Дело № 2-2361/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 июля 2011 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Бубаковой С.Н.,
при секретаре Фабер А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Белозерцева К.Р. к Муниципальному образованию г. Красноярск о признании права собственности на жилое помещение
У С Т А Н О В И Л:
Белозерцев К.Р. обратился в суд с иском к Муниципальному образованию г. Красноярск о признании права собственности на жилое помещение мотивируя свои требования тем, что, 20 августа 2010 года между ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ним, Белозерцевым К.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был заключен договор (в простой письменной форме) дарения квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Согласно данному Договору, Даритель, ФИО1, безвозмездно передал Одаряемому - Белозерцеву К.Р. вышеуказанную квартиру. Все условия Договора дарения сторонами были выполнены. Даритель передал Одаряемому указанную в Договоре квартиру. По согласованию между сторонами актом приема-передачи квартиры считается подписание Договора дарения. По согласованию сторон регистрация данного договора дарения планировалась на 23 августа 2010 года.
21 августа 2010 года Даритель ФИО1 трагически погиб. Переход собственности на вышеуказанную квартиру по договору дарения так и не наступил в связи гибелью Дарителя.
Между ФИО1 и Белозерцевым К.Р. было достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора дарения от 20 августа 2010 года, подписанном сторонами. Письменная форма сделки сторонами была соблюдена. Поэтому договор дарения квартиры следует считать заключенным с момента его подписания согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ, а не с момента государственной регистрации. Данная позиция указана в п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 13.11.1997 № 21 «Обзор практики разрешения споров, возникающих по договорам купли продажи недвижимости» В связи с этим он считает, что у него возникло право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Просит суд признать за собой право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д. 11-13).
В судебном заседании истец Белозерцев К.Р. и его представитель Полянская А.В., действующая на основании доверенности от 23.12.2010 года номер по реестру 4181, на исковых требованиях настаивали, привели доводы, изложенные в исковом заявлении, ссылались на ст.209 ГК РФ, п.1 ст.425 ГК РФ, п. 1 ст. 432 ГК РФ, полагая, что сторонами согласованы существенные условия договора, следовательно договор считается заключенным.
Как пояснил в судебном заседании истец Белозерцев К.Р., 20.08.2010 года отец ФИО1. дал ему договор дарения вышеуказанной квартиры, сказал подписать. Отец хотел подарить ему квартиру, когда он (истец) вступит в брак. Отец сказал – как подашь заявление в ЗАГС – поедем и зарегистрируем его. Договор отец убрал в сейф с оружием. 21.08.2010 года произошло ДТП в р. Хакасия, в результате которого отец погиб. Он в ноябре 2010 года взял в гараже ключ от сейфа и нашел данный договор. Считает, что он единственный наследник.
Ответчик МО г. Красноярск в лице Администрации г. Красноярска о дате, месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении разбирательства по делу не поступало.
Представитель ответчика Николаев Д.Ю., действующий на основании доверенности от 21.12.2010 года № 01-9710, в судебном заседании 26.05.2011 года, исковые требования не признал, пояснил, что спорное имущество выморочным не является, поскольку имеются наследники в связи с чем Администрация не является надлежащим ответчиком.
Третье лицо Белозерцева Т.Р. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, направила в судебное заседание своих представителей Вязовую Е.Н. и Рыбкину Е.А.
Представители третьего лица Вязовая Е.Н., действующая на основании доверенности от 17.05.2011 года номер по реестру 9-4867, и Рыбкина Е.А., действующая на основании ордера № 1394 от 05.07.2011 года, полагали исковые требования не подлежащими удовлетворению, пояснили, что ФИО1 не мог при жизни подарить квартиру истцу, поскольку еще не выплачен кредит, который брался на ее приобретение, представленный истцом договор дарения от 20.08.2010 года не прошел государственную регистрацию и в силу закона является не заключенным. В нотариальной конторе имеется заявление истца, которым он принял наследство, никаких требований к Белозерцевой Т.Р., как к наследнику, принявшему наследство, истец не предъявляет.
