Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-410/2017 ~ М-46/2017 от 10.01.2017

...

Дело № 2-410/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 марта 2017 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Рукавишникова Е.А.,

при секретаре Викторовой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Иванова Д. В. к жилищно-строительному кооперативу "Наш Дом" о расторжении договора и взыскании денежных средств,

установил:

Иванов Д.В. обратился в суд с иском, в котором просит расторгнуть договор №384/2015 о порядке выплаты взносов и предоставления жилья члену ЖСК "Наш Дом" от 21.09.2015, заключенный между ним и ЖСК "Наш Дом", взыскать с последнего в свою пользу уплаченные по данному договору денежные средства в сумме 400 000 рублей.

В обоснование требований истец указал, что 21.09.2015 между ним и ЖСК "Наш Дом" был заключен договор по строительству и приобретению в собственность члена ЖСК жилого помещения. Во исполнение условий договора им на счет ответчика была внесена часть оплаты в размере 400 000 рублей, однако в установленный срок строительство дома не завершено, что свидетельствует о существенном нарушении условий сделки и является основанием для ее расторжения. Считал, что поскольку он не является членом ЖСК "Наш Дом", на сложившиеся между ним и ответчиком отношения распространяются положения закона о защите прав потребителей.

Истец Иванов Д.В., будучи уведомленным, в судебное заседание не явился, причины неявки не сообщил.

Представитель ответчика ЖСК "Наш Дом" в судебные заседания не являлся. При этом судом были предприняты все необходимые меры по надлежащему извещению ответчика о дате и месте разбирательства по делу по адресу его государственной регистрации, а также почтовому адресу, указанному в договоре о порядке выплаты взносов и предоставления жилья члену ЖСК "Наш Дом" от 21.09.2015, однако от получении данных сведений ответчик уклонился.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд находит, что в действиях ЖСК "Наш Дом" усматривается злоупотребление правом, в связи с чем считает необходимым признать его надлежащим образом уведомленным о месте и времени судебного разбирательства и в силу положений ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в его отсутствие.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Как установлено ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Из материалов дела усматривается, что 21.09.2015 между Ивановым Д.В. и ЖСК "Наш Дом" был заключен договор № 384/2015, по условиям которого последний принял на себя обязательства за счет вносимых второй стороной средств осуществить строительство объекта недвижимости – квартиры-студии площадью 20,3 кв.м, с условным строительным номером 80, расположенной в строящемся жилом доме на земельном участке по адресу: Краснодарский край, г.Краснодар, Калининский сельский округ, п.Краснодарский, 1/1, и передать ее Иванову Д.В., а последний, в свою очередь, обязался внести паевые и иные взносы в порядке и на условиях, предусмотренных приложением к договору, являющемуся его неотъемлемой частью.

Обращаясь с настоящим иском, Иванов Д.В. указал, что в действительности членом ЖСК "Наш Дом" он не является, заявления о приеме в члены кооператива не подавал, решение общего собрания членов кооператива о его приеме не принималось, в собраниях участия не принимает.

Как установлено ст. 68 ГПК РФ, объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, являются одним из доказательств по делу, однако они подлежат проверке и оценке судом наряду с другими доказательствами.

В силу положений ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора.

Из содержания договора от 21.09.2015 № 384/2015 следует, что он заключен между ЖСК "Наш Дом" и Ивановым Д.В. как членом данного кооператива. В качестве предмета договора в п. 1.1 указаны взаимоотношения по удовлетворению жилищных потребностей истца как члена ЖСК.

Пунктом 8.9 договора стороны установили, что настоящий договор не является и не рассматривается как договор инвестирования либо договор долевого участия в строительстве. Правоотношения сторон регулируются ЖК РФ, а не инвестиционным законодательством или законодательством об участии в долевом строительстве.

Кроме того, из п.2.2 и раздела 3 договора от 21.09.2015 усматривается, что оплата подлежащего строительству с последующей передачей в собственность Иванова Д.В. жилого помещения представляет собой паевой, членский и целевой взнос. Из квитанций к приходным кассовым ордерам от 21.09.2015, от 30.11.2015 и от 05.02.2016 также видно, что предусмотренные договором платежи были внесены Ивановым Д.В. как вступительный, целевой, паевой и членский взносы.

Согласно ст. 110 ЖК РФ жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом (ч.1). Члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома (ч.3).

Жилищные и жилищно-строительные кооперативы являются потребительскими кооперативами (ч.4 ст. 110 ЖК РФ).

На основании ч. 1 ст. 111 ЖК РФ право на вступление в жилищные кооперативы имеют граждане, достигшее возраста шестнадцати лет, и (или) юридические лица.

Согласно ст. 121 ЖК РФ, гражданин или юридическое лицо, желающие стать членом жилищного кооператива, подают в правление жилищного кооператива заявление о приеме в члены жилищного кооператива. Заявление о приеме в члены жилищного кооператива должно быть рассмотрено в течение месяца правлением жилищного кооператива и утверждено решением общего собрания членов жилищного кооператива (конференции). Гражданин или юридическое лицо признается членом жилищного кооператива с момента уплаты вступительного взноса после утверждения решения о приеме в члены жилищного кооператива общим собранием членов кооператива (конференцией).

В силу ст. 1 Закона РФ от 19.06.1992 № 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" пайщик, член потребительского общества - гражданин, юридическое лицо, внесшие вступительный и паевой взносы и принятые в потребительское общество в установленном уставом потребительского общества порядке.

Таким образом, жилищно-строительные кооперативы удовлетворяют потребности в жилье только лиц, являющихся их членами, в связи с чем, с учетом приведенных норм закона, правоотношения, основанные на членстве в жилищном кооперативе, возникают с момента оплаты вступительного взноса и достижения между сторонами соответствующего соглашения о вступлении лица в члены кооператива.

Анализ содержания представленного договора от 21.09.2015 № 384/2015 позволяет прийти к выводу о том, что между истцом и ответчиком сложились отношения, связанные с осуществлением деятельности кооператива по привлечению и использованию денежных средств его членов на приобретение жилых помещений.

При этом судом учитывается факт внесения Ивановым Д.В. на счет ЖСК "Наш Дом" денежных средств в счет уплаты вступительного, членских и паевых взносов.

В этой связи обстоятельства того, что истцом не было подано заявление о вступление в ЖСК "Наш Дом", а также что решение общего собрания о принятии его в члены кооператива не принималось, суд считает необходимым оставить без внимания, поскольку они не опровергают вывод суда о фактически сложившихся между Ивановым Д.В. и ЖСК "Наш Дом" отношениях, основанных на членстве в кооперативе, регулируемые ЖК РФ и уставом ЖСК, которые не попадают под действие Закона РФ «О защите прав потребителей».

Аналогичная позиция изложена в п. 11 Обзора практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.12.2013).

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Ст. 310 ГК РФ не допускает односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Из п. 2.2 договора следует, что член ЖСК обязан единовременно внести вступительный взнос в размере 10 000 рублей в течение трех календарных дней с момента подписания настоящего договора, членские взносы, общая сумма которых за весь период нахождения члена ЖСК в составе кооператива составляет 20 000 рублей, а также целевой взнос в размере 15 000 рублей.

Пунктом 3 договора от 21.09.2015 установлено, что сумма паевого взноса составляет 539 000 рублей и представляет собой сумму расходов на возмещение затрат на строительство, создание, реконструкцию объекта строительства, оплату услуг и прочих затрат застройщика.

Согласно приложению к договору № 384/2015, платежи подлежали внесению в следующем порядке: 21.09.2015 в сумме 255 000 рублей, 21.12.2015 – в сумме 95 000 рублей, 21.03.2016 – в сумме 95 000 рублей, 21.06.2016 – в сумме 94 000 рублей.

Обязательства по внесению вступительного, членского, а также целевого взноса была исполнена Ивановым Д.В. в полном объеме, о чем свидетельствуют квитанции к приходным кассовым ордерам от 21.09.2015 № 1235, № 1236 и № 1237.

Кроме того, истцом была частично исполнена обязанность по внесению паевого взноса. Так, согласно квитанциям к приходным кассовым ордерам от 21.09.2015 № 1238, от 30.11.2015 №1521 и от 05.02.2016 № 31 Ивановым Д.В. на счет ответчика перечислены суммы в размере 255 000 рублей, 90 000 рублей и 10 000 рублей соответственно.

Сведений о наличии со стороны ЖСК "Наш Дом" претензий к Иванову Д.В. о порядке внесения предусмотренных договором платежей материалы дела не содержат.

Пунктом 1.4 договора от 21.09.2015 установлено, что плановое окончание строительства объекта недвижимости – III квартал 2016 года. При этом, исполнение данной обязанности не поставлено в зависимость от уплаты членом ЖСК паевого взноса в полном объеме. Вместе с тем, как указал истец в своем заявлении, в установленный срок строительство объекта не завершено.

Поскольку доказательств обратного в материалы дела представлено не было, суд в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ считает данное обстоятельство установленным.

Согласно ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Не окончание строительства объекта недвижимости в установленный договором срок является существенным нарушением договора со стороны ответчика, поскольку повлекло для истца такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора, то есть на получение в собственность квартиры после оговоренного срока готовности объекта.

В силу положений ч.2 ст.452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

В связи с неисполнением ответчиком принятых на себя по договору от 21.09.2015 обязательств, истцом в его адрес была направлена претензия о возврате выплаченных сумм и расторжении договора, о чем свидетельствует соответствующий документ от 24.10.2016, а также почтовый кассовый чек от 24.10.2016 № 01954, однако ответа на данное требование не поступило.

При таких обстоятельствах, учитывая, что со стороны ответчика имеет место неисполнение обязательств по договору от 21.09.2015, а также принимая во внимание, что истцом соблюдены вышеизложенные требования ст. 452 ГК РФ, суд считает возможным требование истца в части расторжении договора удовлетворить в полном объеме.

В силу положений ч. 4 ст. 453 ГК РФ, в случае, когда до расторжения или изменения договора одна из сторон, получив от другой стороны исполнение обязательства по договору, не исполнила свое обязательство либо предоставила другой стороне неравноценное исполнение, к отношениям сторон применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (глава 60).

Согласно ч. 1 ст. 1102 лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

В этой связи с ответчика в пользу истца подлежат взысканию денежные средства, уплаченные последним в счет исполнения обязательств по договору от 21.09.2015.

Из указанного договора видно, что таковыми являются целевой взнос, за счет которого подлежали оплате государственные пошлины и сборы, расходы, связанные с изготовлением технического паспорта объекта, технического паспорта квартиры, оплата строительно-технической экспертизы, оплата услуг юристов, расходов на регистрацию права собственности на квартиру, а также паевой взнос, представляющий собой сумму расходов на возмещение затрат на строительство, создание, реконструкцию объекта строительства, оплату услуг и прочих расходов застройщика.

Согласно квитанции к приходному кассовому ордеру от 21.09.2015 № 1235 сумма целевого взноса составила 15 000 рублей, общая сумма паевого взноса – 355 000 рублей, о чем свидетельствуют квитанции к приходным кассовым ордерам от 21.09.2015 № 1238, от 30.11.2015 №1521 и от 05.02.2016 № 31.

С учетом установленных в ходе разбирательства по делу обстоятельств указанные суммы подлежат взысканию в пользу истца в полном объеме.

Что касается денежных средств, уплаченных Ивановым Д.В. в счет вступительного и членского взноса, суд не находит оснований для их взыскания в пользу истца, поскольку такие взносы представляют собой денежные средства, внесенные гражданином для покрытия расходов на образование кооператива и прием гражданина в члены кооператива, а также связанных с осуществлением кооперативом предусмотренной его уставом деятельности, за исключением деятельности кооператива по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений.

Таким образом, уплата данных взносов является обязанностью гражданина, основанной на его членстве в кооперативе. При этом действующим законодательством не предусмотрена возможность возврата уплаченных в счет исполнения данной обязанности денежных средств и в случае прекращении членства в кооперативе (ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 19.06.1992 № 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации").

С учетом изложенного, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных истцом требований о взыскании с ответчика уплаченного вступительного взноса в размере 10 000 рублей, а также членских взносов в размере 20 000 рублей, отказать.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей, государственная пошлина уплачивается в размере 5 200 рублей плюс 1 % суммы, превышающей 200 000 рублей.

Учитывая, что в ходе разбирательства по делу суд пришел к выводу об удовлетворении данных требований, с ответчика в доход местного бюджета, исходя и размера присужденных ко взысканию сумм, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 900 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск удовлетворить частично.

Расторгнуть договор № 384/2015 о порядке выплаты взносов и предоставления жилья члену ЖСК "Наш Дом" от 21.09.2015, заключенный между Ивановым Д. В. и ЖСК "Наш Дом".

Взыскать с жилищно-строительного кооператива "Наш Дом" в пользу Иванова Д. В. денежные средства в сумме 370 000 рублей.

Взыскать с жилищно-строительного кооператива "Наш Дом" в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 900 рублей.

В остальной части в иске отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска.

Судья (подпись)

...

...

...

...

...

...

...

2-410/2017 ~ М-46/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Иванов Дмитрий Владимирович
Ответчики
Жилищно-строительный кооператив "Наш дом"
Другие
Глушаков Алексей Леонидович
Суд
Октябрьский районный суд г. Томска
Судья
 Рукавишников Е.А.
Дело на странице суда
oktiabrsky--tms.sudrf.ru
10.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2017Передача материалов судье
13.01.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.02.2017Подготовка дела (собеседование)
07.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2017Судебное заседание
07.03.2017Судебное заседание
13.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.04.2018Дело оформлено
28.04.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее