РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 января 2015 года с. Аксарка
Лабытнангский городской суд постоянное судебное присутствие в селе Аксарка Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Михайловой О.В.
при секретаре судебного заседания Ахременко М.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу к общине коренных малочисленных народов Севера «...» о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
И.о. начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу обратился в суд с иском к общине коренных малочисленных народов Севера «...», указав, что на основании приказа Министерства юстиции РФ от 27 ноября 2008 года № Управление Министерства юстиции РФ по ЯНАО является территориальным органом Минюста России, действующим на территории ЯНАО. В соответствии с положением об Управлении по субъектам РФ, утвержденным приказом Минюста России от 30 декабря 2011 года № 456, к полномочиям территориальных органов Минюста относятся, в том числе, осуществление контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации; обращение в суд с заявлением о ликвидации иных некоммерческих организаций. На основании Федерального закона от ДД/ММ/ГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация община коренных малочисленных народов Севера «...» зарегистрирована 26 мая 2005 года Управлением Федеральной налоговой службы по ЯНАО: д.Вылпосл, Приуральского района, ЯНАО. В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческая организация обязана предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по формам ОН0001, ОН0002 ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. В нарушение данных требований законодательства, организация-ответчик отчеты по установленной законодательством форме не предоставила за 2011-2013 годы, 1 полугодие 2014 года. Истец просил суд ликвидировать некоммерческую организацию общину коренных малочисленных народов Севера «...» (основной государственный регистрационный номер №) и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Истец Управление Министерства юстиции РФ по Ямало-Ненецкому автономному округу, будучи извещённым о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, для рассмотрения дела не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
В судебном заседании ответчик – председатель правления Общины Рускаламов Б.В., признал факт ненадлежащего исполнения обязательств по предоставлению документации, однако пояснил, что на момент рассмотрения дела все соответствующие документы в контролирующий орган направлены. Просил не ликвидировать организацию, так как данная организация продолжает свою уставную деятельность и позволяет жителям д.Вылпосл получать заработок, в случае закрытия Общины получение дохода учредителями и входящими в нее членами, не представиться возможным, ввиду отсутствия работы в деревне. Дополнительно пояснил о том, что Кельчин О.О., на основании личного заявления, вышел из участников Общины.
Иные учредители: Мелехов А.П., Мелехов Р.П., Мелехова К.В., Рускаламов Е.Е., извещались судом по месту жительства и месту регистрации некоммерческой организации путем направления писем (иная возможность извещения в связи с отдаленностью населенного пункта отсутствует) – д.Вылпосл, п.Горнокнязевск, с.Аксарка, Приуральского район, г.Салехард. Кроме того, сведения о месте и времени рассмотрения судебного заседания, были сообщены им от Рускаламова Б.В., поддерживающего с ними телнфонную связь.
Третье лицо – МИФНС №1 Управление Федеральной налоговой службы по ЯНАО России, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания, для рассмотрения дела своего представителя не направило.
Суд, руководствуясь ст. ст. 167, 169 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку не усматривает оснований к отложению судебного разбирательства.
Ознакомившись с доводами иска, заслушав пояснения ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу пункта 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод осуществление прав на свободу собраний и объединений не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст. 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
Федеральный закон от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» обязывает общественные объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц (абзацы второй, четвертый части первой статьи 29).
Из представленных истцом документов следует, что Общиной коренных малочисленных народов Севера «...» отчеты о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов за 2010-2013 годы, 1 полугодие 2014 года, предоставлены не были. Неоднократно направляемые в адрес Общины предупреждения Управления юстиции РФ по ЯНАО о недопустимости нарушений действующего законодательства – остались без внимания.
Вместе с тем, неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц (часть четвертая статьи 29).
Действие Федерального закона распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций) (ст. 2).
Содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами об отдельных видах общественных объединений; особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов общественных объединений - профессиональных союзов, благотворительных и других видов общественных объединений, - могут регулироваться специальными законами, принимаемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом. Деятельность указанных общественных объединений до принятия специальных законов, а также деятельность общественных объединений, не урегулированная специальными законами, регулируются настоящим Федеральным законом (ст. 4).
Правовые основы создания некоммерческих организаций, их права и гарантии деятельности, регулирование отношений с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами, установлены законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», который содержит специальные нормы по урегулированию ряда вопросов.
Однако указанный специальный закон не содержит указания об отсутствии у некоммерческой организации обязанности ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
Из материалов дела видно, что некоммерческая организация – Община коренных малочисленных народов Севера «...» прошла государственную регистрацию 26 мая 2005 года за основным государственным регистрационным номером №; в Управлении Федеральной налоговой службы по ЯНАО община зарегистрирована 26 мая 2005 года. Юридический адрес: ...
Учредителями организации являлись, на момент создания, являлись: Рускаламов Б.В., Кельчин О.О., Мелехов А.П., Мелехов Р.П., Мелехова К.В., Рускаламов Е.Е. В дальнейшем Кельчин О.О, вышел из состава участников, на основании собственного заявления. Председателем правления – лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации – является Рускаламов Б.В. (по настоящее время).
Основой жизни и деятельности общины является традиционный образ жизни – способ существования и развития коренных малочисленных народов Севера, основанный на исторически сложившемся опыте их предков в области природопользования, социальной организации, самобытной культуры и обычаях, религиозных верованиях. Цели общины: защита исконной среды обитания, сохранение, возрождение и развитие традиционного природопользования как основа охраны окружающей природной среды; оленеводства, рыболовства, охот-промысла, переработки и реализации продукции традиционных отраслей; традиционного образа жизни, прав и законных интересов малочисленных народов Севера. Основными видами деятельности Общины являются: оленеводство, охота, рыболовство и производство, переработка или реализация этих отраслей.
Судом установлено, что данная организация не предоставляла в орган, принявший решение о государственной регистрации Общины, сведения о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, а также документов о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества за 2011-2013 годы, 1 полугодие 2014 года.
На основании абз.2 ч.1 ст.44 Федерального закона «Об общественных объединениях» основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются: неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Вместе с тем, суд полагает надлежащим учесть, что в настоящее время вся необходимая информация организацией представлена в полном объёме.
Нарушение ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» не являются основаниями для ликвидации общественного объединения.
В судебном заседании установлено, что Община коренных малочисленных народов Севера «...», осуществляет свою уставную деятельность в д.....
Кроме того, из пояснений председателя правления Общины Рускаламова Б.В., данных в судебном заседании следует, что деятельность Общины является единственным источником заработка в д.Вылпосл, ввиду отсутствия иной работы.
Наличие выявленных нарушений не является для суда обязанностью по ликвидации организации, поскольку из содержания ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» следует, что неоднократное непредставление такой информации само по себе не является основанием для его ликвидации, а порождает право регистрирующего органа на обращение в суд с заявлением о признании соответствующего общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица.
Оснований для ликвидации организации судом не установлено, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу к Общине коренных малочисленных народов Севера «...» о ликвидации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд постоянное судебное присутствие в селе Аксарка Приуральского района ЯНАО в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 23 января 2015 года.
Председательствующий /подпись/
Копия верна:
Судья О.В. Михайлова