ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Фёдоровка 13 июня 2013 года
Фёдоровский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующей судьи Янбулатовой З.С.,
с участием помощника прокурора Фёдоровского района Республики Башкортостан Сайфуллина И.М.,
представителя третьего лица - администрации сельского поселения Дедовский сельский Совет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан Гафарова Р.С.,
при секретаре Фроловой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Фёдоровского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Башкортостан о возложении обязанности по принятию мер по постановке на учет бесхозяйственного имущества - скотомогильника,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Фёдоровского района Республики Башкортостан обратился в Федоровский районный суд Республики Башкортостан с указанным исковым заявлением, мотивировав тем, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства об образовании и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что на территории сельского поселения Дедовский сельсовет муниципального района Федоровский район РБ, примерно в 0,75 км. в западном направлении от <адрес> находится бесхозный эксплуатируемый скотомогильник. Названный скотомогильник, в нарушение требований действующего законодательства, ни у кого на балансе не числится, ни за кем не закреплен и фактически никто не следит за его техническим и санитарным состоянием. Вышеуказанный скотомогильник, находящийся на территории сельского поселения Дедовский сельсовет муниципального района Федоровский район РБ, фактически является бесхозным, что подтверждается справками ГБУ «Федоровская районная ветеринарная станция РБ» и Отдела по Федоровскому и Стерлибашевскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан. Порядок его использованием никем не контролируется, никто не несет ответственности за нарушение требований ветеринарно-санитарных правил, поэтому ответственность за постановку на учет, устройство, санитарное оборудование скотомогильника как имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, должно быть возложено на Правительство Республики Башкортостан. Таким образом, бездействие Правительства Республики Башкортостан выразившиеся в непостановке на учет бесхозного скотомогильника, непринятии соответствующих мер по приведению скотомогильника в соответствие с действующими санитарными нормами и правилами лишает граждан права на благоприятную среду, на ее защиту от негативного воздействия, что создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для животных и человека, и, соответственно, предполагает возникновение чрезвычайных ситуаций.
Просит суд признать скотомогильник, расположенный на территории сельского поселения Дедовский сельсовет муниципального района Федоровский район РБ, примерно в 0,75 км. в западном направлении от <адрес>, бесхозным. Обязать Правительство Республики Башкортостан принять меры к постановке на учет бесхозного недвижимого имущества - скотомогильника, расположенного на территории сельского поселения Дедовский сельсовет муниципального района Федоровский район РБ, примерно в 0,75 км. в западном направлении от <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Федоровского района Республики Башкортостан Сайфуллин И.М. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в исковом заявлении и просил их удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель третьего лица - администрации сельского поселения Дедовский сельский Совет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан Гафаров Р.С., согласился и исковым заявлением прокурора.
Представитель Правительства Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, причина неявки не известна.
Представитель ГБУ «Федоровская районная ветеринарная станция Республики Башкортостан» Дашкин И.М. представил заявление о рассмотрении дела без его участия, по иску возражений не имел.
На основании ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело без участия указанных лиц.
Выслушав помощника прокурора, представителя АСП, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация определена как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Согласно ст.ст. 5, 6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Для осуществления данных полномочий согласно п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ, в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 35 Закона «Об охране окружающей среды», при размещении зданий, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, обеспечение экономических, демографических, нравственных последствий эксплуатации указанных объектов с соблюдением приоритета сохранения благоприятной среды.
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не предусматривает.
В соответствие со ст.ст. 1, 2 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 года № 4979-1 «О ветеринарии», основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства. Ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, зарегистрированные в Минюсте РФ 05.01.1996 года № 1005, являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями (в дальнейшем организациями) всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения.
Согласно п.п. 5.1., 5.6., 5.8., 6.2. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным инспектором РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. Территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. Ворота скотомогильника и крышки биотермических ям запирают на замки, ключи от которых хранят у специально назначенных лиц или ветеринарного специалиста хозяйства (отделения), на территории которого находится объект.
Вышеуказанный скотомогильник, находящийся на территории сельского поселения Дедовский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан, фактически является бесхозным, что подтверждается справками ГБУ «Федоровская районная ветеринарная станция РБ» и Отдела по Федоровскому и Стерлибашевскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан. Порядок его использованием никем не контролируется, никто не несет ответственности за нарушение требований ветеринарно-санитарных правил, поэтому ответственность за постановку на учет, устройство, санитарное оборудование скотомогильника как имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, должно быть возложено на Правительство Республики Башкортостан.
В соответствии с действующим законодательством вопросы создания и учета скотомогильников (биометрических ям) возложены на собственников данного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъекты Российской Федерации.
Следовательно, иск о постановке скотомогильника на учет непосредственно связан с установлением права собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации на данный объект недвижимости, подлежит рассмотрению Федоровским районным судом Республики Башкортостан.
Согласно ч.1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Таким образом, бездействие Правительства Республики Башкортостан выразившиеся в непостановке на учет бесхозного скотомогильника, непринятии соответствующих мер по приведению скотомогильника в соответствие с действующими санитарными нормами и правилами лишает граждан права на благоприятную среду, на ее защиту от негативного воздействия, что создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для животных и человека, и, соответственно, предполагает возникновение чрезвычайных ситуаций.
Между тем, в соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.
На основании вышеизложенного, суд находит исковые требования прокурора Фёдоровского района РБ обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░ 0,75 ░░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░ 0,75 ░░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░