С согласия истца, его представителя, представителей третьего лица, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителя ответчика и третьего лица.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд принимает во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 574 Гражданского кодекса Российской Федерации договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом (пункт 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре (далее - ЕГРП) органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Как установлено в судебном заседании, 21.08.2010 года умер ФИО1, что подтверждается свидетельством о смерти серии №, выданным Территориальным отделом агентства записи актов гражданского состояния <данные изъяты> (л.д. 17).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 30.11.2010 года за правообладателем ФИО1 на праве собственности зарегистрировано жилое помещение – квартира <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м., с кадастровым номером № (л.д. 20).
Как следует из актовой записи № от ДД.ММ.ГГГГ о рождении Белозерцева К.Р., его отцом является ФИО1, что подтверждается свидетельством о рождении серии №, выданным отделом ЗАГС <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18).
Согласно ответу нотариуса ФИО2 от 30.03.2011 года на запрос суда 27 сентября 2010 года было заведено наследственное дело № на имущество умершего 21 августа 2010 года ФИО1. 27 сентября 2010 года с заявлением о принятии наследства обратилась мать умершего – Белозерцева Т.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая подала заявление о принятии наследства по любому основанию (по закону, по завещанию). 27 сентября 2010 года с заявлением об отказе от наследства по любому основанию (по закону, по завещанию) обратился отец умершего – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. 07 декабря 2010 года с заявлением о принятии наследства обратился сын умершего – Белозерцев К.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который подал заявление о принятии наследства по любому основанию (по закону, по завещанию). Больше никто из наследников умершего 21 августа 2010 года ФИО1 с заявлениями о принятии наследства не обращался. Свидетельство о праве на наследство по закону выдано на следующее имущество: - квартиру по адресу: <адрес>, что подтверждается материалами наследственного дела № от 27 сентября 2010 года.
Согласно материалам наследственного дела Белозерцевой Т.Р. выдано свидетельство о праве на наследство по закону на 2/3 доли в квартире по адресу: <адрес> На 1/3 доли в указанном имуществе свидетельство о праве на наследство по закону не выдано.
Как следует из заявления Белозерцева К.Р. от 07.12.2010 года - настоящим заявлением наследство по любому основанию (по закону, по завещанию) он принимает, сообщает, что ему не известно о составлении наследодателем завещания. В соответствии со ст. 1142 ГК РФ просит выдать свидетельство о праве на наследство по закону на любое принадлежащее наследодателю имущество, в чем бы таковое ни заключалось и где бы оно ни находилось, в том числе на: квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, автомобиль марки <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г.в. Других наследников первой очереди (в том числе внуков наследодателя, наследующих по праву представления), не имеется (ст. 1142 ГК РФ). Не имеется также нетрудоспособных лиц - граждан, относящихся к наследникам по закону других очередей, которые находились бы на иждивении наследодателя не менее одного года (ст.1148ГКРФ). Ему понятно право отказа от наследства в течение 6 месяцев со дня открытия наследства.
В судебное заседание истцом представлен договор дарения от 20 августа 2010 года. Как следует из текста договора, он заключен между ФИО1, именуемым «Даритель», с одной стороны, и Белозерцевым К.Р., именуемым «Одаряемый», с другой стороны. Согласно п. 1 договора Даритель безвозмездно передает в собственность Одаряемому квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>. Квартира размером общей площадью <данные изъяты> кв. м., в том числе жилой площади <данные изъяты> кв. м., состоит из <данные изъяты> комнаты. В указанной квартире имеется горячее, холодное водоснабжение, канализация, электроснабжение, центральное отопление, электроплита, лифт, мусоропровод. Кадастровый номер квартиры № (п. 2). В соответствии с п. 3 договора дарения указанная квартира принадлежит Дарителю на основании Договора о долевом участии в строительстве жилого дома от 10.09.2004 г., дополнение от 25.08.2005г., акт приема передачи от 07.09.2005г. Свидетельство о государственной регистрации права № от 21 декабря 2005 года. Пунктом 4 договора установлено, что Одаряемый указанную квартиру в дар принимает. До подписания настоящего Договора указанная квартира никому другому не продана, не подарена, не заложена, не обременена правами третьих лиц, в споре и под арестом (запрещением) не состоит. С содержанием ст. 167, 209, 218, 223, 288, 292, 572, 573, 574, 578, Гражданского кодекса РФ стороны ознакомлены. В соответствии с п. 7 договора - настоящий Договор подлежит регистрации в Управлении Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю, и считается заключенным с момента государственной регистрации. Расходы по регистрации договора оплачивает Одаряемый. В соответствии с п. 8 договора указанная квартира переходит к Одаряемому с момента государственной регистрации перехода права собственности. Стороны по их заявлению, не ограничены судом в дееспособности и не признаны недееспособными, способны понимать значение своих действий и руководить ими. Настоящий договор составлен в трех экземплярах, один из которых хранится в Управлении Федеральной регистрационной службе по Красноярскому краю, и по экземпляру у каждой из сторон (п. 11) Договор содержит подписи сторон в соответствующей графе. Отметок о регистрации сделки органом, уполномоченным в области регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, договор не содержит (л.д. 14).
Оценивая представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему:
Согласно ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (ст. 1153 ГК РФ).
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что истец Белозерцев К.Р. принял наследство после умершего 21.08.2010 года ФИО1. в виде квартиры по адресу: <адрес>, однако за свидетельством о праве на наследство по закону на 1/3 доли в указанной квартире не обращался.
Руководствуясь вышеприведенными нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона о регистрации, суд приходит к выводу о том, что договор дарения квартиры от 20 августа 2010 года между ФИО1 и Белозерцевым К.Р. не может считаться заключенным, а переход права собственности на квартиру к Белозерцеву К.Р. состоявшимся, поскольку данный договор при жизни ФИО1 государственную регистрацию не прошел, что подтверждается как пояснениями истца, так и материалами дела.
Согласно п. 7 ст. 16 Закона о регистрации сделка считается зарегистрированной, а правовые последствия - наступившими со дня внесения записи о сделке или праве в ЕГРП.
В этой связи доводы истца и его представителя о том, что договор дарения следует считать заключенным с момента его подписания, суд полагает несостоятельными, поскольку Закон о регистрации придает правовое значение не моменту подписания договора, а моменту внесения записи о сделке в ЕГРП. Договор дарения от 20.08.2010 года содержит пункт, предусматривающий, что договор подлежит регистрации в Управлении Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю, и считается заключенным с момента государственной регистрации (п. 7), в соответствии с п. 8 договора указанная квартира переходит к Одаряемому с момента государственной регистрации перехода права собственности, что подтверждает выводы суда о незаключенности указанного договора. По этому же основанию суд полагает, что доводы истца о том, что он обнаружил договор дарения лишь в ноябре 2010 года, в связи с чем договор не был представлен на регистрацию при жизни отца, не имеют правового значения для разрешения дела по существу.
Кроме того, суд отмечает, что зная о наличии договора дарения в ноябре 2010 года, тем не менее, истец обратился с заявлением к нотариусу 07.12.2010 года и принял наследство в виде 1/3 доли в спорном имуществе, прав на указанное имущество как на объект в целом на основании имевшегося у него не зарегистрированного договора дарения от 20.08.2010 года, истец не заявлял. Также из пояснений истца следует, что ФИО1 при жизни выразил волю зарегистрировать договор в будущем, при условии подачи истцом заявления в ЗАГС о регистрации брака, что подтверждает выводы суда о незаключенности данного договора.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований Белозерцева К.Р. к Муниципальному образованию г. Красноярск о признании права собственности на жилое помещение – квартиру <адрес> надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Белозерцева К.Р. к Муниципальному образованию г. Красноярск о признании права собственности на жилое помещение – квартиру <адрес> – отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.
Дата изготовления решения в окончательной форме - 12 июля 2011 года
Судья С.Н. Бубакова