Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-113/2021 ~ М-102/2021 от 05.04.2021

Дело № 2-113/2021

10RS0009-01-2021-000207-92

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 мая 2021 года                                                                           пос. Муезерский

Муезерский районный суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи Каськовича И.В., при секретаре Гринкевич Н.О., с участием старшего помощника прокурора Муезерского района Республики Карелия Криваль А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Муезерского района Республики Карелия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муезерского муниципального района, муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Воломская средняя общеобразовательная школа об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Муезерского района Республики Карелия обратился в суд с указанным исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ по следующим основаниям. Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья учащихся, антитеррористической защищенности объекта в Муниципальном образовательном учреждении Муезерского муниципального района Воломская средняя общеобразовательная школа. Согласно паспорта безопасности объекта образования МКОУ Воломская СОШ присвоена третья категория опасности и установлено, что до настоящего времени МКОУ Воломская СОШ системой видеонаблюдения не оснащено. Выявленные нарушения требований законодательства являются существенными и ставят под угрозу нормальное функционирование образовательного учреждения, а также создают угрозу для жизни и здоровья обучающихся и работников образовательного учреждения.

По основаниям, изложенным в иске, с учетом уточнений прокурор Муезерского района Республики Карелия просит суд: 1. Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Воломская средняя общеобразовательная школа в течение трех месяцев после вступления в законную силу решения суда оснастить здание МКОУ Воломская средняя общеобразовательная школа, расположенного по адресу: Республика Карелия, Муезерский район, п. Волома ул. 23 Съезда д. 4 системой видеонаблюдения; 2. Обязать администрацию Муезерского муниципального района в течение двух месяцев после вступления в законную силу решения суда профинансировать мероприятия по проведению работ по оснащению здания муниципального казенного общеобразовательного учреждения Воломская средняя общеобразовательная школа, расположенного по адресу: Республика Карелия, Муезерский район, п. Волома ул. 23 Съезда д. 4 системой видеонаблюдения.

Старший помощник прокурора Муезерского района Республики Карелия Криваль А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Ответчик администрация Муезерского муниципального района, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебного заседание своего представителя не направил, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя. Ранее представитель ответчика администрации Муезерского муниципального района Хандога А.И., действующая на основании доверенности, заявила о согласии с исковыми требованиями, выразив несогласие только по сроку, в течение которого необходимо совершить указанные в иске требования, просила предоставить на это срок до сентября 2022 года.

Ответчик МКОУ Воломская СОШ, извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направил, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, в представленном ранее отзыве указали на согласие с исковыми требованиями; пояснили, что в Акте обследования и категорирования, утвержденного 27.09.2019 Администрацией Муезерского муниципального района одно их предложений п. 6.2. «Обеспечение здания наружным видеонаблюдением», на данный момент Школа ведет работу с ООО ПО «Волна» на монтаж системы видеонаблюдения, договор отправлен на согласование в администрацию Муезерского муниципального района.

Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Конституцией Российской Федерации (ст.ст.41, 43) установлено право каждого на охрану здоровья и на образование. Конституционным правам человека, закрепленным в указанных статьях Конституции РФ, корреспондируют обязанности образовательных учреждений.

Так, к компетенции образовательной организации в соответствии п.15 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

Согласно п.6 указанной статьи Закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Из п.7 названной статьи следует, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся.

В соответствии с пунктом 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

При этом на основании пункта 4 статьи 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления обязаны принимать меры по обеспечению антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

Юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в собственности или принадлежащих им на ином законном основании (ст.5 названного закона).

Обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса) устанавливает Правительство Российской Федерации (п.4 ч.2 ст.5 названного закона).

Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 №272 утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей (далее по тексту - Требования).

Согласно п.23 Требований все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются, в том числе, системой видеонаблюдения.

Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней (п.30 Требований).

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

В соответствии с п5 названных Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях). В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий) (п.5 Требований).

Объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 800 человек – относятся к третьей категории опасности (п.п. «в» п.13 Требований);

Всем объектам (территориям) присваивается категория опасности, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, указанных в пункте 13 настоящих требований.

Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии не позднее последнего дня работы комиссии. Акт обследования и категорирования объекта (территории) составляется в 2 экземплярах и является основанием для разработки, а также неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории) (п.15 Требований).

На каждый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения обследования и категорирования объекта (территории) комиссией составляется паспорт безопасности объекта (территории) (п.43 Требований).

В отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п.24 настоящих требований, осуществляются, в том числе оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения (п.25 Требований).

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Судом установлено, что здание школы, расположенное по адресу: <адрес> 4, площадью <данные изъяты> кв.м., находится в оперативном управлении у муниципального казенного общеобразовательного учреждения Воломская средняя общеобразовательная школа, собственником здания школы является муниципальное образование «Муезерский муниципальный район», что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.1.2. Устава МКОУ Воломская СОШ полное наименование Школы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Воломская средняя общеобразовательная школа.

Согласно сведениям, содержащимся в Паспорте безопасности от 2019 года здание МКОУ Воломская СОШ относится к третьей категории опасности. В разделе имеются сведения о необходимости обеспечения здания наружным видеонаблюдением.

Как следует из материалов дела, подтверждается информацией МКОУ Воломская СОШ от 01.04.2021, не оспаривается сторонами, здание школы системой видеонаблюдения не оснащено, в связи с чем контроль за доступом посторонних лиц на территорию образовательного учреждения отсутствует.

В соответствии со ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии с Уставом МКОУ Воломская СОШ, утвержденным постановлением администрации Муезерского муниципального района от 28.12.2015 № 405, Учредителем и собственником имущества Школы является Администрация Муезерского муниципального района (п.1.7 Устава).

В силу положений ст.161 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы, в данном случае за счет муниципального образования «Муезерский муниципальный район».

Проанализировав приведенные выше положения федерального законодательства и установив, что свободный доступ к зданию МКОУ Воломская СОШ не ограничен, отсутствие системы видеонаблюдения на здании образовательного учреждения, препятствующее несанкционированному доступу посторонних лиц, отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, нарушает требования законодательства, суд приходит к выводу о том, что именно на ответчиках лежит обязанность принять меры, предупреждающие причинение вреда населению, препятствующие несанкционированному доступу посторонних на территорию образовательного учреждения.

Поскольку представленными в материалы дела доказательствами с достоверностью подтверждается тот факт, что ответчиком МКОУ Воломская СОШ до настоящего времени не были устранены нарушения, выявленные в ходе осуществления прокурорской проверки, и это не отрицалось сторонами, суд считает иск прокурора к МКОУ Воломская СОШ основанным на законе и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с положениями ч.ч.1, 2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом необходимости изыскания денежных средств и проведения конкурсных мероприятий для исполнения решения суда, суд считает необходимым ответчику администрации Муезерского муниципального района установить срок для исполнения решения суда – три месяца, ответчику МКОУ Воломская СОШ - шесть месяцев.

Указанные сроки, необходимые для устранения выявленных нарушений, являются, по мнению суда, разумными и достаточным для соответствующих действий по устранению нарушений законодательства.

Доводы ответчика администрации Муезерского муниципального района о том, что денежные средства, необходимые для исполнения исковых требований в бюджете на 2021 год не могут быть предусмотрены, поскольку невозможно определить источник финансирования необходимых средств, а также ввиду невозможности привлечения дополнительных источников финансирования, суд находит несостоятельными, поскольку существенного значения для дела не имеют, недостаточность финансирования не освобождает ответчиков от обязанности оснастить здание школы системой видеонаблюдения, в соответствии с требованиями законодательства.

П.9 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ истец (прокурор) освобожден от уплаты государственной пошлины. П.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ ответчик (администрация Муезерского муниципального района), являющийся органом местного самоуправления, освобожден от уплаты государственной пошлины.

При определении суммы государственной пошлины, подлежащей взысканию в порядке ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика МКОУ Воломскач СОШ суд исходит из размера государственной пошлины, установленной подп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ для физических лиц, обращающихся с исковым заявлением в суд, поскольку прокурором в рамках настоящего дела заявлен иск в интересах неопределенного круга лиц, содержащий требования неимущественного характера.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ, подп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ с ответчика МКОУ Воломская СОШ подлежит взысканию в доход бюджета Муезерского муниципального района государственная пошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

1. Исковые требования удовлетворить.

2. Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Воломская средняя общеобразовательная школа в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу оснастить здание муниципального казенного общеобразовательного учреждения Воломская средняя общеобразовательная школа, расположенное по адресу: <адрес> системой видеонаблюдения;

3. Обязать администрацию Муезерского муниципального района в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать мероприятия по проведению работ по оснащению здания Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Воломская средняя общеобразовательная школа, расположенного по адресу: <адрес> системой видеонаблюдения;

4. Взыскать с Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Воломская средняя общеобразовательная школа государственную пошлину в сумме 300 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Муезерский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 31.05.2021

Судья                                                                                                   И.В. Каськович

2-113/2021 ~ М-102/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Муезерского района Республики Карелия в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Воломская средняя общеобразовательная школа
администрация Муезерского муниципального района
Суд
Муезерский районный суд Республики Карелия
Судья
Каськович Игорь Викторович
Дело на странице суда
muezersky--kar.sudrf.ru
05.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.04.2021Передача материалов судье
12.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.04.2021Предварительное судебное заседание
21.05.2021Судебное заседание
28.05.2021Судебное заседание
31.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.09.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее