Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-345/2014 (2-5345/2013;) ~ М-4874/2013 от 24.10.2013

Дело №2-345/14

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23.05.2014 г. Октябрьский районный суд г.Ижевска

в составе:

председательствующего судьи Михалева А.А.

при секретаре Дыркачевой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М.С.А. в своих интересах и интересах М..М.А. к Администрации г.Ижевска о предоставлении жилья на праве собственности, по иску Ч.Т.А. в своих интересах и интересах Ч.И.Д. к Администрации г.Ижевска о предоставлении жилья на праве собственности, по иску Администрации г.Ижевска к Ч.Т.А., Ч.И.Д., М.С.А., М..М.А., М.В.А. об изъятии жилого помещения, выселении, снятии с регистрационного учета, переселении,

У С Т А Н О В И Л

М.С.А. обратилась в суд с иском к Администрации г.Ижевска о предоставлении на праве собственности жилого помещения равнозначного по общей площади в занимаемом жилом помещении. Исковые требования мотивированы тем, что истица наряду с М.В.А. и Ч.Т.А. является собственником жилого помещения – <адрес> площадью 52,8 кв.м. Данный дом в установленном порядке признан аварийным и подлежащим сносу. Ответчик предлагал истице вариант обмена данной квартиры на другую трехкомнатную квартиру в г.Ижевске, но совместно с другими сособственниками. Истица и Ч.Т.А. возражают против заселения в одну квартиру, поскольку являются отдельными семьями.

Ч.Т.А. обратилась в суд с иском к Администрации г.Ижевска о предоставлении на праве собственности жилого помещения равнозначного по общей площади в занимаемом жилом помещении. Исковые требования мотивированы тем, что истица наряду с М.В.А. и М.С.А. является собственником жилого помещения – <адрес> площадью 52,8 кв.м. Данный дом в установленном порядке признан аварийным и подлежащим сносу. Ответчик предлагал истице вариант обмена данной квартиры на другую трехкомнатную квартиру в г.Ижевске, но совместно с другими сособственниками. Истица и М.С.А. возражают против заселения в одну квартиру, поскольку являются отдельными семьями.

Администрация г.Ижевска обратилась в суд с иском к Ч.Т.А., М.С.А., М.В.А. об изъятии у ответчиков жилого помещения – <адрес>, выселении ответчиков из данной квартиры, снятии ответчиков с регистрационного учета в данной квартире, переселении ответчиков в <адрес>. исковые требования мотивированы тем, что ответчики являются собственниками квартиры в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, включенном в список жилых домов, подлежащих расселению в рамках реализации Федеральной программы сноса аварийных Омов. Истец предложил ответчикам равнозначную квартиру, но мена невозможна, поскольку не известно место нахождения М.В.А.

В ходе разбирательства дела М.С.А. изменила предмет иска и просит обязать ответчика предоставить ей и ее несовершеннолетней дочери М..М.А. на праве собственности жилое помещение равнозначное по общей площади ее доле в ранее занимаемой квартире, но не менее 18 кв.м.

В ходе разбирательства дела Ч.Т.А. изменила предмет иска и просит обязать ответчика предоставить ей и ее несовершеннолетнему сыну Ч.И.Д. на праве собственности жилое помещение равнозначное по общей площади ее доле в ранее занимаемой квартире, но не менее 18 кв.м.

Администрация <адрес> обратилась в суд с дополнительным иском, которым просит выселить из подлежащей сносу квартиры также несовершеннолетних М..М.А. и Ч.И.Д., а также снять их с регистрационного учета и переселить в предлагаемую квартиру.

Все указанные иски судом приняты к производству и объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

В судебном заседании представитель истцов М.С.А. и Ч.Т.А. поддержал их исковые требования поддержал, а также, действуя в том числе и за М.В.А. не признал исковые требования Администрации <адрес>.

Представитель Администрации г.Ижевска поддержал свои исковые требования, не признал исковые требования М.С.А. и Ч.Т.А.

М.С.А., Ч.Т.А. и М.В.А. в судебное заседание не явились. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что М.С.А., Ч.Т.А. и М.В.А. являются собственниками <адрес>. Данная квартира имеет три жилые комнаты, общую площадь 52,8 кв.м. и жилую площадь 37 кв.м. Данные обстоятельства подтверждаются копиями свидетельств о государственной регистрации права собственности, выпиской из ЕГРП, копией договора купли-продажи.

В указанной квартире зарегистрированы по месту жительства собственники квартиры, а также несовершеннолетняя дочь истицы М.С.А. М..М.А. и несовершеннолетний сын Ч.Т.А. Ч.И.Д. Данные обстоятельства подтверждаются копией поквартирной карточки.

В соответствии с актом обследования междоведомственной комиссии от <дата>. все квартиры в указанном <адрес> признаны непригодными для проживания в связи со степенью физического износа 65%. Данное заключение утверждено распоряжением Администрации Устиновского района г.Ижевска от 30.10.2007г.

Постановлением Администрации г.Ижевска <номер> от <дата>. указанный <адрес> включен в перечень жилых домов, подлежащих расселению и сносу в рамках Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилого фонда в Удмуртской Республике.

Администрация г.Ижевска предложила собственникам указанной квартиры произвести ее мену на <адрес>. предложенная квартира имеет три комнаты и общую площадь 52,9 кв.м. М.С.А. и Ч.Т.А. были согласны с меной, но сделка не состоялась ввиду отсутствия М.В.А. Впоследствии М.С.А. и Ч.Т.А. отказались от заключения сделки.

Изложенные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании материалами дела и сторонами не оспариваются.

В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 32 ЖК РФ:

1. Жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

2. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.

3. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

4. Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 настоящей статьи государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

5. Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.

6. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.

7. При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

8. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

9. Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи.

10. Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 – 3, 5 – 9 настоящей статьи.

12. Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в части 11 настоящей статьи, допускается только с согласия собственника.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства":

1. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2013 года, она утверждается на период до 1 сентября 2017 года.

3. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

6. Средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов расходуются на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на строительство таких домов, а также на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, выкупной цены за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Оценивая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

Жилое помещение, принадлежащее гражданам на праве собственности признано непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу. При этом заключение межведомственной комиссии ни кем не оспорено, утверждено и действует в настоящее время. Решением органа местного самоуправления об утверждении указанного заключения сроков сноса дома и расселения граждан не установлено. Жилой дом, в котором находится принадлежащее гражданам на праве собственности помещение включено в перечень домов, подлежащих расселению в рамках Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилого фонда в Удмуртской Республике.

Администрация г.Ижевска не исполнила предусмотренную ст. 32 ЖК РФ обязанность изъять земельный участок, на котором расположен жилой дом, а также изъять каждое жилое помещение, принадлежащее гражданам, в данном доме.

Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Материалами дела подтверждено, что указанный жилой дом в рамках реализации программы переселения граждан из ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда на 2012 год был включен в перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, однако до настоящего времени Администрацией г.Ижевска требований к собственникам жилых помещений в многоквартирном жилом доме о его сносе или реконструкции, в том числе к истцам, в порядке ст.32 ЖК РФ предъявлено не было.

Учитывая длительное бездействие Администрации г.Ижевска, выразившееся в непринятии мер, определенных частью 10 статьи 32 ЖК РФ, и то, что аварийный многоквартирный дом, в котором находится спорное жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", суд приходит к выводу, что истцы М.С.А. и Ч.Т.А. по своему выбору имеют право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.

В связи с этим и учитывая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что истцы М.С.А. и Ч.Т.А. вправе требовать предоставления им и сособственнику квартиры М.В.А. в общую долевую собственность в равных долях равнозначное благоустроенное жилое помещение взамен помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания.

Как установлено приведенными нормами, требование органа местного самоуправления о выселении собственника жилого помещения, признанного аварийным, и членов его семьи с предоставлением другого жилья на праве собственности может быть удовлетворено только в случае принятия решения об изъятии земельного участка и изъятии жилого помещения. По настоящему делу установлено, что Администрация г.Ижевска таких решений об изъятии земельного участка и жилого помещения не принимала. Даже в том случае, если бы такие решения были приняты, выселение граждан, собственников аварийного жилья, возможно только в случае, если между органом местного самоуправления и собственниками достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого. Такого соглашения, в каком либо виде, со всеми собственниками аварийной квартиры не достигнуто. М.В.А. в договоренностях о заключении договора мены участия не принимала. Изложенное является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Администрации г.Ижевска.

То обстоятельство, что многоквартирный дом, в котором находится принадлежащая ответчикам квартира, включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в соответствии с указанным выше законом на переселение граждан в рамках адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства, в частности статьи 32 ЖК РФ.

Поскольку Администрация г.Ижевска не предлагала ответчикам выкупить принадлежащую им на праве собственности квартиру в порядке, определенном статьей 32 ЖК РФ, то ответчики, как собственники жилого помещения в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, были лишены права на получение стоимости изымаемого имущества. Удовлетворение иска об изъятии жилого помещения к ним при таких условиях противоречит приведенным нормам, что также является основанием для отказа в иске Администрации г.Ижевска.

Исковые требования М.С.А. и Ч.Т.А. также не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Данные истцы, как указано выше имеют право требовать предоставления им на праве собственности другого жилого помещения. При этом они имеют право на предоставление в собственность равнозначного жилья. Данными истцами заявлены требования о представлении отдельных жилых помещений в собственность. Предоставление отдельных квартир нельзя признать предоставлением равнозначного жилья. Кроме того, требования данных истцов никак не учитывают права на предоставление жилья М.В.А., не обратившейся в суд с иском. При таких обстоятельствах исковые требования в части размера и количества требуемого жилья, т.е. предмета иска не основаны на законе, в связи с чем не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Исковые требования М.С.А. в своих интересах и интересах М..М.А. к Администрации г.Ижевска о предоставлении жилья на праве собственности оставить без удовлетворения.

Исковые требования Ч.Т.А. в своих интересах и интересах Ч.И.Д. к Администрации г.Ижевска о предоставлении жилья на праве собственности оставить без удовлетворения.

Исковые требования Администрации г.Ижевска к Ч.Т.А., Ч.И.Д., М.С.А., М..М.А., М.В.А. об изъятии жилого помещения, выселении, снятии с регистрационного учета, переселении оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционные жалоба, представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный суд УР через районный суд.

Решение изготовлено в совещательной комнате на компьютере судьей Михалевым А.А.

Председательствующий судья Михалев А.А.

Решение в окончательной форме изготовлено 29.05.2014г.

2-345/2014 (2-5345/2013;) ~ М-4874/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Мерзлякова Светлана Александровна
Ответчики
Администарция г. Ижевска- Управление муниципального жилья
Суд
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
_Михалев Андрей Алексеевич
Дело на сайте суда
oktyabrskiy--udm.sudrf.ru
24.10.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.10.2013Передача материалов судье
24.10.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.11.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.11.2013Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
14.01.2014Предварительное судебное заседание
10.02.2014Судебное заседание
06.03.2014Судебное заседание
01.04.2014Судебное заседание
20.05.2014Судебное заседание
23.05.2014Судебное заседание
29.05.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.06.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.07.2014Дело оформлено
09.07.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее