Судья: Румянцева М.А. Дело № 33-15553/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Бекловой Ж.В.,
судей Гулиной Е.М., Мизюлина Е.В.,
при секретаре Крохиной И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 июля 2018 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Талдомского районного суда Московской области от 20 марта 2018 года по делу
по иску Мочаловой Н.А. к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным отказа в выдачи удостоверения многодетной семьи, обязании выдать удостоверение многодетной семьи и обязании выдать удостоверение,
заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,
объяснения истца,
УСТАНОВИЛА:
первоначально Мочалова Н.А. обратилась в суд с иском к Талдомскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области о признании незаконным решения Талдомского управления социальной защиты населения от 30.11.2017 года об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи, обязании выдать удостоверение многодетной семьи.
В обоснование заявленных требований указала, что она совместно с мужем Мочаловым Ю.В. и тремя несовершеннолетними детьми проживает по адресу <данные изъяты>. В указанной квартире истица и ее дети зарегистрированы постоянно, муж истицы зарегистрирован временно. Истец обратилась в Талдомское управление социальной защиты с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи. Решением комиссии ответчика в выдаче удостоверения отказано, поскольку муж истицы имеет место жительство в другом субъекте РФ. Истица считает отказ в выдаче удостоверения незаконным.
В судебном заседании истец исковые требования просила удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание явилась, в удовлетворении иска просила отказать.
Решением суда исковые требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Талдомского управления социальной защиты населения <данные изъяты> от 21.11.2017 года. На Талдомское управление социальной защиты населения возложена обязанность выдать Мочаловой Н.А. удостоверение многодетной семьи.
Министерство социального развития Московской области обратилось с апелляционной жалобой на указанное судебное постановление, просили решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав истца, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика, который извещался надлежащим образом о дате рассмотрения дела (л.д. <данные изъяты>
Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Настоящее решение суда первой инстанции указанным требованиям закона не соответствует.
Отменяя решение суда, судебная коллегия приходит к выводу, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику.
В данном случае иск предъявлен к юридическому лицу.
В силу ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 Положения о Министерстве социального развития Московской области, утвержденного Постановлением Правительства МО от 04.08.2015 N 642/29, Министерство социального развития Московской области (далее - Министерство) является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сферах социальной защиты, труда, охраны труда и занятости населения Московской области, проводящим государственную политику, координирующим деятельность в указанных сферах иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью.
Министерство обладает правами юридического лица; имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в соответствии с законодательством, печать с воспроизведением герба Московской области и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки, необходимые для осуществления его деятельности; может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности (п.4).
Талдомское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области является территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области, следовательно, не является юридическим лицом и не может быть истцом или ответчиком в суде.
Как следует из материалов дела, судом не производилась замена ненадлежащего ответчика на надлежащего. В решении суда указан ответчик – Талдомское управление социальной защиты населения, на ненадлежащего ответчика судом возложена обязанность выдать удостоверение многодетной семьи.
В связи с чем, судебная коллегия считает возможным отменить решение суда, предъявленное к Талдомскому управлению социальной защиты населения Московской области, поскольку указанное территориальное структурное подразделение не может выступать в суде как ответчик, не являясь юридическим лицом и перейти к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции. В суде апелляционной инстанции произведена замена ненадлежащего ответчика - Талдомского управления социальной защиты населения на надлежащего - Министерство социального развития Московской области.
В суд апелляционной инстанции представитель ответчика не явился.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, судебная коллегия исходила из следующего.
Указом Президента Российской Федерации N 431 от 5.05.1992 года «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» установлены меры социальной поддержки многодетных семей.
Пунктом 3 Указа Президента РФ от 5.05.1992 года N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» меры социальной защиты установлены на федеральном уровне и Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом. Однако такой порядок и условия возмещения расходов приняты не были.
В силу ст. 26.3 Федерального закона от 6.10.1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в п. 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан,.. . имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).
Закон Московской области от 12.01.2006 г. N 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», устанавливающий виды компенсаций, фактически был принят в целях реализации Указа Президента Российской Федерации N 431 от 05.05.1992 года «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».
При таких обстоятельствах, вопрос об обеспечении мерами социальной поддержки многодетных семей отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность предоставления ряда гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и соответственно подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса РФ и ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
На основании указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации», регистрация не входит в понятие «место жительства», а является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
Согласно Закону Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).
На основании ст. 2 Закона многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц).
Материалами дела подтверждается, что между Мочаловой Н.А. и Мочаловым Ю.В. зарегистрирован брак 16.07.2013 года. Стороны воспитывают троих несовершеннолетних детей <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>.
Мочалова Н.А. обратилась в Талдомское управление социальной защиты с заявлением о выдаче ей удостоверения многодетной семьи. Однако уведомлением от 21.11.2017 года ей было отказано в выдаче удостоверения по тем основаниям, что её супруг Мочалов Ю.В. зарегистрирован в городе Москве.
Постановлением Правительства Московской области от 11.03.2016 года №178/7, действовавшего на дату обращения истицы с заявлением (21.11.2017 года), утратившего силу в связи с принятием Постановления Правительства Московской области от 12.12.2017 года №1029/45, вступившим в силу с 27.12.2017 года, утвержден Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи.
Согласно п.2. удостоверение выдавалось территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области (далее - Подразделение) или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) (далее - заявитель).
Пункт 3 предусматривал, что для получения удостоверения заявитель представляет в Подразделение или в МФЦ по месту жительства заявление о выдаче удостоверения с приложением следующих документов: копия паспорта заявителя (супруга, супруги) или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (с предъявлением подлинника);копии свидетельств о рождении детей (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) (с предъявлением подлинников); документ, подтверждающий место жительства заявителя (супруга, супруги) и детей (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) в Московской области, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность; копия свидетельства о заключении (расторжении) брака (с предъявлением подлинника); фотография заявителя (супруга, супруги) размером 3 x 4 см. Дополнительно заявителем представляется: копия вступившего в законную силу решения суда об установлении отцовства, заверенная соответствующим судом, либо копия свидетельства об установлении отцовства (с предъявлением подлинника) - в случае, если в отношении ребенка (детей) установлено отцовство; копия вступившего в законную силу решения суда, заверенная соответствующим судом, или копия соглашения родителей о месте жительства ребенка (детей), заключенного в письменной форме и удостоверенного нотариально (с предъявлением подлинника) - в случае расторжения брака между родителями ребенка (детей); копия свидетельства о смерти супруга (супруги) (с предъявлением подлинника) - в случае, если один из родителей ребенка (детей) умер.
Таким образом, при определении статуса многодетной семьи, проживающей на территории Московской области, юридически значимым установление совместного проживания членов семьи, зарегистрированной на территории Московской, имеющей в своем составе не менее трех несовершеннолетних детей, находящихся на иждивении родителей и воспитываемых ими.
Из представленного паспорта истицы следует, что она постоянно зарегистрирована по адресу: <данные изъяты>
Из представленного паспорта супруга следует, что он имеет постоянную регистрацию по адресу: <данные изъяты>.
Однако, из материалов дела следует, что истец и члены её семьи на дату обращения с заявлением о выдачи удостоверения многодетной семьи и в настоящее время фактически проживают по адресу: <данные изъяты>
Данные обстоятельства подтверждаются свидетельствами: о регистрации по месту пребывания Мочалова Ю.В. указанному адресу на срок с 29.06.2017 года по 29.06.2037 года (л.д.<данные изъяты>); свидетельством о регистрации по месту жительства Мочаловой С.Ю., 19.02.2015 года рождения, по указанному адресу постоянно (л.д.<данные изъяты>); свидетельством о регистрации по месту жительства <данные изъяты><данные изъяты>, по указанному адресу постоянно (л.д.<данные изъяты>); свидетельством о регистрации по месту жительства <данные изъяты>, по указанному адресу постоянно (л.д.<данные изъяты>).
Согласно объяснениям данным истицей в судебном заседании 20.03.2018 года (л.д. <данные изъяты>) она со своими детьми и мужем проживают по адресу <данные изъяты>
В суде апелляционной инстанции истица подтвердила данные обстоятельства (протокол судебного заседания от 09.07.2018 года л.д. <данные изъяты>).
В силу ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В соответствии с ч.ч.1,2,3 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что в силу ст.ст. 55, 56 ГПК РФ со стороны истца представлены доказательства, подтверждающие, что её семья фактически проживает в Московской области. Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.
В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о том, что истец и её семья имеют право на получение удостоверения многодетной семьи в силу положений Закона Московской области от 12.01.2006 г. № 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» на период проживания в Московской области.
Таким образом, требования истца подлежат удовлетворению, судебная коллегия возлагает обязанность на Министерство социального развития Московской области выдать истице удостоверение многодетной семьи.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Талдомского районного суда Московской области от 20 марта 2018 года отменить.
Обязать Министерство социального развития Московской области выдать Мочаловой Н.А. удостоверение многодетной семьи, в составе семьи: Мочалова Ю.В., <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>.
Председательствующий
Судьи