младшие медицинские сестры по уходу за больными, занятые в рентгеновских отделениях (кабинета) имеют право на досрочное назначение страховой пенсии. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05.07.1968 № 517 должность «санитарка (няня)» была переименована на должность «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», в связи с чем в классификаторе профессий, утвержденных Списками, должность санитарки не значится. Такое переименование осуществлено лишь в стационарных отделениях, в рентгеновских отделениях (кабинетах) должность санитарки осталась. До 01.01.1992 санитарки рентгеновских кабинетов пользовались правом на льготную пенсию, как младшие медицинские сестры по уходу за больными, занятыми в рентгеновских отделениях (кабинетах). При этом штатными расписаниями с 2009 по 2019 годы в рентгенохирургическом отделении (рентгеноперационном кабинете) предусмотрена должность санитарки (мойщицы) и не предусмотрена должность младшей медицинской сестры по уходу за больными. Ее должностной инструкцией предусмотрены обязанности по подготовке операционных к работе; помощь операционной медсестре и рентгенлаборанту в обеспечении каждого диагностического и оперативного рентгенохирургического вмешательства необходимыми инструментами, аппаратурой, лекарственными препаратами; оказание помощи врачу, операционной сестре при проведении сложных рентгенохирургических исследований; оказание физической помощи больным (перевязка больных, перекладывание на каталку); передача оформленных документов в отделение (описание исследований) и др. В связи с исполнением данных обязанностей, она носила дозиметр, ежеквартально проходило измерение индивидуального эквивалента дозы облучения, состояла на индивидуальном дозиметрическом контроле. К ее заработной плате выплачивали доплату в размере 15 % в связи с вредными и опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда и представлялись дополнительные отпуска продолжительностью 21 день. Просит обязать ГУ - УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Самары (межрайонное) включить в специальный страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 с. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы с 15.06.2009 по 02.11.2009, с 05.11.2009, по 02.05.2011, с 03.05.2011 по настоящее время. Обязать ГУ - УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Самары (межрайонное) назначить страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 с. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 17.06.2019.
Впоследствии истец заявленные требования уточнила. Просит включить в специальный страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости периоды работы с 15.06.2009 по 02.11.2009, с 05.11.2009, по 02.05.2011, с 03.05.2011 по 16.07.2019. В остальной части заявленные требования без изменения.
В судебном заседании представитель истца Неретина В.В., действующая на основании доверенности от 09.10.2019, заявленные исковые требования поддержала, дала пояснения, аналогичные изложенным в заявлении. Дополнила, что за работу в рентгеноперационном кабинете в должности санитарка (мойщица) истцу к должностному окладу как работнику, занятому на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, производилась доплаты в размере 15 % и 30 %, а также стимулирующая надбавка за интенсивность и напряженность, заработная плата выплачивалась с учетом повышающего коэффициента 2 %, предоставлялись ежегодные дополнительные отпуска за работу во вредных, опасных для здоровья и тяжелых условиях труда, ежедневно выдавалось молоко, истцу, как работнику рентгенооперационного кабинета предусмотрен сокращенный рабочий день. Истец с 2009 года по настоящее время в соответствии с должностной инструкцией осуществляет полномочия младшей медицинской сестры по уходу за больными, при этом должность младшей медицинской сестры по уходу за больными штатным расписанием не была предусмотрена. Таким образом истцу предоставлялись условия работы, обусловленные вредностью такой работы. Истцу ежеквартально производится измерение индивидуального эквивалента дозы внешнего облучения фотонами, что свидетельствует о работе во вредных условиях труда.
Представитель ответчика Кузьмина А.В., действующая на основании доверенности от 27.02.2019, в удовлетворении заявленных требований просила отказать, поскольку должность санитарки (мойщицы) не предусмотрена Списком № 2, а также поскольку работа в данной должности не поименована перечнями рабочих мест, профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение в 2009-2019 по ГБУЗ СОККД им. Полякова. Данная организация не отчитывается с кодом льготы за должность санитарки (мойщицы).
Представитель третьего лица ГБУЗ СОККД им. В.П. Полякова, уведомленный о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ (ч. 2 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
В соответствии с пп. "б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" в периоды после 1 января 1992 г. подлежит применению Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
В Списке N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", в разделе XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» предусмотрена должность: младшие медицинские сестры по уходу за больными, занятые в рентгеновских отделениях (кабинетах) (позиция 22600000-14467).
Письмом Минтруда РФ от 27.05.1992 N 1062-РБ "О льготном пенсионном обеспечении санитарок рентгеновских отделений (кабинетов)" разъяснено, что действующим на территории Российской Федерации с 1 января 1992 года законодательством льготное пенсионное обеспечение по Списку N 2 установлено младшим медицинским сестрам по уходу за больными, занятым в рентгеновских отделениях (кабинетах).
Как видно из приложенных к письму материалов, Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 г. N 517 в учреждениях здравоохранения должность "санитарка (няня)" была переименована на должность "младшая медицинская сестра по уходу за больными". Поэтому в классификаторе профессий и должностей санитарки не значатся.
Вместе с тем на практике такое переименование осуществлено лишь в стационарных отделениях.
В рентгеновских отделениях (кабинетах) должность санитарки осталась и до настоящего времени предусматривается схемой должностных окладов (приложение N 3 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 г. N 116). До 1 января 1992 г. санитарки рентгеновских кабинетов пользовались правом на льготную пенсию.
Учитывая изложенное, санитаркам рентгеновских отделений (кабинетов) льготные пенсии следует назначать по Списку N 2, разделу XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения", как младшим медицинским сестрам по уходу за больными, занятым в рентгеновских отделениях (кабинетах).
На сохранение у младших медицинских сестер (санитарок) рентгеновских отделений права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях указано и в Определении Конституционного Суда РФ от 21.12.2006 N 579-О.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 года N 29 было утверждено Разъяснение Минтруда РФ от 22.05.1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.10.1996 года N 1181). Данное Разъяснение применяется в части, не противоречащей Федеральному закону от 17.12.2001 года N 173-ФЗ (Постановление Правительства РФ от 21.01.2002 года N 30) и с учетом нового порядка формирования пенсионных прав граждан, установленного Федеральным законом от 28.12.2013 года N 400-ФЗ.
В пункте 5 названного Разъяснения указано, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Исходя из приведенных нормативных положений, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о работе с тяжелыми условиями труда). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ имеют в том числе женщины по достижении ими возраста 50 лет, проработавшие не менее 10 лет в условиях полного рабочего дня, то есть не менее 80% рабочего времени, на работах с тяжелыми условиями труда, предусмотренных соответствующими списками работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, и имеющие страховой стаж не менее 20 лет. Как указано выше, к числу таких работников относится и младший медицинский персонал, в том числе санитарки, непосредственно обслуживающие больных в рентгеновских отделениях (кабинетах).
В пункте 1 письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 августа 1993 г. N 05-16/30-16 "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" и пункте 1 Указания Министерства социальной защиты Российской Федерации от 26 апреля 1993 г. N 1-31-У "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. О льготном пенсионном обеспечении работников, занятых в производстве синтетических моющих средств" разъяснено, что под непосредственным обслуживанием больных понимается работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-оздоровительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Например, проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д. В соответствии с действующим пенсионным законодательством право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ по "непосредственному обслуживанию больных" в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени).
Из изложенного следует, что к должностям младшего медицинского персонала, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (в связи с работой с тяжелыми условиями труда), относится в том числе должность санитарки рентгеновских отделениях (кабинетах), непосредственно обслуживающей больных в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными доказательствами, 17.07.2019 Большакова Л.В. обратилась в ГУ - УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Самары с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с работой с тяжелыми условиями труда).
Решением ГУ - УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Самары от 06.08.2019 № 1229 в назначении досрочной пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ Большаковой Л.В. отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа. В специальный стаж истца не включен период работы с 15.06.2009 по 02.11.2009, с 05.11.2009 по 02.05.2011, с 03.05.2011 по 16.07.2019, поскольку Перечнями рабочих мест, профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, за 2009-2019 по ГБУЗ Самарский областной клинический кардиологический диспансер им. В.П. Полякова должность «санитарка (мойщица)» не поименована (информация по материалам наблюдательного дела, сведения персонифицированного учета) (л.д. 16-17).
На основании справки ГБУЗ СОККД им. В.П. Полякова судом установлено, что Большакова Л.В. работает в ГБУЗ СОККД им. В.П. Полякова: в период с 15.06.2009 по 02.11.2009 в должности санитарки (мойщицы) в рентгеноперационном кабинете, с 05.11.2009 по 02.05.2011 в должности санитарки (мойщицы) в рентгеноперационном кабинете, с 03.05.2011 по настоящее время в должности санитарки (мойщицы) в отделении рентгенхирургических методов диагностики и лечения. Данная справка представлена работодателем на основании личной карточки Т-2 (л.д. 71-74 т. 1), книги приказов за 2009-2019 годы (л.д. 156-162 т. 1), штатных расписаний за 2009-2019 годы (л.д. 67-70 т.1), лицевых счетов за 2009-2019 годы (л.д. 166-180 т. 1), карты специальной оценки рабочего места от 28.12.2015 (л.д. 18 т. 1).
Из представленных работодателем штатных расписаний (л.д. 67-70 т.1, 247-257 т. 3), должностных инструкций (л.д. 75-79 т. 1) судом установлено, что в период с 2009 по 2015 годы для работы в отделении ренгенохирургических методов диагностики и лечения предусматривалась должность санитарки (мойщицы), а в период с 2016 по настоящее время должность санитарки. При этом в штатных расписаниях 2009-2019 годов должность младшей медицинской сестры по уходу за больными отсутствует.
В силу должностной инструкции в должностные обязанности санитарки (мойщицы) Большаковой Л.В., в том числе, входит: ежедневная подготовка (влажная уборка) операционных к работе (подготовка рабочих мест врача, рентгенлаборанта, операционный сестры); помощь операционной медсестре и рентгенлаборанту в обеспечении каждого диагностического и оперативного рентгенохирургического вмешательства необходимыми инструментами, аппаратурой, лекарственными препаратами, лечебными средствами; оказание помощи врачу, операционной сестре при проведении сложных рентгенохирургических исследований; оказание физической помощи больным (перевязка больных, перекладывание на каталку); сдача халатов и белья в стирку и получение их в установленном порядке; соблюдение санитарно-эпидемиологического режима; проведение генеральных уборок операционной, предоперационной; обработка и вывоз медицинских отходов.
Таким образом, в непосредственные обязанности истца в течение всего спорного периода входило исполнение обязанностей младшей медицинской сестры по уходу за больными.
Приказами главного врача, в соответствии с требованиями СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований» и «Норм радиационной безопасности НРБ-99» санитарка Большакова Л.В. отнесена к персоналу группы А рентгеноперационного кабинета, наравне с врачами, рентгенолаборантами и операционными медицинскими сестрами (л.д. 1-3 т. 4).
Коллективными договорами, действовавшими в период с 2009 года по настоящее время, работникам ГБУЗ СОККД им. В.П. Полякова установлены дополнительные гарантии и компенсации в связи с вредными условиями труда (л.д. 125-155 т. 1): Правилами внутреннего трудового распорядка для работников отделения рентгенхирургических методов диагностики и лечения, включая санитарку, установлен сокращенный рабочий день, предоставлено право на дополнительный отпуск 21 день, право на бесплатное получение молока, установлена доплата 30 % за работу с вредными и опасными условиями труда.
Право на получение доплаты к должностному окладу с вредными и опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда установлена и трудовым договором, дополнительными соглашения к нему (л.д. 240-246 т. 3).
Кроме того, согласно карте специальной оценки условий труда «Санитарка Код 18112» по двум факторам трудового процесса «Биологический» и «Ионизирующие излучения» имеют класс вредности 3.2 и 3.1 соответственно (л.д. 163 т.1). Согласно приложениям № 9, 18, 19 к Методике проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.01.2014 № 33н, указанные классы (подклассы) условий труда относятся к категории вредных условий труда. Итоговый класс вредности определен как 3,2, т.е. сделан вывод о том, что условия труда санитарки являются вредными. В данной связи в числе гарантий и компенсаций указана повышенная оплата труда работника на основании ст. 147 ТК РФ, которая предусматривает оплату труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в повышенном размере.
Согласно расчетным листам Большаковой Л.В. в спорный период начислялась и выплачивалась заработная плата с учетом повышающего коэффициента 2 %, а также ежемесячно выплачивались доплаты за работу с вредными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда в размере 15 % (в июле 2009) и 30 % (начиная с августа 2009 по настоящее время).
На основании личной карточки Большаковой Л.В. и приказов работодателя установлено, что ей ежегодно, в течение всего периода работы, предоставлялись дополнительные отпуска в связи с вредными условиями труда продолжительностью 21 календарный день: с 09.11.2010 по 29.11.2010, с 14.11.2011 по 27.11.2011, с 10.01.2012 по 16.01.2012, с 05.09.2012 о 11.09.2012, с 10.12.2012 по 23.12.2012, с 25.03.2014 по 14.04.2014, с 01.12.2014 по 21.12.2014, с 07.12.2015 по 27.12.2015, с 09.01.2017 по 29.01.2017, с 10.04.2018 по 30.04.2018, с 22.04.2019 по 14.05.2019.
Согласно табелям учета рабочего времени (л.д. 181-251 т. 1, л.д. 1-251 т. 2, 1-201 т. 3) Большаковой Л.В. установлен сокращенный рабочий день, обусловленный вредностью ее работы. Из них же судом установлен факт выполнения истцом должностных обязанностей в течение полного рабочего дня.
В соответствии со ст. 222 ТК РФ, абз. 2 п. 1 Постановления Правительства РФ от 13.03.2008 N 168 (ред. от 28.06.2012) "О порядке определения норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов и осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов" работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов осуществляется в соответствии с перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, нормами и условиями бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов.
В соответствии с требованиями закона и условиями коллективного договора, истцу на протяжении всего периода работы работодателем предоставляется молоко, в связи с вредными условиями труда, поскольку при работе в должности санитарки, работник подвергается воздействию вредных факторов, закрепленных в Перечне вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока: хлор, аммоний хлорид, натрий хлорид, калий йодид, формальдегид. Факт получения молока истцом подтверждается ведомостью выдачи материальных ценностей и справкой работодателя (л.д. 4, 5 т. 4).
В связи с вредными условиями труда истцом регулярно проводятся обследования на предмет изменения индивидуального эквивалента дозы внешнего облучения, что подтверждается протоколами лабораторных испытаний (л.д. 85-124 т. 1).
На основании совокупности вышеприведенных доказательств, судом установлено, что Большакова Л.В. в течение всего рабочего дня на протяжении каждого календарного года выполняла работы, которые в соответствии со Списком N 2 разделом XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» (позиция 22600000-14467 младшие медицинские сестры по уходу за больными, занятые в рентгеновских отделениях (кабинетах)) дают право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях.
Доводы ответчика о том, что должность санитарки (мойщицы) не предусмотрена Списком № 2, что работа в данной должности не поименована перечнями рабочих мест, профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение в 2009-2019 по ГБУЗ СОККД им. Полякова и данная организация не отчитывается с кодом льготы за должность санитарки (мойщицы), не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку при их разрешении суд устанавливает юридически значимые для дела обстоятельства, а именно: в какой должности работал истец, характер выполняемой работы, наличие тяжелых условий, вредных факторов, продолжительность такой работы, сведения о полной занятости. Данные обстоятельства, а в связи с этим и право истца на льготное пенсионное обеспечение, судом установлены.
Неверное предоставление работодателем в органы пенсионного фонда сведений персонифицированного учета застрахованных лиц, а также невыполнение органами пенсионного фонда установленной законом обязанности по контролю за правильностью такого представления не может влиять на установленное законом право граждан на пенсионное обеспечение в соответствии с характером и тяжестью фактически выполняемой работы, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ).
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ).
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Статьей 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей (работодателей) своевременного и правильного представления сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представляемых страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу. При этом органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно пункту 36 Приказа Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (ред. от 14.06.2018) "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах" контроль за достоверностью индивидуальных сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
На основании выше приведенных письменных доказательств, подтверждающих характер и условия работы Большаковой Л.В., ее полную занятость, установлено, что соответствующие сведения с указанием кода льготы, ГБУЗ СОККД им. Полякова в органы пенсионного фонда не представлялись, страховые взносы в полном объеме не уплачивались.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Постановлением Правления ПФ РФ от 15.10.2019 N 519п "Об утверждении Порядка осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет" установлено, что по результатам проверки полноты и достоверности сведений, представленных страхователями, органы пенсионного фонда осуществляют корректировку этих сведений и вносят уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Пенсионным фондом Российской Федерации.
В данном случае, ни в порядке контроля правильности представления сведений, ни в ходе рассмотрении заявления Большаковой Л.В. о досрочном назначении страховой пенсии, ответчиком документарная проверка сведений о трудовом стаже в целях установления достоверности сведений о трудовом стаже застрахованного лица, подтверждение правильности отражения в индивидуальных сведениях периодов его фактической работы в соответствии с первичными учетными документами не проведена.
Однако и в настоящее время возможность корректировки территориальным органом ПФР сведений персонифицированного учета и уточнение индивидуальных лицевых счетов застрахованного лица Большаковой Л.В. не утрачена. Получив дополнительные сведения о страховом стаже истца и размере оплаты её труда, орган пенсионного фонда обязан принять предусмотренные законодательством меры по корректировке сведений персонифицированного учета.
Кроме того, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.
При указанных обстоятельствах требования истца об обязании ответчика включить в специальный стаж ее работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период работы в ГБУЗ СОККД им. В.П. Полякова: с 15.06.2009 по 02.11.2009 в должности санитарки (мойщицы) в рентгеноперационном кабинете, с 05.11.2009 по 02.05.2011 в должности санитарки (мойщицы) в рентгеноперационном кабинете, с 03.05.2011 по 16.07.2019 в должности санитарки (мойщицы) в отделении рентгенхирургических методов диагностики и лечения.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 22 ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что с учетом включения настоящим решением периодов работы истца, на дату обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, у неё имелся необходимый специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с чем его требования об обязании ГУ – УПФ РФ в Железнодорожном районе г.о.Самара (межрайонное) назначить досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" с 17.06.2019 года являются законными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Большаковой Ларисы Вениаминовы удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.о.Самара (межрайонное) включить в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период работы Большаковой Ларисы Вениаминовы с 15.06.2009 по 02.11.2009, с 05.11.2009 по 02.05.2011, с 03.05.2011 по 16.07.2019.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.о.Самара (межрайонное) назначить Большаковой Ларисе Вениаминове досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 17.06.2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 24 января 2020 года.
Председательствующий судья (подпись) Т.В. Александрова
Копия верна.
Судья Секретарь